kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и планирование на учебный год по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании»;

  • Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России « О рабочих программах учебных предметов» от 28 октября 2015г. № 08 – 1786;

  • Примерной программы основного общего образования по учебным предметам;

  • Авторской программы «Русский язык» В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной,;

  • Основной образовательной программы основного общего образования школы;

  • Учебного плана МОУ Уваровская школа на 2016 – 2017 учебный год.

Целями изучения предмета «Русский язык» в 3-ем классе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.



Предметные результаты освоения предмета.

  1. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения4 осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. 3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  5. 5) формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  6. 6) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

  7. 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  8. 8) освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  9. 9) формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Русский язык» во 3 классе полностью соответствует авторской программе.


Язык и речь (2ч.)

Виды речи. Речь и её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.



Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложение с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией. Разбор по членам предложения. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.



Слово в языке и речи (19ч.)

Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; синонимы и антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов, антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).



Состав слова (16ч.)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.



Правописание частей слова (29ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


Части речи (76ч.)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз.

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительнве, имеющие форму одного числа. Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени сущеситвительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Повторение (14ч.)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

1

Речь и язык

2


2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

2

3

Слово в языке и речи

19

2

4

Состав слова

16

1

5

Правописание частей слова

29

2

6

Части речи

76

7

7

Повторение

14

1


Итого:

170

15







Календарно – тематическое планирование

п/п

Плановые

сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Наименование разделов и тем



Язык и речь – 2ч

1

01.09-02-09


Виды речи. Речь, её назначение.

2

01.09-02-09


Язык, его назначение.

Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч

3

01.09-02-09


Текст

4

01.09-02-09


Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

5

01.09-02-09


Предложение.

6

05.09-09.09


Виды предложений по цели высказывания

7

05.09-09.09


Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

8

05.09-09.09


Редактирование текста. Виды предложений по интонации

9

05.09-09.09


Предложения с обращением

10

05.09-09.09


Главные и второстепенные члены предложения

11

12.09-16.09


Распространённые и нераспространённые пред­ложения

12

12.09-16.09


Входная контрольная работа.

13

12.09-16.09


Работа над ошибками. Простое и сложное предложения

14

12.09-16.09


Словосочетание.

15

12.09-16.09


Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золо­тая осень».

16

19.09-23.09


Контрольная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».


Слово в языке и речи – 19 ч

17

19.09-23.09


Лексическое значение слова

18

19.09-23.09


Редактирование текста. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

19

19.09-23.09


Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Омонимы.

20

19.09-23.09


Слово и словосочетание.

21

26.09-30.09


Фразеологизмы.

22

26.09-30.09


Р.р. Подробное изложение с языко­вым анализом текста.

23

26.09-30.09


Редактирование изложения. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи

24

26.09-30.09


Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.

25

26.09-30.09


Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

26

03.10-07.10


Редактирование текста. Имя числительное

27

03.10-07.10


Проверочная работа по теме: «Части речи».

28

03.10-07.10


Однокоренные слова.

29

03.10-07.10


Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

30

03.10-07.10


Согласные звуки и буквы для их обозначения.

31

17.10-21.10


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

32

17.10-21.10


Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составлен­ному плану.

33

17.10-21.10


Редактирование изложения. Правописание слов с мягким разделительным знаком.


34

17.10-21.10


Контрольный диктант №1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы».

35

17.10-21.10


Проект «Рассказ о слове».

Состав слова – 16 ч

36

24.10-28-10


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Корень слова Однокоренные слова.

37

24.10-28-10


Чередование согласных в корне. Контрольный словарный диктант №1

38

24.10-28-10


Сложные слова.

39

24.10-28-10


Формы слова. Окончание.

40

24.10-28-10


Формы слова. Окончание.

41

31.10-04.11


Приставка.

42

31.10-04.11


Приставка.

43

31.10-04.11


Значения приставок.

44

31.10-04.11


Суффикс.

45

31.10-04.11


Значения суффиксов .

46

07.11-11.11


Р.р. Сочинение по репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе».

47

07.11-11.11


Редактирование сочинения. Основа слова.

48

07.11-11.11


Обобщение знаний о составе слова.

49

07.11-11.11


Р.р. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом.

50

07.11-11.11


Контрольная работа №2 по теме «Состав слова».

51

14.11-18.11


Проект «Семья слов».

Правописание частей слова – 29 ч

52

14.11-18.11


Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Общее представление о правописании частей слова.


53

14.11-18.11


Редактирование изложения. Правописание безударных гласных в корне слова.

54

14.11-18.11


Правописание безударных гласных в корне слова.

55

14.11-18.11


Правописание безударных гласных в корне слова.

56

28.11-02.12


Правописание безударных гласных в корне слова.

57

28.11-02.12


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

58

28.11-02.12


Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

59

28.11-02.12


Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

60

28.11-02.12


Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

61

05.12-09.12


Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

62

05.12-09.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

63

05.12-09.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

64

05.12-09.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

65

05.12-09.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

66

12.12-16.12


Контрольное тестирование по теме «Правописание частей слова»

67

12.12-16.12


Правописание слов с удвоенными согласными.

68

12.12-16.12


Правописание слов с удвоенными согласными.

69

12.12-16.12


Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

70

12.12-16.12


Редактирование текста. Правописание суффиксов и приставок

71

19.12-23.12


Правописание суффиксов и приставок

72

19.12-23.12


Правописание суффиксов и приставок

73

19.12-23.12


Правописание приставок и предлогов.

