Основные направления работы учителя по предмету с учащимися, слабоуспевающими.
Основные направления работы учителя по предмету с учащимися, слабоуспевающими.
Последние несколько лет я как учитель русского языка и литературы очень часто сталкиваюсь с проблемой – низкий уровень читательской культуры и техники чтения, историческая и политическая безграмотность, общая низкая осведомлённость. Как результат: количество слабоуспевающих учащихся по литературе и русскому языку увеличивается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы учителя по предмету с учащимися, слабоуспевающими.»
Бочкарева Л.В.
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Верх – Убинская средняя школа»
Основные направления работы учителя по предмету
с учащимися, слабоуспевающими.
Последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашей школе 13 % от общего числа учеников по заключению Шемонаихинской ПМПК имеют диагнозы «умственная отсталость», «задержка психического развития», «бытовая запущенность», «поведенческие расстройства». Но есть ещё и другие категории - дети со слабым развитием мыслительной деятельности и дети, не желающие учиться. Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Последние несколько лет я как учитель русского языка и литературы очень часто сталкиваюсь с проблемой – низкий уровень читательской культуры и техники чтения, историческая и политическая безграмотность, общая низкая осведомлённость. Как результат: количество слабоуспевающих учащихся по литературе увеличивается. В этом учебном году добавились ещё слабоуспевающие дети из 5 класса: Данилов Максим, Козлов Андрей, Вершинина Дарья, Сысо Николай, Хомутова Екатерина.
Причины слабой успеваемости можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины: Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и. т. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить "эффект новизны”.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы.
Что же нужно предпринять, для того чтобы повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы. Очень важным этапом при работе с такими детьми является профилактика неуспеваемости, которая осуществляется на каждом этапе урока.
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок. Инструктировать о порядке выполнения работы. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на вызывающих обычно наибольшие затруднения. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
В работе со слабыми учащимися стараюсь учитывать следующие правила, разработанные психологами:
♦ не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
♦ желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
♦ нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
♦ не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
♦ путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
♦ следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
♦ следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Основными формами работы оказания помощи слабоуспевающему ученику являются:
- урок;
- индивидуальные консультации.
I Урок
Этапы урока
Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
♦ Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
♦ Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
♦ Предложение учащимся примерного плана ответа.
♦ Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
♦ Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
♦ Привлечение их в качестве помощников при подготовке презентаций, СЛС и т. д.
♦ Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
♦ Чёткая формулировка цели и задачи предстоящих занятий.
♦ Применение разнообразных методов обучения и видов учебной деятельности.
♦ Повышение интереса учащихся к теме.
При организации
самостоятельной работы учащихся
♦ Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
♦ Напоминание приема и способа выполнения задания.
♦ Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
♦ Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
♦ Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
♦ Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
При организации домашней работы
♦ Найти конкретный параграф учебника, с указанием страниц.
♦ Провести подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания.
♦ Учитывать дозировку домашнего задания.
II Индивидуальные консультации
Во время проведения индивидуальных консультаций выясняю причины возникновения трудностей в учёбе и причины, которые привели к плохой успеваемости.
Затем составляем индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях, с учётом психофизических и интеллектуальных особенностей учащихся. Наряду с этой работой планирую организацию консультативной помощи из числа одноклассников. Учащиеся будут чувствовать себя комфортней, когда им будут помогать их товарищи.
Для того, чтобы добиться успеха необходимо помнить следующие рекомендации:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создавать специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу благожелательности.
6. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе, на самостоятельных и контрольных работах;
7. Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную;
8. Систематически проводить консультации и дополнительные занятия;