Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК Львовой С.И. расчитана на 6 часов в неделю. Учебник: Русский язык под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова в трёх частях, 6-ое издание, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009 год. Настоящая программа составлена на основе закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Русский язык под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях. 6-е издание, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009 год.
Дополнительная литература:
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографи Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Интерактивный курс по русскому языку 5 класса «Кирилл и Мефодий».
Методическое пособие с электронным интерактивным приложением «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс».
Ресурсы Интернета.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умения осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей (орфоэпическим, толковым, словообразовательным, этимологическим и др.).
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Цели изучения русского (родного) языка
Исходя из того, что образовательные функции предмета «Русский (родной) язык» имеют универсальный, обобщающий характер, так как «язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества»1., и, значит, «русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения»2, «целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни»3.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Программа отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью. Эта особенность курса определяется прежде всего его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но ина каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала курса. В основу положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковое явление: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению "скрытой от глаз" внутренней сути языкового явления. Знакомство с разнообразными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным значением обладают разные единицы языка, а не только слово, семантическое наполнение которого хорошо "просматривается" например, в толковых словарях.
Содержание курса
Лингвистика – наука о языке. Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
Введение в лингвистику.
Фонетика как раздел лингвистики. Речь устная и письменная. Основные требования к устной и письменной речи. Звук – основная единица языка. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/безударные), согласные (твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).
Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. Изменения звуков в речевом потоке. Орфоэпический словарь.
Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава словоформы.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем. Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Морфемная модель. Чередование гласных и согласных в морфемах, типы чередований. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значение слова. Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. Тематические группы слов. Слова, обозначающие видовые и родовые понятия.
Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них. Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением безударных гласных и согласных звуков. Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончаний имён существительных и глаголов. Употребление Ъ и Ь на письме. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания различных частей речи. Слова изменяемые и неизменяемые. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание.
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Виды норм. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Ситнаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Второстепенные члены предложения. Словарь эпитетов. Предложение, его виды по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ. Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение. Предложения с прямой речью.
Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил.
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь. Тема и основная мысль текста. Заголовок и отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Строение текстов разных типов. План текста (простой и сложный).
Основные разделы лингвистики. Систематический курс.
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Основные споосбы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь. Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов, семантической группировки слов, происхождения слов, употребления слов разными группами людей. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. Использование слов в разных стилях речи.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.
Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис. Принципы классификации частей речи, особенности их употребления и правописания.
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Склонение имён существительных. Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Род имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Правильное употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Словообразование имён прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. Степени сравнения имён прилагательных, образование сравнительной и превосходной степеней. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Склонение полных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных. Правильное употребление имён прилагательных в речи.
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Инфинитив, его грамматические особенности. Словообразование глаголов. Вид глагола, видовая пара. Использование суффиксов –ИВА-ЫВА- / -ОВА-ЕВА- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глагола по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное). Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Изменение глаголов изъявительного наклонения. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Правильное употребление глаголов в речи.
Требования к учащимся
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логическое ударение, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок ; исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита, свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексика и фразеология. Объяснять лексическое значение слова разными способами; пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложение по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2008
УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях. 6-е издание, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографи Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Интерактивный курс по русскому языку 5 класса «Кирилл и Мефодий».
Методическое пособие с электронным интерактивным приложением «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс».
Ресурсы Интернета.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.
Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) .Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека, место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом.
§ 1, упр. 2,4
Презентация
Гласные и согласные звуки
03.09.
Повторить основные фонетические законы. Усвоение знаний фонетики, способность слышать свою речь и речь окружающих, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости.
§ 2, упр. 15, 16
ЭИП (электронное интерактивное приложение «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс»)
Фонетическая транскрипция
4.09
§ 2, упр. 19,20
ЭИП, презентация
Фонетический разбор. Звукопись в художественном произведении
4.09
Сочинение
Понимание cсмыслоразличительной роли ударения. Соблюдение правильного ударения в речи.
Изменение лексического значения слава в зависимости от ударения.
§ 2, упр. 24,28
Презентация
Слог. Ударение.
5.09
Сочинение
Усвоение знаний фонетики, иметь представление о смыслоразличительной роли звуков, записывать их с элементами транскрипции
Орфоэпия. Произношение гласных звуков.
8.09
Самостоят.
