kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование уроков русского языка и литературы с использованием уровневых заданий в координатах таксономии Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таксономия учебных задач хорошо технологизирована: для каждого уровня определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых следует начинать учебное задание; указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания. Задания, которые формируют поведенческие навыки, направлены на формирование компетенций, обязательных для всех учащихся. Как обеспечить урок такой гаммой учебных заданий? Учебные задания должны быть ясные, четкие и понятные для каждого ученика. Если задание требует дополнительного разъяснения – это не совершенное задание. 

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков русского языка и литературы с использованием уровневых заданий в координатах таксономии Блума »

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЖАРМИНСКИЙ РАЙОН

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 236»














МАСТЕР-КЛАСС

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ В КООРДИНАТАХ

ТАКСОНОМИИ БЛУМА





Тагиева Индира Таваккул-кызы – педагог-психолог, учитель русского языка и литературы










село Шуак

т.87234742567, E-mail: 236s@mail.ru

В современных условиях перед школой поставлена проблема реализации компетентностного образования. В рамках данной проблемы перед учителем встает задача создания дидактических средств для формирования и диагностики проявления компетентностей учащимися в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается, но возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий. Учитель, создавая и владея всей системой специальных заданий, упражнений, тестов, стимулирует познавательную активность школьников, проектируя их движение к цели обучения, к получению, но должен применять и эффективную систему оценивания.

Новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И.Г. Песталоцци имел в виду, что «развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным» Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущие природным силам человека стремление к деятельности. И.Г. Песталоцци писал: «Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей»

В современной педагогике существует несколько подходов к разработке разноуровневых заданий.

Так, В.П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на четыре вида: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий. Ученический уровень- это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний (пересказ текста, формулировка правил, теорем и т.п. без собственных комментариев). Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность. Выполняя задания подобного типа, ученик выделяет и перечисляет все ведущие элементы знаний, дает определение каждому из них с характеристикой основных признаков, выполняет задания по заданному алгоритму действий с применением полученных знаний и умений. Эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных выше качеств знаний, их осознанность, системность и прочность.[1, с.87].Организация процесса обучения от низшего уровня к высшему позволяет развивать умения, мотивы, активность, качество знаний и мышления и обуславливает развивающий характер данного процесса.

В современном Казахстане широкое распространение получила педагогическая технология трехмерной методической системы, разрабатываемая Ж.А.Караевым и Ж.У.Кобдиковой. Выше названные исследователи представляют три уровня познавательной деятельности как репродуктивный, конструктивный и продуктивный (творческий) и считают необходимым последовательное выполнение каждым учеником заданий всех трех уровней. Таким образом, обеспечивается личностно-деятельный подход к процессу обучения. Анализ экспериментальных работ по использованию технологий трехмерной методической системы показал, что формирование приемов мыслительной деятельности обеспечивают более высокий уровень усвоения учебного материала..

Еще Аристотель отмечал, что успешность любой деятельности зависит от двух условий: правильного определения конечной цели и выбора необходимых средств ее достижения.

Исследования Б. Блума, Дж. Дьюи, В. П. Беспалько и др. показывают, что диагностичная постановка целей обучения является необходимым условием успешного реформирования образования. Методика диагностичного целеобразования в свою очередь требует построения адекватной методической системы обучения, включающей в себя содержание, средства достижения сформированных целей, индивидуальные возможности и интересы каждого ученика, промежуточный и конечный результаты образовательной деятельности.

Традиционно в образовании соединяются обучение, воспитание и развитие. Современное образование ориентировано, прежде всего, на развивающую функцию обучения. В психолого-педагогическом контексте основными тенденциями развития современной системы образования являются:

  • Отказ от «знаниецентрического» подхода, приоритет СУД (способов умственных действий) над ЗУН (знаниями, умениями, навыками) при определении основных целей образования.

  • Дифференциация и индивидуализация обучения.

  • Переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Проблема систематизации целей решается с помощью построения таксономий.

В настоящее время наиболее популярна таксономия, разработанная в 1956г. Б.Блумом, позже дополненная Д.Кратволем и другими учеными.

Таксономия -классификация и систематизация объектов, построенная на основе их естественной взаимосвязи. Используется для описания категории, которые расположены последовательно, по нарастающей сложности.

Таксономия - это теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

Таксономия нужна, чтобы:

1. правильно ставить цели в обучении;

2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;

3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;

4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

Б.Блум разработал иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней. Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.

В таксономии выделены три группы целей в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях. В когнитивной области представлены цели, связанные с усвоением знаний, в аффективной — цели, относящиеся к формированию эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира, формированию интересов, склонностей, убеждений и т. д. К психомоторной области относятся цели, связанные с формированием различных видов двигательной активности и нервно-мышечной координации, а также цели формирования речевых навыков и навыков письма [3].

 

Основные категории

Примеры обобщенных типов

учебных целей

1.Знание.

К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия и т.п.) процедурные знания критерии, направления, категории, классы и т.п.)абстрактные знания, (принципы, аксиомы, теоремы, обоощения, (принципы),

теории, структуры и др.).


