№ | Дата | Тема | Основное содержание | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1 | | Введение. Тестовая форма контроля. Система языка | Определение целей и задач курса для учащихся. Повторение форм тестового контроля: выполнение заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом. Система языка. | Беседа. Практическая работа | |
2 | | Тестовые задания с выбором ответа (14) Синтаксис и пунктуация(4) Синтаксис и пунктуация простого предложения | Синтаксис. Пунктуация. Функции знаков препинания, принципы пунктуации. Классификация предложений. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения простые и сложные. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Простое осложненное предложение. Однородные члены и обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. | Беседа с использованием составленной учащимися таблицы. Практическая работа. | |
3 | | Синтаксис и пунктуация простого предложения | Простое осложненное предложение. Обособление. Обособленные члены предложения. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот. Конструкции, грамматически не связанные с предложением (обращение, вводные слова и вставные конструкции, междометия, утвердительные и отрицательные слова), и знаки препинания при них. | Беседа. Практическая работа. | Проверочный тест по синтаксису и пунктуации простого предложения в форме ЕГЭ ( № 1) |
4 | | Синтаксис и пунктуация сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении (с одним и несколькими придаточными). | Беседа с применением блок-схемы Практическая работа | |
5 | | Синтаксис и пунктуация бессоюзного сложного предложения. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная связь) | Практикум | Проверочный тест по синтаксису и пунктуации сложного предложения в форме ЕГЭ ( № 2) |
6 | | Культура речи. Речевые и грамматические ошибки (5) Речевые ошибки | Типология речевых ошибок. Лексические ошибки. Стилистические ошибки. Синтаксические ошибки. | Лекция. Практическое занятие. | |
7 | | Нормы лексической сочетаемости слов. | Лексические ошибки. Лексическое значение слов. Ошибки, связанные с неправильным выбором слов: Ошибка в выборе паронима, нарушение норм сочетаемости слов, ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов, тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов. | Практикум. | |
8 | | Употребление слова в несвойственном ему значении | Лексические ошибки. Лексическое значение слов. Ошибки, связанные с неправильным выбором слов: Слово употреблено в несвойственном ему значении, неправильный выбор служебного слова, приводящий к разрушению смысла предложения. | Практикум. | Проверочный тест по культуре речи (речевые ошибки) в форме ЕГЭ |
9 | | Грамматические ошибки. Нормы образования грамматических форм слов | Грамматические ошибки: ошибки в словообразовании, неправильное образование грамматических форм (определение числа, рода, падежных форм, образование сравнительной и превосходной степени, форм местоимений, образование глагольных и причастных форм, смешение возвратных – невозвратных форм глаголов и причастий, действительных – страдательных причастий, образование форм числительного). Нормы образования грамматических форм слов | Практикум. | |
10 | | Ошибки в синтаксическом оформлении предложения | Ошибки в синтаксическом оформлении предложения: неправильное управление глагола или существительного, соединение с помощью союза И глаголов с разным управлением, отсутствие согласования подлежащего со сказуемым, неправильный порядок слов в предложении, разный субъект в предложении и деепричастном обороте, неправильное употребление безличных предложений, деепричастный оборот в безличном предложении, неправильное употребление союзов, неправильное оформление прямой или косвенной речи, неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом И. | Практикум. | Проверочный тест по культуре речи (грамматические ошибки, ошибки в синтаксическом оформлении предложения) в форме ЕГЭ |
11 | | Смысловой и речеведческий анализ текста (5) Смысловой анализ текста | Текст. Тема. Микротема . Основные тезисы автора, на основе которых необходимо развернуть собственное высказывание . Связь предложений в тексте. | Беседа. Практическая работа. | |
