• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание учебного предмета «Русский язык» во 3 классе полностью соответствует авторской программе.
Виды речи. Речь и её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложение с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией. Разбор по членам предложения. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; синонимы и антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов, антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительнве, имеющие форму одного числа. Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени сущеситвительного.
| № п/п | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Наименование разделов и тем |
| Язык и речь – 2ч |
| 1 | 01.09-02-09 | | Виды речи. Речь, её назначение. |
| 2 | 01.09-02-09 | | Язык, его назначение. |
| Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч |
| 3 | 01.09-02-09 | | Текст |
| 4 | 01.09-02-09 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. |
| 5 | 01.09-02-09 | | Предложение. |
| 6 | 05.09-09.09 | | Виды предложений по цели высказывания |
| 7 | 05.09-09.09 | | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». |
| 8 | 05.09-09.09 | | Редактирование текста. Виды предложений по интонации |
| 9 | 05.09-09.09 | | Предложения с обращением |
| 10 | 05.09-09.09 | | Главные и второстепенные члены предложения |
| 11 | 12.09-16.09 | | Распространённые и нераспространённые предложения |
| 12 | 12.09-16.09 | | Входная контрольная работа. |
| 13 | 12.09-16.09 | | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения |
| 14 | 12.09-16.09 | | Словосочетание. |
| 15 | 12.09-16.09 | | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». |
| 16 | 19.09-23.09 | | Контрольная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». |
| Слово в языке и речи – 19 ч |
| 17 | 19.09-23.09 | | Лексическое значение слова |
| 18 | 19.09-23.09 | | Редактирование текста. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. |
| 19 | 19.09-23.09 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Омонимы. |
| 20 | 19.09-23.09 | | Слово и словосочетание. |
| 21 | 26.09-30.09 | | Фразеологизмы. |
| 22 | 26.09-30.09 | | Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста. |
| 23 | 26.09-30.09 | | Редактирование изложения. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи |
| 24 | 26.09-30.09 | | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. |
| 25 | 26.09-30.09 | | Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». |
| 26 | 03.10-07.10 | | Редактирование текста. Имя числительное |
| 27 | 03.10-07.10 | | Проверочная работа по теме: «Части речи». |
| 28 | 03.10-07.10 | | Однокоренные слова. |
| 29 | 03.10-07.10 | | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. |
| 30 | 03.10-07.10 | | Согласные звуки и буквы для их обозначения. |
| 31 | 17.10-21.10 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. |
| 32 | 17.10-21.10 | | Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. |
| 33 | 17.10-21.10 | | Редактирование изложения. Правописание слов с мягким разделительным знаком. |
| 34 | 17.10-21.10 | | Контрольный диктант №1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы». |
| 35 | 17.10-21.10 | | Проект «Рассказ о слове». |
| Состав слова – 16 ч |
| 36 | 24.10-28-10 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Корень слова Однокоренные слова. |
| 37 | 24.10-28-10 | | Чередование согласных в корне. Контрольный словарный диктант №1 |
| 38 | 24.10-28-10 | | Сложные слова. |
| 39 | 24.10-28-10 | | Формы слова. Окончание. |
| 40 | 24.10-28-10 | | Формы слова. Окончание. |
| 41 | 31.10-04.11 | | Приставка. |
| 42 | 31.10-04.11 | | Приставка. |
| 43 | 31.10-04.11 | | Значения приставок. |
| 44 | 31.10-04.11 | | Суффикс. |
| 45 | 31.10-04.11 | | Значения суффиксов . |
| 46 | 07.11-11.11 | | Р.р. Сочинение по репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе». |
| 47 | 07.11-11.11 | | Редактирование сочинения. Основа слова. |
| 48 | 07.11-11.11 | | Обобщение знаний о составе слова. |
| 49 | 07.11-11.11 | | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. |
| 50 | 07.11-11.11 | | Контрольная работа №2 по теме «Состав слова». |
| 51 | 14.11-18.11 | | Проект «Семья слов». |
| Правописание частей слова – 29 ч |
| 52 | 14.11-18.11 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Общее представление о правописании частей слова. |
| 53 | 14.11-18.11 | | Редактирование изложения. Правописание безударных гласных в корне слова. |
| 54 | 14.11-18.11 | | Правописание безударных гласных в корне слова. |
| 55 | 14.11-18.11 | | Правописание безударных гласных в корне слова. |
| 56 | 28.11-02.12 | | Правописание безударных гласных в корне слова. |
| 57 | 28.11-02.12 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
| 58 | 28.11-02.12 | | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
| 59 | 28.11-02.12 | | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
| 60 | 28.11-02.12 | | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
| 61 | 05.12-09.12 | | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
| 62 | 05.12-09.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 63 | 05.12-09.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 64 | 05.12-09.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 65 | 05.12-09.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
| 66 | 12.12-16.12 | | Контрольное тестирование по теме «Правописание частей слова» |
| 67 | 12.12-16.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. |
| 68 | 12.12-16.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. |
| 69 | 12.12-16.12 | | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». |
| 70 | 12.12-16.12 | | Редактирование текста. Правописание суффиксов и приставок |
| 71 | 19.12-23.12 | | Правописание суффиксов и приставок |
| 72 | 19.12-23.12 | | Правописание суффиксов и приставок |
| 73 | 19.12-23.12 | | Правописание приставок и предлогов. |
| 74 | 19.12-23.12 | | Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант№2 |
| 75 | 19.12-23.12 | | Проект «Составляем орфографический словарик». |
| 76 | 26.12-30.12 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
| 77 | 26.12-30.12 | | Контрольный диктант №2 по теме «Правописание частей слова» |
| 78 | 26.12-30.12 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
| 79 | 26.12-30.12 | | Р.р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. |
| 80 | 26.12-30.12 | | Редактирование изложение. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
| Части речи – 76 ч |
| 81 | 09.01-13.01 | | Части речи (повторение и углубление представлений). |
| Имя существительное (30ч) |
| 82 | 09.01-13.01 | | Значение и употребление имён существительных в речи. |
| 83 | 09.01-13.01 | | Значение и употребление имён существительных в речи. |
| 84 | 09.01-13.01 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
| 85 | 09.01-13.01 | | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. |
| 86 | 16.01-20.01 | | Собственные и нарицательные имена существительные. |
| 87 | 16.01-20.01 | | Проект «Тайна имени». |
| 88 | 16.01-20.01 | | Редактирование изложения. Изменение имён существительных по числам. |
| 89 | 16.01-20.01 | | Имена существительные, имеющие форму одного числа . |
| 90 | 16.01-20.01 | | Род имён существительных. |
| 91 | 23.01-27.01 | | Род имён существительных |
| 92 | 23.01-27.01 | | Имена существительные общего рода . |
| 93 | 23.01-27.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода . |
| 94 | 23.01-27.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
| 95 | 23.01-27.01 | | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. |
| 96 | 30.01-03.02 | | Проверочный диктант по теме «Имя существительное» |
| 97 | 30.01-03.02 | | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. |
| 98 | 30.01-03.02 | | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
| 99 | 30.01-03.02 | | Неизменяемые имена существительные. |
| 100 | 30.01-03.02 | | Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
| 101 | 06.02-10.02 | | Редактирование текста. Именительный падеж имён существительных. |
| 102 | 06.02-10.02 | | Родительный падеж имён существительных. |
| 103 | 06.02-10.02 | | Дательный падеж имён существительных. |
| 104 | 06.02-10.02 | | Винительный падеж имён существительных. |
| 105 | 06.02-10.02 | | Творительный падеж имён существительных. |
| 106 | 13.02-17.02 | | Предложный падеж имён существительных |
| 107 | 13.02-17.02 | | Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. |
| 108 | 13.02-17.02 | | Редактирование изложения. Все падежи. |
| 109 | 13.02-17.02 | | Проект «„Зимняя" страничка». |
| 110 | 13.02-17.02 | | Р.р. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
