Русский язык : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Филиппская Е.М., Плыс Л.Н., Тупикина Е.В. – 3-е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 158 с.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Д.з. |
1 | | Тема 1 (1 ч.) Введение. Функции русского языка в современном мире. | |
2 | | Контрольная работа 1. Входной диктант. | |
3 | | Тема 2 ( 7ч.) Повторение изученного в 5-7 классах. Слово как основная единица языка. Фразеологизмы как лексические единицы языка. Работа над ошибками. | |
4 | | Части речи (самостоятельные и служебные, междометие), их значение и грамматические признаки. | |
5 | | Развитие речи 1. Подробное устное изложение с грамматическим заданием. | |
6 | | Русское правописание: орфография и пунктуация. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |
7 | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Условия написание частиц не и ни. | |
8 | | Синтаксические условия употребления знаков препинания | |
9 | | Контрольная работа 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием | |
10 | | Работа над ошибками. Тема 3 (7ч.) Текстоведение. Функциональные разновидности русского языка. Текст как единица синтаксиса. Интонация. Прямой и обратный порядок слов в предложении | |
11 | | Сочинение-описание памятника культуры в публицистическом стиле | |
12 | | Смешанные типы речи. Характеристика человека | |
13 | | Выступление на собрании на основе рассуждения. Правила дискуссии | |
14 | | Развитие речи 2. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника | |
15 | | Рассказ как жанр повествования. Композиция рассказа. | |
16 | | Контрольная работа 3. Изложение. | |
17 | | Работа над ошибками. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. Простое предложение. Тема 4 ( 10 ч.) Словосочетание и предложение Понятие о синтаксисе как разделе грамматики | |
18 | | Словосочетание, его назначение в языке. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Свободные и несвободные словосочетания. | |
19 | | Типы грамматической связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | |
20 | | Разновидности словосочетаний по способу выражения главного слова: именные, глагольные, местоименные и наречные | |
21 | | Развитие речи 3. Устное изложение с описанием памятника | |
22 | | Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске Утвердительные и отрицательные предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение | |
23 | | Предложения двусоставные и односоставные | |
24 | | Предложения простые и сложные | |
25 | | Неполные предложения, их типы | |
26 | | Тире в неполных предложениях | |
27 | | Контрольная работа 4. Тестовые задания (1) | |
28 | | Двусоставное предложение. Тема 5. Главные и второстепенные члены предложения (9 ч.) Структура двусоставного предложения. Грамматическая основа двусоставного предложения. | |
29 | | Способы выражения подлежащего. | |
30 | | Типы сказуемого в двусоставном предложении. | |
31 | | Согласование сказуемого с подлежащим | |
32 | | Простое и составное глагольное сказуемое, особенности их грамматического выражения и строения. | |
33 | | Развитие речи 4. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника | |
34 | | Составное именное сказуемое, типы связок в составном именном сказуемом: незнаменательная, полузнаменательная и знаменательная. | |
35 | | Пунктуация при составном именном сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. | |
36 | | Контрольная работа 5. Тестовые задания (2) | |
37 | | Двусоставное предложение. Тема 6. Главные и второстепенные члены предложения (14 ч.) Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Определение, согласованное и несогласованное. Падеж определений, включённых в сочетание числительного и существительного в родительном падеже. | |
38 | | Приложение как разновидность определения. Одиночное и распространенное приложение, приложения – географические названия. Согласование приложений. | |
39 | | Написание приложений | |
40 | | Знаки препинания при приложениях, в том числе присоединяемых союзом как. | |
41 | | Развитие речи 5. Сочинение публицистического стиля о памятнике культуры (истории) своей местности. | |
42 | | Контрольная работа 6. Сочинение – описание местности | |
43 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Дополнение прямое и косвенное. | |
44 | | Развитие речи 6. Сочинение по картине. | |
45 | | Обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения | |
46 | | Сравнительный оборот. Пунктуация: выделение запятыми сравнительного оборота. Синтаксический разбор простого предложения. | |
47 | | Контрольная работа 7. Диктант. | |
48 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Развитие речи 7. Сочинение-миниатюра на заданную тему | |
49 | | Контрольная работа 8. Тестовые задания (3) | |
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Д.з. |
50 | | Тема 7 ( 11 ч.) Односоставное предложение Понятие об односоставном предложении, строение односоставного предложения. Разновидности односоставных предложений. | |
51 | | Развитие речи №8. Сочинение по групповому портрету. Ю. Ракши «Проводы ополчения». | |
52 | | Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них, их роль в языке. | |
53 | | Определённо-личные односоставные предложения, способы выражения главного члена (сказуемого) в них, особенности употребления в речи. | |
54 | | Развитие речи №9. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. | |
55 | | Неопределённо-личные односоставные предложения, способы выражения главного члена (сказуемого) в них, особенности их употребления в речи. | |
56 | | Обобщённо-личные односоставные предложения, особенности выражения действий обобщённых лиц в них, употребление в пословицах и в речи. | |
57 | | Безличные односоставные предложения, способы выражения главного члена (сказуемого) в них, особенности выражения безличного действия или состояния в них. | |
58 | | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
59 | | Развитие речи №10. Устное выступление по картине. | |
60 | | Контрольная работа 9. Тестовые задания(1) | |
61 | | Простое осложненное предложение Тема 8. Предложения с однородными членами (10 часов). Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения. | |
62 | | Союзы при однородных членах предложения. Употребление соединительных союзов при однородных членах предложения. Употребление противительных союзов при однородных членах предложения. Употребление разделительных союзов при однородных членах предложения. Употребление сопоставительных союзов не только…, но и …; как…, так и …; не столько…, сколько… | |
63 | | Однородные и неоднородные определения. | |
64 | | Ряды однородных членов предложения. | |
65 | | Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Запятая между однородными членами. | |
66 | | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. | |
67 | | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении с однородными членами. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |
68 | | Контрольная работа 10. Диктант с грамматическим заданием | |
69 | | Развитие речи №11. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности. | |
70 | | Контрольная работа 11. Тестовые задания (2) | |
71 | | Тема 9. Предложения с обособленными членами (15 ч.) Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении | |
72 | | Обособление согласованных определений, выраженных причастными оборотами, относящихся к личному местоимению, имеющих причинное значение. | |
73 | | Обособление нераспространённых и распространенных приложений как разновидности согласованных определений. | |
74 | | Обособление несогласованных определений. Знаки препинания при обособленных согласованных и несогласованных определениях и приложениях. | |
75 | | Развитие речи №12. Сжатое изложение текста разговорного стиля. | |
76 | | Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. | |
77 | | Обособление обстоятельств, выраженных падежными формами существительных. | |
78 | | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | |
79 | | Обособление дополнений с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др. Знаки препинания при обособленных дополнениях. | |
80 | | Контрольная работа 12. Сочинение. | |
81 | | Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих и пояснительных членах предложения. | |
82 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
83 | | Развитие речи №13. Сочинение на лингвистическую тему. | |
84 | | Развитие речи №14. Диалог как разновидность разговорного стиля. Разыгрывание диалога по данному началу. | |
85 | | Контрольная работа 13. Тестовые задания (4) | |
86 | | Тема 10. Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями (9 ч) Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке. | |
87 | | Нераспространенное и распространенное обращение. Пунктуация. Выделительные знаки препинания при обращениях | |
88 | | Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. | |
89 | | Предложения со вставными конструкциями; интонация вставки при вставных конструкциях. | |
90 | | Пунктуация: одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. | |
91 | | Предложения с междометиями и словами да, нет. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
92 | | Развитие речи №15. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему. | |
93 | | Развитие речи №16. Редактирование текста. | |
94 | | Контрольная работа 14. Диктант | |
95 | | Тема 11. Способы передачи чужой речи (8 часов) Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи. | |
96 | | Прямая речь с авторскими словами как особая синтаксическая конструкция; способы оформления прямой речи на письме. | |
97 | | Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений; косвенный вопрос. Пунктуация: разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
98 | | Несобственно-прямая речь, её использование в художественной литературе. | |
99 | | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | |
100 | | Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитат. | |
101 | | Диалог. Пунктуация. Знаки препинания при диалоге. | |
102 | | Контрольная работа 15. Тестовые задания (4) | |
103 | | Тема 12. Повторение в конце года (3 ч.) Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений. | |
104 | | Знаки препинания в простом осложнённом предложении | |
105 | | Итоговый урок | |