планирование уроков русского языка по программе М.Разумовской
Планирование уроков русского языка по программе М.Разумовской
Размещенный на сайте файл содержит календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 6 классса. Данный материал будет необходим преподавателям, работающим по программе, разработанной М.Разумовской. Файл содержит подробное описание уроков, рассчитаны часы для проведеня контрольных работ, сочинений, изложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«планирование уроков русского языка по программе М.Разумовской »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:
Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Программы по русскому языку авторского коллектива под редакцией М.М.Разумовской
В 6 классе обучение русскому языку ведется по программе под редакцией М.М. Разумовской и учебнику, авторами которого являются М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева, М.В. Соловейчик. – М.: Дрофа - 2011
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта и Государственным стандартам по русскому языку. В программу включено изучение таких разделов, как «Словообразование», «Причастие. Деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение». Большое место отводится изучению употребления разных частей речи и их произношения, что позволяет совершенствовать произносительные и речевые навыки учащихся, овладевать нормами современного русского литературного языка. Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.
Материал подается в двух аспектах: языковом и речеведческом – и распределяется на 210 ч в году
Количество часов в неделю - 6
Количество контрольных диктантов - 8 Контрольных работ - 3
Изложений – 4 Сочинений – 4 уроков по развитию речи– 53
Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; потребности в речевом самосовершенствовании;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Раздел «Речь»
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы
Раздел «Язык. Правописание»
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
• по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
• по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
• по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
• пользоваться разными видами лингвистических словарей.
№
УРОКА
ДАТА
ТЕМА УРОКА
Кол-во часов
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЧЕТВЕРТЬ
1.
Слово – основная единица языка.
1
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч + 8 р/р)
(НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ)
2.
1
Что мы знаем о речи.
3.
1
Что мы знаем о стилях речи.
4.
1
Что мы знаем о типах речи.
5.
Орфография и пунктуация.
3
6.
7.
8.
Употребление прописных букв.
1
9.
Буквы Ъ и Ь.
1
10.
Орфограммы корня.
3
11.
12.
13.
Правописание окончаний слов.
2
14.
15.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.
3
16.
17.
18.
1
Контрольный диктант по теме «Орфография и пунктуация»
19.
Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками.
1
20,21
2
Что мы знаем о тексте.
22,23
2
Сочинение по летним впечатлениям: «Мало ли что можно делать (в лесу)!» (упр.82)
24
1
Анализ сочинений, выполнение работы над ошибками.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
52 ч + 17 р/р
25.
Части речи и члены предложения.
5
26.
27.
28.
29.
30.
1
Контрольная работа по теме «Части речи и члены предложения»
31.
Анализ контрольной работы, выполнение работы над ошибками.
1
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
11ч + 8 р/р
32.
Морфологические признаки имени существительного, его роль в речи.
2
33.
34.
Словообразование частей речи. Словообразование имён существительных.
3
35.
36.
37.
Правописание сложных существительных.
1
38.
Употребление имён существительных в речи.
2
39.
40.
Произношение имён существительных.
1
41.
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
42.
Анализ контрольного диктанта, выполнение работы над ошибками.
1
43.
1
Разграничение деловой и научной речи.
44.
1
Характеристика научного стиля.
45.
1
Определение научного понятия.
46.
1
Рассуждение – объяснение.
47.
1
Характеристика делового стиля.
48,49
2
Изложение учебно-научного текста «Связанные корни».
50.
1
Анализ изложений, выполнение работы над ошиб.
2 четверть
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
17 + 6 р/р
51
Морфологические признаки имени прилагательного, его роль в предложении.
2
52.
53.
Словообразование имён прилагательных.
4
54.
55.
56.
57.
Правописание сложных прилагательных.
2
58.
59.
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
3
60.
61.
62.
Употребление имён прилагательных в речи.
3
63.
64.
65.
Произношение прилагательных.
1
66.
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
67.
Анализ контрольного диктанта.
1
68.
1
Способы связи предложений в тексте.
69.
1
Средства связи предложений в тексте.
70.
1
Употребление параллельной связи с повтором.
71.
1
Как исправить текст с неудачным повтором.
72.
1
Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве». (упр.285)
73.
1
Анализ изложений, выполнение работы над ошибками.
ГЛАГОЛ
17ч + 3 р/р
74.
Морфологические признаки глагола. Роль глагола в предложении.
1
75,76.
Словообразование глаголов.
2
77.
Правописание суффиксов
–ова-(-ева-)//-ыва-(-ива-).
1
78.
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-.
2
79.
80
Буквы Ы-И после приставок.
2
81.
82.
Употребление глаголов в речи.
3
83.
84.
85.
Произношение глаголов.
1
86.
Урок-практикум по орфографии
1
87.
Урок-практикум по орфографии
1
88.
Повторение по теме «Словообразование»
1
89.
