Предмет: Русский язык и литература | Школа: КГУ «СШ №4 с ДМЦ» |
Урок: | |
Дата: | ФИО учителя: Керимбекова Ардак Советкалиевна |
Класс: 5 «а», «ә», «б» | Кол-во присутсивующих | Кол-во отсутствующих |
Раздел: «Ценности: дружба и любовь» | Тема: Стихотворение «Чей гриб?», автор: Надежда Бичурина |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | А5. Прогнозировать содержание текста по вопросам; Г5. Высказывать оценочные ситуации, выражая свою точку зрения. П5. Писать эссе (объем 60-80 слов) учитывая особенности текста; |
Языковая цель: | Все учащиеся смогут: слушать и понимать содержание текста; Большинство учащихся смогут: прогнозировать содержание текста по вопросам; Некоторые учащиеся смогут: сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали; выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы; Ключевые слова и фразы: подружки, хитрая какая, спорили, подарили, сохранили дружбу. Полезные фразы для диалога\письма: Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что сделают дальше девочки с грибом? Можете ли вы сказать, почему…? Письменные подсказки: Мне кажется, что девочки….. Я бы на месте девочек поступил (а) бы … |
Предыдущее обучение: | Понимать основное содержание произведений, определять основную мысль текста. Пересказывать основное содержание близко к тесту. |
ПЛАН |
Планируемое время и этапы | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
НАЧАЛО 3 мин 3 мин | Для создания спокойной, благоприятной обстановки, учитель использует приветствие «Здравствуйте!» (Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала) Приветствие “Здравствуйте!” Далее учитель делит учащихся на 2 группы методом случайного выбора с учетом мотивации: -Ребята, выберите себе конфету Какую вы любите, ириску или шоколад? -А теперь садитесь по группам: 1 группа - «ириски»; 2 группа - «шоколадки»; | К._Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). К. Учащиеся рассаживаются по группам | Приветствие “Здравствуйте!” Ваза с конфетами |
СЕРЕДИНА 7 мин | 3) Организовав класс на урок, объявив тему, цели, учитель произносит вступительное слово: - Ребята, сегодня мы на уроке продолжим с вами говорить о теме «дружба». На прошлом уроке, мы с вами разбирали стихотворение «Мы разные». Мы говорили о том, что такое милосердие, доброта, забота, друг. А сегодня на уроке мы с вами постараемся понять что такое «бескорыстие»? Хочу вам предложить эпиграф к нашему уроку «Чтобы верить в добро, надо сначала делать его». Лев Толстой. -Ребята, вам понятен смысл этих слов? ФО – знаковая | К. Учащиеся хлопком выражают понимание | |
7 мин | ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА: 4) Для расширения активного словаря учащихся и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту, учитель организует словарную работу. Слова для работы Гриб - санырауқұлақ Лесная опушка – орман жиектері Веточка - бұтақ Спор - дау Дружбу сохранили – достықты сақтап Корысть - стремление получить материальную выгоду любым путем. ФО – словесная | И. К. Учащиеся списывают слова. Объясняется лексическое значение (самими учащимися или с помощью словаря). Слово проговаривается по слогам (артикуляционное запоминание) путём орфографического чтения (спеллинга). | |
3 мин | 5) Учитель продолжает пропедевтическую (предговорящую) работу по лексической теме: - Ребята, доброта, милосердие, бескорыстие – все эти человеческие качества издавна ценились и уважались в нашей стране. При этом нужно отличать истинное бескорыстие от показного. Один человек может отдать свое имущество другому, нуждающемуся только потому, что искренне хочет ему помочь. А другой человек совершает внешне аналогичный поступок для того, чтобы о нем хорошо говорили, или для того, чтобы потешить собственное тщеславие – вот, мол, какой я хороший. ФО - словесная | | |
3 мин 7 мин | ТЕКСТОВАЯ РАБОТА: 6) Учитель формирует умение на навык слушание, как на составляющую коммуникативную сторону общения. - Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение. 7) Учитель начинает читать стихотворение до слов: Удивились девочки, Улыбнулись белочке. 8) Учитель создает проблемную ситуацию, ставя вопрос: - Как вы думаете, что сделают дальше девочки с грибом? (учитель подводит учащихся к осознанию темы). 7) Учитывая сложности формирования у учащихся навыков говорения и письма, учитель предлагает ученикам (прогнозирование текта по вопросу) додумать, дописать концовку произведения. - Ребята, предлагаю вам сыграть игру «Придумай сам». Вы должны будете придумать конец стихотворения сами. Посмотрим, у кого как развита фантазия, способность сочинять. Обсуждаете в группах, можете записать свои предложения. Подумайте хорошенько. На это задание дается вам ровно 10 минут. Критерий оценивания: способность понимания и интерпретирования освоенного материала через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации Уровень достижения | Дескриптор | 2б | Констатирует... | 4б | Воспроизводит... | 6б | прогнозирует.. | | К. Учащиеся, соблюдая в классе тишину, внимательно слушают учителя Г. Учащиеся в группах начинают обсуждать проблему. Записывают свои мысли. Формулируют сами учащиеся И. Из каждой группы по одному ученику рассказывают свою версию. Взаимооценивают друг – друга по листу ответа. | (приложение 1) Лист оценивания |
2 мин | ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА: 8) Учитель читает стихотворение до конца. Удивились девочки, Улыбнулись белочке.
