kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку "Сложноподчинённые предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел «Сложноподчинённое предложение» разработан на основе «Программы основного общего образования по  русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского». Как и в программе, в разделе реализуется  познавательно-практическая направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Кроме того, в разделе решаются общепредметные задачи по русскому языку: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формировать общеучебные умения (работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку "Сложноподчинённые предложения" »

Муниципальное образовательное учреждение

Великовражская средняя общеобразовательная школа











Методическая разработка раздела образовательной программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

" Сложноподчиненные предложения" (9 класс)






Выполнила:

учитель русского языка и литературы Зубкова Т. Н.













Великий Враг 2014 г.

Содержание:

Пояснительная записка ………………………………………………… 3 – 5 стр.

Цели и задачи раздела …………………………………………………. 5 – 6 стр.

Психолого-педагогическое объяснение

специфики восприятия и освоения

учебного материала учащимися

в соответствии с возрастными особенностями ………………………. 6 – 8 стр.

Ожидаемые результаты освоения

раздела программы ……………………………………………………. 8 стр.

Обоснование используемых

в образовательном процессе

по разделу программы образовательных

технологий, методов, форм организации деятельности

учащихся ……………………………………………………………… 8 – 14 стр.

Система знаний и система деятельности ………………………… 14 – 17 стр.

Поурочное планирование по разделу ……………………………… 18 – 20 стр.

Разработка урока ……………………………………………………. 21 – 34 стр.

Список литературы …………………………………………………. 35 стр.


















  1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания, которые включают в себя формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции у обучающихся. Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания; формирование общенаучных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Раздел «Синтаксис сложноподчинённого предложения» разработан на основе «Программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и содержит:

-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области

синтаксиса,

-некоторые сведения о роли языка в жизни общества;

-речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,

- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

-сведения о пунктуации.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, раздел включает перечень пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Изучение раздела ведётся по учебнику Русский язык 9 кл. Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2012

Этот учебник формирует у обучающихся целостное представление о системе русского языка, его закономерностях, тенденциях развития, реализует деятельностный подход к обучению, направлен на активизацию познавательной деятельности, обеспечивает формирование коммуникативной компетенции, способствует повышению культуры общения.

Выбор раздела для методической разработки производился мною по следующим критериям:

  • значимость раздела для учащихся,

  • наличие трудностей в усвоении тем раздела,

  • необходимость обновления методов и форм обучения.

Михаил Викторович Панов писал, что «язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Наука о языке – тоже система. Какое место занимает в ней синтаксис? Ответ находим у А. А. Реформатского, по мнению которого синтаксис позволяет языку «выполнять его главную роль – функцию общения». И всем известно, что от степени владения коммуникативными умениями напрямую зависит степень адаптации индивида в социуме. А уже о значимости сложноподчинённых предложений в речи говорит нам известный филолог Н. М. Шанский: « На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»: разъясняет цели своих поступков, анализирует причины неудач, строит планы на будущее. Таким образом, значимость раздела «Сложноподчинённые предложения» как составной части «Синтаксиса» и как самостоятельного раздела налицо.

Результаты наблюдений за ходом и степенью усвоения данного раздела обучающимися свидетельствуют о наличии некоторых трудностей в этом процессе. Диагностика контрольных работ девятиклассников показала, что качество знаний по разделу «Сложносочинённое предложение» не достигает 50 % от общего количества обучающихся. Одна из возможных причин затруднений в усвоении темы – недостаточная методическая проработка раздела учителем.

Серьёзная значимость раздела в развитии коммуникативных умений учащихся, недостаточно высокий уровень усвоения темы, устарелость методов и форм преподавания – основные причины выбора данного раздела для специальной методической разработки.

"Сложноподчинённое предложение "– самый объёмный раздел курса русского языка в 9 классе. Он занимает центральное место в системе планирования учебного материала, что наглядно демонстрирует таблица:

№ параграфа

Тема

Количество часов


Международное значение русского языка

1

7

Сложные предложения. Культура речи.