| 111 | 27.02-03.03 | | Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное». |
| Имя прилагательное (19 ч.) |
| 112 | 27.02-03.03 | | Работа над ошибками. Лексическое значение имён прилагательных. |
| 113 | 27.02-03.03 | | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки. |
| 114 | 27.02-03.03 | | Роль имён прилагательных в тексте. |
| 115 | 27.02-03.03 | | Текст-описание |
| 116 | 06.03-10.03 | | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
| 117 | 06.03-10.03 | | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. |
| 118 | 06.03-10.03 | | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. |
| 119 | 06.03-10.03 | | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). |
| 120 | 06.03-10.03 | | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). |
| 121 | 13.03-17.03 | | Число имён прилагательных. |
| 122 | 13.03-17.03 | | Число имён прилагательных. |
| 123 | 13.03-17.03 | | Падеж имён прилагательных |
| 124 | 13.03-17.03 | | Начальная форма имени прилагательного. |
| 125 | 13.03-17.03 | | Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный словарный диктант№3. |
| 126 | 20.03-24.03 | | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
| 127 | 20.03-24.03 | | Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное». |
| 128 | 20.03-24.03 | | Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».) |
| 129 | 20.03-24.03 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
| 130 | 20.03-24.03 | | Проект «Имена прилагательные в загадках». |
| Местоимение (6 ч.) |
| 131 | 27.03-31.03 | | Редактирование текста. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. |
| 132 | 27.03-31.03 | | Личные местоимения единственного и множественного числа. |
| 133 | 27.03-31.03 | | Род местоимений 3-го лица единственного числа. |
| 134 | 27.03-31.03 | | Род местоимений 3-го лица единственного числа. |
| 135 | 27.03-31.03 | | Род местоимений 3-го лица единственного числа |
| 136 | 03.04-07.04 | | Проверочная работа по теме «Местоимение». |
| Глагол (20 ч.) |
| 137 | 03.04-07.04 | | Повторение и углубление представлений о глаголе. |
| 138 | 03.04-07.04 | | Число. Изменение глаголов по числам. |
| 139 | 03.04-07.04 | | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. |
| 140 | 03.04-07.04 | | Редактирование текста. Начальная (неопределенная) форма глагола. |
| 141 | 17.04-21.04 | | Начальная (неопределенная) форма глагола. |
| 142 | 17.04-21.04 | | Число глаголов. |
| 143 | 17.04-21.04 | | Изменение глаголов по числам. |
| 144 | 17.04-21.04 | | Времена глагола. |
| 145 | 17.04-21.04 | | Изменение глаголов по временам. |
| 146 | 24.04-28.04 | | Изменение глаголов по временам. |
| 147 | 24.04-28.04 | | Комплексная работа. |
| 148 | 24.04-28.04 | | Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
| 149 | 24.04-28.04 | | Редактирование изложения. Род глаголов в прошедшем времени. |
| 150 | 24.04-28.04 | | Род глаголов в прошедшем времени. |
| 151 | 01.05-05.05 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
| 152 | 01.05-05.05 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление. |
| 153 | 01.05-05.05 | | Обобщение знаний о глаголе. |
| 154 | 01.05-05.05 | | Проверочная работа по теме «Глагол». |
| 155 | 01.05-05.05 | | Р.р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» |
| 156 | 08.05-12.05 | | Контрольный диктант №4 по теме «Глагол» |
| Повторение – 14 ч |
| 157 | 08.05-12.05 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Части речи. |
| 158 | 08.05-12.05 | | Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану |
| 159 | 08.05-12.05 | | Редактирование изложения. Текст и предложение. |
| 160 | 08.05-12.05 | | Слово и слог. Звуки и буквы. |
| 161 | 15.05-19.05 | | Однокоренные слова. |
| 162 | 15.05-19.05 | | Правописание корня слова. |
| 163 | 15.05-19.05 | | Контрольное тестирование за 3 класс. |
| 164 | 15.05-19.05 | | Правописание корня слова. |
| 165 | 15.05-19.05 | | Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант№4. |
| 166 | 22.05-26.05 | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
| 167 | 22.05-26.05 | | Р.р. Изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
| 168 | 22.05-26.05 | | Редактирование изложения. Повторение. Местоимение. |
| 169 | 22.05-26.05 | | Р.р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» |
| 170 | 22.05-26.05 | | Редактирование сочинения. КВН «Знатоки русского языка». |
| ИТОГО 170 ч. |