Сразу спор они решили – Грибок белке подарили. Помахали ей рукой И отправились домой.
Очень рада белочка: «Ах, какие девочки! Свою дружбу сохранили, И бельчат накормили». | Учащиеся сравнивают свои варианты с оригиналом. И. Учащиеся прослушивают стихотворение до конца, сравнивая со своими вариантами. | |
8 мин | 9) Далее, для формирования умений к таким навыкам: как чтение и говорение, а также для достижения учебных целей высокого порядка, учитель активирует учеников к активным действиям, применяя стратегию «Аллея сознания». СТРАТЕГИЯ «АЛЛЕЯ СОЗНАНИЯ» 10) Учитель, ставя себя на место одной из героинь, просит учеников помочь разобраться в диллеме. А правильно ли она сделала, что отдала гриб белочке, а может, надо было оставить гриб себе и отнести его домой, своим родителям? ФО. «Аплодисменты» «Словесная оценка» | Г. К. Учащиеся выстраиваются в две противоположные линии. Одна линия имеет точку зрения +, а другая линия -. И. Каждый из учеников говорит свою точку зрения, убеждая учителя. После игры, ученики садятся по местам. | |
2 мин | Далее следует этап: изучение новых знаний, необходимых для формирования умений к навыку письмо; Далее действие учителя направлено на изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. Учитель иснтруктирует учеников о правилах написания эссе. - Ребята, у каждого из вас на партах лежат «Правила написания эссе», поэтому, домашним заданием для вас будет написание эссе. ФО – знаковая, «ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЭССЕ». Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). 2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): вступление тезис, аргументы тезис, аргументы тезис, аргументы заключение. | И. Учащиеся внимательно ознакамливаются с инструкцией по написанию эссе. Учащиеся хлопком показывают, что поняли | |
КОНЕЦ 5 мин | Учитель в целях проверки и усвоения содержания применяет стратегию «Сигналы рукой». - Ребята, я назову несколько утверждений. Если утверждения верны, то покажете пальчики «вверх», если нет то «вниз». 1. Девочек было три?. 2. Они ссорились? 3. Они шли по лесу? 4. Они нашли два гриба?. 5. Они встретили маму-белочку с бельчатами? 6. Девочки забради бельчат с собой? 7. Девочки съели гриб? | Ученики, согласно утверждениям показывают пальчики «вверх» или «вниз». | |
| Оценка за урок. Молодцы,ребята! В течение урока вы хорошо работали. | | |
Дополнительная информация |
Дифференциация: Использованы разноуровневые задания для понимания и прогнозирования содержания текста. Также применено задание на формирование навыка чтение через говорение | Оценивание ФО – знаковая, ФО - «словесная оценка», КО-дескриптор, ФО – сигналы рукой | Межпредметные связи: самопознание Связи с ценностями |
Рефлексия: |
Были ли цели обучения достижимыми? | |
Чему сегодня научились учащиеся? | |
Какой была атмосфера обучения? | |
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | |
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание |
Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? | |
1 | | | |
2 | | | |
Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? | |
1 | | | |
2 | | | |
Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? | |
1 2 | | | |
Приложение 1.