План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.
Задачи: чему надо научиться?
Цели урока:
1.Образовательные:
поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.Развивающие:
выработать умения выделять словосочетания из предложения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);
формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).
3.Воспитывающие:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»»
урок по русскому языку на тему «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
5 класс
ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.
Задачи: чему надо научиться?
Цели урока:
1.Образовательные:
поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.Развивающие:
выработать умения выделять словосочетания из предложения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);
формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).
3.Воспитывающие:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Ход урока:
Орг.момент.
Прозвенел у нас звонок,
Все настроились на урок
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь!
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, посмотрите на них. Гости тоже хотят посмотреть на вас, как мы с вами умеем трудиться, умеем преодолевать трудности.
2.Проверка домашнего задания.
а) У вас лежат карточки. Разберите предложение по членам, поставьте, если нужно знаки препинания, составьте схему.
Ноябрь – последний месяц осени.
3.Актуализация знаний.
-Кто такие исследователи? (люди, занимающиеся научными исследованиями)
-Как вы думаете, а исследователем быть интересно? Почему? (узнаёшь много нового, чего раньше не знал или знал плохо).
- Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?
-Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис»
- Что именно, вы определите сами и назовёте тему урока. Поможет вам игра «Третье лишнее»
1) осенний день;
2) знал бы;
3) с камышом.
- Назовите третье лишнее (осенний день)
- Почему «осенний день»? (Это словосочетание)
- Кто из вас наблюдательный и сможет после этой игры назвать тему сегодняшнего урока?
4.Объявление темы урока.
Тема урока «Словосочетание»
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
5.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Вы уже знакомы с этим понятием. Что вам уже известно о словосочетании?
- Что это такое и чем отличается от предложения?
- Все ли слова в предложении могут образовывать словосочетания?
- Как видите, у нас нет однозначного ответа. Казалось бы, простой вопрос. Сегодня вам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, на какие словосо-
четания делятся по строению и значению.
6.Проблемная ситуация.
- Предлагаю провести исследование, чтобы ответить правильно на вопрос, что называется словосочетанием?
(чувствительное сердце, говорить громко, посадить на клумбе.)
- Как вы определили главное слово? ( слово от которого задаётся вопрос – главное.)
- Как называется слово, к которому от главного задаётся вопрос? (зависимое).
- Что вы изменяли в словах, чтобы словосочетания получились связными?
(окончания)
-Назовите словосочетания, в которых изменяли окончания (чувствительное сердце, посадить на клумбе)
- Что ещё использовали для связи слов? (предлог – на- )
- Давайте сделаем вывод, как связывается главное с зависимым словом? ( Главное с зависимым словом связываются грамматически., т. е с помощью окончания зависимого слова, окончания и предлога, интонации.
- Ребята, такая связь называется грамматическая.
-А как связали слова в словосочетании говорить громко?
( по смыслу)
- Попробуйте сформулировать определения словосочетания и записать его в тетрадь. Слайд 5
Словосочетание – это сочетание …........слов, связанных по …………..и ……………..
Проверка.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Сверим ваш ответ с формулировкой учебника. П.19.
8. Работа с учебником.
- Продолжим наше исследование. Будем изучать теоретический материал
п.19. и первый абзац п.20. Во время чтения карандашом на полях сделайте пометы: «Инсерт»
«V»- уже знал
«+»- новое
« - « - думаете иначе
«?» - не понял, есть вопросы.
- не обязательно помечать каждую строчку.
9. Проверка.
1.Что называется словосочетанием?
2.Что нового узнали о словосочетании? Какие бывают по виду связи? (сочин. и подчин.)
3. Что выделяем в подчинительном словосочетании? (главн. и зависим. слова)
4.Чем отличается словосочетание подчинительное от сочинительного?
(нельзя выделить главного слова, оба равноправны.)
6. Что не является словосочетанием? (основа предложения)
10.Закрепление.
- Продолжим работу.
Выполним упр.271.
11.Проверка.
- Поменялись тетрадями и проверили друг друга.
- Какие вы писали словосочетания подчинительные или сочинительные?
Почему сделали такой вывод? (есть главное и зависимое слово)
12.Физкульминутка.
13.Закрепление.
-Ещё раз дайте определение словосочетания.
14. Работа с текстом.
- Ваше исследование продолжается.
- Прочитайте текст.
(1)Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. (2) Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами.(3)С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. (4) На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (5) К обеду в моём ведёрке плескалась рыба. Но вот…
Подчеркните главные члены в 5 предложении, выпишите словосочетания, обозначьте крестиком главное слово.
15. Проверка.
-Почему не выписали рыба плескалась? (основа не является словосочетанием)
16. Проверочная работа.
Тест.
I)Какие пары слов не являются словосочетаниями.
1)ходить и наблюдать
2)на лесной поляне
3)ходить по лесу
4)наступила осень
II)Укажите подчинительные словосочетания.
1)красная рябина
2) бежать быстро
3) деревья и кусты
4) расти в лесу.
14.Проверка .
-Поменялись листочками и проверили друг друга
Ключ. I) - 4. II) -1,2,4.
17. Домашнее задание.
П.19, Выписать из басни «Ворона и лисица» 8 словосочетаний, составить схемы.
18. Рефлексия и оценка учебной деятельности на уроке.
(Каждый ученик высказывается.)
- Подведем итог нашего сегодняшнего исследования.
- Итак, что же было объектом нашего исследования на уроке? (словосочетание)
-Что такое словосочетание? (сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Какие виды словосочетаний вы знаете? (Подчинительные и сочинительные)
-Что не является словосочетанием? (подлежащие и сказуемое)
-Вы трудились сегодня, делали научные исследования .
- Получили вы удовлетворение от работы?
- Покажите своё настроение. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.
Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что было трудно на уроке.
19.Оценки.
- Учитель комментирует оценки, благодарит ребят за урок.