74

19.12-23.12


Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант№2

75

19.12-23.12


Проект «Составляем орфографический словарик».

76

26.12-30.12


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

77

26.12-30.12


Контрольный диктант №2 по теме «Правописание частей слова»

78

26.12-30.12


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

79

26.12-30.12


Р.р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

80

26.12-30.12


Редактирование изложение. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Части речи – 76 ч

81

09.01-13.01


Части речи (повторение и углубление представлений).

Имя существительное (30ч)

82

09.01-13.01


Значение и употребление имён существительных в речи.

83

09.01-13.01


Значение и употребление имён существительных в речи.

84

09.01-13.01


Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные.

85

09.01-13.01


Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

86

16.01-20.01


Собственные и нарицательные имена существи­тельные.

87

16.01-20.01


Проект «Тайна имени».

88

16.01-20.01


Редактирование изложения. Изменение имён существительных по числам.

89

16.01-20.01


Имена существительные, имеющие форму одно­го числа .

90

16.01-20.01


Род имён существительных.

91

23.01-27.01


Род имён существительных

92

23.01-27.01


Имена существительные общего рода .

93

23.01-27.01


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода .

94

23.01-27.01


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

95

23.01-27.01


Р.р. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Составление устного рас­сказа по серии картин.

96

30.01-03.02


Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

97

30.01-03.02


Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

98

30.01-03.02


Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

99

30.01-03.02


Неизменяемые имена существительные.

100

30.01-03.02


Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

101

06.02-10.02


Редактирование текста. Именительный падеж имён существительных.

102

06.02-10.02


Родительный падеж имён существительных.

103

06.02-10.02


Дательный падеж имён существительных.

104

06.02-10.02


Винительный падеж имён существительных.

105

06.02-10.02


Творительный падеж имён существительных.

106

13.02-17.02


Предложный падеж имён существительных

107

13.02-17.02


Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

108

13.02-17.02


Редактирование изложения. Все падежи.

109

13.02-17.02


Проект «„Зимняя" страничка».

110

13.02-17.02


Р.р. Составление сочинения по ре­продукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

111

27.02-03.03


Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (19 ч.)

112

27.02-03.03


Работа над ошибками. Лексическое значение имён прилагательных.

113

27.02-03.03


Сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки.

114

27.02-03.03


Роль имён прилагательных в тексте.

115

27.02-03.03


Текст-описание

116

06.03-10.03


Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

117

06.03-10.03


Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

118

06.03-10.03


Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

119

06.03-10.03


Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

120

06.03-10.03


Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

121

13.03-17.03


Число имён прилагательных.

122

13.03-17.03


Число имён прилагательных.

123

13.03-17.03


Падеж имён прилагательных

124

13.03-17.03


Начальная форма имени прилагательного.

125

13.03-17.03


Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный словарный диктант№3.

126

20.03-24.03


Обобщение знаний об имени прилагательном.

127

20.03-24.03


Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное».

128

20.03-24.03


Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».)

129

20.03-24.03


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.

130

20.03-24.03


Проект «Имена прилагательные в загадках».

Местоимение (6 ч.)

131

27.03-31.03


Редактирование текста. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

132

27.03-31.03


Личные местоимения единственного и множе­ственного числа.

133

27.03-31.03


Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла.

134

27.03-31.03


Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла.

135

27.03-31.03


Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла

136

03.04-07.04


Проверочная работа по теме «Местоимение».

Глагол (20 ч.)

137

03.04-07.04


Повторение и углубление представлений о глаголе.

138

03.04-07.04


Число. Изме­нение глаголов по числам.

139

03.04-07.04


Р.р. Составление текста по сюжет­ным рисункам.

140

03.04-07.04


Редактирование текста. Начальная (неопределенная) форма глагола.

141

17.04-21.04


Начальная (неопределенная) форма глагола.

142

17.04-21.04


Число глаголов.

143

17.04-21.04


Изменение глаголов по числам.

144

17.04-21.04


Времена глагола.

145

17.04-21.04


Изменение глаголов по временам.

146

24.04-28.04


Изменение глаголов по временам.

147

24.04-28.04


Комплексная работа.

148

24.04-28.04


Р.р. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

149

24.04-28.04


Редактирование изложения. Род глаголов в прошедшем времени.

150

24.04-28.04


Род глаголов в прошедшем времени.

151

01.05-05.05


Правописание частицы НЕ с глаголами.

152

01.05-05.05


Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление.

153

01.05-05.05


Обобщение знаний о глаголе.

154

01.05-05.05


Проверочная работа по теме «Глагол».

155

01.05-05.05


Р.р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

156

08.05-12.05


Контрольный диктант №4 по теме «Глагол»

Повторение – 14 ч

157

08.05-12.05


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Части речи.

158

08.05-12.05


Р.р. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану

159

08.05-12.05


Редактирование изложения. Текст и предложение.

160

08.05-12.05


Слово и слог. Звуки и буквы.

161

15.05-19.05


Однокоренные слова.

162

15.05-19.05


Правописание корня слова.

163

15.05-19.05


Контрольное тестирование за 3 класс.

164

15.05-19.05


Правописание корня слова.

165

15.05-19.05


Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант№4.

166

22.05-26.05


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

167

22.05-26.05


Р.р. Изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

168

22.05-26.05


Редактирование изложения. Повторение. Местоимение.

169

22.05-26.05


Р.р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

170

22.05-26.05


Редактирование сочинения. КВН «Знатоки русского языка».

ИТОГО 170 ч.

























13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Громова Наталья Васильевна

Дата: 11.07.2017

Номер свидетельства: 423946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства