Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". 10-й класс»
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". 10-й класс
Учитель : Склярова З.Е.
Цели:
Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.
Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.
Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.
Оборудование: текст притчи Н. Соколовой «Рябинка», карточки-информаторы №№1-6, презентация к уроку (Приложение).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.
– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.
– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.
– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена в вертикальном виде (карточка-информатор №1, слайд 2),
Карточка-информатор №1:Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
Структурный компонент текста
Речевые клише
Проблема
Возможен риторический вопрос… В центре внимания автора проблема… В тексте автор размышляет над проблемой…
Комментарий
Не случайно писатель изображает… Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… Автор заставляет читателя задуматься… Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)
Позиция автора
Позиция автора такова… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Моя позиция – тезис
Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт)
Действительно … Подумайте сами… Примеров подобного отношения людей к… множество.
Иллюстрация к аргументу 1
Например, … В качестве примера расскажу… Приведу следующий пример… Правоту автора подтверждает…
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт)
Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы. Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях
Иллюстрация к аргументу 2
Например, … Вспомним произведение… Именно об этом писал…
Вывод-заключение
Таким образом, только от нас самих зависит… В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):… Возможна пословица или поговорка.
Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
последовательность изложения мыслей;
смысловую цельность и связность;
абзацное членение текста;
связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
соответствие видовременных глагольных форм.
Во избежание фактических ошибок
не забудьте прочитать информацию об авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении, не допустив тавтологии;
при обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».
Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизыватьсформулированные мысли. Обратим внимание на типичные ошибки, допускаемые ребятами при таком виде работы, потому что предупреждён – значит вооружён. Также важно помнить, что нельзя отождествлять автора и рассказчика, хотя можно использовать хитрое выражение автор-рассказчик, а если речь в тексте идёт явно от лица автора, то лучше использовать информацию о нём, данной после текста.
– Автор текста, который мы будем изучать, Наталья Соколова.
(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
(25) Мы народ организованный, должны подавать пример...
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой.)
III. Работа по тесту. Обзор-анализ.
– Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний (слайд 4):
а) У каждого человека своя правда.
б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
г) Надо беречь красоту.
– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.
(слайд 5: Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)
– Рябинка – это часть чего?... Значит проблема….
(слайд 5: Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)
– Какая наука занимается вопросами природы?
Сообщение учащегося об экологии (карточка-информатор №3)
– С чем связана экологическая обстановка на планете?
– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?
– Сколько нужно времени, чтобы вырастить рябинку, чтобы она начала давать плоды, прослушаем сообщение.
Сообщение учащегося о рябине (карточка-информатор №4, слайд 6)
– Прослушали сообщение о рябине, сделаем вывод по двум текстам, прочитанному и прослушанному, почему важно бережно относится к природе, даже к каким-то «единичным» её проявлениям. (В природе нет «единичных» проявлений, это цельный организм, все части которого важны, сохраним один её элемент – сохраним целостность всего организма.).
– Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (слайд 7).
– Прокомментировать проблему – значит:
– показать степень понимания текста;
– умение видеть его важные аспекты;
– понять замысел автора;
– понять ход авторской мысли.
Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера
Актуальная (почему? – 1-ый путь ответов), потому что даёт возможность понять:
– что значит красота рябинки для окружающих;
– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;
– как относиться к окружающей красоте природы.
(почему? – 2-ый путь ответов):
– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;
– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…
– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?
– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев?
– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения).
– А знаете ли вы, что олицетворяла собой рябинка в Древней Руси?
Сообщение учащегося «Легенды о рябине» (карточка-информатор №5)
– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.
– Ребята, сформулируйте свой комментарий-тезис к данной проблеме.
– Запишите свой комментарий, Поможет вам в этом памятка. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер.(слайд 9)
IV. Самостоятельная работа учащихся. Иллюстрирование комментария.
(слайд 10)
– Что может иллюстрировать аргумент?
Бесспорные факты, истинные события.
Общепринятые положения, принципы, нормы.
Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
Примеры из личной жизни или жизни окружающих.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.
Примеры из художественной литературы.
– Ребята, выберите по карточке-информатору №6 «Банк аргументов» необходимые иллюстрации из знакомых вам художественных произведений к аргументам 1 и 2., запишите в тетрадь
V. Подведение итогов. Рефлексия.
– К какому выводу, ребята, вы пришли после изучения и анализа данной притчи. Сформулируем концовку нашего сочинения (слайд 11): Таким образом, только от нас самих зависит, какой будет природа, окружающий нас мир. В отношении к окружающей природе нет мелочей, важна каждая деталь, в том числе и «незаконно» выросшая рябинка у дороги.)
– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.
– Мне же хочется закончить наше общение словами Михаила Пришвина: «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.» (слайд 12)
– Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!