kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по культуре речи для 5 класса по программа М.М.Разумовской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учение о культуре речевого общения – наука сравнительно молодая и вместе с тем интенсивно развивающаяся как в нашей стране, так и за рубежом. Её предмет и объект исследования, совокупность методологических приёмов, описания материалов определились окончательно лишь в последние десятилетия.В последние десятилетия обучение русскому языку в средней школе претерпело существенные изменения. В частности, усилилась развивающая функция языка. Чётко обозначилась его коммуникативно-речевая направленность.

Именно поэтому обучение русскому языку на современном этапе рассматривается с точки зрения готовности ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устной и письменной форме. В решении задачи совершенствования речемыслительной деятельности средних школьников особое значение приобретают вопросы развития самостоятельной устной и письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по культуре речи для 5 класса по программа М.М.Разумовской»


уроков

Русский язык. Культура речи. 5 класс. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

Характеристика деятельности учащихся


Инструментарий оценки результатов

предметные

метапредметные УУД

О языке и речи 1ч

1

Зачем человеку нужен язык

Урок открытия новых знаний

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров

Базовый: Знать, что язык - универсальное средство общения, что русский язык - один из развитых языков мира, богатый и выразительный.

Продвинутый: Уметь читать и анализировать лингвистический текст. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета)

Личностные: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций

Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.


коллективная

2

Что такое речь (в отличие от языка)

Урок открытия нового знания

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении

Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств

коллективная

Текст 1ч

3

Сочинение «Памятный день летних каникул». Анализ текста.

Контроль знаний

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его

Базовый: Знать, что такое текст как речевое произведение, смысловая и ком­позиционная цельность, связность текста.

Продвинутый: Уметь выделять темы узкие и широкие, определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке. Уметь выражать своё отношение к предмету речи. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины

Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя)

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связей предложений в тексте. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Индивидуальная

Слово как часть речи. Морфология 2ч

4

Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их роль в художественных текстах.

Комбинированный

Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи.

Базовый: Знать самостоятельные части речи. Уметь опреде­лить часть речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте или предложении.

Продвинутый: Отличать похожие части речи друг от дру­га, строить рассуждение при определении слова как части речи, задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое значение

Личностные: объясняют, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, сравнивают и группируют факты и явления.

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают при совместном решении проблемы (задачи)

Овладеть основными понятиями морфологии. Распознавать самостоятельные части речи и служебные. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи.

Коллективный

5

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Урок открытия нового знания

Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия).

Базовый: Уметь выстраивать группу предложений в текст. Продвинутый: Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию.

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее

Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана?

Коллективный

Лексика 2ч

6

Когда слово употребляется в переносном значении

Урок формирования умений и навыков

Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов

Базовый: Уметь пользоваться толковым словарем; обращать внимание на непонятные слова. Знать, что изучает лексика. Понимать, что такое лексическое значение слова Продвинутый: Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями


Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее





Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Расширять свой лексикон.

Работа в группах

7

Как образуются слова в русском языке

Урок формирования умений и навыков

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении.

Базовый: Знать о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова. Уметь правильно писать слова с чередованием гласных в корне слова

Продвинутый: Уметь находить известные орфограммы, разбирать слова по составу, находить чередующиеся гласные в корнях. Учиться пользоваться орфографическим, морфемным и словообразовательным словарями


Личностные: анализируя тексты, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и при­чинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами


Индивидуальная

Стили речи 2ч

8

Художественная речь . В.В. Виноградов

Урок формирования умений и навыков

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания

Базовый: уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы. Знать понятия книжная, художественная, разговорная речь, сферы их использования

Продвинутый: Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи, уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы

Личностные: понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы, проверяют себя); вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); организовывают учебное взаимодействие в группе (распре­деляют роли, договариваются друг с другом и т. д.)

Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливать принадлежность текстак определенной функциональной разновидности языка.

Работа в парах

9

Изложение «Барсучонок» . Анализ

Контроль знаний

Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка.

Индивидуальная

Синтаксис. Пунктуация 5ч

10

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений предложений разного типа

Урок открытия нового знания


Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Базовый: Знать, что такое синтаксис, пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Уметь выделять словосочетания из предложения, различать слово и словосочетание, устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании Продвинутый: Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания.

Использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции


Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Выразительно читать тексты (художественные, научные)


Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Различение словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Находить грамматическую основу предложения. Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Работа в группах


11

Предложения распространённые и нераспространённые. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие.

Урок формирования умений и навыков

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания.

Базовый: Уметь опознавать обособленные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, вырази­тельно читать предложения с соблюдением пауз

Продвинутый: Уметь составлять предложения с осложнением, применять на письме полученные знания


Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами


Индивидуальная

12

Однородные члены

предложения. Их использование в художественных текстах.

Урок формирования умений и навыков

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые

Индивидуальная

13

Повторение и обобщение изу­ченного

по синтаксису, пунктуации.

Урок повторения пройденного

Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального изучения.

Коллективный

14

Контрольная работа № 7. Диктант и задания к нему

Контроль знаний

Проверка уровня сформированности умений в области синтаксиса и пунктуации

Индивидуальная

Строение текста 3ч

15

Строение текста типа рассуждения-доказательства

Урок формирования умений и навыков

Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как;и т.д.)

Базовый: Знать характерные особенности каждого типа речи.

Уметь определять тип речи

Продвинутый: Совершенствование текста (работа над стилем и типологической структурой текста). Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.)

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами

Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

индивидуальная

16

Строение текста типа повествования

Урок формирования умений и навыков

Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т. п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» (Петя ..., Петя ...; Я ..., Я ..., Я ...) и «новом» (Барсик сначала подбежал к нам, потом убежал в кусты, потом побежал к дуплу). Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов.

Базовый: Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце.

Продвинутый: Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного». Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме-

Коллективный

17

Строение текста типа описания

Урок формирования новых знаний

Иметь представлениеоб описании. Знать, на какой вопрос отвечает описание.

Коллективный




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беккер Анна Эдуардовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства