kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык» 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование

по русскому языку

для 7 класса

на 2017-2018  уч. год

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык» 7 класс»











Календарно - тематическое планирование

по русскому языку

для 7б класса

на 2017-2018 уч. год






















2017

Календарно-тематическое планирование курса

«Русский язык» 7 класс

п/п

Изучаемый материал, тема.

Час

Дата

план.

Дата

факт.


Повторение

8

I п/г.


Русский язык как развивающееся явление




Синтаксис и пунктуация.




Синтаксический разбор. Лексика и фразеология.




Морфология и орфография.




Фонетика. Фонетический разбор слова.




Контрольный диктант(входной) «Лесной ручей»




Работа над ошибками. Морфемный и словообразовательный разбор разбор.




Р/Р Сочинение-описание в художественном стиле по картине: И.Бродский «Осень в летнем саду».





Морфология и орфография





Причастие

32



Грамматическое значение причастия.




Склонение причастий.




Правописание падежных окончаний причастий.




Синтаксическая роль причастий. Причастный оборот.




Обособление причастных оборотов.




Обособление причастных оборотов.




Грамматическая норма при употреблении причастного оборота.




Р/Р Публицистический стиль.




Р/Р Изложение по тексту публицистического стиля.




Категория залога причастий.




Краткие и полные страдательные причастия.




Действительные причастия настоящего времени: образование, орфография суффиксов.




Действительные причастия прошедшего времени.




Страдательные причастия настоящего времени: образование, орфография суффиксов.




Страдательные причастия прошедшего времени.




Тестовый практикум.




Р/Р Описание внешности человека.




Р/Р Сочинение - описание «Любимая фотография».




Практикум по орфографии причастий.




Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.




-Н-\-НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.




-Н-\-НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.




Практикум по правописанию частей речи с Н – НН.




Р/Р Изложение по тексту М.Шолохова «Отец и сын» (подготовка)




Р/Р Изложение по тексту М.Шолохова «Отец и сын» (написание).




Морфологический разбор причастий.




Контрольный диктант «Шкатулка»




Работа над ошибками




Правописание НЕ с причастиями.




Правописание НЕ с причастиями.




Правописание НЕ с причастиями и другими отглагольными формами.




Тестовый практикум.





Деепричастие

20



Грамматическое значение деепричастия.




Деепричастный оборот. Обособление деепричастных оборотов.




Деепричастный оборот. Обособление деепричастных оборотов.




Р/Р Грамматическая норма при употреблении деепричастного оборота




Тестовый практикум.




Правописание НЕ с деепричастиями.




Правописание НЕ с деепричастиями.




Практикум по правописанию частей речи с НЕ.




Тестовый практикум.




Р/Р Описание действий.




Р/Р Сочинение по картине. И.Попов «Снег».




Деепричастия несовершенного вида.




Деепричастия совершенного вида.




Морфологический разбор деепричастий.




Тестовый практикум.




Контрольный диктант «Зазимок»




Работа над ошибками.




Р/Р Описание действий.




Р/Р Изложение по тексту «Робинзон Крузо строит лодку».





Наречие

23



Морфологические признаки наречия.




Смысловые группы наречий.




Смысловые группы наречий.




Степени сравнения наречий.




Морфологический разбор наречий.




Тестовый практикум.




Правописание НЕ с наречиями.




Буквы е - и в приставках не-/ни- отрицательных наречий.




Буквы е - и в приставках не-/ни- отрицательных наречий.




Правописание о - е после шипящих на конце наречий и местоимений.




Буквы о - а на конце наречий.




Дефисное написание наречий.




Слитное и раздельное написание наречий.




Слитное и раздельное написание наречий.




Р/Р Описание действий. Подготовка к написанию сочинения.




Р/Р Сочинение «Поэзия мастерства».




Мягкий знак после шипящих на конце наречий.




Правописание Н\НН в наречиях.




Правописание Н\НН в разных частях речи (обобщение).




Тестовый практикум.




Контрольный диктант «Огоньки»




Работа над ошибками.




Р/Р Учебно – научная речь. Отзыв.





Категория состояния

4



Грамматические признаки категории состояния.




Грамматические признаки категории состояния.




Морфологический разбор категории состояния.




Р/Р Сжатое изложение.

К.Паустовский «Обыкновенная земля».





Служебные части речи





Предлог

10



Грамматическая функция предлога.




Употребление предлогов в речи.




Р/Р Учебно – научная речь. Доклад на лингвистическую тему.




Производные и непроизводные предлоги.




Простые и составные предлоги.




Морфологический разбор предлога.




Орфография предлогов.




Орфография предлогов.




Тестовый практикум.




Самостоятельная тестовая работа





Союз

17



Грамматическая функция союза.




Простые и составные союзы.




Сочинительные и подчинительные союзы.




Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.




Тестовый практикум.




Р/Р Текст публицистического стиля с привлечением научных сведений.




Р/Р Сочинение на публицистическую тему.




Сочинительные союзы.




Подчинительные союзы.




Морфологический разбор союза.




Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.




Правописание омонимичных форм союзов, местоимений, наречий.




Повторение сведений о предлогах и союзах.




Р/Р Сочинение-рассуждение по данному тексту (подготовка).




Р/Р Сочинение-рассуждение по данному тексту (написание).




Контрольная работа по теме «Союз».




Работа над ошибками.





Частица

13



Грамматическая функция частицы




Разряды частиц. Формообразующие частицы.




Модальные (смыслоразличительные) частицы




Раздельное и дефисное написание частиц.




Тестовый практикум.




Морфологический разбор частиц.




Различение частиц НЕ и НИ.




Различение НЕ в функции частицы и приставки.




Различение НИ в функции частицы и союза.




Тестовый практикум.




Контрольный диктант «Летний вечер».




Работа над ошибками.




Р/Р Лингвистическое сочинение. Служебные части речи как средство грамматической связи.





Междометие

2



Междометие как часть речи.




Правописание междометий.





Повторение и обобщение изученного.

8



Разделы науки о языке.




Р/Р Текст. Стилистический анализ теста (практикум).




Контрольный диктант (итоговый) «Медведи»




Работа над ошибками.




Повторение. Орфография.




Морфология.




Синтаксис.




Обобщение пройденного.






























































Приложение




























Контрольный диктант (входной)  

Лесной ручей  

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант по теме «Причастие»


 Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты,  каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины. (По Е. Спагненбергу)

Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

2)Найти причастия и выделить их суффиксы


Тест по теме «Причастие»

1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)     Пролит

б)    Отнято

в)     Взято

г)     Заперта

2.Пишется одна буква н.

а)     Ошибка исправле..а

б)    Построе..ые дома

в)     Избалова..ый ребенок

г)     Броше..ый камень 

3.Пишется буква я.

а)     Подстрел..нный

б)    Просе..нный

в)     Промасл..нный

г)     Напо..нный 

4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей. 

5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)     Совершенного вида

б)    Несовершенного вида

в)     Возвратного 

6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)     Бечевка – е в корне слова (бечева)

б)    Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени

в)     Сгущенка – е под ударением в суффиксе существительного

г)     Плащом – о под ударением в окончании существительного



Контрольный диктант по теме «Деепричастие» 

Зазимок 

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

- Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы. (По А. Рыжову)

  Задания к тексту:

  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

  2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

  3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.

Тест по теме «Деепричастие»

1.Не пишется слитно.

а)     Сильно не/доумевая

б)    Не/припомнив сюжета

в)     Дом не/построен

г)     Не/написанное вчера письмо 

2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)     Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)    Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)     Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)     Дверь скрипя и покачиваясь от ветра. 

3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)     Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)    Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)     Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)     Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад. 

4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)     Варить, варивший, варившись

б)    Положить, положив, положенный

в)     Устроить, устроив, устроивший

г)     Привезти, привезший, привезенный 

5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а)     Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б)    Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в)     Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г)     Испекши – деепричастие, совершенный вид 

6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)     Средство связи предложений – однокоренные слова

б)    Тип речи – рассуждение

в)     Способ связи предложений – параллельный

г)     Стиль речи – публицистический  

Контрольный диктант по теме «Наречие» 

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни! (По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

1.Мягкий знак не пишется.

а)     Обнаруж..те

б)    Навзнич..

в)     Сбереч..

г)     Горюч.. 

2.Дефис не пишется.

а)     По..видимому

б)    Нежданно..негаданно

в)     Кое..что

г)     На..лету 

3.Пишется о.

а)     Справ..

б)    Издавн..

в)     Досыт..

г)     Затемн.. 

4.Пишется одна н.

а)     На улице безветре..о.

б)    Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)     Эта девушка несдержа..а.

г)     Все возбужде..о спорили.

5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)     Стало тише на опушке леса.

б)    Все жалобней выл щенок.

в)     Брат выше сестры.

г)     Они жили дальше от школы.

6.Найти неверное утверждение:

а)     Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)    Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)     Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)     Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (По И.В. Сорокиной)

Контрольная работа по теме «Союз»

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза. 

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

3. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

Контрольный диктант по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Контрольный диктант (итоговый)

МЕДВЕДИ

  Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

(По В. Л. Дурову)

(223 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.





Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.



16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык» 7 класс

Автор: Мальцева Юлия Андреевна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства