kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.

Задачи: чему надо научиться?

Цели урока:

1.Образовательные:

  • поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;
  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Развивающие:

  • выработать умения выделять словосочетания из предложения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);
  • формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).

3.Воспитывающие:

      • принимать и сохранять учебную задачу;
      • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 

  • в каждом ученике воспитывать нравственно и  физически здоровую личность, способную к творческой   деятельности;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»»

урок по русскому языку на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

5 класс


ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.

Задачи: чему надо научиться?


Цели урока:

1.Образовательные:

  • поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Развивающие:

  • выработать умения выделять словосочетания из предложения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);

  • формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).

3.Воспитывающие:

      • принимать и сохранять учебную задачу;

      • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


  • в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.



Ход урока:


  1. Орг.момент.

Прозвенел у нас звонок,

Все настроились на урок

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь!

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, посмотрите на них. Гости тоже хотят посмотреть на вас, как мы с вами умеем трудиться, умеем преодолевать трудности.


2.Проверка домашнего задания.

а) У вас лежат карточки. Разберите предложение по членам, поставьте, если нужно знаки препинания, составьте схему.

Ноябрь – последний месяц осени.









3.Актуализация знаний.

-Кто такие исследователи? (люди, занимающиеся научными исследованиями)

-Как вы думаете, а исследователем быть интересно? Почему? (узнаёшь много нового, чего раньше не знал или знал плохо).

- Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?

-Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис»

- Что именно, вы определите сами и назовёте тему урока. Поможет вам игра «Третье лишнее»

1) осенний день;

2) знал бы;

3) с камышом.

- Назовите третье лишнее (осенний день)

- Почему «осенний день»? (Это словосочетание)

- Кто из вас наблюдательный и сможет после этой игры назвать тему сегодняшнего урока?

4.Объявление темы урока.

Тема урока «Словосочетание»

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

5.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


- Вы уже знакомы с этим понятием. Что вам уже известно о словосочетании?

- Что это такое и чем отличается от предложения?

- Все ли слова в предложении могут образовывать словосочетания?

- Как видите, у нас нет однозначного ответа. Казалось бы, простой вопрос. Сегодня вам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, на какие словосо-

четания делятся по строению и значению.

6.Проблемная ситуация.

- Предлагаю провести исследование, чтобы ответить правильно на вопрос, что называется словосочетанием?

- Даны слова, образуйте из них словосочетания.

Обозначить главное слово - Х

Посадить, чувствительный, говорить, сердце, клумба, громко.

7.Проверка.

- Прочитайте, что получилось.

Х Х Х

(чувствительное сердце, говорить громко, посадить на клумбе.)

- Как вы определили главное слово? ( слово от которого задаётся вопрос – главное.)

- Как называется слово, к которому от главного задаётся вопрос? (зависимое).

- Что вы изменяли в словах, чтобы словосочетания получились связными?

(окончания)

-Назовите словосочетания, в которых изменяли окончания (чувствительное сердце, посадить на клумбе)

- Что ещё использовали для связи слов? (предлог – на- )

- Давайте сделаем вывод, как связывается главное с зависимым словом? ( Главное с зависимым словом связываются грамматически., т. е с помощью окончания зависимого слова, окончания и предлога, интонации.

- Ребята, такая связь называется грамматическая.

-А как связали слова в словосочетании говорить громко?

( по смыслу)

- Попробуйте сформулировать определения словосочетания и записать его в тетрадь. Слайд 5

Словосочетание – это сочетание …........слов, связанных по …………..и ……………..

Проверка.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Сверим ваш ответ с формулировкой учебника. П.19.

8. Работа с учебником.

- Продолжим наше исследование. Будем изучать теоретический материал

п.19. и первый абзац п.20. Во время чтения карандашом на полях сделайте пометы: «Инсерт»

«V»- уже знал

«+»- новое

« - « - думаете иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

- не обязательно помечать каждую строчку.




9. Проверка.

1.Что называется словосочетанием?

2.Что нового узнали о словосочетании? Какие бывают по виду связи? (сочин. и подчин.)

3. Что выделяем в подчинительном словосочетании? (главн. и зависим. слова)

4.Чем отличается словосочетание подчинительное от сочинительного?

(нельзя выделить главного слова, оба равноправны.)

6. Что не является словосочетанием? (основа предложения)


10.Закрепление.

- Продолжим работу.

Выполним упр.271.

11.Проверка.

- Поменялись тетрадями и проверили друг друга.

- Какие вы писали словосочетания подчинительные или сочинительные?

Почему сделали такой вывод? (есть главное и зависимое слово)

12.Физкульминутка.

13.Закрепление.

-Ещё раз дайте определение словосочетания.

14. Работа с текстом.

- Ваше исследование продолжается.

- Прочитайте текст.

(1)Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. (2) Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами.(3)С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. (4) На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (5) К обеду в моём ведёрке плескалась рыба. Но вот…

Подчеркните главные члены в 5 предложении, выпишите словосочетания, обозначьте крестиком главное слово.

15. Проверка.

-Почему не выписали рыба плескалась? (основа не является словосочетанием)


16. Проверочная работа.

Тест.

I)Какие пары слов не являются словосочетаниями.

1)ходить и наблюдать

2)на лесной поляне

3)ходить по лесу

4)наступила осень

II)Укажите подчинительные словосочетания.

1)красная рябина

2) бежать быстро

3) деревья и кусты

4) расти в лесу.

14.Проверка .

-Поменялись листочками и проверили друг друга

Ключ. I) - 4. II) -1,2,4.

17. Домашнее задание.

П.19, Выписать из басни «Ворона и лисица» 8 словосочетаний, составить схемы.











18. Рефлексия и оценка учебной деятельности на уроке.

(Каждый ученик высказывается.)

- Подведем итог нашего сегодняшнего исследования.

- Итак, что же было объектом нашего исследования на уроке? (словосочетание)

-Что такое словосочетание? (сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие виды словосочетаний вы знаете? (Подчинительные и сочинительные)

-Что не является словосочетанием? (подлежащие и сказуемое)

-Вы трудились сегодня, делали научные исследования .

- Получили вы удовлетворение от работы?

- Покажите своё настроение. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.


Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.

Я считаю, что было трудно на уроке.




19.Оценки.

- Учитель комментирует оценки, благодарит ребят за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Автор: Жумагали Аякоз Асылхановна

Дата: 17.09.2022

Номер свидетельства: 613174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства