Просмотр содержимого документа
«Конспет урока по русскому языку. Тема: Собственные имена существительные »
Урок русского языка в 4 классе
Тема. Собственные имена существительные
Цели: углубить знания учащихся о собственных и нарицательных именах существительных; развивать умение различать эти группы существительных; совершенствовать орфографические навыки; развивать наблюдательность, внимание учащихся, воспитывать интерес к учебе, умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Оборудование: карточки для групповой и парной работы; презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок мы наш начнем.
2.Минутка каллиграфии
На слайдах даны ребусы (имена девочек и мальчиков)
- Ребята, какие имена зашифрованы в этих ребусах?
(Вася, Витя, Надя, Настя)
Ребёнок, угадавший имя, записывает его на доске.
- Какая буква есть во всех этих словах? (я)
- А кто такой «Я» ?
- Имена детей – какая это часть речи? (им. сущ.)
- Что объединяет эти имена существительные между собой? (отвечают на вопрос кто?, одушевленные)
- Напишите каллиграфично 3-4 имени, где есть буква «я».
Работа со словарным словом «фамилия»
- Посмотрите на слайд, какое слово здесь спряталось?
Л И Ф А М И Я
- Это новое словарное слово фамилия. Буквы а и о вы должны запомнить.
- У каждого человека есть своя фамилия. Фамилия – наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей часто образовывались от имен предков, от наружности, черт характера, от названий животных, растений. Приведите примеры таких фамилий в нашем классе.
Мотивация учебной деятельности
К нам на урок пришел человечек, которого зовут «Пиши-читай». Как известно, он с пустыми руками не приходит. Поэтому он приготовил для вас задания.
Разминка-игра «Подбери пару»
- Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по аналогии свяжите пары слов из первого и второго столбиков. Запишите эти пары слов.
Художник Репин
Писатель Гагарин
Поэт улица
Космонавт Толстой
Композитор Пушкин
Город Чайковский
(Дети записывают ответы)
- Какое слово лишнее во втором столбике? Почему?
- Почему слово «улица» не является собственным?
- А как вы думаете, какая тема урока у нас будет?
«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ»
- Чему мы должны научиться на этом уроке?
- Скажите, а что вам уже известно о имени существительном? Об именах собственных?
- В мире существует огромное кол-во предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга.
Для того, чтобы выделить какой-нибудь предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена являются индивидуальным названием определенных предметов.
- Как пишутся иена собственные? Относятся ли имена собственные к именам существительным? Докажите.
- Давайте вспомним, какие существительные мы относим к именам собственным.
- Человечек «Пиши-Читай» очень любопытен. Он хочет познакомиться с вами поближе. «Пиши-Читай» принес вам текст с пропусками. Заполните пропуски и запишите текст в тетрадь. А человечек с удовольствием прочитает и познакомиться с каждым из вас.
Т Е К С Т
Меня зовут_________. Моя фамилия__________. Я живу в городе__________. Мой дом находится на улице__________. В нашем городе самое тёплое________ море.
ФИЗМИНУТКА
- Все вы немного устали. Поэтому совершим заочную прогулку по нашему городу. Я называю различные объекты города. А вы, если услышите названия спортивных сооружений – выполняете движения руками; объекты культуры и искусства – дирижируете; площади или проспекты – шагайте.
- А сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа – это редакция журнала. Вы все редакторы. Я даю вам задание, отредактируйте текст. Исправьте в нем ошибки. Работаем быстро, корректно, грамотно. – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?
Т Е К С Т
Наш шарик поймал воздушный шарик. Пять горшков принес петя горшков.
- Мы много говорили об именах собственных и «Пиши-Читай» хочет убедиться, как вы усвоили эту тему. Перед вами задание: исправь ошибки, запиши в тетрадь.
Город псков, хитрая лиса, озеро байкал, пес шарик, сладкое яблоко, поэт шевченко, сказка белоснежка, белый гриб, учительница мария ивановна, добрый волшебник.
- Проверьте, как вы справились с заданием? ( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте).
- Ребята, как вы понимаете это высказывание:
Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой – уважения знак!
Дети отвечают. Затем зачитываю всё стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг, выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги. Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто буква такого огромного роста.
Ставится буква у строчки в начале, чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею. Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк, в букве большой уважения знак!
Р Е Ф Л Е К С И Я
Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…
Научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников…
ИТОГ УРОКА
- А сейчас подведем итоги и поставим себе оценку за работу на уроке. На полях в тетради ставите себе балл, который вы заслужили и рисуете смайлик:
-я умею! -я умею. – я умею?
Домашнее задание:
- А эти задания от «Пиши-Читай» вы выполните дома:
- записать названия улиц нашего города;
- записать клички животных и составить предложения с ними;
- написать письмо Деду Морозу и подписать конверт.
- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!