получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов и ещё 1 час из школьного компонента.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
| № урока | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Тип урока, формы работы | Домашнее задание | Примечание |
| Язык – важнейшее средство общения (2ч +1ч) |
| 1(1) | | | Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. | Слово учителя, работа с текстом | §1,2,упр.1,3 | ЦОР |
| 2(2) | | | Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! | Беседа | §3,4,упр.10 | Р/К |
| 3(3) | | | Р.р. Стили речи. Стихи о родном городе. | Слово учителя | §5, упр.18 | Р/К |
| | Повторение изученного в 1 – 4 классах (17ч + 3ч) |
| 4(1) | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Беседа, работа с текстом | §6,упр.24 | |
| 5(2) | | | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | Слово учителя | §7,упр.26 | |
| 6(3) | | | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | Слово учителя, объяснительный диктант, словарный диктант | §8,упр.33,39 (устно) | |
| 7(4) | | | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Работа с текстом, орфографический диктант, запись под диктовку | §9,10,упр.45 49 (2-й абзац) | |
| 8(5) | | | И, у, а после кипящих и ц. Разделительные ь и ъ знаки. | Запись под диктовку, объяснительный диктант, игра | § 11,12, упр.53 | |
| 9(6) | | | Входная диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием. | | § 12, упр.58 | |
| 10(7) | | | Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами | Графический диктант | § 13,упр.63 | |
| 11(8) | | | Р.р. Текст. Сочинение «Мой родной город». | Работа с текстом | § 14,упр.68 | Р/К |
| 12(9) | | | Р.р. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц». | | Упр.69 | ЦОР |
| 13(10) | | | Систематизация и обобщение материала на основе изложения. | Работа над ошибками | Работа по карточкам | |
| 14(11) | | | Самостоятельные и служебные части речи. | Слово учителя, словарный диктант | § 15,упр.70 | |
| 15(12) | | | Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами. | Работа с текстом, запись под диктовку, игра | § 16,17 упр.83,85 | |
| 16(13) | | | Правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа. Р.р. Тема текста (устное сочинение «Мой любимый город») | Слово учителя, запись под диктовку, выборочный диктант | §18,19, упр.92 | Р/К |
| 17(14) | | | Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. | Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант | § 20,стр. 45-46, упр.97 | |
| 18(15) | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. | Запись под диктовку, работа с текстом | § 20,стр. 47-48, упр.100 | |
| 19 (16) | | | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Объяснительный диктант, самостоятельная работа | §21, упр.110 | |
| 20 (17) | | | Местоимения 1, 2 и 3-го лица. | Словарный диктант | § 22,упр.114 | |
| 21(18) | | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах». | | Работа по карточкам | |
| 22(19) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками | Стр. 55 контр. вопр., словарная работа | |
| 23(20) | | | Р.р. Основная мысль текста. Сочинение «Мой земляк». | Работа с текстом | § 23 | Р/К |
| Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (29ч+7ч) |
| 24(1) | | | Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. | Слово учителя, словарная работа | § 24,25, упр.123 | |
| 25(2) | | | Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. | Беседа, запись под диктовку, проверочная работа | § 26,27 упр. 133 | ЦОР |
| 26(3) | | | Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения. | Беседа, словарная работа, запись под диктовку | §28,упр.143 | |
| 27(4) | | | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. | Словарный диктант | Упр.144 | |
| 28(5) | | | Р.р. Написание сжатого изложения (по упр. 144) | | | |
| 29(6) | | | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. | Синтаксическая пятиминутка, слово учителя | §29, упр.147 | |
| 30(7) | | | Восклицательные и невосклицательные предложения. | Синтаксическая пятиминутка, слово учителя | §30, упр.155, 157 (устно) | |
| 31(8) | | | Р.р. Написание сочинения «Памятный день». | | Упр. 158 | ЦОР |
| 32(9) | | | Систематизация и обобщение материала на основе сочинения | Работа над ошибками | § 30 | |
| 33(10) | | | Грамматическая основа предложения. | Словарная работа, беседа, самостоятельная работа | § 31, упр.159 | |
| 34(11) | | | Главные члены предложения. Подлежащее. | Проверочная работа, словарный диктант | § 32,упр.162 | |
| 35(12) | | | Главные члены предложения. Сказуемое. | Синтаксическая пятиминутка, беседа, запись под диктовку | §33, упр.167 | |
| 36(13) | | | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Словарная работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом | § 34,упр.172 | |
| 37(14) | | | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Синтаксическая пятиминутка, слово учителя, запись под диктовку | § 35,36, упр.178 (устно) | |
| 38(15) | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Беседа, запись под диктовку, устная работа | § 37, упр.182, 185 (устно) | |
| 39(16) | | | Второстепенные члены предложения. Определение. | Словарная работа, слово учителя, запись под диктовку | § 38,упр.189 | |
| 40(17) | | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Контрольный словарный диктант № 1. | Синтаксическая пятиминутка, словарная работа, работа с текстом, словарный диктант | § 39,упр.195 | |
| 41(18) | | | Р.р. Составление связного текста по рисунку, картине, фотографии. | | Индивидуальные задания, упр. 193 | ЦОР |
| 42(19) | | | Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами. | Словарная работа, беседа, запись под диктовку | § 40,упр.200 | |
| 43(20) | | | Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | Работа с текстом | §41, стр. 94, упр.207 | |
| 44(21) | | | Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. | Синтаксическая пятиминутка, опрос, объяснительный диктант | §41, стр.96, упр.211 | |
| 45(22) | | | Практикум «Однородные члены предложения». | Проверочная работа | Упр.212 | |
| 46(23) | | | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Схематический диктант, беседа, слово учителя | §42, упр.221 | |
| 47(24) | | | Р.р. Письмо. | Беседа | § 43,упр.225 | |
| 48(25) | | | Синтаксический разбор простого предложения. | Запись предложений под диктовку, беседа, словарный диктант | § 44, упр.228 | |
| 49(26) | | | Р.р. Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | | Упр.229 | ЦОР |
| 50(27) | | | Пунктуационный разбор простого предложения. | Слово учителя | § 45,упр.231 | |
| 51(28) | | | Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами. | Синтаксическая пятиминутка, слово учителя, работа с текстом | § 46,упр.235 | ЦОР |
| 52(29) | | | Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. | Проверочная работа, словарная работа | § 46,упр.239 | |
| 53(30) | | | Синтаксический разбор сложного предложения. | Работа с текстом, беседа, словарная работа | §47, упр.243 (2, 3 абзацы) | |
| 54(31) | | | Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью. | Синтаксическая пятиминутка, слово учителя, беседа | §48, упр.249 | ЦОР |
| 55(32) | | | Диалог. Тире в начале реплик диалога. Легенды о горах Северного Кавказа. | Словарный диктант, схематический диктант | § 49,упр.253 | Р/К |
| 56(33) | | | Р.р. Культура диалогической речи. Этикетные диалоги. | Слово учителя, беседа | Упр. 256 | |
| 57(34) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация». | Проверочная работа, беседа, работа с текстом | Стр.119 контр. вопр., упр. 258 | |
| 58(35) | | | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | | Упр.259 | |
| 59(36) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками | Упр.260 | |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (15ч+3ч) |
| 60(1) | | | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | Слово учителя, словарная работа | §50,51,52 упр.274 | |
| 61(2) | | | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Допустимые варианты ударения. | Беседа, работа с текстом | § 53,упр.276 | Р/К |
| 62(3) | | | Сильные и слабые позиции звуков. | Словарный диктант | § 53, словарная работа | |
| 63(4) | | | Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | Индивидуальная работа, беседа | §54,упр.280 | |
| 64(5) | | | Р.р. Повествование. Фольклор жителей Ставропольского края. | | §55, упр.283 | Р/К |
| 65(6) | | | Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. | Самостоятельная работа | §56, упр.286 | |
| 66(7) | | | Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. | Беседа, работа с текстом | § 57,58, упр.292 | |
| 67(8) | | | Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. | Слово учителя, словарный диктант | Упр.300 | |
| 68(9) | | | Р.р. Описание предмета. | | §59, упр.302 | ЦОР |
| 69(10) | | | Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | Самостоятельная работа | §60, упр.306 | |
| 70(11) | | | Звуковое обозначение букв е, е, ю, я. | Беседа, запись под диктовку | § 61,упр.312 | |
| 71(12) | | | Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь. | Слово учителя, синтаксическая пятиминутка | Индивидуальные задания | |
| 72(13) | | | Орфоэпия. Орфоэпические словари. Речевой этикет. | Слово учителя | §62, упр.319 | Р/К |
| 73(14) | | | Фонетический разбор слова. | Слово учителя, словарная работа | §63,упр.320 | |
| 74(15) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография». | Проверочная работа | Стр.147 контрольные вопросы, упр.321 | |
| 75(16) | | | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | | Упр.322 | |
| 76(17) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками, словарный диктант | Работа над ошибками | |
| 77(18) | | | Р.р. Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | | Написать сочинение | ЦОР |
| Лексика. Культура речи (8ч+2ч) |
| 78(1) | | | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Особенности местной речи. | Беседа, работа с текстом, словарная работа | § 64,упр.332 | Р/К |
| 79(2) | | | Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | Слово учителя, самостоятельная работа | §65,66 упр.350 | |
| 80(3) | | | Омонимы. | Запись предложений под диктовку, беседа, синтаксическая пятиминутка | §67,упр.355 | |
| 81(4) | | | Синонимы. Местный диалект. | Словарная работа, беседа, запись под диктовку | § 68,упр.365 | Р/К |
| 82(5) | | | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | | Написать сочинение | ЦОР |
| 83(6) | | | Антонимы. Обрядовая культура Ставрополья. | Синтаксическая пятиминутка, самостоятельная работа, словарный диктант | §69, упр.370 | Р/К |
| 84(7) | | | Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи». | Слово учителя | Стр.167 контр. вопр., упр. 374 | ЦОР |
| 85(8) | | | Р.р. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение (по упр. 375). | | Упр.370 | |
| 86(9) | | | Рубежная контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Лексика». | | Работа по карточкам | |
| 87(10) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками | Работа над ошибками | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи. (22ч +4ч) |
| 88(1) | | | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. | Слово учителя, синтаксическая пятиминутка, словарная работа, запись под диктовку | §70,упр.376 | |
| 89(2) | | | Изменение и образование слов. Однокоренные слова. | Работа с текстом | § 71,упр.378 | |
| 90(3) | | | Основа и окончание в самостоятельных словах. Контрольный словарный диктант № 2. | Слово учителя, синтаксическая пятиминутка, словарный диктант | § 72, 73, упр.387 | |
| 91(4) | | | Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. | Запись под диктовку, беседа | §73,упр.389 | |
| 92(5) | | | Р.р. Сочинение на тему «Один из удачно проведенных вечеров…» (по упр. 390). | | Написать сочинение | ЦОР |
| 93(6) | | | Корень слова. Его назначение в слове. | Словарная работа, самостоятельная работа, орфографическая диктовка | § 74,упр.393 | |
| 94(7) | | | Р.р. Рассуждение в повествовании. | Слово учителя, работа с текстом | §75, упр.400 | |
| 95(8) | | | Суффикс, его назначение в слове. | Синтаксическая пятиминутка, беседа | § 76,упр.412 | |
| 96(9) | | | Приставка, её назначение в слове. | Словарная работа, запись под диктовку | §77, упр.418 | |
| 97(10) | | | Языковой портрет жителей региона. | Слово учителя, словарный диктант | Индивидуальные сообщения | Р/К |
| 98(11) | | | Р.р. Изложение с изменением лица (по упр. 419,420). | | Словарная работа | |
| 99(12) | | | Чередование гласных и согласных в слове. | Словарная работа, объяснительный диктант | § 78,упр.424 | |
| 100(13) | | | Чередование гласных и согласных в слове. | Игра | § 79,упр.428 | |
| 101(14) | | | Варианты морфем. | Слово учителя, объяснительный диктант | §80, упр.431 | |
| 102(15) | | | Морфемный разбор слов. Морфемные словари. История и культура казачества через призму языка. | Слово учителя, работа с текстом | § 81,упр.432 | Р/К |
| 103(16) | | | Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. | Слово учителя, орфографическая работа | Работа по карточкам | |
| 104(17) | | | Правописание гласных и согласных в приставках. Работа со словарями. | Беседа, запись под диктовку, объяснительный диктант, словарный диктант | § 82,упр.435 | Р/К |
| 105(18) | | | Буквы З и С на конце приставок. | Проверочная работа, самостоятельная работа | § 83,упр.440 | |
| 106(19) | | | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-. | Словарная работа, запись под диктовку, предупредительный диктант | § 84,упр.449 | |
| 107(20) | | | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях – рос- - -раст-. | Словарная работа, объяснительный диктант | § 85,упр.453 | |
| 108(21) | | | Буквы о – е после шипящих в корне. | Синтаксическая пятиминутка, словарная работа, самостоятельная работа | § 86,упр.459 | |
| 109(22) | | | Буквы и – ы после ц. | Словарная работа, объяснительный диктант | §87, упр.463 | |
| 110(23) | | | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Проверочная работа | Стр.41контрвопр., упр. 466 | |
| 111(24) | | | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | Упр.467 | |
| 112(25) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками, словарный диктант | Работа над ошибками | |
| 113(26) | | | Р.р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470). | | Упр.470 | ЦОР |
| Морфология. Орфография. Культура речи. |
| 114(1) | | | Самостоятельные и служебные части речи. | Запись под диктовку, слово учителя | Упр.476 | ЦОР |
| Имя существительное (20ч + 4ч) |
| 115(1) | | | Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. | Словарная работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом | §88, упр.480 | ЦОР |
| 116(2) | | | Р.р. Доказательства и объяснения в рассуждении. | Слово учителя | §89,упр.484 | |
| 117(3) | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Опрос, работа с текстом | § 90,упр.488 | |
| 118(4) | | | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Названия улиц моего города. | Словарная работа, объяснительный диктант | § 91,стр. 52, упр.495 | Р/К |
| 119(5) | | | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Имена собственные, как памятники истории и культуры. | Беседа, словарный диктант | § 91,стр. 56, упр.500 | Р/К |
| 120(6) | | | Род имен существительных. | Беседа, подготовленный диктант, объяснительный диктант | §92, упр.507 | |
| 121(7) | | | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. | Словарная работа, выборочный диктант, самостоятельная работа | §93,упр.509 | |
| 122(8) | | | Р.р. Сжатое изложение (упр . 513) | | Упр. (устно) | |
| 123(9) | | | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. | Запись под диктовку, слово учителя | §94, упр.517 | |
| 124(10) | | | Три склонения имен существительных. | Беседа, предупредительный диктант | § 95,упр.520 | |
| 125(11) | | | Изменение имен существительных по падежам и числам. | Слово учителя, запись под диктовку | § 95,упр.521 | |
| 126(12) | | | Склонение имен существительных на –ия, -ий, -ие. | Объяснительный диктант, проверочная работа, словарный диктант | | |
| 127(13) | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | Синтаксическая пятиминутка | §96, упр.529 | |
| 128(14) | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | Проверочная работа, слово учителя | §97, упр.540 | |
| 129(15) | | | Р.р. Контрольное изложение. Подробное изложение с изменением лица. (по упр. 547). | | Словарная работа | |
| 130(16) | | | Множественное число имен существительных. | Орфографическая пятиминутка, словарная работа, работа с текстом | §98, упр.550 | |
| 131(17) | | | Множественное число имен существительных. Составление телеграмм, писем. | Объяснительный диктант, графический диктант | Упр.554 | Р/К |
| 132(18) | | | Правописание – о – е – после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Проверочная работа, выборочный диктант | § 99, упр.559 | |
| 133(19) | | | Морфологический разбор имени существительного. Контрольный словарный диктант № 3. | Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка, словарный диктант | §100 | |
| 134(20) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | Проверочная работа | Стр.78 контрольные вопросы, упр. 560 (1 – 4 предложения) | |
| 135(21) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | Беседа, словарный диктант | Упр.561 (1-2 абзацы) | |
| 136(22) | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | | Индивидуальные задания | |
| 137(23) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками | Работа над ошибками | |
| 138(24) | | | Р.р. Элементы рассуждения в описании. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 563). | | Упр.563 | ЦОР |
| Имя прилагательное (12ч + 4ч) |
| 139(1) | | | Имя прилагательное как часть речи. | Беседа, работа с текстом, запись под диктовку | §101, упр.570 | ЦОР |
| 140(2) | | | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. | Синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, словарный диктант | §101, упр.575 | |
| 141(3) | | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Выборочный диктант | §102, стр. 86-88, упр.580 | |
| 142(4) | | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | Работа с текстом, запись под диктовку | §102, стр. 89, упр.584 | |
| 143(5) | | | Р.р. Описание животного. Структура текста и стилистические разновидности данного жанра. | | §103, упр.586 | ЦОР |
| 144(6) | | | Р.р. Выборочное изложение (по упр. 585) | | | |
| 145(7) | | | Полные и краткие прилагательные. | Словарная работа, слово учителя | § 104, стр. 91-92, упр.590 | |
| 146(8) | | | Полные и краткие прилагательные. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | Словарная работа, выборочный диктант | § 104, стр. 92, упр.592 | |
| 147(9) | | | Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам. | Слово учителя, самостоятельная работа, словарный диктант | § 104, упр. 596 | |
| 148(10) | | | Изменение кратких прилагательных по родам и числам. | | Упр.597, упр. 600 | |
| 149(11) | | | Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 598). | | | ЦОР |
| 150(12) | | | Морфологический разбор имени прилагательного. | Индивидуальные задания | § 105, упр.601 | |
| 151(13) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | Проверочная работа | Стр.96, вопросы и задания, упр. 602 | |
| 152(14) | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | Индивидуальные задания | |
| 153(15) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. | Работа над ошибками | Работа над ошибками | |
| 154(16) | | | Р.р. Контрольное сочинение. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (по упр. 600). | | Словарная работа | |
| Глагол (36ч + 7ч) |
| 155(1) | | | Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. | Беседа, запись под диктовку, словарный диктант | § 106, упр.606 | ЦОР |
| 156(2) | | | Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. | Работа с текстом | Упр.607 | |
| 157(3) | | | Правописание не с глаголами. | Словарная диктовку, творческая работа | §107, упр.612 | |
| 158(4) | | | Правописание не с глаголами. | Запись под диктовку | Упр.614 | |
| 159(5) | | | Р.р. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля. | Работа с текстом | §108, упр.619 | ЦОР |
| 160(6) | | | Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). | | §109, упр.624 | |
| 161(7) | | | Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). | Выборочный диктант, запись под диктовку, слово учителя | Упр.627 | |
| 162(8) | | | Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме. | Объяснительный диктант, беседа, словарный диктант | §110, упр.633 | |
| 163(9) | | | Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме. | Самостоятельная работа, комментированный диктант | Упр.634 | |
| 164(10) | | | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Запись под диктовку, работа с текстом | §111, упр.641 | ЦОР |
| 165(11) | | | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Синтаксическая пятиминутка, словарная работа | Упр.642 | |