12 | | Речеведческий анализ текста. Типы речи. Разговорный стиль | Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Функциональные стили. Классификация стилей. Особенности разговорной речи: спонтанность и экспрессивность речи, диалог, использование обращений, неполных предложений, сложных бессоюзных предложений, просторечной лексики, разговорных синтаксических конструкций. | Беседа. Практическая работа. | |
13 | | Научный стиль. Официально-деловой стиль. | Научный стиль. Признаки научного стиля: отвлеченность, логичность изложения, использование терминов, неопределенно-личных предложений, глаголов в форме настоящего времени, слов среднего рода с абстрактным значением, преобладание сложных предложений над простыми, использование вводный слов. Официально-деловой стиль. Признаки стиля: языковой стандарт и точность, речевые штампы и канцеляризмы, преобладание имени над глаголом, использование аббревиатур, кратких форм прилагательных, глаголов в неопределенной форме, сложных отыменных предлогов, прямой порядок слов, усложненные синтаксические конструкции, включающие причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения. | Практикум. | |
14 | | Художественный стиль. | Особенности литературно-художественного стиля: образность, эмоциональность, экспрессивность, разнообразие групп лексики, тропы, фигуры, средства фонетической выразительности, преобладание сложных предложений над простыми, в сложноподчиненном предложении использование различных типов придаточных предложений, осложнение рядами однородных членов. | Практикум. | |
15 | | Публицистический стиль. | Публицистический стиль. Признаки стиля: информативность, экспрессивность, газетные клише, использование языковых ресурсов научного и художественного стилей. | Практикум. | Проверочный тест по анализу текста в форме ЕГЭ ( № 5) |
16 | | Контрольный тест | | | Контрольный тест |
17 | | Тестовые задания с кратким ответом Языковой анализ текста (7) Морфология. | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Умение находить части речи в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Практикум. | Проверочный тест в форме ЕГЭ на умение находить части речи и средства связи предложений в тексте |
18 | | Лексика. | Слово. Лексическое значение. Полисемия. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Контекстные синонимы, антонимы. Просторечия. Диалектизмы. Термины. | Практикум. | |
19 | | Фразеология. | Фразеология. Фразеологизмы. | Практикум. | |
20 | | Изобразительно-выразительные средства | Тропы: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, каламбур, ирония, сарказм, перифраза. | Практикум. | |
21 | | Изобразительно-выразительные средства | Стилистические фигуры: инверсия, антитеза, анафора, эпифора, композиционный стык, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, бессоюзие, многосоюзие, период, парцелляция. | Практикум. | Проверочный тест в форме ЕГЭ на умение находить изобразительно-выразительные средства языка |
22 | | Изобразительно-выразительные средства | Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Стилистические приемы: скрытый диалог с читателем, вопросно-ответная форма изложения. | Практикум. | |
23 | | Контрольный тест | | | Контрольный тест |
24 | | Тестовые задания с развернутым ответом Создание собственного текста (11) Критерии оценивания сочинения | Критерии оценивания сочинения | Лабораторная работа по оцениванию сочинения | |
25 | | Особенности построения текста-рассуждения и текстов с доминированием описания и повествования | Текст-рассуждение. Тексты с доминированием описания и повествования | Практикум | |
26 | | Композиция сочинения | Смысловая цельность Композиционная стройность: виды вступлений в зависимости от типа текста, основная часть (формулировка и комментарий проблемы, формулировка позиции автора и выражение собственной позиции с приведением аргументов), заключение. | Практикум | |
27 | | Проблематика текста и позиция автора | Проблематика текста. Комментарий проблемы. Позиция автора. | Практикум | |
28 | | Умение формулировать собственную позицию и приводить аргументы | Собственная позиция. Аргументация. | Практикум | |
29 | | Умение формулировать собственную позицию и приводить аргументы | Собственная позиция. Аргументация. | Практикум | Проверочный тест |
30 | | Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях | Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях. | Практикум | |
31 | | Контрольный тест с развернутым ответом (в форме части С в тестах ЕГЭ) | | | Контрольный тест |
32 | | Работа над ошибками | | Практикум | |
33- 34 | | Контрольный тест | | | Контрольный тест |