работа упр.27
Усвоение знаний фонетики, иметь представление о смыслоразличительной роли звуков, записывать их с элементами транскрипции
§ 2, упр. 31
ЭИП
Р\р. Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Сократила в связи с отработкой фонетики.Произношение гласных и согласных звуков.
9.09
Умение устно и письменно описать изображение на картине по предложенному плану.
§ 3, упр.44,38
ЭИП
Произношение согласных звуков
10.09
Словарная работа упр.53
Умение правильно произносить указанные слова; находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки, правильное произношение гласных и согласных звуков.
§ 4, упр. 47,48
ЭИП
Р\р. Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь» изменено на Административный вводный контроль: тест
11.09
§ 5, упр. 49,52
ЭИП
10.Произношение согласных звуков (продолжение)
11.09
Умение правильно произносить указанные слова; находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки, правильное произношение гласных и согласных звуков.
§ 5, упр. 63,57
ЭИП
Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфоэпии
12.09
Самос – я
Работа упр.55,56
§ 5, упр. 60
ЭИП
Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфоэпии (продолжение)
15.09
§ 5, упр.62
ЭИП
К\р № 1. Контрольное списывание.
16.09
Осложнен- ное списывание
Упр. 63 (устно)
Алфавит и его использование.
17.09
Знать различие устной и письменной речи;, различие между звуками и буквами, знать русский алфавит и его назначение.
§ 6, упр. 67
Презентация
Алфавит и его использование (продолжение)
18.09
§ 6, упр. 69
Презентация
Звуки и буквы
18.09
§ 7, упр. 76
ЭИП
Звуки и буквы (продолжение)
19.09
Самостоятельная работа упр.77
§ 7, упр. 78
ЭИП
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я
22.09
Умение различать звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в различных фонетических позициях.
§ 8, упр. 85,86
Презентация
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я (продолжение)
23.09
§ 8, упр. 88,89
К\р. № 2 Контрольный диктант с гармматическим заданием
24.09
Проверка ЗУН по разделам «Фонетика», «Орфография», «Орфоэпия».
2. Морфемика (7 часов)
Морфемика. Морфема – значимая часть слова.
25.09
Умение различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Изменение и образование слов, форм одного и того же слова.
§ 9, упр. 92
Презентация
Словообразующие морфемы.
25.09
§ 9, упр. 96
Презентация
Морфемная модель слова.
26.09
§ 9, упр. 105
Презентация
Корень слова
29.09
§ 9, упр. 110
Презентация
Чередование гласных и согласных в морфемах.
30.09
§ 10, упр.127
Презентация
Чередование гласных и согласных в морфемах.
1.10
Умение опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.
Презентация
К\р № 3 по теме «Морфемика» упр. №130,131
2.10
Тест
Упр. 134
3.Лексикология (3 + 2 р\р)
Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова
2.10
Умение толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. Уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей. Умение подбирать синонимы , понимать смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов в тексте, преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
§11, упр.136
ЭИП
Способы объяснения лексического значения слова
3.10
Самост-я
Работа упр.143
§11, упр. 148
ЭИП
Тематические группы слов
6.10
§12, упр. 159
Р\р Подготовка к сочинению по картине А.Рылова «Полевая рябинка»
7.10
Сочинение
Знать о роли деталей в художественном описании.
Дописать сочинение (черновик)
Презентация
Р\р Подготовка к сочинению по картине А.Рылова «Полевая рябинка»
8.10
Сочинение
4. Орфография (18)
ь 4. Орфография
Орфография. Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики
9.10
Умение находить орфограммы в различных частях слова. Знать способы поверки правильности написания безударных гласных в корне слова, о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Применять способы проверки правильности написания согласных в корне слова.
Применение правил правописания безударных окончаний Е и И в им. существительных. Выработать навык применения правила правописания безударных личных окончаний глаголов., Ь и Ъ знаков, ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.
§13, упр. 185
ЭИП Презентация
Правописание морфем
9.10
§13, упр. 189
ЭИП
Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, щн
10.10
Самост – я работа
Упр.188
§13, упр. 194
Презентация
Правописание безударных гласных в корне.
13.10
§14, упр. 197
ЭИП
Правописание безударных гласных в корне (продолжение).
14.10
Словарная работа упр.204
§14, упр. 200
ЭИП
Правописание согласных в корне
15.10
§14, упр. 205
ЭИП
Правописание согласных в корне (продолжение).
16.10
Самост – я работа упр. 208
§14, упр. 206
ЭИП
Правописание окончаний существительных
16.10
§15, упр.212
Презентация
Правописание окончаний прилагательных.
17.10
§15, упр.210
Презентация
Правописание окончаний глаголов
20.10
Провер – я работа
Упр. 231
§15, упр. 214
Презентация
Правописание слов с Ь и Ъ
21.10
§16, упр. 230
ЭИП
Правописание слов с Ь и Ъ (продолжение)
22.10
§16, упр. 244
ЭИП
Правописание слов с Ь и Ъ (продолжение)
23.10
Словарная работа
Упр. 255
§16, упр. 250
ЭИП
Слитные, дефисные и раздельные написания
23.10
§17, упр. 259
Презентация
Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».
24.10
Словарная
работа
Презентация
К\р № 4. Диктант по теме «Орфография»
27.10
Диктант
Упр. 261
Анализ контрольной работы. Повторение и закрепление изученного.
28.10
Итоговое занятие.
29.10
ЭИП
Морфология (8+2 р/р)
Морфология как раздел лингвистики
30.10
Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
§18, упр. 268
ЭИП
Части речи в русском языке
30.10
ЭИП
Части речи в русском языке (продолжение)
31.10
Самост-я
работа упр. 272
§18, упр.277
ЭИП
Части речи в русском языке (продолжение)
10.11
§19, упр. 288
ЭИП
Образование форм слова с помощью окончания
11.11
§ 19, упр. 291
Презентация
56. Образование форм слова с помощью окончания
12.11
57.Р.р. Изложение
13.11
Изложение
58. Р.Р. Изложения.
13.11
59. Повторение изученного.
14.11
Творческая работа
ЭИП
60.Итоговое занятие
17.11
6. Культура речи (5)
61. Культура речи. Соблюдение орфоэпических и орфографических норм русского языка
18.11
Умение находить и исправлять ошибки, допущенные в речи; употребление в речи этикетных слов, анализ речевых ситуаций.
§ 20, упр. 305
ЭИП
62.Соблюдение лексических и грамматических норм русского языка
19.11
Провер-я
работа
Упр. 307
§ 20, упр. 309
63.Употребление в речи этикетных слов
20.11
§ 21, упр. 310
Презентация
64. Понятие о речевой ситуации
20.11
Сочинение-миниатюра
§21, упр. 312
Презентация
65.К\р № 5 по теме «Культура речи». Упр. 313
21.11
Словарная
работа
7. Синтаксис (37+5 р/р)
66. Синтаксис как раздел лингвистики
24.11
Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; понимать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Знать порядок разбора словосочетания.
Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции.
Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.
Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены.
ЭИП
67. Словосочетание как единица
синтаксиса.
25.11
§ 22, упр. 323
ЭИП
68. Словосочетание как единица синтаксиса
26.11
Самостоятельная работа упр. 325
§ 22, упр. 327
ЭИП
69. Р\р. Подготовка к сочинению по картине И. Фирсова «Юный живописец»
27.11
Дописать
сочинение (черновик)
70. Р\р. Написание сочинения по картине И. Фирсова «Юный живописец»
27.11
Сочинение
Модуль7 7.Синтаксис и пунктуация пунктуация
пунктуация
71. Предложение как единица синтаксиса.
28.11
§ 23, упр. 339
Презентация
72. Интонация предложения.
1.12
§ 23, упр.348
73. Главные члены предложения.
2.12
§ 24, упр. 356
Презентация
74. Главные члены предложения (продолжение).
3.12
Самостоятельная работа
Упр. 365
§ 24, упр.364
Презентация
75. Второстепенные члены предложения
4.12
§ 24, упр. 370
76. Второстепенные члены предложения (продолжение)
4.12
§ 24, упр. 381
Презентация
77. Второстепенные члены предложения (продолжение)
5.12
Работа с грамматическим заданием упр.383
§ 24, упр. 384
Презентация
78. Р\р. Сжатое изложение
8.12
Сжатое
изложение
Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст.
Упр. 385
79. Р\р. Сжатое изложение
9.12
Сжатое изложение
Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст.
80. Виды предложений по цели
высказывания
10.12
Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные
члены предложения; находить в предложении второстепенные члены;
определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами. Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления.
знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами. Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами. Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).
Уметь опознавать признак выделения обращения, вводного слова на письме
§ 25, упр. 387
Презентация
81. Виды предложения по цели высказывания (продолжение)
11.12
Провер-я работа упр.399
§ 26, упр. 396
Презентация
82. Виды предложений по наличию второстепенных членов
11.12
§ 27, упр. 412
Презентация
83. Виды предложений по количеству грамматических основ
12.12
§ 28, упр. 417
Презентация
84. Виды предложений по количеству грамматических основ (продолжение)
15.12
§ 28, упр. 419
85. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.
16.12
§ 29, упр. 423
86. Предложение с однородными членами (продолжение)
17.12
§ 29, упр. 424
ЭИП (интерактивный тест)
87. Предложение с однородными членами (продолжение)
18.12
Самост-я
работа упр. 432
§ 29, упр. 425
ЭИП (интерактивный тест)
88. Предложения с обращениями
18.12
§ 29, упр. 442
ЭИП
89. Предложения с обращениями
19.12
§ 29, упр. 446
ЭИП
90. Предложения с вводными словами
22.12
§ 29, упр. 452
ЭИП
91. Предложения со сравнительными оборотами
23.12
§ 29, упр 459
ЭИП
92. К.Р.№6 за полугодие.
24.12
Контрольная работа
93. Повторение темы «Синтаксис как раздел лингвистики»
25.12
Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).
Уметь опознавать признак выделения обращения, вводного слова на письме
ЭИП
94. Повторение темы «Синтаксис как раздел лингвистики»
25.12
ЭИП
95. Р/р. Составление текста по словосочетаниям.
26.12
96. Предложение с прямой речью
12.01
Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью.
Знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и. Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении
§ 30, упр. 463
Презентация
Презентация
Презентация
ЭИП (интерактивный тест)
Презентация
97. Предложение с прямой речью (продолжение)
13.01
Сочинение-миниатюра упр. 463
§ 30, упр. 467
98. Предложения с прямой речью (продолжение)
14.01
§ 30, упр. 471
99. Предложения с прямой речью (продолжение)
Провер-я
работа упр.464
Групповая
работа
100. Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис»
§23-30,упр.476
101. Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис»
Словарная
работа
102. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения
Творч. задание упр.485
§ 31, упр.479
103. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения
§32, упр. 483
104. Знаки препинания между частями сложного предложения
§ 32, упр. 432
Презентация
Презентация
105. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
§ 32, упр. 500
106. К\р №7. «Синтаксис и пунктуация»
Диктант
Словарные
слова.
107. Анализ, работа над ошибками к/р.
Индивидуаль-
ные задания
8. Текстоведение
108. Текстоведение. Основные признаки текста. Тема, идея.
Знание об идее, о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микротемы). Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы).Понятие последовательности и грамматической связи предложений в тексте..Применение различных типов речи , объяснять тексты речи; различать повествование, описание и рассуждение..Создавать план текста..Знать структуру текста типа повествование; роль описания в ху-
дожественном повествовании; способы включения описания в повествование..Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пере-
сказывать текст.
§ 33, упр.507
109.Повествование, описание, рассуждение.
§ 34,упр.520
Презентация
110. Р/р. Подготовка к сочинению по картине Упр. 530
Сочинение-описание
Дописать
работу (черновик)
ЭИП
111. Р/р. Подготовка к сочинению по картине Упр. 530
Сочинение-описание
112. Обобщение по теме «Типы речи»
§ 34, упр.545
ЭИП (интерактивный тренажер)
113. План текста
§ 35, упр.553
114. Р/ р. Изложение . Упр.554.
Изложение
Дописать
работу
115. Требования к содержанию и построению текста.
Самостоятельная работа
План текста
§ 36, упр.558
116. Обобщение по разделу «Текстоведение».
Упр. 566
Презентация
9 . Словообразование
117. Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов
Уметь использовать словообразующие морфемы при образовании слов. Знать основные способы образования слов в русском языке, проводить словообразовательный разбор
Уметь применять правило написания букв О — А в корнях –ЛАГ,ЛОЖ-КАС-,КОС-–PACT-,РОС-;РОЩ-.в корне. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний, знать слова-исключения.
Уметь применять правило написания букв О — А в корнях –ЛАГ,ЛОЖ-КАС-,КОС-–PACT-,РОС-;РОЩ-.в корне. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний, знать слова-исключения.