Ученик

Знает, (запоминает и воспроизводит ) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы

2.Понимание

Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например словесную в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений.

Ученик

Понимает факты, правила, принципы. Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. Преобразует материал в другие формы. Описывает возможные последствия на основе имеющихся данных.


3.Применение

Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в конкретных практических в заданных условиях и новых ситуациях.

Ученик

Использует понятия и принципы

в новых ситуациях. Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях. Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.


4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

Ученик

Выделяет скрытые (неявные) ; предположения. Видит ошибки и упущения в логике рассуждений. Проводит разграничения между фактами и следствиями.

5.Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты: синтез идеи (поиск решения проблемы); синтез процедуры (разработка плана последовательности операции по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация)

Ученик

Пишет сочинение, эссе. Предлагает план проведения эксперимента. На основе знании из различных областей составляет план решения проблемы.




6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться на четких критериях: внутренних, структурных, логических или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем.


Ученик

Оценивает логику построения материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных). Оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значение того или продукта деятельности, исходя из внешних критериев


1 уровень - ЗНАНИЕ - 5-7 заданий;

2 уровень - ПОНИМАНИЕ - 1-2 задания;

3 уровень -ПРИМЕНЕНИЕ - 5 заданий;

4 уровень - АНАЛИЗ - 1 задание;

5 уровень - СИНТЕЗ - 1 задание;

6 уровень - ТВОРЧЕСТВО - 1-2 задания.


ОЦЕНИВАНИЕ: За первые три уровня(12-13 заданий)- оценка "3"

за 15 заданий-"4"

за 17 заданий -"5"

Реализация уровневого подхода помимо профессиональных знаний требует от педагога творческого подхода, больших затрат физических сил, но в то же время позволяет достоверно диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения













Урок русской литературы в 10 классе

Тема: А.А.Фет. Основные мотивы лирики.

Время реализации занятия: 45 минут.

Цель урока: формирование у учащихся базовой компетенции «Умение учиться» с помощью техники «Карточки устного сообщения» (Приложение 2)

Задачи урока: формирование составляющей компетенции «Как работать с текстом, данными, таблицами».

«Цель урока – это тот пункт назначения, куда в конце урока должны «приплыть» все ученики. Современный урок ориентирован на формирование компетенций (навыков, доведенных до автоматизма). Урок следует организовать так, чтобы в конце убедиться, что все учащиеся достигли цели. Достижение цели определяется оценками «да» и «нет». Цель не может быть чуть-чуть достигнута, она либо достигнута, либо нет! Во многих странах школьные программы (куррикулумы) отражают не содержание, а компетенции, которые следует сформировать на уроке. В школу стучится педагогика целей или компетентностная педагогика» [1 ]

Тип урока: урок самостоятельного изучения нового материала

Форма урока:

  • Урок самостоятельного выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для каждого ученика с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума.


План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

I фаза:

  • Организационный момент

II фаза:

  • Выполнение учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума

III фаза:

  • Подведение итогов урока.

  • Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.



2-3 минуты



35 минут



5 минут







Ход урока


I фаза: Организационный момент:

  • Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу:

(Вариант 1:комплимент каждому учащемуся;

Вариант 2: использование активного метода приветствия .

[ Приложение 1 ] “Поздоровайся локтями» или «Найди похожих». Сообщение ученикам целей урока и форм организации их деятельности и формы оценивания. Учитель должен говорить на уроке не более 5-7 минут.

II фаза:

Выполнение учебных заданий .

Учащиеся получают рабочий лист с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума (Слайд ).

Учебные задания могут формировать следующие навыки:

Репетитивные навыки

Когнитивные навыки

Поведенческие навыки

Задания 1-2 уровня

Задания 3-5 уровня

Задания 6 уровня

Рекомендации к проведению 2 фазы:

  • Все ученики находятся в равных условиях: одни и те же задания, одно и то же время.

  • Учащиеся на уроке не мешают другу другу.

  • Если у учащегося возник вопрос, он поднимает руку, учитель подходит к нему и старается помочь при выполнении задания, но не дает готовых ответов. Учитель может указать путь нахождения ответа. Таким образом ученик учится на уроке сам добывать знания.

  • Ученик выполняет задания в своем темпе, учитель не должен задавать ученику определенное время на выполнение задания.

  • Переходить к выполнению следующего задания можно только после проверки правильности выполнения предыдущего задания. Способы проверки могут быть разными в зависимости от уровня обученности класса: проверка учителем, самопроверка по готовому ключу, взаимопроверка и т.д.

  • На таком уроке ученик работает в поте лица, а учитель является управляющим, менеджером урока, он в поте лица трудился дома, составляя задания в соответствии с таксономией Блума.

При подготовке учебных заданий учитель должен соблюдать определенные требования. (Приложение 3)




Учебные задания к уроку

№ задания

уровень

Учебные задания

Форма работы учащихся/форма оценивания:

Работа в паре

Индивидуальная работа/ оценка учителя


Учебное задание


Примерные ответы, дидактические материалы

1 УРОВЕНЬ


ЗНАНИЕ

1. Вспомни основные этапы жизни и творчества А.Фета и найди соответствия в 2 столбиках таблицы, соединив стрелками ответы:

Дат


Основные этапы жизни и творчества А.Фета

1. 29 октября 1820

А . Сборник «Вечерние огни»

2. 1838-1841 гг.