1

8 - 10

Союзные сложные предложения.

4 + 2

11 - 17

Сложносочиненные предложения

4 + 1

18 – 30

Сложноподчиненные предложения

19 + 5

31 - 36

Бессоюзные сложные предложения

6 + 2

37 - 40

Сложные предложения с различными видами связи

5 + 2

3

Общие сведения о языке

3

1- 6, 41- 47

Систематизация изученного в 5 – 9 классах

10 + 3

Итого:


68 ч.



  1. Цели и задачи раздела

Триединая дидактическая цель изучения раздела «Сложноподчинённые предложения»:

- познавательная: формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях;

- развивающая: развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка;

- воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения, средству получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи раздела.

Обучающие:

  • изучить строение СПП;

  • различать изученные виды СПП;

  • правильно ставить знаки препинания.

Развивающие:

  • использовать СПП различных видов в речи;

  • конструировать СПП по заданной схеме.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к языку как национальному достоянию.

  1. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность обучения, является учет психофизиологических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий. Целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, подростка, юношу должно опираться на учет возрастных индивидуальных психологических особенностей.



Возрастные особенности учащихся 9 класса (14-16 лет)

Старший школьный возраст, характеризующийся наступлением физической и психологической зрелости. При этом на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная чувствительность ко всему новому.

Внимание характеризуется объемом и специфической избирательностью, становится произвольным и преднамеренным. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Объем увеличивается за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.

Мышление. Важная особенность – формирование активного, самостоятельного мышления. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Девятиклассник способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.

Существенной особенностью учащихся этого возраста является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии.

Проведенное психолого-педагогическое исследование дало следующие результаты:

  1. оценка школьной мотивации учащихся (по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой): высокий уровень мотивации – 12%; средний – 63%, низкий – 25%;

  2. исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона): высокий уровень внимания – 43%, средний – 32%, низкий – 25%;

  3. диагностика словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова):

высокий уровень мышления – 17%, средний – 35%, низкий – 48%;

4. исследование кратковременной памяти (А.Р.Лурия): высокий уровень – 18%, средний – 64%, низкий 18%.

Исходя из психологических особенностей данного возраста и учёта индивидуальных особенностей класса, раздел программы «Сложноподчинённое предложение» ориентировала на развитие личности, на увеличение общего объема знаний и умений по русскому языку, и построила на следующих дидактических принципах:

- последовательность, систематичность преподавания;

- принцип личностного подхода;

- доступность преподавания при необходимой степени трудности;

- сознательность и активность обучаемых;

- наглядность, разнообразие методов.



  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.



В результате изучения раздела «Сложноподчинённые предложения» учащиеся должны показать

предметные результаты:

- различать виды СПП,

- правильно ставить знаки препинания в СПП,

- конструировать СПП по заданной схеме;

метапредметные результаты:

- использовать СПП в речи,

- ориентироваться в различных источниках информации;

личностные:

- продуктивно общаться в процессе совместной деятельности,

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,

- быть готовым к самостоятельной деятельности.



  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.



Выбор технологий, методов и форм организации деятельности учащихся на уроке во многом определяется психолого- педагогическими особенностями класса и напрямую зависит от прогнозируемых результатов обучения по разделу. В классе с разной степенью сформированности познавательных способностей и с неодинаковым уровнем проявления учебной мотивации наиболее результативным, на мой взгляд, будет применение элементов технологии дифференцированного обучения, цель которой – индивидуальное продвижение учеников в развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков; психологический комфорт детей на уроке.

Дифференцированное обучение – это такой процесс обучения, в котором учитываются индивидуальные особенности учащихся. Методы дифференцированного обучения могут быть использованы на разных этапах урока: дифференцированное домашнее задание, а отсюда и дифференцированная проверка его на следующем уроке. Дифференцированное объяснение нового материала (на уроках усвоения новых знаний):

  • объясняю материал кратко на высоком уровне сложности в расчёте на группу детей с повышенной обучаемостью, предлагаю задания для самостоятельной работы;

  • затем провожу объяснение того же материала более развёрнуто и доступно; при закреплении изученного с детьми со средней обучаемостью особое внимание следует уделять системному включению механизмов активизации умственной деятельности учащихся через проведение обучения обобщения и схематизации; не следует предлагать учащимся готовые схемы, подготовленные самим учителем или опубликованные в печати: следует обучать учащихся строить эти схемы самостоятельно;

  • в это время ребята, усвоившие материал с первого раза, третий раз объясняют его слабым ученикам (работа в группе).

Метод блочной подачи материала, метод наглядности. На этапе закрепления – выполнение упражнений разного уровня сложности.

Значительно активизирует закрепление коммуникативных навыков учащихся, культуру общения, развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий и использовать в практических целях применение метода проектов. Актуальным в разделе «Сложноподчинённое предложение» является повторение через проекты морфологических тем «Относительные местоимения» (6 класс), «Смысловые группы наречий» (7 класс) и «Подчинительные союзы» (7 класс) при подготовке к восприятию нового материала по теме «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении». Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству.

Повысить качество и эффективность процесса обучения можно за счет реализации возможностей информационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Интерес учащихся к данному виду работы на уроке способствует активизации познавательной деятельности. Методы реализации технологии ИКТ – использование компьютерных программ:

-   "MicrosoftOfficeWord"( тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки);

- "Power point" (компьютерные презентации для наглядного сопровождения объяснения учителя или выступления ученика);

- "Excel word" (анализ и визуализация данных в электронных таблицах);

- "1 С: Школа". Русский язык (использование образовательных комплексов);

- "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".

Огромные возможности в поиске и отборе информации, особенно в условиях сельской школы, предоставляет учителю и обучающимся Интернет. Большим подспорьем в работе учителя на уроке становится интерактивная доска.

С применением информационных технологий тесно связаны все вышеперечисленные технологии обучения, т.к. их реализация во многом опирается на возможности ИКТ. Применение ИКТ может иметь место на любом уроке раздела при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Здоровьесберегающие технологии способствуют соблюдению санитарно-гигиенических норм, их применяю на каждом уроке. Не обойдёмся без них и при изучении раздела «Сложноподчинённое предложение». Организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся, разминки на занятиях для снятия напряжения с глаз, упражнения на движение – обязательные моменты урока. Учебный материал раздела «Сложноподчинённое предложение» объёмен и сложен. Поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

1.Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых приёмов, оригинальных творческих заданий, использование интеграции различных видов искусства на занятиях (история, литература).

Можно предложить, например, ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

А) На поиск родо-видовых понятий.

Задание классу (устно). Найдите общее слово:

1) понедельник, суббота (ответ: дни недели);
2) понедельник, среда (рабочие дни);
3) Лондон, Казань (города);
4) Лондон, Вашингтон (столицы);
5) Лондон, Париж (европейские столицы).

А теперь аналогичное задание из области русского языка:

  1. сказуемое, дополнение (члены предложения);
    2) подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
    3) дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
    4) запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).

Восстановление «слепой» схемы (таблицы).

Эффективный прием, выявляющий знания, развивающий умение систематизировать, обобщать материал, а также разворачивать информацию. Тренирует логическое мышление.



2.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Личностно-ориентированные технологии (сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения) учтут особенности каждого ученика и наиболее полно раскроют его потенциал.

4. Использование ИКТ.

Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создадут у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снизят утомляемость учащихся.

Важное место в формировании базовых компетенций раздела занимает систематический, практически включённый в каждый урок контроль.

Формы и методы контроля:

Форма контроля

Методы контроля

Темы уроков

Самостоятельная работа


















Тестирование


Стартовый тест


Понятие о сложноподчинённом предложении

Тест одного урока

В конце любого урока раздела

Тест на знание раздела

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения».

Диктанты

Графический диктант

На любом уроке раздела

Схематический диктант

Проверочный

Разборы

Творческая работа


Творческое списывание

РР. Различные способы выражения сравнения.

Конструирование СПП

На любом уроке раздела

Синонимическая замена СПП

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Описательная миниатюра

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Повествовательная миниатюра

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Индивидуальный ответ

Устные сообщения

Составление плана сообщения

РР. Сообщение о происхождении псевдонимов

"Слепая" схема


Виды сложноподчинённых предложений

Групповая работа

Взаимодиктант

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточыми; знаки препинания в них.

Проект

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными



  1. Система знаний и система деятельности.

Знания по каждому предмету приобретаются и реализуются учащимися в процессе учебной деятельности. Содержание этого процесса включает в себя многочисленные действия и операции.

Система деятельности учащихся при изучении раздела « Сложноподчинённое предложение» включает, прежде всего, познавательную деятельность. Интеллектуальные умения основываются на приемах, к которым относятся анализ, синтез, конкретизация, сравнение, установление причинно – следственных связей, построение выводов, проведение наблюдений, постановку проблемы и выдвижение гипотез. Важное место на уроках данного раздела занимает общеучебная деятельность. Она определяет методы учения: организацию учебного места, различные способы поиска информации, работу с литературой (анализ текста, подготовку сообщений и др.), навыки общения (вести диалог, дискуссию, монолог, задавать вопросы), а также методы взаимообучения (организацию работы в группе, умение выступать, давать взаимооценку). Дети с высоким уровнем познавательной мотивации и активности используют на уроках приёмы самоорганизующей и преобразующей деятельности. Самоорганизующая деятельность, заключается в способах самостоятельной постановки целей, планировании работы, самоанализе, самоконтроле, самооценке, осознании своего продвижения. Преобразующая деятельность заключается в способах действия в ситуации неопределенности, в применении техники выбора, в способах поиска новых путей решения проблем, в процессах конструирования и моделирования.

В результате усвоения раздела программы учащиеся приобретают следующую систему знаний:

- общенаучные знания.

- знания из определенной научной области

- фундаментальные знания из конкретной предметной области;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Виды знаний

Представление знаний в разделе

Виды учебной деятельности, способствующие формированию знания

Общенаучные знания

Темы уроков

Общеучебная деятельность

Язык как форма закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, как форма отражения научной картины мира

РР. Роль сложноподчинённых предложений в речи.



Сочинение на лингвистическую тему

Работа с литературой (анализ текстов из разных предметных областей с целью выяснения роли СПП);

подготовка сообщения на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»


Углубление знаний о важнейших общепредметных умениях и универсальных способах деятельности

На любом уроке раздела

Извлечение информации из словарей и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста для

представления в классе


Знания из научной области «Языкознание»

Темы уроков

Познавательная деятельность

Язык - система

Понятие о сложноподчинённом предложении

Проведение наблюдений и выдвижение гипотез учащимся о месте СПП в системе языка;


Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Анализ изученного материала; сравнение, синтез разрозненной информации, построение выводов

(Сочинение на лингвистическую тему: «Разделы науки о языке»)

Фундаментальные знания из предметной области «Синтаксис»

Темы уроков

Познавательная деятельность

Строение СПП;


классификация СПП;


знаки препинания в СПП;


СПП различных видов в речи

Понятие о сложноподчинённом предложении.


Место придаточного предложения по отношению к главному.


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.


Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении


Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Основные группы сложноподчинённых предложений (уроки 7 – 16);


СПП с несколькими придаточыми;


Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения


Сравнение структуры сложносочинённого и сложноподчинённого предложений;

анализ структуры СПП;

конкретизация смысловых отношений в СПП разных видов;

установление причинно – следственных связей при расстановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными;

постановка проблемы и выдвижение гипотез при различении союзов и союзных слов в СПП;

построение выводов в процессе синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Общеучебная деятельность

Навыки общения: задавать вопросы, работа в группе, взаимообучение; взаимооценка

Самоорганизующая деятельность

Самостоятельная постановка целей;

самооценка;

осознание своего продвижения (рефлексия)

Знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии

Темы уроков

Преобразующая деятельность

Владение языком как средством коммуникативно целесообразного речевого общения, как способом получения информации, как средством социальной адаптации.


Уроки развития речи.


Упражнения на исправление речевых и грамматических ошибок в любой теме раздела (например, упр. 102, 103)

Процессы конструирования и моделирования предложений;

метод проектов


Домашнее задание урока № 22: РР. Изложение по упр. 177

Общеучебная деятельность.

Подготовка сообщений о профессиях

  1. Поурочное планирование по разделу.

Сложноподчинённые предложения (19 + 5)


Дата

Тема урока

Формы контроля

Наглядность и ТСО

Домашнее задание

план

факт

14 (1)

20.10



Понятие о сложноподчинённом предложении

Стартовый контроль (тест)

Интерактивный плакат

П. 18, упр. 84 или 85

15 (2)

26.10



Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Схематический диктант


П. 19, упр. 90 или 91

16 (3)

27.10



РР. Роль сложноподчинённых предложений в речи. Сочинение на лингвистическую тему


Презентация

Сочинение

17 (4)

9.11


Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Конструирование СПП

Опорная схема (проект учащ-ся)

П.20, упр. 94(1) или составить предл. самост.

18 (5)

10.11



Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

Взаимодиктант


П. 21, упр. 105

19 (6)

16.11



Виды сложноподчинённых предложений

"Слепая" схема


Самостоятельная работа

Презентация


Карточки для групповой работы

Подобрать по 2 примера на каждый вид СПП или составить текст

Основные группы сложноподчинённых предложений

20 (7)

17.11



Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Синонимическая замена СПП

Презентация

П. 22, упр. 110

21 (8)

23.11


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Практикум

Описательная миниатюра

Презентация

Упр. 115 или 116

22 (9)

24.11


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Конструирование предложений

Презентация

П. 23, упр. 119

23(10)

30.11


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Практикум

Повествовательная миниатюра


Упр. 122 или 123

24(11)

1.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные времени и места.

Объяснительный диктант

Презентация


П. 24, 25,

Упр. 125 или 129

25(12)

7.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные времени и места.

Синт-й и пункт-й разбор

Презентация

Упр. 130

26(13)

8.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Тест

Презентация

П. 26, упр. 136 или 143

27(14)

14.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Синт-й и пункт-й разбор

Презентация

Упр. 154 или 155

28(15)

15.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Графический диктант

Интерактивный плакат «Виды придаточных»

П. 27, упр. 158

29(16)

21.12


Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Схематический диктант

Презентация

Упр. 164

30(17)

22.12



РР. Различные способы выражения сравнения.

Творческое списывание


Упр. 165 или 166

31(18)

28.12


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточыми; знаки препинания в них.

Объяснительный диктант

Презентация

П. 28, упр. 168

32(19)

11.01


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточыми; знаки препинания в них.

Взаимодиктант; пункт. и синт. разбор

Интерактивный плакат «Типы подчинения в СПП»

Упр. 173или 174

33(20)

12.01


РР. Сообщение о происхождении псевдонимов

Составление плана сообщения


Сообщение

34(21)

18.01


Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Синт. и пункт. анализ

План проецируется на доску

П. 29,30

Упр. 176

35(22)

19.01


РР. Изложение по упр. 177



Сообщение о профессии (с использованием разных видов СПП)

36(23)

25.01


Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения».

Тест

Проецируется на доску

Вопросы на с. 118, Упр. 183

37(24)

26.01


Контрольная работа по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения».







Муниципальное Образовательное Учреждение

Великовражская СОШ















  1. Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Виды сложноподчинённых предложений».









Выполнила

учитель русского языка

и литературы

Зубкова Т. Н.

Дата проведения: 16. 11. 2013 г.








2014 г.



Характеристика урока

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчинённых предложений»

Цель урока: первичное ознакомление с видами сложноподчинённых предложений.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами урока является сформированность следующих умений:

  • распознавание сложноподчинённых предложений в тексте;

  • классификация сложноподчинённых предложений по их значению и структурным особенностям;

  • построение речевых высказываний с употреблением сложноподчинённых предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • проявлять трудолюбие, бережное отношение к слову;

  • осознавать роль сложноподчинённых предложений в устной и письменной речи;

  • корректно комментировать и оценивать особенности устных и письменных высказываний одноклассников.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока – комбинированный урок.

Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска,

  • компьютерная презентация,

  • карточки для групповой работы.

Основные понятия урока:

  • структурные особенности сложноподчиненных предложений;

  • виды придаточных в сложноподчинённых предложениях: определительные, изъяснительные, обстоятельственные;

  • Синтаксические модели сложноподчиненного предложения с разными типами придаточных.

Главная проблема урока:

- Как определить вид сложноподчинённого предложения?

Место урока в логике раздела

Логически раздел «Сложносочинённое предложение» разделён на 3 части:

  • Понятие о СПП;

  • Основные виды СПП;

  • СПП с разными видами связи;

  • Употребление СПП в речи;

  • Уроки обобщения и контроля

Урок «Виды сложноподчиненного предложения» проводится первым в подгруппе «Основные виды СПП». Его цель – подготовить учащихся к восприятию последующих тем подгруппы.

Структура урока.

  1. Организационный момент. Включение детей в деятельность.

  2. Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала.

  3. Введение новых знаний.

  4. Первичное закрепление.

  5. Контроль.

  6. Домашнее задание.

  7. Итог урока.
































Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Время

Предметные Метапредметные Личностные

УУД

Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание ситуации успеха и эмоционального настроения. Демонстрация слайда № 2

Приветствие Настрой на рабочий лад Запись даты в рабочую тетрадь

Ответить на вопросы: - Как вы понимаете смысл высказывания? -К чему призывает М. В. Ломоносов?

Осознанное стремление к активной трудовой деятельности Потребность следовать положительному примеру

Коммуникативные Личностные Регулятивные

2 мин.

Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала

Проверка ЗУН: Фронтальная беседа о порядке разбора СПП Представление задания «Разбор СПП» Демонстрация слайда № 3

Ответы на вопросы учителя Разбор СПП (один у доски, остальные в тетрадях) Коллективная проверка

Вспомнить признаки СПП, последовательность их разбора

Знание признаков СПП, особенностей их строения, последовательность разбора

Познавательные Коммуникативные

5 мин.

Введение новых знаний

Организация проблемной ситуации Постановка вопроса о причинах затруднения Вопрос о теме урока Демонстрация слайда № 4

Пробное действие: определение типов придаточных. Определение причин затруднения

Ответить на вопросы: 1) Каких знаний вам не хватает? 2)Чем будем заниматься на уроке?

Формулировка темы

Регулятивные Коммуникативные

2 мин.

Организация работы по выходу из проблемной ситуации

Определение плана выхода из затруднения

Ответить на вопросКакими будут задачи нашего урока?

Умение определять способы и порядок действий в ситуации неопределенности знаний по теме урока

2 мин

Введение новых знаний

Реализация плана выхода из затруднения Распределение класса на группы Организация групповой работы по карточкам Выслушивание результатов исследования Демонстрация слайда № 5 Заполнение таблицы на доске

Работа в малых группах (подготовленные карточки) Представление результатов исследования Заполнение таблицы в тетрадях

Распределить предложения на три группы.

Определение смысловых отношений между частями СПП

регулятивные познавательные коммуникативные

10 мин.

ФИЗМИНУТКА «ТИХАЯ РАЗМИНКА» - 2 мин.

Организация работы по формулировке выводов Формулировка вопроса о названии типов придаточных Рекомендации по работе с учебником Демонстрация слайда № 6 Обобщение материала по таблице

Формулировка выводов о названии типов придаточных Чтение теоретического м-ла учебника (с. 69) Наблюдение по обобщающей таблице

Назвать типы придаточных СПП Сверить свои выводы с теоретическим м-лом учебника

Знание типов придаточных СПП

познавательные коммуникативные

5 мин.

Введение новых знаний

Организация работыпо составлению алгоритма определения видов придаточных предложенииДемонстрация слайда № 7 Распечатанный вариант алгоритма раздать каждому ученику

Фронтально называют шаги алгоритма Вложить алгоритм в «Справочную тетрадь»

Перечислить шаги алгоритма

Знание о последовательности логических операций при определении вида СПП

Познавательные

3 мин

Первичное закрепление

Актуализация внимания учащихся на языковом материале проблемной ситуации начала урока Представление синтаксических моделей сложноподчиненного предложения с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным(демонстрация слайдов № 8- 9, 10)

Определение вида придаточного предложения с использованием алгоритма Наблюдение за материалом слайдов

Определить вид придаточного предложения

Умение определять тип придаточного Знание синтаксических моделей СПП с разными типами придаточных

Познавательные

3 мин

Контроль

Формулировка задания № 1 "Слепая" схема Демонстрация слайда № 13 Выслушивание ответов учащихся Формулировка задания № 2 Анализ предложений Демонстрация слайда № 11 Организация взаимопроверки

Заполнение схемы Рассказ о видах СПП Корректировка ответов выступающих Самостоятельное выполнение задания Взаимопроверка

Заполнить "слепую" схему.Прочитать. Рассказать о видах сложных предложений. Выслушать ответы. При необходимости дополнить или исправить высказывания выступающих Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид придаточных. Проверить работу товарища по контрольному слайду

Умение обобщать изученный материал, формулировать научное высказывание Применение знаний на практике

Познавательные коммуникативные

8 мин.

Рефлексия

 Задание на дом Демонстрация слайда № 14 Выставление оценок Организация работы по подведению итогов урока Демонстрация слайда № 30

 Запись задания в дневник Ответы на вопросы учителя

 Подобрать из художественной литературы по 2 примера на каждый вид СПП ИЛИ составить текст с использованием разных видов СПП. Перечислить полученные на уроке знания, умения. Оценить степень сформированности умения

 Оценивать результаты деятельности на уроке.

 Регулятивные Коммуникативные

3 мин



Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать разговором о великом русском учёном, просветителе 18 века, который внёс неоценимый вклад в развитие русской науки и искусства. Сейчас на слайде вы увидите его портрет.(слайд № 2)

- Узнали? Кто этот человек?

На доске вы видите высказывание этого великого учёного.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду.

- Как вы понимаете его смысл? К чему призывает М. В. Ломоносов?

Сегодня на уроке эти умные слова будут служить нам руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.

Итак, «Делу время - потехе час».



2. Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала.


На слайде записаны предложения: (слайд № 3)


Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду.


Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.


Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.



- Что надо сделать, чтобы определить виды этих предложений?


Ответы учеников.

Выделить главные члены предложения, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.


- Выполните эти действия.


Ученики выполняют задание (один у доски, остальные в тетрадях)

[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).

 [Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).

[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).


3. Введение новых знаний.

Пробное действие

У. Попробуйте назвать виды придаточных этих предложений.

Д. Не можем назвать: не знаем.

Определение причин затруднения.

У.Каких знаний вам не хватает?

Варианты ответов. Не знаем, какие виды (названия) придаточных предложений бывают, не знаем признаки разных видов придаточных предложений.

У. Чем же будем заниматься на уроке?

Д. Будем узнавать, какие бывают виды сложноподчинённых предложений по типу придаточного, по каким признакам определяют их вид.

У. Записываем тему урока. «Виды сложноподчинённых предложений»(слайд № 4)


Определение плана выхода из затруднения.

У.Какими будут задачи нашего урока?

Учебная цель:

  • узнать виды придаточных предложений и их отличительные признаки;

  • освоить знания алгоритма по определению видов сложноподчинённых предложений;

  • выработать первичное умение в определении видов сложноподчинённых предложений в тексте при помощи алгоритма.

У. Где вам это пригодится?

Д. На ГИА, ЕГЭ.

Реализация плана выхода из затруднения.

У. Итак, приступим к достижению наших целей.


***Класс распределяю на группы. Раздаю задания на карточках.

Ученики смотрят, выполняют задания.


Задание (общее для всех): распределите предложения на три группы.





Карточка


1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6. Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

Проверка.

У.-Как вы работали?

-Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.

У.-На какие группы вы их распределили?

Заслушиваю ответы.

  1. я группа. Придаточное 1 и 6 предложение отвечает на вопрос что?

  2. я группа.Придаточное 2 и 5 предложение отвечает на вопрос какой?

  3. я группа.Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему?когда?

У.-А у вас как получилось? (Спрашиваю все группы)

Заполняем таблицу в тетрадях: (образец – на слайде) (Слайд № 5)


У.-По какому признаку вы определили вид придаточного предложения?

-По вопросу.

У.-По-вашему, как будут называться эти группы?

Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.

У.- Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные.

У. Перед вами таблица, посмотрите на неё (см. слайд 6):



Теперь составим алгоритм определения видов придаточных предложений.


*** Ученики последовательно (фронтально) называют шаги алгоритма, на слайде презентации после каждого ответа всплывает запись. (Слайд 7)


Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.



***Распечатанный вариант алгоритма раздаётся каждому ученику.


4. Первичное закрепление.

-Вернёмся к предложениям. Определим видпридаточного предложения.

***Ученики демонстрирует действия по алгоритму (по одному предложению)


  • [Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду).


Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным: (Слайд № 8)



  • [Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют).





Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным: (Слайд № 9)






  • [Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).




Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным: (Слайд № 10)




5. Контроль.

Задание 1(самостоятельно с последующей взаимопроверкой):(Слайд № 11)

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид придаточных.

  1. И стебелёк травы достоин великого мира в котором он растёт.

  2. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне.

  3. Художник видит то чего не видят остальные.

  4. Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

  5. Если в ясный день подойти к окну то вдалеке будут видны очертания города.

*** Взаимопроверка по слайду(Слайд № 12)

Задание 2 (самостоятельная работа, устное выступление по результатам): (Слайд № 13)

Заполните "слепую" схему.Прочтите. Расскажите о строении сложных предложений.

Определительные

?

обстоятельственные

?

Падежные вопросы

?


6. Домашнее задание (Слайд № 14)

Подобрать из художественной литературы по 2 примера на каждый вид СПП ИЛИ составить текст с использованием разных видов СПП.



  1. Итог урока (Слайд № 15)


У.-Какие знания вы освоили на уроке?

- Мы познакомились с видами придаточных предложений.

У .-Какие умения вы освоили?

- Мы учились действовать по алгоритму определения вида придаточного предложения.

У.- Можно ли сказать, что ваше умение крепкое, что вы справитесь с подобными заданиями в любой ситуации?

- Нет, надо потренироваться.





9.Список используемой литературы



  1. М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009

  2. Брагина Г. В. Мастерство учителя на уроке: Книга для учителей и студентов. – Симферополь, 2001

  3. Зхарова Т. А., Чурсина Л. Н., Юрьева Е. С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. – М.: Планета, 2011

  4. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства./Серия Учебники, учебные пособия. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика/ под ред. Э. М. Казина, Кемерово 2009.

  6. Литиевская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект. 2006.

  7. Требования к современному уроку. М.М.Поташник.  Методическое пособие, М.: Центр педагогического образования, 2011.

  8. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Психология и педагогика. Учебник для вузов – Питер, 2002.

  9. Сычёва В. П. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

  10. Тростенцова Л. А., Подстреха Н. М. Русский язык: дидактические материалы: 9 класс – М.: Просвещение, 2011.

  11. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2012





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Зубкова Татьяна Николаевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства