1. Вводная часть. | Ребята, сегодня мы будем заниматься творчеством. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха…. Итак, начинаем...
Одной из моих любимых книг, с которой я познакомилась еще в детстве, является «Маленький принц» Антуана де Сента Экзюпери (Слайд). Кому знакомо это произведение? Я зачитаю вам отрывок из этого произведения, а вы подумайте, почему же взрослые не поняли мальчика? (Учитель зачитывает отрывок, звучит песня Валерии «Звездная страна»). Однажды я нарисовал рисунок, показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им (учитель рисует на мольберте). - Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. -Так почему же взрослые не поняли мальчика? | Настраиваются на работу. Прослушивают отрывок. Ответы детей. (взрослые не умеют фантазировать, у них нет такой фантазии как у детей). | 4 минуты |
3. Основная часть. | Вы сейчас из обыкновенных школьников превратитесь в людей, которые будут заниматься исследованием. Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ) Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.) Слайд. А еще ученые работают в НИИ (научно исследовательских институтах). Вы все станете сотрудниками НИИ, а я буду его руководителем. Наше НИИ будет состоять из нескольких отделов, лабораторий. В каждом отделе - свой старший научный сотрудник, который отвечает за работу всего отдела. А что же вы будете исследовать? (нужна ли фантазия людям, можно ли жить без фантазии?). Каждый отдел занимается исследованием в своей области. Время исследования 7 минут. Затем старший научный сотрудник знакомит всех с результатами работы своего отдела. Перед вами –конверты с исследовательскими заданиями. 1. Лаборатория науки и техники. 2. Лаборатория профессий. 3. Лаборатория литературы. 4. Лаборатория живописи и музыки. 5 Прикладная лаборатория. (Учитель руководит работой всего НИИ, оказывает необходимую помощь). -Приглашаю старших научных сотрудников для отчета о проведенном исследовании. - Итак, решили мы нашу проблему? Может ли человек прожить без фантазии? -Фантазии заставляют жизнь трепетать подобно крыльям бабочки над цветком. Все мы люди творческие, только одни позволяют своим фантазиям вырываться на волю новыми книгами, фильмами, картинами и музыкой, а другие отвергают их и говорят, что фантазировать бессмысленно. | Класс заранее разделен на группы, выбраны старшие научные сотрудники, отвечающие за работу всей лаборатории. Задания группам. 1. Лаборатория науки и техники. Как вы думаете, связаны ли понятия наука (техника) и фантазия? Как одно влияет на другое? Есть ли между ними прямая связь? Согласны ли вы с утверждением: "Каждый инженер, по сути - художник"? Ответ обоснуйте. 2. Лаборатория профессий. 1.Распределите профессии на три группы (наклеить картинку в нужный столбик) фантазия необходима - красный цвет роль фантазии невелика - желтый фантазия не нужна - синий. Список профессий: Инженер, бухгалтер, экономист, воспитатель, машинист, учитель, врач, стилист, дизайнер, водитель, архитектор, бизнесмен, электрик, охранник, фотограф, следователь. Ответ обоснуйте. 3.Лаборатория литературы. Подумайте и ответьте на вопрос: Есть ли разница между ложью и фантазией? На примере рассказа Н.Носова «Фантазеры». 4.Лаборатория живописи и музыки. 1. Нужна ли музыкантам и художникам фантазия? Художник изображает реальность или фантазирует? 2. Прослушайте отрывок из произведения П. И. Чайковского. Какие картины рисует ваше воображение? Как бы вы назвали это произведение? Подумайте, почему люди, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут по-разному понять и оценить его, услышать в нём разные образы. 5.Прикладная лаборатория. 1.Можно ли ли развивать воображение или это врожденное качество человека? Выберите утверждение, которое считаете верным. А. «Воображение – врожденное качество, которое в течение жизни обогащается»; В. «Это врожденное качество, но у всех присутствует в разной степени»; С. «Это качество может быть и врожденным, но без попыток его развить останется в неразвитом состоянии». 2. Предложите способы развития воображения, творческой фантазии? Как развить фантазию? 3. Проверьте свое воображение. На что похожа клякса? (преврати кляксу). Старшие научные сотрудники отчитываются. Ответы детей (Человек без фантазии жить не может). | 10 минут |
5.Практическая работа. | Вы перед собой видите обычный материал, который встречали много раз – песок. В руках обывателя – песок просыпается сквозь пальцы и ускользает безвозвратно. В руках знающего человека – это может быть строительный материал, из которого можно строить, например - дома. А в руках талантливого и творческого человека песок превращается в настоящее произведение искусства! Посмотрите видеоролик и обратите внимание, какие приемы работы с песком использовал мастер? (показ видеоролика). -Понравился вам видеоролик? -Хотите попробовать также? -Ваша работа будет называться «На крыльях фантазии» (Слайд). (учитель кратко говорит о правилах ТБ при работе со стеклом и песком). -Желаю творческих успехов и полета фантазии! | Учащиеся просматривают ролик. Учащиеся работают, создают из песка композиции. Звучит музыка. | 18 минут |
6. Рефлексия. | -Я приглашаю вас на выставку творческих работ. -В каком-то работе чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших работ, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставила меня равнодушной. Какие чувства вызвало у Вас наше занятие? Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. - Почему люди не летают как птицы? А кто сказал, что не летают? Еще как летают! Я тоже люблю летать… небо всегда манит меня и я отправляюсь в полёт… на крыльях фантазии… (Звучит песня «Кто тебя выдумал, Звездная страна...»). Слайд. Летайте, мечтайте, пока вы живёте в замечательной стране детства. И пока у вас есть удивительная возможность видеть на рисунке не просто шляпу, а удава, проглотившего слона.
| Учащиеся подходят к каждому столу, анализируют работы, делятся впечатлениями. Учащиеся делятся своими эмоциями, ощущениями о работе с песком. | 10 минут |