Б . Работа мировым судьей.

3. 1844 г.

В . Женитьба на М.П.Боткиной

4. 1845-1852 гг.

Г . Военная служба в Херсонской губернии.

5. 1857 г.

Д . Пер

6. 1867-1877 гг.ый сборник стихов «Лирический пантеон».


Е . Учеба в Московском университета на словесном отделении.

7. 1883-1891 гг.

Ж . Родился в деревне Новоселки Мценского уезда.



2 УРОВЕНЬ

ПОНИМАНИЕ

2. Представь информацию на с. 31 «Эстетическая позиция А.Фета» в виде карточек устного сообщения.

«Эстетическая позиция А.Фета»

План

  1. Мир как красота в стихотворениях Фета.

  2. Восклицательные зачины фетовских стихотворений как выражение и упоение красотой.

  3. Стихами Фета очень хорошо объяснять, что такое поэзия.


3. Продемонстрируй с помощью карточек устного сообщения основные мотивы лирики А.Фета, прочитав учебник на стр. 34-36.

Основные мотивы лирики А.Фета

Ночь и я, мы оба дышим…

План

  1. Пейзаж души.

  2. Одушевленный пейзаж.

  3. Развернутые олицетворения в стихах Фета.

  4. Художественные приемы для передачи чувств неразделенной любви.





3 УРОВЕНЬ

ПРИМЕНЕНИЕ

4. Выбери из текста на стр. 37-42 элементы новаторства поэтической речи А.Фета, представив их в виде карточек устного сообщения.

Новаторство поэтической речи А.Фета.

План

1.В середине 19 века начал то, что позднее стали называть ассоциативной поэзией. (Например, «овдовевшая лазурь» здесь соединены внешний и внутренне-психологический планы: поблекла, утратила яркость и красоту, интерес к жизни (как женщина, потерявшая любимого мужа; «сирень в слезах дрожала»).

2.Синкретизм: слитность, нерасчлененность разноплановых характеристик в одном образе

3.Любил передавать переходные состояния, неуловимые движения, светотень, переливы в красках и звуках, в чувствах и настроениях: «томительно-сладким, безумно-счастливым/Я горем в душе опъянен», весенний «обморок» («Сердце ноет, слабеют колени./В каждый гвоздик душистой сирени, /Распевая, вползает пчела»).

4.В своем стремлении образно запечатлеть подвижный и изменчивый мир Фет предвещает импрессионизм (от фр. «впечатление»).

5.Собственно стиховое новаторство Фета: его «эксперименты» с метрикой, ритмом были не чем иным, как подготовкой дольника (пропуск или наращение слогов в трехсложных размерах).


5. Установи законы поэзии А.Фета, прочитав стихотворение «Поэтам», и преобразуй их в карточки устного сообщения.

ПОЭТАМ

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи и руки воздеты.

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду проводит он с высей творенья;

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопеньи.

Только у вас мимолетные грёзы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,

Видеть так радостно тонкие краски,

В радугах ваших, прозрачно-воздушных,

Неба родного мне чудятся ласки.




6. Руководствуясь прочитанными в хрестоматии стихотворениями А.Фета, представь комплекс художественных приемов, используемых автором, с помощью карточек устного сообщения.

Анализ стихотворений «Майская ночь», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди» ( хрестоматия, стр. 8-10)

4 УРОВЕНЬ

АНАЛИЗ

7. Докажи, что в стихотворениях А.Фета «Восточный мотив» и «Шепот, робкое дыханье» присутствует отдельный раздел русской грамматики, записав его название с помощью техники «Арабская грамота».

(Новое знание: новаторство А.Фета в области строения стихотворения опередило его время)

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» нет глаголов. Раздел грамматики: морфология. Запись с помощью «арабской грамоты» (без гласных): «мрфлг».

5 УРОВЕНЬ

СИНТЕЗ

8. Сформулируй особенности поэзии «чистого искусства», к которой причисляли А.Фета, с помощью таблицы, используя высказывания Ф.Достоевского. В.Брюсова, В.Кожинова о А.Фете (с. 27-30), а также информацию из книги «Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77»

(Новое знание: «поэзия чистого искусства» )

Приложение 4

6 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ

9. Аргументируй с помощью техники «Синквейн» ценность поэзии А.Фета для твоей семьи и планеты Земля в целом.

Синквейн на тему «ФЕТ»


Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.Фета (на выбор)



III фаза:

Подведение итогов урока

  • Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

  • Оценка «3» - задания 1-3 уровня

  • Оценка «4» - задания 4-5 уровня

  • Оценка «5» - задания 6 уровня


Используемые источники:

  1. А.А.Жайтапова, Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева. Педагогика 21-го века на пороге школы. (Информационно-методический дайджест). Алматы, 2009.