§38, упр. 593
Презентация
ЭИП (тренажер)
121. Правописание о – ё после шипящих в корнях слов
Словарная работа
Упр.596
Знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении
§ 39,упр. 595
ЭИП
122. Основные способы образования имён существительных и прилагательных
Выделять значимые части (морфемы); определять часть речи и форму слова;, его лексическое значение; понимать способ образования. Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок;понимать механизм образования слов с помощью приставок;определять состав слова.Проводить морфемный разбор слова.
§ 40, 41,
упр.605, 610
Презентация
123. Основные способы образования глаголов
§ 42, упр.616
Презентация
124. Группы приставок
§ 43, упр.623
ЭИП
125. Морфемный разбор слова
§ 44,упр 637
ЭИП
126. Повторение и закрепление пройденного.
Самостоятельная работа
Упр.638
Упр. 641
ЭИП (тренажер)
127. К/р. № 8. Тест по теме: «Словообразование».
Тест
128.Анализ контрольной работы
129. Резервный урок.
10. Лексикология и фразеология
130. Лексикология и фразеология как раздел лингвистики.
Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова. Определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; о роли использования
слов с переносным значением в художественных произведениях
§45,упр.644
ЭИП
131. Переносное значение слов
Упр. 650
ЭИП
132. Роль тропов в художественном тексте.
Лексический разбор слова.
Творческая работа
Упр. 658
133. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.
§46,упр.672
134. Деление лексики на группы в зависимости
от смысловых связей между словами.
§47,упр.679
135. Р/р. Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща».
Сочинение
Употреблять синонимы, антонимы при написании сочинения-описания.
Дописать
работу
ЭИП
136. Деление лексики на группы в
зависимости
от происхождения слов.
Творческая зарисовка упр686
Умение работать с этимологическим словарём. Признаки слов иноязычного происхождения.
§47,упр.6
82
ЭИП
137. Деление слова на группы в зависимости
от происхождения слов
Словарная работа упр683
Упр. 685
ЭИП
138. Правописание буквосочетаний ци и цы
Самост
Работа
Упр 690
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И после Ц в разных частях слов
на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах.
§48,упр.689
Презентация
139. Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Термины.
Знать и отличать слова ограниченного употребления. Применение терминов, их толкование, словари.
Устаревшие слова, их роль в художественных произведениях..
Умение работать с этимологическим словарём..
§49,упр.695
ЭИП
ЭИП
140. Диалектизмы как слова ограниченного употребления.
Упр. 698
141. Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.
Сочинение-миниатюра упр.
712.
§50, упр.709
142. Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.
Устное высказывание на лексическую тему.
Упр. 713
Презентация
143. Фразеология как раздел лингвистики
Описание по предл фразеологич оборотам
Применение фразеологизмов в речи. Подбор синонимов и антонимов к фразеологическим оборотам.Переносное значение слов в художественных произведениях.
§51,упр.722
ЭИП
144. К/р № 9. Тест «Лексикология
и фразеология»
Тест
Упр. 723
11. Морфология. Имя существительное
существительное
Имя существительное.
Модуль 10. Морфология. Имя сусуществитель
Модуль 11. Имя существительное
145. Морфология как часть лингвистики.
Слово как часть речи.
Основные грамматические признаки самостоятельной части речи.Грамматическое значение и морфологические признаки. синтаксическая роль.
§52,упр.728
ЭИП
146. Языковые значения слов.
Упр. 733
ЭИП
147. Имя существительное как часть речи.
Образование имен существительных при помощи суффиксов
Образование имен существительных при помощи приставки не-.
Составление алгоритмов решения орфографических задач, связанных с правописанием существительных.
Тренинг в написании существительных с не, ь на конце существительных,.
Элементарный анализ художественного текста; определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных, переносного значения слова, синонимов, антонимов.
Работа с учебными словарями (словообразовательным и орфоэпическим)
§53,упр.736
ЭИП
Презентация
148. Суффиксы существительных -чик-, -щик-.
Самостработа
Упр745, 746
§54,упр.744
Презентация
149. Суффиксы существительных -ек-, -ик-.
Упр.
751
§55,упр.750
Презентация
150. Собственные и нарицательные имена существительные.
Творч. работа
Упр.
760
§56,упр.754
ЭИП
Презентация
151. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
157. Культура речи. Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных
§60,61упр.804
158. Повторение и закрепление пройденного.
