Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
| Сегодня мы продолжаем готовиться к экзамену. И одна из главных задач на данном этапе обучения – подготовиться к устному собеседованию, результаты которого помогут вам в жизни. Продолжите фразу: Чтобы добиться успеха в жизни, нужно…» (фраза на доске)
Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.. |
не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным; быть оптимистичным; стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что нравится; избавляться от комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать руки; работать качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть коммуникабельным; грамотно строить речь, чтобы другой мог понять тебя… | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Как мы можем поделиться важными моментами в жизни с окружающими?
Разве можно по фотографии что-то объяснить, это же застывшая картинка?
Посмотрите на доску. Вы видите эпиграф, в котором пропущено первое слово, восстановите его. Эпиграф к уроку: ? - это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Какие ключевые слова вы можете в нем выделить?
Какова же цель любого фотографа?
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня?
Скажите, достаточно ли той информации, которую вы знаете, чтобы описать фотографию?
О чём вам ещё нужно знать?
Верно. Это и будет темой нашего урока.
Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему?
Что нам поможет при изучении этой темы?
Как вы думаете, что такое монолог-описание, ведь мы же готовимся к устному собеседованию, где нам придется устно описывать что-то.
Для чего нужно описание, какова его цель?
Давайте вспомним структуру описания. | С помощью фото, смс, постов, интернета, писем, описываем события в разговоре по телефону или скайпу. (Ученики выдвигают свои версии.) Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
Закодированный текст или код, информация, воздействует на воображение, чувства, настроение. Цель писателя и/или фотографа одинаковая – воздействовать на воображение человека Сегодня мы будем говорить об описании фотографии. нет. Как описать фотографию? Запись темы урока в тетради. «Как описать фотографию?» (Определение цели учебной деятельности). Это задание устной части ОГЭ и при его выполнении можно допустить ошибки.
Тип речи – описание.
Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.
Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.
Схема построения описания Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 - признак 3…- мои впечатления от изображенного. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
III. Выявление места и причины затруднения. | Что мы уже знаем? Достаточно ли нам того, что мы знаем об описании, чтобы описать фотографию?
Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию?
Следовательно, цель нашего урока… | Только структуру текста – описания Нет
Алгоритм и умение его применять. Цель - изучить алгоритм описания фотографии. | Личностные. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Познавательные. Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (алгоритм) | Прежде всего, мы должны учитывать, что фотографии, которые даются в 3-м задании устного экзамена, это жанровые фотографии. (слайд)
Исходя из этого, можно выделить следующие темы в этом задании: (слайд)
Давайте подумаем, что нам понадобится, чтобы правильно описать фотографию? (слайд)
Молодцы! А еще что нужно?
Каков же будет наш алгоритм? Попробуйте записать свой алгоритм в тетрадь. А теперь расскажите друг другу в паре свои алгоритмы, которые у вас получились.
Кто хочет поделиться своим алгоритмом со всеми? | Восприятие информации Нужно понять, о каком событии идет речь на фотографии, кто изображен и т.д. Знание композиции. Ученики записывают свои алгоритмы в тетрадь. Работают в парах. 1-4 ученика рассказывают свои алгоритмы. | Регулятивные. Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
V. Реализация построенного проекта . | Итак, мы составили алгоритм описания фотографии. Что нам еще поможет грамотно дать это описание?
Правильно. И прежде всего, мы должны устранить неоправданные лексические повторы, которые часто встречаются в неподготовленном устном высказывании. Поэтому чтобы мы грамотно могли описать фотографию, нам необходимо провести словарную работу. Пополняем словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их распределить по колонкам)
Фотография | Сфотографировать | Увидеть | Изобразить | | | | | отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать. |
| Правильно построенная речь. Учащиеся в группах подбирают синонимы, потом самопроверка со слайда Фотография | Сфотографировать | Увидеть | Изобразить | фото, снимок, фотокарточка, кадр. | снять, запечатлеть, зафиксировать | увидать, уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить. | воссоздать, отразить, передать. | отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать. | | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Работаем над алгоритмом описания
Знакомство с билетом Обратите внимание: билет состоит из трёх вопросов и одного задания. Эти вопросы и являются подсказкой, своеобразным планом вашего ответа. На подготовку даётся только 1 минута, поэтому составить и записать готовый текст вы не успеете. Вам придётся делать наброски логической схемы ответа. А уже по ходу выступления импровизировать. Именно такую схему я вам сегодня предложу, и мы постараемся составить алгоритм описания фотографии.
Фото «Экскурсия детей»
Схема, которую я хочу вам предложить, состоит из 9 логических вопросов. Это тоже своего рода алгоритм, только «вопросный».
Составляем семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы. Составить словарик на тему: «Каким бывает настроение?», «Какой бывает атмосфера?» У вас на столах лежат таблички № 2. Вам нужно ответить на ключевые вопросы алгоритма. Вопросы | Ответы | Какова тема фотографии? | | Кто? (Что) | | Какой? (+атмосфера, настроение) | | Что делает? | | Когда делает? | | Где? | | Как делает? | | Зачем? | | Почему? | | А теперь ответ на вопросы сформулируйте только в ключевых словах. А теперь давайте подберем вопросы к тем формулировкам, которые вам встретятся в 3 задании устного экзамена. В таблице № 3 вам нужно сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами – это и есть набросок вашего выступления (заполните пробелы в таблице) (слайд) Вопрос билета: опишите | Вопрос алгоритма | людей, изображённых на фотографии: как вы думаете, почему они так одеты; | | занятие людей, изображённых на фотографии | | Атмосферу, настроение, которое | | вызывает у Вас эта фотография. | | (эталон на слайде) | Восприятие информации. Проводят наблюдение, подводят итоги наблюдения и рассуждения и т.д.
Атмосфера (какая?) Доброжелательная, тёплая, безмятежная Настроение (какое?) Бодрое, приподнятое, отличное.
Заполняют табличку Вопрос билета: опишите | Вопрос алгоритма | людей, изображённых на фотографии: как вы думаете, почему они так одеты; | Кто? (Целое + части перечислить) Какой? Как (одеты)? Зачем (так оделись)? | занятие людей, изображённых на фотографии | Что делает? Когда? Как делает? | атмосферу | Почему? Какая (атмосфера)? | настроение, которое вызывает у Вас эта фотография. | Какой? (настроение) Почему? (такое настроение) | | Регулятивные. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Познавательные. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Сейчас я вам раздам фотографии с заданиями, которые вы должны будет описать. На ваших партах есть примеры конструкций-помощников, которые вам помогут при составлении вашего ответа. А также те слова-синонимы, которые мы с вами подобрали.
Работа над составлением описания (ученики работают индивидуально) По каким критериям мы будет оценивать ваши ответы? Давайте их разработаем. А теперь посмотрите на экран и проверьте себя. | Совместная работа с учителем Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели, результата, степень их соответствия. | Личностные: самопроверка и взаимопроверка регулятивные: контроль, оценка, коррекция познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
| Важно понимать, что устная часть предполагает проверку навыка спонтанной, неподготовленной речи. Если при работе с черновиком вы можете что-то менять, удалять, добавлять, то при ответе во время собеседования у вас такой возможности не будет. Давайте потренируемся и исправим ошибки в предложениях, которые можно допустить. (слайд) Правильные ответы запишите в тетрадь.
Предупреждаем ошибки
Фотограф сфотографировал ребят во время отдыха. Ребята … На ребятах … (надеты, одеты) Школьники фотографируют и любуются памятниками архитектуры. По эмоциям зрителей видно, что они довольны игрой актёров в спектакле «Ревизоре». Благодаря этого снимка мы узнали, кто победил в соревновании.
А теперь снова объединитесь в группы. Попробуйте за 1 минуту (а именно столько дается на подготовку 3-го задания) описать фотографию. Опирайтесь на свой алгоритм, пользуйтесь теми опорными вопросами, которые мы с вами вывели. Молодцы. А теперь выполните это задание. Давайте ещё раз повторим алгоритм. Познакомиться с билетом Определить ЦЕЛОЕ Составить семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы. Сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами. Составить описание, опираясь на фразы клише. | Исправление ошибок и запись в тетрадь предложений. Работа в группах, анализ, опора на алгоритм и т.д. Обсуждение в группах, затем выбор представителя от группы. (либо каждый представитель дет полный ответ, либо по одному предложению) | Личностные. Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
IX. Рефлексия деятельности | Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?
Какие советы и рекомендации вы можете дать одноклассникам? На что необходимо обратить особое внимание?
А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.
Перед вами ступенька достижений. Оцените, на какой ступени вы к концу урока находитесь. | Изучить алгоритм описания фотографии Да ответы детей Дети определяют, делятся своими размышлениями. | личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке регулятивные. Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика познавательные. Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
X. Домашнее задание. | На выбор – 1. Подобрать жанровую фотографию о своей семье и подготовить описание. 2. Подготовить сообщение для друга, который ничего не знает об описании фотографии. | Запись в дневник. | |