  2. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного напрпавления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с

  3. Копилочка активных методов обучения – http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

  4. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77.

  1. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010.

  2. Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.














Приложение 1

Активные методы знакомства

Метод «Найди похожих»

Цель: преодоление неловкости, создание весёлой, непринужденной обстановки, сплочение.

Количество участников: от 15 до 25.

Продолжительность проведения: 7-10 минут.

Материалы: широкий круг участников, сидящих на стульях.

Проведение:

Ведущий объясняет инструкцию: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг».

Фразы:

Кто в семье старший?

Кто в семье младший?

Кто единственный?

Кто пришёл в брюках?

Кто пришёл в юбке?

Кто сегодня завтракал?

У кого есть часы?

Кто женат или замужем?

Кто холост?

У кого есть сотовый?

Всех, кто выходят в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех, с кем он вышел, запомнить их.

Примечание:

Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам ведущий тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый участник вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который точно подходит к нему. В конце можно попросить участников самим сформулировать фразу.


Источник: Копилочка активных методов обучения – http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/








Приложение 2


Техника «Работа с карточками для устного сообщения»


А. Изучи проблему, используя различные информационные источники.

Б. Отбери необходимую информацию.

В. Расположи информацию в порядке предполагаемого изложения.

Г. Определи основные вопросы, которые ты будешь излагать устно.

Д. Запиши вопросы на карточки.

Е. Изложи на карточке каждый вопрос в виде подробного плана.


Источник

  1. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010, С. 16.




























Приложение 3

Требования к учебным заданиям, разработанным в соответствии с таксономией Блума


1.

Правильность составления Каталога Компетенций

2

Соответствие плана заданной форме

3

Правильное отражение содержания урока

4

Связь заданий 1 уровня с содержанием урока

5

Связь заданий второго уровня с заданиями 1 уровня

6

Соответствие цели урока заданий 2-3- уровней

7

Количество заданий второго и третьего уровней не менее 5

8

Указание в плане в заданиях 4 и 5 уровня новых знаний

9

Руководство заданной триадой (я- где - когда) при разработке заданий шестого уровня*

10

Составление учебных заданий по установленной триаде

11

Четкость, полнота, обособленность и ясность учебных заданий


*Я – координата личности, которая отражает личностно-ориентированное обучение.

При описании в задании вершины «Я» - следует использовать соответствующие глаголы, указанные в таблице Блюма

Где – координата пространства /социума ( в семье, на море, в пустыне, в классе, в толпе, в Парламенте и т.п.);

Когда - координата времени (сейчас, летом, весной, на следующей неделе, в ближайшее время и .п.)


Источник:

Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.













Приложение 4

Особенности поэзии «чистого искусства»


Признаки

1

Поэзия намеков, догадок, умолчаний.

2

Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

3

Искусство не должно быть связано с жизнью.

4

Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

5

Это поэзия для избранных.


Основные темы поэзии «чистого искусства»


Любовь

Природа

Искусство

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота

Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.

Певучесть и музыкальность

Источник:

Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77.




















