Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по русскому языку Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык», 3 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100» Книга 2.- М. : Баласс, 2011. Данная рабочая программа является программой 1 вида, так как количество и тематическое распределение часов совпадает с авторской программой.
Программа рассчитана на 170 ч. в год (5 часов в неделю). Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе »
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по русскому языку Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык», 3 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100» Книга 2.- М. : Баласс, 2011. Данная рабочая программа является программой 1 вида, так как количество и тематическое распределение часов совпадает с авторской программой.
Программа рассчитана на 170 ч. в год (5 часов в неделю). Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
I. Цели и задачи курса
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией ипунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и,а,но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаковпрепинания:они помогают правильно выразитьмысльи понятьнаписанное,то есть помогают письменномуобщению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятияосложномпредложениина примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типаправильнойчитательскойдеятельностипри чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на тике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка –дорожный;подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В3-м и 4-м классахчасти речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Приизучениичастейречи особоевниманиеуделяетсянаблюдению за ихролью в предложении,тексте,за особенностямиупотреблениясуществительных, прилагательных, глаголови личныхместоимений,синонимией иантонимией;атакжеупражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системеязыка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие
речи»и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программызаключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и авторскими программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Общий объём учебного времени во 3 классе составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
– эмпатия – умение осознавать и определятьэмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
– любовь иуважениек Отечеству, его языку, культуре;
– интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;
– интереск письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
– интереск изучению языка;
– осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
– самостоятельно формулироватьтему и цели урока;
– составлятьпланрешения учебной проблемы совместно с учителем;
– работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатыватькритерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
– вычитыватьвсе виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоватьсяразными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатыватьи преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоватьсясловарями, справочниками;
– осуществлятьанализ и синтез;
– устанавливатьпричинно-следственные связи;
– строитьрассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
КоммуникативныеУУД:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватноиспользоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;
– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задаватьвопросы.
Предметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
3-йкласс
– восприниматьна слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читатьвслух;
– самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производитьзвуко-буквенный анализ доступных слов;
– видетьв словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильнописатьслова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ьразделительным; владетьспособами про- верки букв гласных и согласных в корне; писатьслова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой ои е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графическиобозначатьизученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находитьиисправлятьошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списыватьслова, предложения, текст, проверять написанное; писатьподдиктовкутекст с изученными орфограмма- ми и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находитьв слове окончание и основу, составлятьпредложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовыватьслова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбиратьпо составу доступные слова; выделятьдва корня в сложных словах;
– распознаватьимена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производитьморфологический раз- бор этих частей речи в объёме программы;
– определятьвид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбиратьпредложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставитьвопросык второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видетьв предложении однородные члены, ставитьзапятуюв предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлятьпредложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознаватьважность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читатьхудожественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читатьи пониматьучебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиесядолжныосмысленноотноситьсяк изучениюродного языка,сознательнонаблюдатьза своей речью, стремитьсякупотреблениювсобственнойречиизученных конструкций,слов, ксовершенствованиюсвоейречи;
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
3-йкласс
170ч(5часоввнеделю)
Вводныйурок(1ч) Повторение.(10ч)
Слово.(116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ьдля обозначения мягкости согласных, ьи ъраз- делительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег –снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ьи ъразделительными, переносить слова с ьи ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс,жужжит,ссора,с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ,рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-,-оньк-,-оват-,
-еват-,-ишк-,-ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3.Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4.Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятиеобименисуществительном.Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-,-оньк-,-еньк-,-ок-,-ек-,-ик-,-очк-,-ечк-,-ушк-,-юшк-,-ышк-, -к-, -чик-,-тель-,-ник-.
Понятиеоместоимении.Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятиеобимениприлагательном.Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-,-еньк-,-оват-, -еват-.
Понятиео глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л-в глаголах
прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы нес глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ьпосле чв глаголах неопределённой формы.
