учащиеся научатся самостоятельно находить приставки в словах и с помощью приставок образовывать новые слова
Просмотр содержимого документа
«План урока на тему "Приставка-значимая часть слова"»
Тема урока: Приставка – значимая часть слова .
Цели урока:
Обучающая : получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.
Развивающая : развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательная : воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.
Тип урока: урок закрепления знаний.
.
Ход урока:
Психологический настрой.
Видеопритча «Все в твоих руках». Настрой на плодотворную работу в группе.
Определение темы и целей урока
Учитель: Отгадайте загадку:
Перед корнем я стою
Слово новое создаю
Если только захочу –
Значение слова изменю.
Ученик: Приставка.
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие цели поставим?
3. Деление на группы(на счет 1,2,3,4 )
4. Актуализация знаний.
Какие приставки вы знаете? Перечислите.
-Что такое приставка?
На доску вывешивается карточка-помощница:
…… - это ……… слова, которая
стоит …… и служит для ……… .
Учитель: Что вы уже знаете о приставках?
Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Что бы вы хотели узнать о приставке?
Самостоятельная работа в группах
1гр Образуйте от слов: нёс, вёз, лез.
Слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-.
2гр. Полз, свистел, мыл.
3гр. Шел, плыл, летел
4гр. Качал, ложил, ставил.
Наблюдение над изменением лексического значения слов с приставками.
Учитель: Из слов, которые вы записали, назовите антонимы.
Учитель: Каждая приставка имеет свое лексическое значение. Посмотрите: вбежать, втереть, вкопать, вкрутить. Можно ли эти слова назвать однокоренными?
Ученик: Нет. У них разный корень и разное значение.
Учитель: Что у них общее?
Ученик: Приставка одинаковая.
Учитель: Подумайте, какое значение придает эта приставка словам?
Ученик: Внедрение чего-либо во что-то.
Аналогично разобрать значение приставок до-, от-, и др.
Учитель: Как же понять значение приставки?
Ученик: Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.
Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.
Текст написан на доске. Фронтальная проверка.
Учитель: Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто иногда ошибался? Кому нужна помощь?
Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - …, налил - …, отплыть - …, внес - … .
Уровень 2.
Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:
Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … .
Уровень 2.
С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:
Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … .
Уровень 3.
Как сказать одним словом?
-Соединить с помощью клея два листа бумаги.
-Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью веревки.
Рефлексия. Смайлики настроения.
Учитель: Что нового узнали на уроке о приставках? Чему могли бы научить других? Какие задания вызывали затруднения? Почему? Оцените свою работу на уроке.
Оценивание в группе и самооценивание.