Разработка учебных заданий урока проведена в строгом соответствии с таксономией Блума, в которой задания классифицируются на 6 уровней: 
-первый уровень - «Знания» - имеет своей целью научение интерьезировать информацию, то есть переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую памяти, то есть превращать информацию в знания. Пример задания по теме урока «Пейзаж в повести Тургенева «Муму»»: усвой из материала учебника, что такое «пейзаж», и запиши определение с помощью «арабской грамоты». Распознай из этой же статьи, на чём основан принцип «психологического параллелизма», записав информацию «древнеегипетской грамотой». Использование данных техник сокращения слов, в которых используются пиктограммы, даёт блестящие результаты и в ускорении записи, и в удобстве чтения и запоминания.
-второй уровень «Понимание» - имеет целью научение манипулировать знаниями (представлять в различных видах интерьезированную информацию, которая попала в память). Например:
*Представь стрелками правильную интерпретацию термина, например, «Обращение», «Пейзаж» или любого другого;
* «Запиши в иной форме материал параграфа, используя любую технику сокращения слов»;
-третий уровень «Применение» - имеет целью применять знания по примеру, по правилу или алгоритмизированному предписанию, т. е. «по примеру и подобию». Примеры заданий:
*Примени пропорцию  и  вычисли  процент  существительных  в упражнении № 144, записав  их  с графическим обозначением  изученной орфограммы (математическая компетенция)
*«Примени схему разбора для характеристики многочленного предложения и запиши с помощью «Схемы последовательности действий»; 
*«Классифицируй реплики персонажей, которые стали пословицами, размести их в «Схеме отношений»; 
.
* Руководствуясь техникой «Схема последовательности действий» и  напишите  план  инсценировки басни «Волк и ягнёнок» для школьного вечера (навыки предпринимательства)
*Руководствуйся  «Схемой анализа персонажа»   и представь   образа Германа в  виде  техники «Метафорическая  модель»,  выполненной в  программе PowerPoint. (Дижитальные компетенции)
*Используйте технику «Классификация»  для распределения  заданий между членами вашей группы согласно пунктам: 1.подготовка костюмов; 2 декорации;  3. музыкальное  сопровождение; 4.режиссёр – постановщик 5 продюсер. 6 материальная часть.
-четвёртый уровень «Анализ» - имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретённых знаний открыть для себя новые знания. Примеры заданий этого уровня:
*Сравни пейзаж в финале повести «Муму» и в былине об Илье Муромце и констатируй черты сходства и различия в технике «Классификация» (Новое знание: ученик сам устанавливает связь между фольклорной и литературной поэтикой и идеей повести);
*Докажи, что произойдёт, если во фразеологизме рубить сплеча заменить какое-нибудь слово,  и представь аргументы схемой «Рыбная кость»;
*  Констатируй отношения между героями рассказа «Тихое утро» в виде схемы  «Треугольник УПК» и сделай вывод. (Новое: анализ героя через самохарактеристику,  взаимохарактеристику   и  контекст)
*Проанализируй с помощью техники «Картография » статью Д.С.Лихачёва и запиши вывод (Новое: ученик узнает, что формы обращения отражают политическую, социальную и культурную обстановку в государстве)
*Классифицируй способы обращений к женщине у разных народов и запиши свой вывод, применив технику «Кластер». (Новое: каждый народ имеет свои способы обращений) Ученики азартно сопоставляли казахские и русские обращения, возникла идея написать проект «Обращения к женщине в казахском и русском языках в современном обществе» 
-пятый уровень «Синтез» - имеет целью научение посредством алгоритма синтеза (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретённых знаний открыть для себя новые знания. Перед выполнением такого задания даётся алгоритм выполнения данной мыслительной операции. Примеры заданий уровня «Синтез»:
* Сформулируй и аргументируй гипотезу  о том, как противостоять массовому плагиату в обществе, используя  знания сегодняшнего  урока  и   статью «Синдром лёгкой наживы». Представь в технике «Анализ  поля сил»
* Создай свой вариант синтаксического периода на одну из волнующих тебя тем и запиши в тетрадь (Новое: период как средство передачи сложных мыслей и чувств в письменной речи)
 * Создайте рекламу для  литературного вечера «Басни Крылова на сцене школы №21» в программе POWER POINT…..
* Предложи свои способы обращений к современным женщинам разного возраста и обоснуй свой выбор, записав информацию в тетрадь техникой «Карта памяти» ( Новое: сегодня ко всем женщинам обращаются словом «девушка», так как изменилась социальная структура общества - нет титулов, званий: графиня, барыня, княгиня, сударыня и др ) 
-шестой уровень «Оценивание» - имеет целью научение делать умозаключения в конкретной жизненной ситуации на основе ранее приобретённых знаний и жизненного опыта. Примеры заданий этого уровня:
*Представь ситуацию: твоя собака неизлечимо больна, и врач, чтоб избавить её от мук, предложил эвтаназию. Аргументируй свою позицию по данной проблеме, используя технику «Генеалогическое дерево»; (Тургенев, «Муму»)
Представь:  учитель, ссылаясь на  компьютерную программу «Антиплагиат», поставил тебе неудовлетворительную оценку за   сочинение. Аргументируй, как ты разрешишь эту ситуацию, составив конкретный план  действий.
* Порассуждай, что произойдёт в классе с «волками», если из жизни исчезнут «овцы», опираясь на знакомые тебе жизненные факты, и запиши схемой «Содержательная картинка».
* Оцени, какие обращения используешь ты в общении с родными и друзьями, и напиши  план действий на месяц по повышению своей речевой культуры  в виде  «Схемы последовательных действий» и т. д.
*Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость»
*Представь ситуацию:  ты решил  провести летние каникулы в  деревне на берегу Иртыша. Однако  мама не согласна с твоим  решением,  заявив, что ты можешь утонуть, и сослалась на рассказ «Тихое утро»   Аргументируй необходимость для тебя проведения летних каникул в деревне  схемой «Треугольник УПК».
Оцени роль фразеологизмов в твоей повседневной жизни, продемонстрировав её на конкретном примере, и запиши на «Карточках устного сообщения»
Таксономия учебных задач хорошо технологизирована: для каждого уровня определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых следует начинать учебное задание; указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания. Задания, которые формируют поведенческие навыки, направлены на формирование компетенций, обязательных для всех учащихся. Как обеспечить урок такой гаммой учебных заданий? Учебные задания должны быть ясные, четкие и понятные для каждого ученика. Если задание требует дополнительного разъяснения – это не совершенное задание. Предложения должны быть немногословны и всегда должны начинаться с глагола (что должен я - ученик делать)
Учебные задания могут формировать следующие навыки[2]:
 репродуктивные навыки - виды деятельности, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную информацию без искажения ее смысла; 
когнитивные навыки - виды деятельности, которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной или скрытой информации. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего познания дисциплины или преобразуются в междисциплинарные знания; 
поведенческие навыки - это те внешние и внутренние формы поведения, посредством которых личность проявляет свое самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций через свою манеру реагировать и действовать. Основой таких навыков являются жизненно важные знания, которые доминируют в обыденной жизни. Соотношение заданий репродуктивного, познавательного и поведенческого типов определяет учитель. 
Стараюсь придерживаться следующих рекомендаций к проведению урока:
-учащиеся не должны мешать друг другу, при появлении вопроса поднимают руку. Выслушав вопрос, не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ. 
-каждый ученик начинает с первого задания и работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию, ученик поднимает руку, учитель определяет, верно, ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Тут можно использовать много приемов – самопроверка, взаимопроверка, использование «контролера» в малой группе и т.п.
-количество заданий, выполненных учеником, зависит от его интеллектуальных и творческих способностей. На таком уроке все учащиеся работают в поте лица, а учитель только управляет процессом обучения (он в поте лица готовился к уроку). 
В короткий период завершения урока следует рефлексия: достигнуты ли цели урока и оценить деятельность учащихся на уроке. Для этого учитель имеет много форм и методов: самооценка; урок контроля знаний; взаимооценка и т.п. На этом этапе формируется у учащихся одна из важных компетенций – уметь самооцениваться. Эта компетенция необходима на протяжении всей жизни и особенно, на начальном этапе своей образовательной траектории. Следует помнить: оценку ученика нельзя публично оглашать без его разрешения! 
Не надо излагать или разъяснять (разжевывать) содержание урока, так как этим мы лишаем учащихся прекрасных мгновений открытия новых истин.Чем больше разжевывают, тем труднее проглотить » (Даниил Рудый) и это аксиома на сегодняшний день.
 В конце урока ученик оценивает свою работу согласно критериям: 1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5». Следует помнить, что именно учитель определяет количество заданий по различным уровням. При планировании необходимо придерживаться следующего:
- задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся (если хоть один учащийся не выполнил задания первых трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным);
 - если никто из учеников не выполнил задание шестого уровня то, возможно, сделан перебор в других заданиях - если кто-то из учеников выполнил все шесть уровней, а урок еще не закончился, то следует иметь в резерве задания шестого уровня.





