Понятиеонаречии.Наречие как часть речи.
Предложениеитекст.(25ч)
Расширениепонятияопредложении.Предложения повествова- тельные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащееисказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за вто- ростепенными членами предложения. Умение находить в предло- жении главные члены и второстепенные; определять, какие второ- степенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятиеободнородныхчленах предложения,их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препина- ния в понимании смысла предложения.
Понятиеосложномпредложении(на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая раз- деляет два предложения, две мысли. Развитие внимания к струк- туре предложения, к знакам препинания.
Развитиечитательскихуменийна материале текстов учебни- ка. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.(5ч)
Развитиеречи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса уча- щихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкция- ми с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чте- ния текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по кар- тинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия.Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв.(13или4ч)
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.
1 ч.
Таблица
«Орфограммы», схемы
Находить изученные орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами
7.
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.
1 ч.
Таблица «Орфограммы», карточки.
Уметь находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму
8.
Развитие умения писать заглавную букву в словах.
1 ч.
Таблица «Большая буква в словах», набор картинок
Уметь определять написание заглавной буквы
9.
Контрольное списывание.
1 ч.
Таблица «Большая буква в словах».
Уметь писать заглавную букву в словах
10.
Работа над ошибками. Повторение алфавита.
1 ч.
«Алфавит», набор картинок.
Уметь писать заглавную букву в словах
Знать алфавит
11.
Контрольный диктантс грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного во 2 классе».
1 ч.
Уметь применять полученные знания
Слово.
116 ч.
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.
3 ч.
12.
Работа над ошибками. Понятие о чередовании согласных звуков в корне
1 ч.
Таблица «Чередующиеся гласные в корне», задания.
Уметь находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора, обнаруживать чередующиеся согласные звуки, выделять корни
13
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.
1 ч.
Таблица «Части слова», карточки
Уметь обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни
14.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Деформирован
ный текст.
Уметь составлять связный текст из деформированных предложений
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.
4 ч.
15.
Правописание проверяемых согласных букв в конце и середине слова.
1 ч.
Таблица
«Орфограммы», схемы
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответсвие произношения и написания
16.
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
1 ч.
Таблица
«Орфограммы», карточки
Уметь находить изученные орфограммы, графически объяснять выбор написания
17.
Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове.
1 ч.
Таблица
«Орфограммы», картин. словарь
Уметь находить изученные орфограммы, графически объяснять выбор орфограммы
18.
Проверочная работа по теме: «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове».
1 ч.
Раздаточный материал
Уметь применять полученные знания
Удвоенные буквы согласных в корне слова
5ч.
19
Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных.
1ч.
Таблица «Удвоенные согласные»
Знать,что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук,
20.
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.
1 ч.
Таблица«Удвонные согласные», картинки
Уметь отражать удвоенную согласную при фонетическом разборе слова
21.
Правописание слов с удвоенной согласной в корне слова.
Кубан. Слова с нелитературным ударением.
1 ч.
Таблица«Удвоенные согласные», карточки
Знать,что удвоенная согласная обозначает один долгий звук, уметь отражать это при фонетическом разборе слова
22.
Составление текста. Кубан. Восприятие на слух и правильное произношение слов.
1 ч.
Сюжетные картинки
Уметь составлять текст по опорным словам
23.
Проверочная работа по теме: «Удвоенные буквы согласных в корне слова».
1 ч.
«Текст с заданием», карточки
Уметь применять полученные знания
Непроизносимые согласные в корне слова
9 ч.
24
Работа над ошибками. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным в корне.
1 ч.
Таблица «Непроизноси мые согласные»
Уметь находить орфограмму по опознавательным признакам
25.
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.
1ч.
Таблица «Непроизноси мые согласные»
Уметь определять слова с непроизносимой согласной, правильно их писать
26.
Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по опорным словам.
1 ч.
Таблица «Непроизноси мые согласные», раздат.
материал
Уметь писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами
27.
Работа над ошибками. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
1 ч.
Таблица «Непроизноси мые согласные», карточки
Уметь правильно писать слова, в которых нет непроизносимого согласного
28.
Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.
1 ч.
Картин. словарь, карточки
Уметь формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова
29.
Проверочная работа по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»
1 ч.
Набор картинок, карточки с заданиями
Уметь применять полученные знания
30.
Работа над ошибками. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
1 ч.
Таблица «Орфограммы», схемы
Уметь проверять буквы согласных в корне слова
31.
Контрольный диктантпо теме: «Непроизносимые согласные в корне слова, удвоенные согласные».
1 ч.
Уметь применять полученные знания
32.
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание проверяемых согласных в корне слова»
1 ч.
Таблица
«Орфограммы», схема
Знать правила написания непроизносимых согласных
Безударные гласные в корне слова
7 ч.
33.
Правописание букв безударных гласных в корне слова.
1 ч.
Таблица «Безударные гласные», карточки
Уметь определять и проверять безударные гласные в корне слова
34.
Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных
1ч.
Таблица «Безударные гласные»
Уметь определять и проверять безударные гласные
35.
Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне
1 ч.
Таблица «Безударные гласные», набор картинок
Уметь применять правило правописания безударных гласных в корне
36.
Правописание букв безударных гласных в корне слова.
1 ч.
Карточки
Уметь применять правило правописания безударных гласных
37.
Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова».
1 ч.
Уметь применять полученные знания
38.
Работа над ошибками. Правописание букв безударных гласных в корне слова.
1 ч.
Опорные слова
Уметь применять полученные знания
39.
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова».
1 ч.
Уметь применять полученные знания
Сложные слова и их правописание
6ч.
40.
Работа над ошибками.Знакомство с понятием « сложные слова»
1 ч.
Таблица «Сложные слова»
Уметь находить в предложении сложные слова
41.
Соединительные буквы о и е в сложных словах
Кубан.Словарное богатство русского языка.
1 ч.
Таблица «Сложные слова», карточки
Уметь находить в предложении сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е)
42.
Образование сложных слов
1ч.
Таблица «Сложные слова», карточки
Знать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней
43.
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные.
1 ч.
Таблица «Сложные слова», схемы
Уметь использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп
44.
Проверочная работа по теме: «Сложные слова и их правописание».
1 ч.
Уметь использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп
45.
Работа над ошибками. Употребление в речи и правописание сложных слов.
1 ч.
Сборники проверочных работ
Уметь применять полученные знания
Части слова. Приставка
1 ч.
46.
Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов.
1 ч.
Таблица «Части слова»
Уметь находить части слова
Безударные гласные в приставках
3 ч.
47.
Правописание букв безударных гласных в приставках.
1 ч.
Таблица «Части слова»
Уметь определять приставки и правильно их писать
48.
Упражнение в правописании букв безударных гласных в приставках.
1ч.
Таблица «Части слова»
Уметь определять приставки и правильно их писать
49.
Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. Кубан.Местные слова в устной речи.
1 ч.
Таблица «Части слова», набор картинок
Уметь различать приставки по- и па-, про- и пра-.
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня
2 ч.
50.
Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
1 ч.
Таблица «Приставки»
Уметь различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня
51.
Правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня
1 ч.
Схемы, таблица «Приставки»
Уметь различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня
Разделительные ъ и ь
6 ч.
52.
Звук [ й ] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь
1 ч.
Таблица «Разделитель ные ъ и ь»
Уметь анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков
53.
Правописание слов с разделительными ъ и ь
1 ч.
Таблица «Разделит. ь и ъ», карточки с заданиями
Уметь анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ и ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков
54.
Проверочная работа по теме: «Разделительные ъ и ь».
1 ч.
Сборник проверочных работ
Уметь применять полученные знания
55.
Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь.
1 ч.
Раздат.материал
Знать правило правописания разделительных ъ и ь.
56.
Контрольный диктант по теме: «Правописание разделительных ъ и ь» с грамматическим заданием.
1 ч.
Уметь применять полученные знания
57.
Работа над ошибками Закрепление по теме: «Правописание разделительных ь и ъ знаков».
1 ч.
Словари, раздаточные карточки
Знать правило правописания разделительных ъ и ь
Части слова. Окончание и основа.
1 ч.
58.
Понятие об окончании и основе слова.
1 ч.
Таблица «Части слова»
Уметь выделять окончание и основу, действовать по алгоритму
59.
Развитие умения находить в слове окончание.
Кубан.Местные слова в фольклоре.
1 ч.
Таблица «Части слова», схемы слов
Уметь выделять окончание и основу, действуя по алгоритму
Основа слова и окончание.
2 ч.
60.
Как найти в слове основу?
1 ч.
Таблица «Части слова», карточки
Уметь выделять основу и окончание
61.
Развитие умения находить в слове окончание.
1 ч.
Таблица «Части слова», схемы слов
Уметь находить в слове окончание
Части слова . Суффикс.
2 ч.
62.
Суффикс и его роль в слове.
1ч.
Таблица «Части слова», схемы слов
Уметь выделять суффикс
63.
Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.
1 ч.
Таблица «Суффикс», набор картинок
Уметь выделять суффикс, систематизировать знания о составе слова
Разбор слова по составу
4 ч.
64.
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.
1ч.
Таблица «Части слова»
Уметь определять части слова
65.
Контрольный диктанта с грамматическим заданием теме: «Состав слова».
1 ч.
Уметь применять полученные навыки
66.
Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу.
1 ч.
Раздат.материал
Уметь определять части слова
67.
Проверочная работа по теме: «Части слова».
1 ч.
Схемы разбора, карточки
Уметь применять полученные навыки
Части речи в русском языке.
1 ч.
68.
Работа над ошибками Части речи в русском языке.
1 ч.
Таблица «Части речи»
Уметь выделять в предложении части речи
Имя существительное как часть речи
2 ч.
69.
Определение имени существительного. Кубан.Местные слова в художественной литературе
1 ч.
Таблица «Части речи», набор картинок
Уметь определять имя существительное
70.
Роль имени существительного в речи.
1ч.
Таблица «Имя существитель ное»
Уметь определять признаки имени существительного как части речи
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
3 ч.
71.
Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
1 ч.
Таблица «Имя сущ.», картинки
Уметь определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
72.
Имена существительные в речи.
1 ч.
Таблица «Имя существитель ное»
Уметь употреблять имена существительные в речи
73.
Урок – обобщение. Что мы знаем об именах существительных.
1ч
Таблица «Имя существитель ное»
Уметь определять имена существительные
Род имён существительных
3 ч.
74.
Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
1 ч.
Таблица «Род имён существитель ных.», картинки
Уметь определять род имён существительных
75.
Род – постоянный признак имён существительных.
1 ч.
Таблица «Род имён существитель ных.», карточки
Уметь определять род имён существительных
76.
Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.
1 ч.
Таблица «Окончания имён существитель ных»
Уметь определять род имён существительных по окончанию
Число имён существительных
4 ч.
77.
Изменение имён существительных по числам. Кубан.Местные слова в устной речи.
1 ч.
Таблица «Число имён сущ.», набор картинок
Уметь называть грамматические признаки имён существительных
78.
Образование множественного числа имён существительных.
1 ч.
Карточки
Уметь образовывать множественное число имён существительных
79.
Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.
1 ч.
Таблица «Число имён существитель ных»
Уметь определять число имён существительных
80.
Разбор имени существительного как части речи.
1ч.
Схемы разбора
Уметь разбирать имена существительные
Словообразование имён существительных.
8 ч.
81.
Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
1 ч.
Картин. словарь, карточки
Уметь образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные ( с уменьшительно – ласкательным значением), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения
82.
Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.
1 ч.
Схема разбора, карточки
Уметь образовывать и употреблять в речи имена существительные
83.
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов.
1 ч.
Схема разбора, карточки
Уметь образовывать имена существительные от основ
84.
Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами.
1ч.
Предметные картинки
Уметь сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами
85.
Работа над ошибками. Разбор имён существительных по составу.
1 ч.
Схемы разбора
Уметь разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой
86.
Обучающее изложение «Мурлыка».
1 ч.
Уметь письменно пересказывать текст
87.
Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи.
1 ч.
Набор картинок, схемы
Уметь продуцировать связное высказывание на грамматическую тему
88.
Проверочная работа по теме: «Словообразование имён существительных».
1 ч.
Сборники проверочных работ
Уметь применять полученные навыки
Местоимение как часть речи
6 ч.
89.
Работа над ошибками. Понятие о местоимении.
1 ч.
Таблица «Местоимение»
Уметь отличать местоимения от слов других частей речи
90.
Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописания предлогов с местоимениями.
1 ч.
Схема разбора, таблица 1,2,3 «Лицо местоимения»
Уметь определять лицо местоимения, писать предлоги с местоимениями
91.
Разбор местоимения как части речи.
1 ч.
Схемы разбора
Уметь разбирать местоимения
92.
Обучающее сочинение «О себе».
1 ч.
Уметь продуцировать текст с использованием местоимений
93.
Работа над ошибками. Роль личных местоимений в речи.
1ч.
Схемы
Уметь писать предлоги с местоимениями
94.
Проверочная работа по теме: «Местоимение как часть речи».
1 ч.
Таблица «Личные местоимения»,
Уметь применять полученные навыки
Имя прилагательное как часть речи.
4 ч.
95.
Работа над ошибками. Определение имени прилагательного.
1 ч.
Таблица «Имя прилагатель ное»
Уметь находить в тексте имена прилагательные по вопросу
96.
Связь имён прилагательных с именами существительными.
1 ч.
Таблица «Имя прилагатель ное», карточки
Уметь группировать слова по частям речи
97.
Роль имён прилагательных в речи.
1 ч.
Схемы
Наблюдать за ролю имён прилагательных в речи
98.
Разбор имени прилагательного как части речи.
1 ч.
Схемы разбора
Уметь называть признаки имени прилагательного
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
4 ч.
99.
Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.
1 ч.
Раздат.материал
Уметь называть признаки имён прилагательных
100.
Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
1ч.
Таблица «Имя
прилагатель ное»
Уметь проверять безударные гласные в окончаниях имён прилагательных
101.
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
1 ч.
Таблица «Имя прилагат.», набор картинок
Уметь проверять безударные гласные в окончаниях имён прилагательных, подбирать антоним к данному имени прилагательному
102.
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.
1 ч.
Таблица «Имя прилагат.», набор картинок
Уметь называть признаки имён прилагательных
Разбор имён прилагательных по составу.
4ч.
103.
Словообразование имён прилагательных.
1 ч.
Схема разбора, опорные слова
Уметь продуцировать текст-описание по опорным словам
104.
Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное».
1 ч.
Сборник проверочных работ
Уметь применять полученные знания
105.
Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу.
1 ч.
Таблица «Окончания прилаг.», схемы разбора
Уметь разбирать по составу имена прилагательные
106.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное».
1 ч.
Уметь применять полученные знания
Глагол как часть речи
4ч.
107.
Работа над ошибками. Определение глагола как части речи.
1 ч.
Таблица «Глагол», картин. словарь
Уметь выделять глаголы в предложении
108.
Изменение глаголов по временам.
1ч.
Таблица «Времена глаголов»
Уметь определять время глаголов
109.
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
1 ч.
Таблица « Времена глаголов»
Знать определение глагола
Уметь распознавать глаголы, изменять глаголы по временам, числам, родам ( в прошедшем времени)
110.
Изменение глаголов по числам.
1 ч.
Схемы разбора, карточки
Уметь изменять глаголы
По числам
Правописание частицы не с глаголами
2 ч.
111.
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
1 ч.
Таблица «Не с глаголами»
Знать правило написания не с глаголами
Уметь писать не с глаголами
112.
Развитие умения писать частицу не с глаголами.
1 ч.
Раздат. материал
Знать правило написания не с глаголами.
Уметь писать не с глаголами раздельно
Неопределённая форма глагола.
7ч.
113.
Понятие о неопределённой форме глагола.
1 ч.
Знать определение неопределённой формы глагола
Уметь писать ь в неопределённой форме после шипящих
114.
Контрольное изложение.
1ч.
Уметь применять полученные навыки
115.
Работа над ошибками. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.
1 ч.
Таблица «Неопределён ная форма глагола», карточки
Уметь писать ь на конце глаголов в неопределённой форме после шипящих
116.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол».
1 ч.
Уметь применять полученные навыки
117.
Работа над ошибками. Образование форм времени от неопределённой формы глагола.
1 ч.
Таблица «Неопределён ная форма глагола»
Уметь образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени
118.
Разбор глагола как части речи .
Кубан.Кубанские диалектные особенности в употреблении глаголов.
1 ч.
Схемы разбора, карточки
Уметь выполнять разбор глагола по алгоритму
119.
Проверочная работа по теме: «Неопределённая форма глагола».
1ч.
Сборник проверочных работ
Уметь применять полученные навыки
Наречие как часть речи.
2ч.
120
Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи .
1ч.
Таблица «Наречие»
Знать определение наречия
121.
Упражнение в определении наречия в предложении.
1 ч.
Таблица «Наречие»
Уметь определять наречие
Закрепление по разделу «Слово».
7ч.
122.
Повторение. Части слова.
1 ч.
Таблица «Части слова»
Уметь определять части слова
123.
Повторение. Разбор слов по составу.
1ч.
Таблица «Части слова»
Уметь определять части слова
124.
Повторение. Имя существительное.
1 ч.
Таблица «Части речи»
Уметь выделять части речи из предложений
125.
Закрепление по теме «Глагол как часть речи.
1 ч.
Схемы разбора
Уметь выделять имя существительное из предложения, изменять его
126.
Повторение. Имя прилагательное. Кубан. Кубанские диалектные особенности в употреблении личных форм глагола.
1 ч.
Раздат.материал
Уметь выделять из предложения глаголы, называть его грамматические признаки
127.
Закрепление по теме: «Наречие».
1 ч.
Схемы разбора
Уметь называть грамматические признаки имя прилагательного
128.
Повторение. Части речи
1 ч.
Таблица «Наречие»
Уметь называть грамматические признаки наречия
Предложение и текст.
25ч.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
3ч.
129.
Виды предложений по цели высказывания
1ч.
Таблица « Виды предложений»
Уметь определять вид предложений по цели высказывания
130.
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение
1 ч.
Таблица «Виды предложений карточки
Уметь правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией
131.
Восклицательные и невосклицательные предложения.
1 ч.
Таблица «Виды предложений,
карточки
Уметь определять вид предложения по интонации
Главные и второстепенные члены предложения.
6 ч.
132.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
1 ч.
Таблица «Главные члены предл.», схема
Уметь находить грамматическую основу предложения, обозначать её графически
133.
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
1 ч.
Таблица «Главные члены предл.», опорные сочетания
Уметь находить грамматическую основу предложения, обозначать её графически
134.
Понятие о второстепенных членах предложения.
1 ч.
Таблица «Второстеп. члены предл.», карточки
Уметь различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения
135
Составление схем предложения и предложений по схемам.
1 ч.
Схемы,
Уметь составлять по схеме предложение
136.
Предложения распространённые и нераспространённые.
1 ч.
Таблица «Главные члены предл.», опорные сочетания
Уметь определять распространённые и нераспространённые предложения
137.
Разбор предложений. Кубан.Кубанские диалектные особенности (обобщение).
1 ч.
Схема разбора, карточки
Уметь разбирать предложения по алгоритму
Предложения с однородными членами.
7 ч.
138.
Однородные подлежащие и сказуемые.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», схемы предл.
Уметь видеть в предложении однородные члены
139.
Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», схемы предл.
Уметь видеть однородные члены предложения
140.
Запятая в предложениях с однородными членами.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», карточки
Уметь ставить запятую в однородных предложениях
141.
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1 ч.
Схемы и образцы предложений
Уметь осознавать роль знаков препинания в предложениях с однородными членами
142.
Определение однородных членов предложения.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», схемы предл.
Уметь видеть в предложении однородные члены
143.
Запятая в предложениях с однородными членами.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», карточки
Уметь осознавать роль знаков препинания в предложениях с однородными членами
144.
Свободный диктант.
1 ч.
Раздаточный материал
Уметь конструировать предложения с однородными членами
Простые и сложные предложения.
6ч.
145.
Работа над ошибками. Понятие о простом и сложном предложении.
Кубан. Своеобразие кубанского фольклора.
1 ч.
Таблица «Сложное предлож.», карточки
Уметь различать простое и сложное предложение
146.
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.
1 ч.
Схемы, карточки
Знать постановку запятой в сложных предложениях
147.
Развитие умения различать сложные предложения и простые с однородными членами.
1 ч.
Схемы, раздат.материал
Уметь различать сложное и простое предложение
148.
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», схемы предл.
Уметь ставить запятую в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях
149.
Разбор простого и сложного предложений.
1 ч.
Схемы предложений
Уметь разбирать простое и сложное предложение
150.
Проверочная работа по теме: «Простые и сложные предложения».
1 ч.
Сборник проверочных работ
Уметь применять полученные навыки
Закрепление по разделу «Предложение»
3ч.
151.
Закрепление по теме «Предложение».
1 ч.
Раздат.материал, схемы предлож.
Уметь называть грамматические признаки предложений
152.
Закрепление знаний о предложении, тексте. Разбор предложений.
1 ч.
Схемы и образцы предложений
Уметь называть грамматические прзнаки предложения, текста
153.
Повторение знаний о предложении, тексте.
1 ч.
Схемы и образцы предложений
Уметь определять грамматические признаки предложения, текста
Повторение.
17 ч.
Слово. Предложение, текст. Части речи.
6 ч.
154.
Повторение знаний о слове, предложении, тексте. Кубан. Своеобразие и богатство кубанского фольклора.
1 ч.
Таблицы, картин. словарь
Уметь определять грамматические признаки слова, предложения, текста
155.
Повторение знаний об однородных членах предложения. Разбор предложений.
1 ч.
Таблица «Однородн. члены предл.», схемы предл.
Уметь разбирать предложения по алгоритму
156.
Итоговый контрольный диктант.
1 ч.
Уметь применять полученные навыки
157.
Работа над ошибками. Повторение знаний о частях речи. Синонимы и антонимы.
1 ч.
Таблица «Части речи», набор картинок
Уметь определять части речи
158.
Упражнение в разборе простого и сложного предложения.
1 ч.
Схемы предложений
Уметь разбирать предложения по алгоритму
159.
Повторение «Виды текстов»
1 ч.
Уметь определять виды текстов
Орфограммы. Состав слова.
5 ч.
160.
Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение
1 ч.
Схемы
Уметь находить орфограммы
161.
Контрольное списывание.
1 ч.
162.
Работа над ошибками. Повторение знаний о составе слова.
1 ч.
Таблица «Части слова», схема разбора слов по составу
Уметь выполнять разбор слов по составу
163.
Состав слова. Упражнения в разборе слов по составу.