| 166(12) | | | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. | Объяснительный диктант | §112, упр.647 | |
| 167(13) | | | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. | Проверочная работа, выборочный диктант | Упр.649 | |
| 168(14) | | | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе). Составление плана. Пересказ текста. | | §113, упр.652 (устно) | ЦОР Р/К |
| 169(15) | | | Времена глагола. Прошедшее время глагола. | Орфографическая диктовка, работа с текстом, словарный диктант | § 114,115, упр.655 | |
| 170(16) | | | Времена глагола. Прошедшее время глагола. | Предупредительный диктант, словарная работа | Упр.657 | |
| 171(17) | | | Времена глагола. Настоящее время глагола. | Выборочный диктант, работа с текстом | §116, упр.659 | |
| 172(18) | | | Времена глагола. Настоящее время глагола. | Словарная работа, запись под диктовку | Упр.660 | |
| 173(19) | | | Времена глагола. Будущее время глагола. | Словарная работа | §117, упр.664 | |
| 174(20) | | | Времена глагола. Будущее время глагола. | Объяснительный диктант | Упр.665 | |
| 175(21) | | | Контрольная работа по теме «Глагол». | | Упр.666 (устно) | |
| 176(22) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы. | Работа над ошибками, словарный диктант | Работа над ошибками | |
| 177(23) | | | I и II спряжение глагола. | Словарная работа, беседа | §118, упр.669 | ЦОР |
| 178(24) | | | I и II спряжение глагола. | Работа с текстом, объяснительный диктант | §119, упр.672 | |
| 179(25) | | | Р.р. Рассказы по сюжетным картинкам. | | | ЦОР |
| 180(26) | | | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник» (по упр. 674). | | Упр.674 | ЦОР |
| 181(27) | | | I и II спряжение глагола. | Опрос, выборочный диктант | Упр.676 | |
| 182(28) | | | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Контрольный словарный диктант № 4. | Синтаксическая пятиминутка, опрос, словарный диктант | Упр.679 | |
| 183(29) | | | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Проверочная работа | Упр.681 | |
| 184(30) | | | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Выборочный диктант, беседа | Упр. 686 | |
| 185(31) | | | Морфологический разбор глагола. | Запись под диктовку | §120, упр.687 | |
| 186(32) | | | Р.р. Подготовка к контрольному изложению. | | | |
| 187(33) | | | Р.р. Сжатое изложение «Шоколадный торт» (по упр.688). | | Упр.689 (устно) | |
| 188(34) | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | Запись под диктовку | §121, упр. 692 | |
| 189(35) | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | Творческая работа | §121, упр.693 | |
| 190(36) | | | Употребление времен глагола. | Орфоэпический диктант, слово учителя | §122, упр.695 | |
| 191(37) | | | Употребление времен глагола. | Работа с текстом, словарный диктант | Упр.697 | |
| 192(38) | | | Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку» | | Стр.135,контрольные вопросы | ЦОР |
| 193(39) | | | Систематизация и обобщение материала на основе сочинения. | Работа над ошибками | Упр.699 | |
| 194(40) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол". | Проверочная работа, беседа | Упр. 702 | |
| 195(41) | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол". | Выборочный диктант | Упр.703 | |
| 196(42) | | | Контрольный диктант по теме «Глагол». | | Упр.704 | |
| 197(1) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта. Язык и быт казачьей станицы. | Работа над ошибками | Работа над ошибками | Р/К |
| Повторение (6ч + 2ч) |
| 198(2) | | | Разделы науки о языке. Микрополе « Человек » в языковой картине мира. | Беседа, работа с текстом, словарный диктант | §123, упр.713 | ЦОР Р/К |
| 199(3) | | | Орфограммы в приставках, корнях слов. | Запись под диктовку, беседа | §124, упр.720 | |
| 200(4) | | | Орфограммы в окончаниях слов. | Работа с текстом | Упр.737 | |
| 201(5) | | | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Выборочный диктант, беседа | § 126, упр.726 | |
| 202(6) | | | Итоговый контрольный диктант. | | Упр.727 | |
| 203(7) | | | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ЦОР |
| 204(8) | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении. Задание на лето по р.к. | Беседа, словарная работа | | Р/К |