Упр.805
ЭИП
159. Повторение и закрепление пройденного.
Тест
ЭИП
160. К/р. № 10. Диктант по теме «Имя существительное».
Диктант
161. Анализ контрольной работы, РНО
162.Резервный урок.
12. Морфология. Имя прилагательное
163. Имя прилагательное как часть речи
Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи.
§62,упр.818
ЭИП
«КиМ»
164. Роль имён прилагательных в речи.
§62,упр.823
Презентация
165. Р/р. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».
Сочинение-описание
Использование образно-выразительных средств в художественном произведении.
Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи.
Упр.830
Презентация
167. Притяжательные имена прилагательные.
Употребление относительных и притяжательных
прилагательных в значении качественных
§63,упр.840
Презентация
168. Р/Р. Степени сравнения имён прилагательных
Творческая работа упр.
853
Уметь образовывать степени сравнения прилагательных и применять их в речи.
§64,упр.850
Презентация
169. Полные и краткие имена прилагательные
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения,помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О—Е в окончаниях прилагательных после шипящих. Уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний
175. Правильное употребление прилагательных в речи.
Упр.887
176. К/р. № 11. контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Диктант
Упр.889
177. Анализ контрольной работы. Зачётное занятие.
Упр.891
Модуль 13.
Модуль 13. Морфология. Глагол.
178. Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению.
Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола.
§68,упр.893
ЭИП
Презентация
179. Общее значение глаголов и их употребление в речи.
Грамматическ. задан.
Упр.
895
§68,упр.899
Презентация
180. Инфинитив – начальная форма глагола
Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи. Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания;
§69,упр.903
Презентация
181. Инфинитив – начальная форма глагола
Самостработа
Упр. 902
§69,упр.908
Презентация
182. Глаголы совершенного и несовершенного вида
§70,упр.911
Презентация, «КиМ»
183. Использование суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-) для образования глаголов несовершенного вида
Самост работа
Упр.
915
§70,упр.917
184. Переходные и непереходные глаголы
Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах;знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ.
Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.
§70,упр.919
Презентация
185. Возвратные и невозвратные глаголы
Сочинение-миниатюра
Упр.923
§70,упр.925,926
Презентация
186. Корни с чередованием гласны о – е
Словарная работа
Упр.
930
Уметь правильно писать слова с чередованием Е—Я в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
§71,упр.928
ЭИП
Презентация
187. Условное, повелительное и изъявительное наклонения глаголов
Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени {понимал, понял, поняла и др.). Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени {понимал, понял, поняла и др.).Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени {звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи. Спряжение глаголов. Правильное определение и написание глаголов с безударным личным окончанием глаголов; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
§72,упр.932
Презентация
188. Значение, образование, изменение форм условного наклонения глагола
§73,упр.935
Презентация
189. Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола
§74,упр.937
Презентация
190. Правописание форм повелительного наклонения глагола
Самостоятельная работа
946
Упр. 947,948
Презентация
191. Правописание форм повелительного наклонения глагола
Упр.949
Презентация
192. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам.
§75,упр.953
Презентация
193. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
§75,упр.962
194. .Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Упр.969
195. Повторение и обобщение по теме «Непостоянные признаки глагола».
Самостоятельная работа
Упр.
973
Упр.971
ЭИП
196.Повторение и обобщение по теме «Непостоянные признаки глагола».
Упр.974
ЭИП
197. Значение и грамматические признаки безличных глаголов
Составление предложений
Употребление безличных глаголов, употребление личных глаголов в значении безличных.
§76, упр.975
Презентация
198. Р/р. Изложение текста-повествования
Изложение
Дописать
работу (чистовик)
ЭИП
199. Синтаксическая роль глагола.
Уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи.
§77,упр.985
Презентация
200. Правильное употребление глаголов в речи
§78,упр.990
201. Правильное употребление глаголов в речи
Сочинение-миниатупр. 988
§78,упр.994
202. Повторение по теме «Глагол»
Упр. 996
ЭИП
203. К/р. № 12. Итоговая контрольная работа за год.
Тест.
Упр. 998
204. Итоговоезанятие
Упр. 1000
205. Повторение. Предмет изучения лингвистики
206. Повторение. Правописание морфем
207. Повторение. Орфография.
208. Повторение. Морфология
209-210. Повторение. Резерв.
1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5- 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2010, с.4