№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания |
по плану | по факту |
№ 1. | | | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | Знать: о месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка Уметь: выявлять место русского языка среди других языков; проводить лингвистическое наблюдение; работать со схемой; отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов; составлять план теоретического материала; создавать устное высказывание, раскрывая тему и развивая основную мысль. | праязык индоевропейская семья языков восточнославянская группа западнославянская группа южнославянская группа старославянский язык церковнославянский язык | |
Речь (повторяем и изучаем новое) (в начале года - 5 часов + 1 сочинение) |
№ 2. р./р. | | | Развитие речи. Текст и его признаки. Типы речи. | Знать: что такое текст, признаки текста; типы речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи. | повествование описание рассуждение | |
№ 3. р./р. | | | Развитие речи. Стили речи. Разговорный язык. | Знать: стили речи, отличие книжной речи от разговорной; основные признаки разговорной речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. делить текст на композиционные части; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы, различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. | функциональные стили речи разговорный язык | |
№ 4. р./р. | | | Развитие речи. Научный стиль речи. | Знать: особенности научного стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | аннотация рецензия | |
№ 5. р./р. | | | Развитие речи. Официально-деловой стиль речи | Знать: особенности официально-делового стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | заявление доверенность расписка резюме инструкция | |
№ 6. р./р. | | | Развитие речи. Публицистический стиль речи | Знать: особенности публицистического стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | заметка репортаж очерк отзыв | |
№ 7. р./р. | | | Развитие речи. Сочинение публицистического стиля (очерк или статья в газету) об экологических проблемах края | Уметь: создавать текст публицистического стиля; оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности; выступать перед аудиторией. | | |
Повторение (на основе изученного в 5-7 классах) (6ч) |
№ 8. | | | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. | Знать: звуки русской речи, правила произношения и правописания гласных и согласных в корнях слов, основные правила литературного произношения и ударения. Уметь: соотносить в словах буквы и звуки, производить фонетический разбор слова, находить и объяснять орфограммы в корнях слов, правильно произносить слова. | | |
№ 9. | | | Основные принципы русской орфографии. Типы орфограмм. | Знать: основные принципы русской орфографии; типы орфограмм. Уметь: различать и применять различные типы орфограмм. | | |
№ 10. | | | Морфология. Именные части речи. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль именных частей речи; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор именных частей речи; правильно писать и употреблять данные части речи. | | |
№ 11. | | | Морфология. Глагол и его формы. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль глагола и его форм; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор глагола и его форм; правильно писать и употреблять данные части речи. | | |
№ 12. | | | Морфология. Служебные части речи. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор служебных частей речи; правильно писать и употреблять данные части речи. | | |
№ 13. к/р | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | Уметь: решать орфографические и пунктуационные задачи, производить синтаксический разбор простого предложения. | | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. (7ч + 1 р/р ) Синтаксис как раздел грамматики (1 час) |
№ 14. | | | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | Знать: основные понятия синтаксиса. Уметь: осознавать различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. | грамматика синтаксис словосочетание предложение | |
Словосочетание (3 часа) |
№ 15. | | | Словосочетание. Виды словосочетаний. | Знать : основные признаки словосочетания; основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Уметь: распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | главное слово зависимое слово именное глагольное наречное словосочетание подчинительная связь | |
№ 16. | | | Виды связи слов в словосочетании. | Знать: виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь: определять виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | согласование, управление, примыкание | |
№ 17. | | | Виды связи слов в словосочетании. | Знать: виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь: определять виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | согласование, управление, примыкание | |
Предложение (3 часа) |
№ 18. | | | Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения. | Знать: основные признаки предложения как минимального речевого высказывания. Уметь: распознавать словосочетания в составе предложения; осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного; определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. | предложение | |
№ 19. | | | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Знать: виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике | повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное предложение | . |
№ 20. | | | Утвердительные и отрицательные предложения. | Знать: виды предложений утвердительные и отрицательные. Уметь: распознавать виды предложений; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности утвердительных и отрицательных предложений; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике | утвердительные и отрицательные предложения | |
№ 21. р./р. | | | Развитие речи. Контрольное сочинение-описание по картине И. Левитана «Осень. Охотник» | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | | |
Двусоставное предложение (15 ч) Главные члены предложения (6 + 2 р/р ; из них в 1 четверти 4+2 р/р) |
№ 22. | | | Подлежащее и способы его выражения | Знать: функцию главных членов предложения; признаки подлежащего и способы его выражения. Уметь: находить грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; распознавать главные и второстепенные члены предложения; определять способы выражения подлежащего; правильно согласовывать глаголсказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; | подлежащее | |
№ 23. | | | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. | Знать: виды сказуемого. Уметь: находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее со сказуемым, применяя соответствующее правило, учитывая сосуществующие варианты согласования; определять морфологические способы выражения ПГС. | простое глагольное сказуемое | |
№ 24. | | | Составное глагольное сказуемое. | Знать: структуру составного глагольного сказуемого. Уметь: опознавать СГС в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; различать ПГС и СГС. | составное глагольное сказуемое | |
№ 25. | | | Составное именное сказуемое. | Знать: структуру СИС. Уметь: опознавать СИС в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; определять способы выражения именной части СИС; различать ПГС, СГС и СИС; сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. | составное именное сказуемое | |
№ 26. р/р | | | Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (типы сказуемых). | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности. | | |
№ 27. р/р | | | Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Уметь: писать сочинение на предложенную тему в соответствии с нормами русского языка, соблюдая композиционные особенности сочинения. | | |
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания |
по плану | по факту |
Двусоставное предложение (15 ч) Главные члены предложения (6 + 2 р/р ; из них в 1 четверти 4+2 р/р, во 2 четверти – 2 часа) |
№ 1. | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать: особенности связи подлежащих и сказуемых, условия постановки знаков препинания между ними. Уметь: определять способы выражения подлежащих и сказуемых; применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | | |
№ 2. | | | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | Уметь: определять морфологические способы выражения главных членов предложения; различать виды сказуемых; применять знания о главных членах предложения при синтаксическом анализе предложения. | | |
Второстепенные члены предложения (7 ч. + 2 р/р) |
№ 3. | | | Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения | Знать: определение определения ; виды определений (согласованное и несогласованное). Уметь: находить определение, определять способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид определения; составлять предложения с определениями; уметь использовать их для характеристики предмета, явления и в качестве эпитета. | согласованные и несогласованные определения | |
№ 4. | | | Приложение как разновидность определения. | Знать: определение приложения; виды приложений (распространённые и нераспространённые). Уметь: находить приложение, способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид приложения ; ставить знаки препинания при приложении; составлять предложения с приложениями. | приложение распространённые и нераспространённые приложения | |
№ 5. | | | Дополнение. Виды дополнений. | Знать: определение дополнения; виды дополнений. Уметь: определять дополнение, способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид дополнения (прямое, косвенное); не смешивать дополнение с подлежащим; составлять предложения с дополнениями. | прямые и косвенные дополнения | |
№ 6. | | | Обстоятельство. Основные значения и способы выражения | Знать: определение обстоятельства; виды обстоятельств по значению. Уметь: различать виды обстоятельств по значению; определять способ их выражения; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. | обстоятельства времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия | |
№ 7. | | | Порядок слов в предложении. | Знать: прямой и обратный порядок слов в предложении; Уметь: опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении; анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов; моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. | прямой и обратный порядок слов в предложении | |
№ 8. | | | Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения» | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи второстепенные члены предложения. | | |
№ 9 к./р. | | | Контрольная работа по теме «Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения» . | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи второстепенные члены предложения. | | |
№ 10. р./р. | | | Развитие речи. Приёмы сжатия. Сжатое изложение. | Знать: приёмы сжатия текста. Уметь: использовать различные приёмы сжатия текста. | | |
№ 11. р./р. | | | Развитие речи. Написание сжатого изложения (по упр.20). | Уметь: писать сжатое изложение в соответствии с нормами русского языка | | |
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные (2 часа) |
№ 12. | | | Предложения распространённые и нераспространённые. | Знать: структурные особенности распространённых и нераспространённых предложений. Уметь: разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные | распространённые и нераспространённые предложения | |
№ 13. | | | Предложения полные и неполные. | Знать: структурные особенности полных и неполных предложений; назначение неполных предложений. Уметь: разграничивать и сопоставлять предложения полные и неполные; наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи; пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. | полные и неполные предложения | |
Односоставное предложение ( 8 ч. + 3 р/р, из них во 2 четверти - 7 + 1 р\р) |
№ 14. | | | Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений. | Знать: структурные особенности односоставных предложений, виды односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. | односоставные предложения | |
№ 15. | | | Определённо – личные предложения | Знать: структурно-грамматические особенности о/л предложений. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; находить о/л предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; пользоваться двусоставными и о/л предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят о/л предложения | определённо – личные односоставные предложения | |
№ 16. р./р. | | | Развитие речи. Сочинение - описание картины (упр. 5) | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | | |
№ 17. | | | Неопределённо-личные предложения | Знать: структурно-грамматические особенности н/л предложений; особенности выражения сказуемого в н/л предложении. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; находить н/л предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; использовать н/л предложения в собственных высказываниях; заменять синонимичными конструкциями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят о/л предложения | неопределённо-личные односоставные предложения | |
№ 18. | | | Обобщённо-личные предложения | Знать: функцию обобщённо-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них. Уметь: опознавать предложения в тексте; употреблять их в собственных высказываниях; использовать о/с предложения с обобщённым значением ( пословицы, афоризмы, крылатые выражения) | обобщённо-личные односоставные предложения | |
№ 19. к. д. | | | Контрольный полугодовой диктант. | Уметь: записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | | |
№ 20. | | | Анализ контрольного полугодового диктанта. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | | |
№ 21. | | | Безличные предложения. | Знать: структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого; особенности употребления в речи. Уметь: опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. | безличные односоставные предложения | |
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания |
по плану | по факту |
Односоставное предложение (8 ч. + 3 р./р.; из них в 3 четверти - 1 час + 2 р./р.) |
№ 1. | | | Назывные предложения. | Знать: структурно-грамматические особенности назывных предложений. Уметь: различать односоставные назывные и двусоставные неполные предложения; находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; использовать назывные предложения в собственных высказываниях; заменять синонимичными конструкциями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят назывные предложения. | назывные односоставные предложения | |
№ 2. р./р. | | | Развитие речи. Сочинение-описание по картине (упр.48) | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | | |
№ 3. р./р. | | | Развитие речи. Сочинение-рассуждение (ЧГП стр.50-51) | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения по проблематике текста. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением- рассуждением; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности. | | |
Предложения осложнённой структуры - 38 часов + 5 часов р./р. |
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности – 13 часов + 2 часа р./р. |
№ 4. | | | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. | Знать: условия однородности членов предложения; средства связи однородных членов Уметь: разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры; опознавать предложения осложненной структуры, предложения с однородными членами, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения. | однородные члены предложения | |
№ 5. | | | Одиночные и распространённые однородные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; одиночные и распространённые однородные члены предложения; способы их выражения. Уметь: разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры; опознавать предложения с однородными одиночными и распространёнными членами предложения, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения. | одиночные однородные члены предложения распространённые однородные члены предложения | |
№ 6. | | | Однородные главные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; знаки препинания при однородных членах предложения; однородные подлежащие и сказуемые. Уметь: находить в предложении однородные главные члены (в том числе распространённые); уметь ставить знаки препинания при однородных главных членах предложения; осуществлять выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами. | | |
№ 7. | | | Однородные второстепенные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; знаки препинания при однородных членах предложения; однородные определения, дополнения, приложения, обстоятельства. Уметь: находить в предложении однородные второстепенные члены (в том числе распространённые); уметь ставить знаки препинания при однородных второстепенных членах предложения. | | |
№ 8. | | | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Знать: интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами; сочинительные союзы и их роль в предложениях с однородными членами предложения. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами); ставить знаки препинания при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; в случаях, когда запятая не ставится. | | |
№ 9 | | | Однородные и неоднородные определения. | Знать: различать однородные и неоднородные определения. Уметь: Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами | однородные и неоднородные определения | |
№ 10. | | | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Знать: интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными и неоднородными определениями. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с однородными и неоднородными определениями; ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | | |
№ 11. р./р. | | | Развитие речи. Сочинение-описание по картине С. Брусилова «Сирень на веранде». | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | | |
№ 12. | | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Знать: пунктуационные особенности предложений с однородными членами; сочинительные союзы и их роль в предложениях с однородными членами предложения. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами); ставить знаки препинания при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. | | |
№ 13. | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Знать: об обобщающих словах; о постановке знаков препинания при обобщающих словах. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, в том числе с обобщающим словом; конструировать предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. | обобщающее слово | |
№ 14. | | | Позиция обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения. Знаки препинания при обобщающем слове. | Знать: об обобщающих словах; о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, или после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, в том числе с обобщающим словом; конструировать предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. | | |
№ 15. | | | Обобщение по теме «Однородные члены предложения». | Уметь: анализировать, характеризовать и использовать предложения с однородными членами предложения; наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. | | |
№ 16. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами». | Проверить усвоение темы «Предложения с однородными членами». | | |
№ 17. | | | Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры; устранить пробелы в знаниях по теме «Однородные члены предложения» | | |
№ 18. р./р. | | | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение. | Уметь: писать сжатое изложение в соответствии с нормами русского языка. | | |
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности – 18 часов + 2 р./р. ( из них в 3 четверти – 10 часов + 2 р./р.) |
№ 19. | | | Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами. | Знать: понятие об обособлении, об обособленных членах предложения; общие условия обособления. Уметь: выделять интонационно обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры. | обособленные члены предложения | |
№ 20. | | | Обособленные определения. | Знать: правила обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательным с зависимыми словами, одиночных согласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные согласованные определения обособленные одиночные согласованные определения обособленные несогласованные определения | |
№ 21. | | | Согласованные определения одиночные и распространённые. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях | Знать: правила обособления или отсутствия обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательным с зависимыми словами, в том числе с обстоятельственным оттенком, одиночных согласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные согласованные определения обособленные одиночные согласованные определения обособленные несогласованные определения | |
№ 22 | | | Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. | Знать: правила обособления или отсутствия обособления согласованных определений, выраженных причастным оборотом. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать; графически объяснять постановку знаков препинания при обособленных определениях. | | |
№ 23 | | | Несогласованные определения. Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях. | Закрепить: правила обособления несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления несогласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | несогласованные определения | |
№ 24 | | | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. | Знать: правила обособления приложений; Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, находить грамматические условия для обособления распространённых и одиночных приложений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные приложения одиночные обособленные приложения распространённые обособленные приложения | |
№ 25 | | | Приложения с союзом КАК. | Знать: правила постановки знаков препинания при союзе как; Уметь: правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных определений и приложений. | | |
№ 26 | | | Обобщение по теме «Обособление определений и приложений». | Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными определениями и приложениями; сопоставлять обособленные и необособленные определения и приложения; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов; наблюдать за особенностями употребления обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и жанров; анализировать и характеризовать предложения с обособленными определениями и приложениями. | | |
№ 27 | | | Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. | Знать: условия обособления обстоятельств. Уметь: находить обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. | обособленное обстоятельство деепричастный оборот | |
№ 28 | | | Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. | Знать: условия обособления обстоятельств. Уметь: находить обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением. | обособленное обстоятельство | |
№ 29 р./р. | | | Развитие речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности; писать сочинение на предложенную тему в соответствии с нормами русского языка, соблюдая композиционные особенности сочинения. | | |
№ 30 р./р. | | | Развитие речи. Жанры официально-делового стиля. Резюме. | Знать: особенности официально-делового стиля речи, жанра резюме. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи и жанра; создавать и редактировать собственное резюме с учётом требований к построению связного текста. | официально-деловой стиль резюме | |
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания |
по плану | по факту |
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности – 18 часов + 2 р./р.; из них в 4 четверти – 8 часов. |
№ 1 | | | Обособленные дополнения. | Знать: условия обособления дополнений. Уметь: находить обособленное дополнение, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с обособленным дополнением. | обособленное дополнение | |
№ 2 | | | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения; применять правила пунктуации при обособленных членах предложения; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов; наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров; анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами предложения. | | |
№ 3 к./д. | | | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | | |
№ 4 | | | Уточняющие члены предложения. | Знать: понятие об уточняющих членах предложения; интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения; условия обособления уточняющих членов предложения. Уметь: находить уточняющие члены предложения, определять их границы, правильно ставить знаки препинания; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с уточняющими членами предложения. | уточняющие члены предложения | |
№ 5 | | | Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами предложения; условия обособления данных членов предложения. Уметь: находить уточняющие поясняющие, присоединительные обособленные члены предложения, определять их границы, правильно ставить знаки препинания; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с уточняющими поясняющими, присоединительными обособленными членами предложения; производить анализ предложений. | уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены | |
№ 6 | | | Обобщение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами предложения; условия обособления данных членов предложения. Уметь: определять и выделять обособленные второстепенные и уточняющие члены предложения; создавать и корректировать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами предложения, правильно их интонировать. | | |
№ 7 к./р. | | | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами предложения». | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи обособленные члены предложения. | | |
№ 8 | | | Анализ и работа над ошибками контрольной работы. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры; устранить пробелы в знаниях по теме «Предложения с обособленными членами предложения». | | |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями – 7 часов + 1 час р./р. |
№ 9 | | | Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них. | Знать: функции вводных конструкций речи, правила их выделения. Уметь: правильно произносить предложения с вводными конструкциями, соблюдать пунктуационные правила выделения вводных конструкций. | вводные слова вводные конструкции (словосочетания, предложения) | |
№ 10 | | | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | Знать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, воздействия на собеседника. Уметь: выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. | вводные слова вводные конструкции | |
№ 11 | | | Группы вводных конструкций по значению. | Знать: группы вводных конструкций по значению. Уметь: выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. | вводные слова вводные конструкции | |
№ 12 | | | Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с вводными конструкциями. Уметь: правильно интонировать предложения с вводными словами, моделировать в речи в соответствии с коммуникативной задачей. | вводные слова вводные конструкции | |
№ 13 | | | Обращение, его функции и способы выражения. | Знать: основные функции обращения (звательная, оценочная, изобразительная); способы выражения обращения. Уметь: характеризовать синтаксические, интонационные, пунктуационные особенности предложений с обращениями. | обращение распространённое обращение | |
№ 14 | | | Обращение и знаки препинания при нём. Интонация предложений с обращением. | Знать: пунктуационные правила выделения обращения. Уметь: интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащее в двусоставном предложении. | обращение | |
№ 15 | | | Порядок синтаксического разбора простого предложения. | Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения с вводными словами, обращениями, обособленными и однородными членами предложения. | | |
№ 16 р./р. | | | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту М. Горького (стр. 119) | Уметь: строить сочинение-рассуждение; полно излагать мысли; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка. | | |
Повторение изученного – 6 часов + 2 р./р. |
№ 17 | | | Синтаксис и морфология. | Уметь: опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении; использовать в речи разные виды предложений. | морфология синтаксис синтаксические конструкции | |
№ 18 | | | Синтаксис и пунктуация. | Знать: смыслоразличительную роль знаков препинания. Уметь: пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения; обосновывать выбор знаков препинания. | пунктуация знаки препинания | |
№ 19 р./р. | | | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение. | Уметь: сжато пересказать прослушанный текст, сохраняя языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы русского языка. | | |
№ 20 | | | Синтаксис и пунктуация. | Знать: смыслоразличительную роль знаков препинания. Уметь: пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; обосновывать выбор знаков препинания. | пунктуация знаки препинания | |
№ 21 к./д. | | | Итоговая контрольная работа (диктант). | Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | | |
№ 22 | | | Анализ ошибок контрольной итоговой работы. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | | |
№ 23 р./р. | | | Развитие речи. Текст. Стили речи. | Знать: что такое текст, признаки текста; типы речи; стили речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи; производить комплексный анализ текста. | текст стили речи | |
№ 24 | | | Синтаксис и культура речи. | Уметь: соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов; синтаксические – при построении предложений; исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. | словосочетание синтаксис и пунктуация простого предложения синтаксические нормы | |