Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Избербаш.
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе
по теме: «В мире словарей»
Учитель нач.классов МКОУ «СОШ№2»
Омарова Р.Х.
«В мире словарей»
Цели :
1.Познакомить с видами словарей русского языка;
2.Развивать умение работать со словарем по папмятке;
3.Обогащать словарный запас детей;
4.Воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,
5.Развивать умение работать в парах и в группах.
Формирование УУД: л.-положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; р.-принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, действовать по плану; п.-осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную имнформацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей; к.- задавать вопросы,слушать и отвечать на вопросы других , формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: словари.
Ход урока.
Эпиграф: Словарь – вселенная в алфовитном порядке.
Вольтер
Организационный момент.
Дорогие ребята! Я приглашаю Вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.
В русском языке огромное количество слов.
Могут ли люди знать всех слов, уметь правильно их писать, знать грамматические признаки, подбирать к ним много синонимы и антонимы?
Где люди могут найти ответы на все эти вопросы?
Конечно в словарях .Словари – наши верные помощники. Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке. Назовите словари, с которыми мы знакомились и работали на уроках русского языка.)
- Названия всего, что есть в мире, сместились словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.» Ребята, а какие словари русского языка вам известны? В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Орфографический словарь: словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании.
- Мы уже работали со словарем.Давайте вспомним этапы работы.
Памятка со словарем.
Прочитай слово.
Определи , на какую букву оно начинается.
Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
ПОМНИ! Слова в словаре распалагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвертой букв.
Орфографический словарь дает группам задание:
Кто бустрее найдет слова в словаре? Вставит пропущенные буквы.
Толковый словарь :
Дает лексическое значение слова,
Определяет часть речи,
Помогает подобрать однокоренные слова.
Я словрь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIIIвеке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI- XVII веках создавались рукописные словари, которые появились «Азбуковниками», «Алфавитами», а позднее – «Лексиконами».
Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите:зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, итди – двигаться, перебирать ногами. Или слово дорога.
А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
- Я этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык.
Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»)
К истокам слова.
Некогда слово дорога значило «овраг», «углубление в почве», «лощина» такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть , в лесистых местах их вели по «дорам» - лесным просекам и расчисткам.
Найдите значение слов: правда, деревня, малина, воробей.
Слово правда – общеславянское по происхождению, образовано от слова правдивый с помощью суффикса –вд-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть». Что же получается?
Оказывается , в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправить.
Деревня- в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню – называли деревней.
Малина – существует две версии. Одни считают , что название связанно с цветом, а другие обращают на форму, так как ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей – слово восходит к древней основе вор -. От нее образованы такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Словарь синонимов.
- Да ничего не скажешь, замысловатые слова… и вообще, дружище ,ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха.
- Но Я помогаю подобрать к слову синонимы, то есть , похожие по смыслу, но разные по написанию.
4. Закрепление материала.
-Ребята , совершим путешествие на остров, у которго совсем необычное название: АБВГДйка. Посмотрите кто же нас встречает на этом необычном острове?
Уч. – Нас встречает Ворона – Каркуша.
- Перед нами много облаков, каждое из которых отражает свою тему. Перелетая с одного облачка на другое, ворона –Каркуша предлагает вам выполнить задания.
Путь движения от облачка к облачку указывает стрелка.
Дети читают название тем записанных на облаках.
Сказки
Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идет речь?
Столяр Джузеппе –Сизый нос
Полено как то в дом принес.
Он начал что-то мастерить ,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)