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование».
90.
Анализ контрольного диктанта, выполнение работы над ошибками.
1
91,92
93
3
Повествование художественного и разговорного стилей.
3 четверть
МОРФОЛОГИЯ.
ПРИЧАСТИЕ
27 ч + 7 р/р
94,95
96
Что такое причастие
3
97.
Признаки причастий
1
98.
Причастный оборот
1
99.
Причастный оборот
1
100
Причастный оборот
1
101
Урок-практикум по теме «Причастный оборот»
1
102
Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
5
103
104
105
106
107
108
2
Повествование в рассказе. Рассказ как один из жанров художественного повествования.
109
110
2
Сочинение – рассказ с условным названием «Однажды».
111
1
Анализ сочинений, выполнение работы над ошибками.
112
113
Полные и краткие причастия. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.
2
114
Морфологический разбор причастия.
1
115
1
Контрольная работа по теме «Причастие»
116
Анализ контрольной работы, выполнение работы над ошибками.
1
117
Буквы н и нн в причастиях.
1
118
Буквы н и нн в причастиях.
1
119
Буквы н и нн в причастиях.
1
120
121
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
2
122
123
Закрепление изученного по теме «Причастие».
2
124
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»
125
Анализ контрольного диктанта, выполнение работы над ошибками.
1
126,
127
2
Повествование делового и научного стилей.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
17 ч + 11 р/р
128
Что такое деепричастие.
1
129
Что такое деепричастие.
1
130,
131
2
Изложение «Как спасали крысу».
132
1
Анализ изложений, выполнение работы над ошибками.
133
Деепричастный оборот.
1
134
Деепричастный оборот.
1
135
Правописание НЕ с деепричастиями.
1
136
Правописание НЕ с деепричастиями.
1
137
1
Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам Н.Радлова.
138
1
Анализ сочинений, выполнение работы над ошибками.
139,
140
141
Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
3
142
Морфологический разбор деепричастия.
1
143
144
Употребление причастий и деепричастий в речи.
2
145
Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных и деепричастных оборотов.
1
146
147
Произношение причастий и деепричастий.
2
148
1
Контрольный диктантпо теме «Деепричастие»
149
Анализ контрольного диктанта, выполнение работы над ошибками.
1
150
Урок – практикум по орфографии и пунктуации.
1
151
152
2
Типы речи. Описание места.
153
1
Соединение в тексте описания предмета и описания места.
154
155
2
Сочинение – описание по картине(фотографии) «Кабинет Пушкина» (или Лермонтова)
156
1
Анализ сочинений, выполнение работы над ошибками.
4 четверть
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
13 ч +5 р/р
157
Что обозначает имя числительное
1
158
159
Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.
2
160
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
3
161
162
163
Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных.
2
164
165
Морфологический разбор числительных.
1
166
Употребление числительных в речи.
1
167
Произношение имён числительных.
1
168
1
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
169
Анализ контрольной работы.
1
170
1
Описание состояния окружающей среды.
171
1
Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды.
172
173
2
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»
174
1
Анализ сочинений, выполнение работы над ошибками.
МЕСТОИМЕНИЕ
16 ч + 4 р/р
175
Какие слова называются местоимениями.
1
176
На какие разряды делятся местоимения по значению.
1
177
Личные местоимения.
1
178
Возвратное местоимение себя.
1
179
Притяжательные местоимения.
1
180
Указательные местоимения
1
181
Определительные местоимения.
1
182
1
Соединение в тексте разных типовых фрагментов.
183
184
2
Подробное изложение «Речкино имя»
185
1
Анализ изложений, выполнение работы над ошибками.
186
Вопросительно-относительные местоимения.
1
187
Отрицательные местоимения.
1
188
Неопределённые местоимения.
1
189
Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
1
190
Употребление местоимений в речи.
1
191
Произношение местоимений.
1
192
Урок-практикум по орфографии и пунктуации.
1
193
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
1
200
Повторение синтаксиса и пунктуации.
2
201
1
Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.
202
Анализ контрольной работы, выполнение работы над ошибками.
1
203
210
Резерв.
8
Литература.
Методическая литература:
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004.
Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2004.
Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской). В 2 частях. Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.
Контрольно-измерительные материалы:
Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.6 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.7 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы/ К.А.Войлова, В.В. Леденёва, В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. – М.:Дрофа, 1996.
Содержание курса
Речь. Язык. Культура речи. 16 ч (+ 8 р.р) Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача
общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы – инструкция, объявление.Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в
предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Имя существительное 11 ч (+8 р.р)
Имя прилагательное 17ч (+6 р.р)
Глагол 17ч (+3р.р) Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
Причастие 27 ч (+7 р.р) Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие 17 (+11р.р) Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Числительное 13 ч (+5 р.р) Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение 16ч (+4р.р) Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.