№ уроков Русский язык. Культура речи. 5 класс. Календарно-тематическое планирование | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты и уровень усвоения | Характеристика деятельности учащихся | Инструментарий оценки результатов |
предметные | метапредметные УУД |
О языке и речи 1ч |
1 | Зачем человеку нужен язык | Урок открытия новых знаний | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров | Базовый: Знать, что язык - универсальное средство общения, что русский язык - один из развитых языков мира, богатый и выразительный. Продвинутый: Уметь читать и анализировать лингвистический текст. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета) | Личностные: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций | Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. | коллективная |
2 | Что такое речь (в отличие от языка) | Урок открытия нового знания | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении | Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств | коллективная |
Текст 1ч |
3 | Сочинение «Памятный день летних каникул». Анализ текста. | Контроль знаний | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его | Базовый: Знать, что такое текст как речевое произведение, смысловая и композиционная цельность, связность текста. Продвинутый: Уметь выделять темы узкие и широкие, определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке. Уметь выражать своё отношение к предмету речи. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины | Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя) | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связей предложений в тексте. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | Индивидуальная |
Слово как часть речи. Морфология 2ч |
4 | Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их роль в художественных текстах. | Комбинированный | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. | Базовый: Знать самостоятельные части речи. Уметь определить часть речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте или предложении. Продвинутый: Отличать похожие части речи друг от друга, строить рассуждение при определении слова как части речи, задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое значение | Личностные: объясняют, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, сравнивают и группируют факты и явления. Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают при совместном решении проблемы (задачи) | Овладеть основными понятиями морфологии. Распознавать самостоятельные части речи и служебные. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи. | Коллективный |
5 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | Урок открытия нового знания | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). | Базовый: Уметь выстраивать группу предложений в текст. Продвинутый: Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. | Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее | Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана? | Коллективный |
Лексика 2ч |
6 | Когда слово употребляется в переносном значении | Урок формирования умений и навыков | Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов | Базовый: Уметь пользоваться толковым словарем; обращать внимание на непонятные слова. Знать, что изучает лексика. Понимать, что такое лексическое значение слова Продвинутый: Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями | Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Расширять свой лексикон. | Работа в группах |
7 | Как образуются слова в русском языке | Урок формирования умений и навыков | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. | Базовый: Знать о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова. Уметь правильно писать слова с чередованием гласных в корне слова Продвинутый: Уметь находить известные орфограммы, разбирать слова по составу, находить чередующиеся гласные в корнях. Учиться пользоваться орфографическим, морфемным и словообразовательным словарями | Личностные: анализируя тексты, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Индивидуальная |
Стили речи 2ч |
8 | Художественная речь . В.В. Виноградов | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания | Базовый: уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы. Знать понятия книжная, художественная, разговорная речь, сферы их использования Продвинутый: Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи, уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы | Личностные: понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы, проверяют себя); вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); организовывают учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.) | Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливать принадлежность текстак определенной функциональной разновидности языка. | Работа в парах |
9 | Изложение «Барсучонок» . Анализ | Контроль знаний | Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. | Индивидуальная |
Синтаксис. Пунктуация 5ч |
10 | Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений предложений разного типа | Урок открытия нового знания | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | Базовый: Знать, что такое синтаксис, пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Уметь выделять словосочетания из предложения, различать слово и словосочетание, устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании Продвинутый: Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания. Использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции | Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Выразительно читать тексты (художественные, научные) | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Различение словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Находить грамматическую основу предложения. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. | Работа в группах |
11 | Предложения распространённые и нераспространённые. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие. | Урок формирования умений и навыков | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. | Базовый: Уметь опознавать обособленные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, выразительно читать предложения с соблюдением пауз Продвинутый: Уметь составлять предложения с осложнением, применять на письме полученные знания | Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Индивидуальная |
12 | Однородные члены предложения. Их использование в художественных текстах. | Урок формирования умений и навыков | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые | Индивидуальная |
13 | Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации. | Урок повторения пройденного | Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального изучения. | Коллективный |
14 | Контрольная работа № 7. Диктант и задания к нему | Контроль знаний | Проверка уровня сформированности умений в области синтаксиса и пунктуации | Индивидуальная |
Строение текста 3ч |
15 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как;и т.д.) | Базовый: Знать характерные особенности каждого типа речи. Уметь определять тип речи Продвинутый: Совершенствование текста (работа над стилем и типологической структурой текста). Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.) | Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста. | индивидуальная |
16 | Строение текста типа повествования | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т. п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» (Петя ..., Петя ...; Я ..., Я ..., Я ...) и «новом» (Барсик сначала подбежал к нам, потом убежал в кусты, потом побежал к дуплу). Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. | Базовый: Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Продвинутый: Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного». Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме- | Коллективный |
17 | Строение текста типа описания | Урок формирования новых знаний | Иметь представлениеоб описании. Знать, на какой вопрос отвечает описание. | Коллективный |