Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению "Н.А.Некрасов "Русские женщины"»
Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок, урок интегрированный.
(Интегрированный урок включает в себя не только литературный материал, но какой-либо еще, например, живопись, музыку, историю, географию, т. е. те сферы деятельности человека, которые тесно перекликаются с литературой.
Наш сегодняшний урок - это урок литературы и истории.
Прежде чем прозвучат тема и цели урока, я хотела бы совершить небольшой экскурс в историю (экскурс – экскурсия, путешествие) и рассказать об одной из самых ярких страниц российской истории, но вместе с тем трагической.
2. Историческая справка
(Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима». Презентация 1).
Учитель. В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
- Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?
(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)
Тема урока: «Пленительные образы…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Цель урока: проанализировать поэму, познакомиться с историческим материалом, положенным в основу поэмы.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.
(на доске)
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов
3. Основная часть урока.
Слово учителя
В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения 11 женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования… Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.
Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния.
Екатерина Трубецкая первой поехала за мужем в Сибирь.
Вопрос классу.
- А теперь представим, что могла ответить эта героическая женщина на те доводы, которые приводились с целью остановить ее?
4. Инсценировка двух обучающихся.
- Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
- Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
- Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
- Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
- Свидание с мужем лишь в арестантском платье.
Княгиня Трубецкая.. Согласна.
- Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.
Княгиня Трубецкая. Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!
5. История создания поэмы.
Учитель. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.
После возвращения декабристов в России намечается очередной общественный подъем. Многие русские поэты и писатели откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.
Подготовленный ученик 1.
Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года.
Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский.
«Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».
Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.
Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдёмте в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз.
Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение». Подготовленный ученик 2. В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:
Быть может, мы, рассказ свой продолжая,
Когда-нибудь коснемся и других,
Которые, отчизну покидая,
Шли умирать в пустынях снеговых.
Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.
В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской», и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.
6. Опрос по домашнему заданию. Беседа с классом.
- К какому жанру относится произведение? Дайте определение поэмы как жанра.
( Поэма – большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом…)
- Какова его основная идея?
- Какова ее композиция?
7. Основная часть урока.
1) Анализ 1-ой части.
1.1. Слушаем в записи отрывок из 1-ой части поэмы.
1.2. Словарная работа:
Медвежья полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.
Образок – икона, уменьшительно от «образ».
1.3. Беседа по содержанию.
- Как начинается 1-я часть поэмы? Что описывается в ней?
(с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)
- Зачем граф-отец повесил в правый уголок возка икону?
- Какие чувства испытывает он в этот момент?
- Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.
(«Но долг другой, и выше и трудней меня зовет…»)
- Что просит она у отца?
(Благословления в дальний путь).
- Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?
(Чувство гордости…)
Вывод учителя…
2). Анализ 2-ой части.
2.1. Словарная работа:
Мощи – высохшие останки людей, почитаемые церковью как святые.
Доха - шуба мехом и внутрь и наружу.
Кресты – ордена.
Клеймо – печать, знак; здесь: клеймо каторжника.
Варнак – лжец, буян, каторжник.
Ханжество – от слова «ханжа» - лицемер, прикрывающийся добродетелью.
2.2. Чтение отрывка из поэмы учениками.
Цейдлер. Позвольте -с.
Я согласен сам,
Что дорог каждый час.
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Бесплодна наша сторона,
А та - еще бедней.
Короче нашей там весна,
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой.
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Цейдлер. Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед!
Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя.
Цейдлер. Живут? Но молодость свою
Припомните.. .дитя!
Княгиня Трубецкая. Пусть смерть мне суждена-
Мне нечего жалеть.
Я еду! Еду!
Я должна Близ мужа умереть.
Цейдлер. Да. Вы умрете, но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него
Прошу: не ездите туда!
Княгиня Трубецкая. Покинув Родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг,- я слез не принесу
В проклятую тюрьму-
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Цейдлер. Да. Откровенно говорю
Вернитесь лучше в свет.
Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет!
Цейдлер. Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска?
К кому любовь?
Увлекся призраком пустым
И - вот судьба!.. И что ж?..
Бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
Княгиня Трубецкая. Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Пусть смерть мне суждена-
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть!
2.3. Беседа по содержанию.
Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.
- Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования?
- Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?
(Два месяца).
- Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?
(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).
- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?
(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).
- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?
(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).
- Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?
- Какой довод он приводит последним, самый страшный?
(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»)
- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).
- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?
- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?
- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?
- Каков финал этой части поэмы?
(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)
2.4.Вывод.
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.
2.5. Вопрос классу.
- Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»?
(Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины).
8. Заключительное слово учителя.
Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.