Учебные задания в координатах таксономии Блума по русскому языку
по теме «Обобщение по теме «Причастие.Причастный оборот»

7-й класс 


1-й уровень. 

1. Продолжи: Причастие – это ... 

2. Отвечает на вопросы.... 

3. Обозначает... 

4. Причастный оборот- это.... Пример:... 

5. Синтаксичекая роль причастия в предложении- …. 

6. Причастный оборот обособляется, если..... 

2-й уровень 

1. Найдите словосочетания «сущ+ причастие», выпишите, выделите главное слово. 

Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом, поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист, спелый крыжовник. 

2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки препинания. 

В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами. 
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум. 
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке. 

3 уровень 
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания. 
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути. 
2. Укажите предложение со страдательным причастием: 
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке. 

3. Раскройте скобки: 
Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. 
Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень. 
Повеяло сыростью от (не)видимого пруда. 

4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания. 
И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа. 
На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки. 
Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах. 
Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,-настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению. 

5. Выполните морфологический разбор причастия. 
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев). 

4 уровень 

– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет. 

Осень! Осыпается весь наш бедный сад... 

Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой) 

Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков) 

– Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова? 


5 уровень
 
Составьте синквейн на тему «Причастие» 
1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 

6 уровень 

Творческая работа. 
Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.) 

Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа. 

























Представим кратко характеристику проектирования учебного занятия по русскому языку и литературе на компетентностной основе.
Прежде чем планировать данный урок, учителю следует чётко понимать, каков организационный остов современного (урока на копетентностной основе) и чем он отличается от традиционного урока. Ответ на данный вопрос представлен в таблице:

Традиционный урок

Урок в контексте педагогического менеджмента

Организационный момент-3 мин

Проверка домашнего задания – 5-7 мин

А) Организационный момент-3 мин

Объяснение нового материала – 10 мин

Б) Самостоятельное усвоение новой информации (1) – 5-7 мин

Закрепление нового материала-15 мин

В)Выполнение учебных заданий -35 мин (2)

Анализ выполненных заданий и объявление оценок – 5 мин 

Г) Итоги урока -3 мин (3)

Домашнее задание 3-5 мин



В уроке на компетентностной основе львиная доля времени отводится самостоятельной деятельности учащегося - 35 минут. Для того, чтобы организовать эту деятельность, следует оснастить урок учебными заданиями.
Возникает вопрос: почему большинство учителей использует таксономию Блума? Ведь в педагогической практике известны 400 таксономий. Наиболее распространённой является пятиуровневая таксономия Симпсона, развивающая моторную сферу, пятиуровневая таксономия Кротовелла для развития аффективной сферы и шестиуровневая Блума для развития когнитивной сферы. Из перечисленных выше, таксономия Блума – наиболее универсальная иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы интеллектуальной деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную. Таксономия Блума выделяет 6 уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процессы: знания (информация); понимание; применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых целей. В представленной ниже таблице показано, как цели соответствуют действиям ученика:
Таксономия педагогических целей в познавательном процессе
Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. • воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. • объясняет факты, правила, принципы;
преобразует словесный материал в математические выражения;
предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
• использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. • вычленяет части целого;
• выявляет взаимосвязи между ними;
• определяет принципы организации целого;
• видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
• проводит различие между фактами и следствиями;
• оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
• предлагает план проведения эксперимента или других действий;
• составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. • оценивает логику построения письменного текста;
• оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
• оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Разработывая задания по 6 уровням таксономии Блума на уроках русского языка и литературы, использую данную таблицу:
Познавательный процесс
по этапам мыслительной деятельности Глаголы для разработки заданий Примеры заданий
Знание. Цель: научить интериоризировать, т.е переносить информацию со слов учителя, из других источников в ПАМЯТЬ или – извлекать информацию из памяти 
Воспроизведение – назовите;
– повторите;
– напишите формулу…;
– перечислите…;
– в каком году…;
– воспроизведите… 1. Воспроизведите основные исторические события первой половины 19 века.
2. Ответьте на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
3.Назвать персонажей произведения и его автора.
Припоминание, узнавание – инсценируйте;
– где происходило…
– вспомните, 
– выберите, 
– констатируйте, 
– представьте, 
– извлеките
– измерьте
– подчеркните…. 1. Вспомни, что такое пейзаж, и запиши недостающие слова в предложение. Проверь по словарю.
2. Найди в стихотворении строки, иллюстрирующие психологический параллелизм.
3. Инсценируйте пословицу.
4. Представьте правильную интерпретацию термина «Обращение» с помощью стрелок. (Ученик, например, соединяет данные правого и левого столбиков).

Понимание. Цель: научить манипулировать знаниями, которые попали в память. Понимать – выявлять сущность, представлять информацию в различных видах
Интерпретация – закончите фразу;
– что узнали;
– объясните;
– выполните по аналогии;
– преобразуйте;
– объясните взаимосвязь. 1.Представьте содержание басни в виде содержательной картинки.
2.Нарисуйте процесс преобразования Плюшкина в «прореху на теле человечества».
3 .Объясните, почему Герасима сравнивают с разными животными.
4. Объясни взаимосвязь идеи стихотворения с эпитетами и метафорами, используемыми в нём.

Приведение примеров – уточните, 
– сопоставьте,
– преобразуйте, 
– проведите различия, 
– проиллюстрируйте,
– переведите на другой язык… 1.Изобразите персонажей ассоциативными моделями.
2.Назовите писателей, которые живут в нашей области.
Классификация
Сравнение – классифицируйте, 
– выявите различия, 
– распознайте, 
– обсудите,
– укажите… 1.Классифицируйте афоризмы в соответствии с персонажами пьесы «Вишнёвый сад».
2.Сгруппируйте предложения по указанным схемам.
3. Обсудите, в каких предложениях допущена стилистическая ошибка и распознайте её тип. 
Объяснение 
Умозаключение – интерпретируйте, 
– систематизируйте, 
– изложите своими словами, 
– спрогнозируйте
– распознайте, 
– опишите, 
– переформулируйте, 
– сделайте (критический) обзор… 1.Докажите значимость правила выполнения порядка действий для правильного написания слов с Н и НН.
2.Прочитайте отрывок о встрече Базарова с родителями и сделайте вывод. 
3. Изложите своими словами содержание притчи о блудном сыне и запишите информацию в тетрадь.

Применение Цель: применять – использовать знания на практике в других ситуациях «по образцу и подобию, по предписанию, АЛГОРИТМУ»
Исполнение – проверьте предположение;
– докажите, что…;
– выскажите мнение о …;
– выскажите гипотезу;
– объясните цель применения; 1.Добавьте в столбик двусоставные предложения.
2. Выполните задание, используя алгоритм
3. Классифицируй слова согласно столбцам таблицы .
4. Выскажите гипотезу об использовании заимствований в современном русском языке, используя материал текстов. Докажи, что произойдёт, если во фразеологизме РУБИТЬ СПЛЕЧА заменить какое-нибудь слово, и запиши аргументы в тетрадь 
Применение – продемонстрируйте, 
– измените, 
– подготовьте, 
– составьте, 
– подтвердите…. 1.Проведите эксперимент по замене сложных предложений простыми и запишите вывод.
2. Составьте текст, используя слова с изученной орфограммой.
3. Используя образец, классифицируй слова. Запиши в тетрадь.
Анализ Цель: научение посредством алгоритма анализа на основе приобретенных знаний открыть для себя новые знания. Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым. (Ученик непременно должен открыть новые знания через алгоритм «Анализ»)
Дифференциация – что является следствием;
– сравните;
– проанализируйте причины;
– выведите формулу… 1.Сравните финалы двух басен и сделайте вывод.
2.Проанализируйте причины ухода Герасима в деревню и сделайте вывод.
3. Сравните пейзажи в повести и в былине и сделай вывод .(Новое: связь поэтики и жанра)
4. Установите, что является следствием дуэли Онегина с Ленским, и запишите информацию в тетрадь.
Организация – изобразите схематически, 
– рассмотрите, соотнесите и выделите, 
– проведите эксперимент,
– проверьте гипотезу,
– задайте вопрос …. 1. Постройте модель части речи «Глагол».
2. Рассмотрите взаимосвязь между персонажами и постройте схемы взаимоотношений.
3. Проверьте гипотезу на информации нескольких словарных статей..
Синтез: Цель: научение посредством алгоритма синтеза на основе приобретенных знаний открыть для себя новые знания. Создать новое – объединить элементы в целое
Генерация – составьте из элементов;
– систематизируйте;
– напишите творческое сочинение;
– предложите план эксперимента;
– найдите альтернативу;
– предложите алгоритм;
– каковы возможные объяснения… 1. Предложите пути решения проблемы любовного треугольника в рассказе Чехова «О любви» и запиши схемой отношений) (Новое: противоречие концепции любви Чехова общепринятой морали)
2. Предложите альтернативу авторскому финалу повести «Гранатовый браслет» и запиши в виде плана.
3. Предложи все возможные объяснения, почему Тургенев сделал Герасима глухим, и запиши в тетрадь.
4. Напиши басню на школьную тему с аналогичной моралью.
Планирование – аргументируйте, 
– систематизируйте,
– реконструируйте,
– предложите,
– изобретите…. 1. Разработайте план исследования по теме «Какие слова звучат в вашем доме в минуты гнева?».
2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации к повести Пушкина «Пиковая дама» 
3. Создайте рекламу для литературного вечера «Басни Крылова на сцене школы №21» в программе POWER POINT…(навыки предпринимательства и дижитальные)
Оценка. Цель: научиться делать умозаключения, то есть открывать НОВЫЕ ЗНАНИЯ на основе решения проблемы, имитирующей конкретную жизненную ситуацию. Создать суждения, основанные на критериях и эталонах, 
Проверка – аргументируйте
– примите решение,
– составьте мнение,
– рекомендуйте,
– разрешите (проблему 1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.
2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.
Критичность – произведите оценку,
– спрогнозируйте,
– дайте оценку,
– разработайте и выберите критерии,
– защитите точку зрения…. 1.Оцени, соответствует ли твой способ сравнительного анализа двух стихотворений эталону?
2.Разработайте критерии оценки и оцените проект: «Брак по расчёту: безнравственность или способ выживания?»
3 Спрогнозируйте, что произойдет в Казахстане в ближайшие 10 лет, если Интернет- поколение перестанет читать?
4 Аргументируй , что произойдёт с твоей жизнью, если из круга твоего общения исчезнет понятие «речевой этикет», и запиши информацию в тетрадь.

5. Рекомендуй, как развить лидерские качества тебе и твоим одноклассникам в течение 10-11 класса. (Задание, связанное с кругом тем : Достоевский, Тургенев, Гоголь, Шекспир и их «вечные герои»: Раскольников, Базаров, Чичиков, Гамлет. Лидеры или антилидеры?)

6. Защитите или опровергните точку зрения: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся»
Аргументы запиши в виде дискуссионной таблицы


На 4-5- уровнях у учащихся формируются когнитивные навыки - виды деятельности, которые требуют познавательного умения. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего познания дисциплины или преобразуются в междисциплинарные знания. 
Шестой уровень – пик сложности учебных заданий, поскольку учащемуся необходимо выстраивать умственную деятельность, используя ранее накопленные знания, жизненный опыт, интуицию, свой интеллектуальный и творческий потенциал.




























Таким образом, учебных заданий в координатах таксономии Блума

способствуют решению проблемы оценивания успешности обучения, так как содержат скрытые реальные и потенциальные возможности, для анализа, оценки и формулировки которых еще предстоит выработать критерии, инструментарий, что в последующем может стать предметом новых перспективных педагогических исследований.

Процесс работы с разноуровневыми и тестовыми заданиями сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, т. е. технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе разноуровневых и тестовых заданий создает условия для реализации всего комплекса педагогических целей и задач: образовательных, развивающих и воспитательных. При составлении пакета уровневых заданий следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их возможности, интересы, имеющийся опыт. При конструировании таких заданий особо следует помнить, что важную роль играет специфика предмета.

Кроме выше перечисленных достоинств, разноуровневые и тестовые задания содержат скрытые реальные и потенциальные возможности, для анализа, оценки и формулировки которых еще предстоит выработать критерии, инструментарий, что в последующем может стать предметом новых перспективных педагогических исследований.

















Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192 с.

  2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Собрание сочинений, М., Педагогика, 1984

  3. Жапалова А.А., Рудик Г.А.  Педагогика 21 века на пороге школы. Алматы 2009 г.

  4. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, «Эксперимент», 1999. 137

  5. Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. Алматы, «Жазушы», 2005. 136 с.

  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М. 2000 г

  7. Рудик Г.А.,Шакирова Н.Ш. Инжиниринг процесс обучения в координатах таксономии Блума и Европейских компетенций. Алматы 2011

  8. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005. 320

  9. Селевко Г.К. Образовательные технологии. М., 2005. 192 с

  10. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям - М. 2001г

  11. httр://ru.wikipedia.org/`




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тагиева Индира Таваккул-кызы

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135955

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства