________ Василькова И.Б.
средняя общеобразовательная школа №21 станицы Ахметовской Лабинского района муниципального образования Лабинский район
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
план | факт |
I четверть (9 недель – 44 урока) |
Язык и общение. | 2+1 р.р | | | | |
1. | Язык и человек. | 1 | 01.09 | | Презентация, компьютер | Осознание роли речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Обучение через включение в новые виды деятельности. Формирование навыка рассуждения на лингвистическую тему. |
2. | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | 01.09 | | Памятки | Представление об основных особенностях устной и письменной речи. Формирование навыка анализа и сопоставления. |
3. | Р.р. Стили речи. | 1 | 02.09 | | Презентация, компьютер | Выявление особенности стилей речи. Устанавливание принадлежности текста к определённому стилю. Развитие понятия речевого этикета. |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 16+3р.р | | | | |
4. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Входная диагностическая работа. | 1 К.р. | 03.09 | | Таблица звуков и букв | Повторение основных сведений о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела. Представление о фонетической транскрипции как форме записи устной речи, транскрибирование слов. Объяснение языковых явлений, процессов. Осознание различий между звуками и буквами. Развитие умений проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слов. |
5. | Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 07.09 | | Раздаточный материал | Расширение представлений об орфографии. Умение делать осмысленный выбор. Совершенствование навыка определять соответствующее правило написания гласных в корне слова. |
6. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | 08.09 | | Индивидуальные карточки | Совершенствование навыка определять соответствующее правило написания согласных в корне. Отработка написания слов с проверяемыми согласными. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
7. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | 08.09 | | Перфокарты | Определение условий написания непроизносимых согласных в корне слова. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
8. | Буквы И, У, А после шипящих. | 1 | 09.09 | | Электронное приложение к учебнику | Активизирование правила написания буквы И, У, А после шипящих. Совершенствование умения пользоваться словарём. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
9. | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | 10.09 | | Электронное приложение к учебнику | Применение правила употребления разделительных ь и ъ. Добывание недостающей информации с помощью вопросов. Формирование мотивации к анализу. |
10. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | 14.09 | | Электронное приложение к учебнику | Применение правила раздельного написания слов. Проявление индивидуальных речевых действий. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
11. | Р.р. Что мы знаем о тексте. Тема текста. | 1 | 15.09 | | Презентация, компьютер | Выявление языковых и композиционных признаков текста. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе исследования текста. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. |
12. | Р.р. Обучающее изложение с грамматическим заданием (по Г.А.Скребицкому (упр.70). | 1 | 15.09 | | Текст изложения | Формирование умения излагать текст. Владение монологической и диалогической формами речи. Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
13. | Части речи. Анализ изложения. | 1 | 16.09 | | Электронное приложение к учебнику | Активизирование знаний о частях речи. Дифференциация частей речи. Проявление различных речевых действий. Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. |
14. | Глагол как часть речи. | 1 | 17.09 | | Электронное приложение к учебнику | Активизирование знания основных грамматических признаков глагола. Составление предложений по рисунку. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
15. | -Тся и –ться в глаголах. | 1 | 21.09 | | Электронное приложение к учебнику | Отработка написания -тся и -ться в глаголах. Владение монологической и диалогической формами речи. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
16. | Личные окончания глаголов. Не с глаголом. | 1 | 22.09 | | Электронное приложение к учебнику | Определение условий написания гласных в личных окончаниях глаголов. Использование алгоритма в учебной деятельности. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи товарища. |
17. | Имя существительное. | 1 | 22.09 | | Электронное приложение к учебнику | Активизирование знания основных грамматических признаков имени существительного. Совершенствование навыка написания Ь на конце существительного. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
18. | Падежные окончания имен существительных. | 1 | 23.09 | | Электронное приложение к учебнику | Определение условий написания гласных в падежных окончаниях существительных и отработка навыков их правильного выбора. Формирование мотивации к исследовательской деятельности. |
19. | Имя прилагательное. | 1 | 24.09 | | Электронное приложение к учебнику | Активизирование знания основных грамматических признаков имени прилагательного. Формирование умения устного описания картины. |
20. | Местоимение. | 1 | 28.09 | | Электронное приложение к учебнику | Выявление морфологических признаков местоимения. Развитие умений находить местоимения в тексте. Формирование навыков анализа своей деятельности |
21. | Р.р. Основная мысль текста. Проект. Составление альбома «Летние радости 5 класса». | 1 | 29.09 | | Тексты для анализа | Определение способа выражения основной мысли текста. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности. Формирование интереса к творческой деятельности. |
22. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в начальных классах». | 1 К.д. | 29.09 | | Текст диктанта | Проверка умений, сформированных по теме «Повторение изученного в начальных классах». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 22+7р.р | | | | |
23. | Синтаксис. Пунктуация. Анализ диктанта. | 1 | 30.09 | | Презентация, компьютер | Формирование понятия о синтаксисе и пунктуации как разделе лингвистики Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
24. | Словосочетание. | 1 | 01.10 | | Индивидуальные карточки | Формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса. Умение слушать и слышать друг друга. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
25. | Разбор словосочетания. | 1 | 05.10 | | Схема разбора | Распознавание словосочетаний в составе предложений. Умение характеризовать словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
26. | Предложение. | 1 | 06.10 | | Электронное приложение к учебнику | Развитие понятия о предложении как единице синтаксиса. Определение границ предложений и способы их передачи в устой и письменной речи. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
27. | Р.р. Обучающее сжатое изложение (по В.П.Катаеву (упр.144). | 1 | 06.10 | | Текст изложения | Применение основных способов компрессии текста. Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности. Формирование навыков работы по образцу. |
28. | Виды предложений по цели высказывания. Анализ изложения. | 1 | 07.10 | | Электронное приложение к учебнику | Повторение сведений о классификации предложений по цели высказывания. Проявление различных речевых действий. Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. |
29. | Восклицательные предложения. | 1 | 08.10 | | Электронное приложение к учебнику | Повторение и закрепление сведений о восклицательных и невосклицательных предложениях. Отработка умения произносить восклицательные и невосклицательные предложения и правильно оформлять их на письме. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
30. | Р.р. Обучающее сочинение «Памятный день». | 1 | 12.10 | | | Развитие умения составлять текст. Объяснение языковых явлений, процессов. Формирование навыка самодиагностики результатов творческой работы. |
31. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Анализ сочинения. | 1 | 13.10 | | Электронное приложение к учебнику | Повторение и углубление сведений о главных членах предложения. Определение признаков, способов выражения подлежащего, его связи со сказуемым. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
32. | Сказуемое. | 1 | 13.10 | | Электронное приложение к учебнику | Определение видов сказуемого, способов его выражения. Отработка умения находить главные члены предложения в тексте. Формирование навыков работы по образцу. |
33. | Р.р. Подробное обучающее изложение (по упр.168). | 1 | 14.10 | | Текст изложения | Формирование навыков общей работы, обмен знаниями. Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе написания подробного изложения. |
34. | Тире между подлежащим и сказуемым. Анализ изложения. | 1 | 15.10 | | Электронное приложение к учебнику | Обучение постановке тире между подлежащим и сказуемым. Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. |
35. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | 19.10 | | Электронное приложение к учебнику | Повторение и закрепление сведений о распространенных и нераспространённых предложениях. Добывание недостающей информации с помощью вопросов. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи товарища. |
36. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | 20.10 | | Таблица | Повторение и углубление сведений о второстепенных членах предложения и способах их выражения. Умение распознавать дополнение в предложении. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
37. | Определение. | 1 | 20.10 | | Таблица | Умение распознавать определение в предложении. Распространение предложений определениями. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
38. | Обстоятельство. | 1 | 21.10 | | Таблица | Умение распознавать обстоятельство в предложении. Составление рассказа, используя второстепенные члены. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
39. | Предложения с однородными членами. | 1 | 22.10 | | Электронное приложение к учебнику | Актуализация знаний об однородных членах предложения. Правильное интонирование предложений с однородными членами. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
40. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 26.10 | | Карточки | Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
41. | Предложения с обращениями. | 1 | 27.10 | | Электронное приложение к учебнику | Формирование представления об обращении. Правильное пунктуационное оформление предложений с обращениями. Умение использовать этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи. |
42. | Р.р. Письмо. Творческая работа в форме письма. | 1 | 27.10 | | Презентация, компьютер | Различение писем по цели и назначению. Определение стилей речи текстов писем. Развитие умения написания письма. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
43. | Синтаксический разбор простого предложения. Контрольный словарный диктант. | 1 Сл.д. | 28.10 | | Электронное приложение к учебнику | Умение производить синтаксический разбор простого предложения. Формирование навыков работы на основе алгоритма. |
44. | Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. | 1 | 29.10 | | Электронное приложение к учебнику | Формирование представления о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений. Умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений. |
II четверть (7 недель – 36 часов). |
45. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение производить синтаксический разбор сложного предложения. Развитие навыка рассуждения на лингвистическую тему. Формирование навыков работы на основе алгоритма. |
46. | Прямая речь. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Обучение через включение в различные виды деятельности. Владение монологической и диалогической формами речи. |
47. | Р.р. Диалог. Этикетные диалоги. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков правильного пунктуационного оформления диалога. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе исследования структуры диалога. Формирование мотивации к изучению и закреплению нового. |
48. | Р.р. Обучающее сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки». | 1 | | | Презентация, компьютер | Умение собирать материал к сочинению, выявлять композиционные и языковые особенности текста-описания. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
49. | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Анализ сочинения. | 1 | | | Тесты | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
50. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 К.д. | | | Текст диктанта | Проверка умений, сформированных по теме «Синтаксис и пунктуация». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
51. | Р.р. Сжатое обучающее изложение по Е.Мурашовой (упр.261). | 1 | | | Текст изложения | Формирование навыков общей работы, обмен знаниями. Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе написания сжатого изложения. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 12+3р.р | | | | |
52. | Фонетика. Гласные звуки. Влияние диалектного произношения на правописание гласных. Слова с нелитературным ударением на Кубани, причины их распространения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Повторение основных сведений о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела. Представление о фонетической транскрипции как форме записи устной речи, транскрибирование слов. Формирование навыка рассуждения на лингвистическую тему. |
53. | Согласные звуки. Диалектные ошибки в произношении парных согласных | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Распознавание согласных звуков. Объяснение языковых явлений, процессов. Формирование навыков общей работы, обмен знаниями. |
54. | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Знакомство с понятием позиционного чередования. Объяснение языковых явлений, процессов. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
55. | Согласные твердые и мягкие. Диалектные ошибки в произношении согласных и их преодоление. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение распознавать твёрдые и мягкие согласные. Анализирование смыслового различия слов, отличающихся только твёрдым/ мягким согласным. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
56. | Р.р. Повествование. | 1 | | | Текст | Выявление языковых и композиционных признаков текста. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе конструирования текста повествования. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
57. | Р.р. Контрольное изложение-повествование по К.Паустовскому (упр.283). | 1 К.изл. | | | Текст изложения | Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе написания изложения- повествования. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
58. | Согласные звонкие и глухие. Особенности произношения отдельных согласных на Кубани. Анализ изложения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Актуализация знаний пар согласных по звонкости/глухости. Умение распознавать звонкие и глухие согласные. Формирование навыков общей работы, обмен знаниями. |
59. | Графика. Алфавит. Слова с нелитературным ударением в кубанской речи. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Осознание значения письма в истории человечества, важности графики и каллиграфии. Активизация знания алфавита. Развитие навыков поиска слов в словарях. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
60. | Р.р. Описание предмета. Обучающее сочинение-описание предмета (упр.302). | 1 | | | Тексты - описания | Выделение описания как функционально- смыслового типа речи. Умение собирать материал к сочинению, выявлять композиционные и языковые особенности текста-описания. Развитие умения редактировать текст – описание. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
61. | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. Анализ сочинения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Опознание смыслоразличительной функции Ь в слове. Анализ орфографических правил, связанных с употреблением Ь. Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. |
62. | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Выявление условий передачи одного и двух звуков буквами е, ё, ю, я. Владение монологической и диалогической формами речи. Формирование навыков анализа своей деятельности. |
63. | Орфоэпия. Слова с нелитерату-рным ударением в кубанской речи. | 1 | | | Презентация, компьютер | Умение правильно произносить слова. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование навыков устного высказывания по образцу. |
64. | Фонетический разбор слова. Нарушение литературной нормы при произношении согласных в словах | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение выполнять фонетический разбор слова. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Формирование навыков самоанализа. |
65. | Повторение изученного по теме «Фонетика». | 1 | | | Тесты | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новых видов деятельности и формы сотрудничества. |
66. | Контрольная работа по теме «Фонетика». | 1 К.р. | | | Индивидуальные задания | Проверка умений, сформированных по итогам изучения раздела «Фонетика». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Лексика. Культура речи. | 8+2р.р. | | | | |
67. | Слово и его лексическое значение. Лексические диалектизмы. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, толковый словарь | Овладение базовыми понятиями лексикологии. Умение определять лексическое и грамматическое значение слова. Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
68. | Однозначные и многозначные слова. Этнографические диалектизмы | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, толковый словарь | Формирование умения различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря. Обучение через употребление многозначных слов в речи. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания. |
69. | Прямое и переносное значение слов. Лексические диалектизмы. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, толковый словарь | Формирование умения употреблять многозначные слова в разных значениях. Отработка умения опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте. Формирование умения производить лексический анализ слов. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе работы со словом. |
70. | Омонимы. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, словарь омонимов | Повторение сведений об омонимах. Формирование умения опознавать в словаре омонимы и определять значения омонимов, используемых в тексте. |
71. | Синонимы. Диалектные синонимы на Кубани. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, словарь синонимов | Повторение сведений о синонимах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
72. | Р.р. Обучающее сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | | | Презентация, компьютер | Применение алгоритма описания картины. Использование языковых средств для написания речевого высказывания. Формирование навыков творческой деятельности в составе пары, группы. |
73. | Антонимы. Диалектные антонимы на Кубани. Анализ сочинения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику, словарь антонимов | Развитие умения подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями, работая в парах. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
74. | Повторение. Защита проектных работ по теме «Лексика». | 1 проект | | | Проектные работы | Тренинг умения опознавать и различать синонимы антонимы и омонимы. Формирование навыков творческой деятельности в составе пары, группы. |
75. | Р.р. Обучающее подробное изложение по К.Г.Паустовскому (упр.375). | 1 | | | Текст изложения | Формирование навыков общей работы, обмен знаниями. Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе написания подробного изложения. |
76. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика». | 1 К.д. | | | Текст диктанта | Проверка умений, сформированных по теме «Синтаксис и пунктуация». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 17+4р.р | | | | |
77. | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Анализ диктанта. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы «Лексика». Овладение основными понятиями морфемики. Представление о морфеме как значимой единице языка. |
78. | Окончание. Контрольный словарный диктант. | 1 Сл.д. | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование представления о механизме образования форм слова в русском языке. Осмысление основных значений нулевого окончания. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
79. | Р.р. Обучающее сочинение по личным впечатлениям (упр.390). | 1 | | | | Умение собирать материал к сочинению. Развитие умения редактировать текст. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
80. | Основа слова. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Развитие умения выделять основу в слове. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
III четверть (10 недель-50 часов). |
81. | Корень слова. Анализ сочинения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. |
82. | Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (по упр. 398). | 1 | | | Схема рассуждения. Презентация. | Выделение рассуждения как функционально-смыслового тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализ текста, высказывание своего мнения о тексте . Рассуждение по плану, объяснение происхождения слов. Написание сочинения о происхождении дней недели. |
83. | Суффикс. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение опознавать суффикс как словообразующую морфему. Обозначать суффиксы в словах, подбирать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. |
84. | Приставка. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение опознавать приставку как словообразующую морфему. Обозначать приставки в словах; подбирать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризовать морфемный состав слов. Написание выборочного изложениея по тексту упражнения. |
85. | Р.р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица по В.Пескову (упр.420). | 1 | | | Текст изложения | Овладение техникой речи, выделение в тексте главной и второстепенной информации, выборочный пересказ прочитанного, сохраняя тему, но с изменением лица рассказчика. |
86. | Чередование звуков. Анализ изложения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование представления о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Умение подбирать слова с чередующимися согласными и гласными; определения, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении). Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. |
87. | Беглые гласные. | 1 | | | | Умение определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделять части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании. |
88. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Словообразовательные диалектизмы | 1 | | | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | Умение определять части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выполнение устного и письменного морфемного разбора слов. |
89. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания гласных и согласных в приставках. Обозначение приставки в словах с анализом разницы между произношением и написанием приставок. Подбор слов с беглыми гласными в приставках. Выбор из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. |
90. | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания букв з и с на конце приставок. Выбор правильного написания слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбор к данным словам однокоренных с приставками с орфограммой. |
91. | Буквы О-А в корне –ЛАГ- /-ЛОЖ-. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания букв а — о в корне -лаг- — -лож- Умение выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма и выписывать из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. |
92. | Буквы О-А в корне –РАСТ-/ -РОС-. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Умение выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма и подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. |
93. | Буквы Ё-О после шипящих в корне. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания букв ё — о после шипящих в корне. Умение выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составление диктанта, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». |
94. | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания букв и — ы после ц. Умение выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. |
95. | Р.р. Контрольное сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в картине». | 1 К.соч. | | | Презентация, компьютер | Умение преобразовать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. |
96. | Повторение по теме «Морфемика». Анализ сочинения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новых видов деятельности и формы сотрудничества. |
97. | Контрольная работа по теме «Морфемика». | 1 К.р. | | | Тесты | Проверка умений, сформированных по теме «Морфемика». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Морфология. Орфография. Культура речи. | | | | | |
Имя существительное. | 17+4р.р | | | | |
98. | Имя существительное как часть речи. Анализ диктанта. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Овладение понятием имени существительного как самостоятельной части речи, выявление морфологических признаков имени существительного, его синтаксической роли. Умение составлять распространённые предложения по картине. |
99. | Грамматические категории имени существительного. | 1 | | | | Умение устанавливать часть речи в словах, приведённых в текстах. Определять род, склонение и падеж имён существительных. |
100. | Р.р. Доказательства в рассуждении. Обучающее сочинение- рассуждение (по упр.484). | 1 | | | презентация | Определение доказательства как структурной части рассуждения. Умение анализировать текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводить доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?» |
101. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Анализ сочинения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Распознание имен существительных одушевлённых и неодушевлённых. Выделение одушевлённых имен существительных как члены предложения. Составление словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
102. | Имена существительные собственные и нарицательные. Отражение кубанской темы в собственных именах. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Распознание имен существительных собственных и нарицательных. Умение подбирать примеры имён существительных собственных с записью текста в форме диалога. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. |
103. | Род имен существительных. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода существительных | 1 | | | презентация | Умение определять род имён существительных. Приводить примеры имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составлять словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. |
104. | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Диалектные ошибки в образовании форм множественного числа. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделять такие имена существительные в текстах и составлять с ними предложения или диалог. |
105. | Р.р. Обучающее сжатое изложение по Е.А.Пермяку «Перо и чернильница» (упр.513). | 1 | | | презентация | Умение воспроизведения прочитанного художественного текс-та в сжатом виде в письменной форме; сохранение логичности, связности, соответствия теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; соблюдение в процессе воспроизведения текста основных норм русского литературного языка и правил правописания. |
106. | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение распознавать имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделять такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. |
107. | Три склонения имен существительных. Диалектные ошибки при склонении имен существительных. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику презентация | Умение определять тип склонения имён существительных. Склонять имена существительные. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
108. | Падеж имен существительных. | 1 | | | Таблица Презентация | Умение определять падеж имён существительных. Выделять падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
109. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | | | Таблица, электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Работа на дом: прослушать по радио сообщение о погоде и письменно пересказать его. |
110. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Тренировочные упражнения. | 1 | | | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | Развитие умения написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
111. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | 1 | | | Таблица, электронное приложение к учебнику | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
112. | Р.р. Контрольное изложение с изменением лица по В.Астафьеву (упр.547). | 1 К.изл. | | | Текст изложения | Овладение техникой речи, выделение в тексте главной и второстепенной информации, выборочный пересказ прочитанного, сохраняя тему, но с изменением лица рассказчика. |
113. | Множественное число имен существительных. Анализ изложения. | 1 | | | Таблица | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Определение морфологических признаков множественного числа имён существительных. Умение склонять имена существительные во множественном числе по падежам с обозначением условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. |
114. | Образование родительного падежа множественного числа существительных. | 1 | | | Таблица | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
115. | Правописание О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
116. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. |
117. | Повторение по теме «Имя существительное».Р.р. Устное описание картины Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 | | | Презентация, компьютер | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Применение алгоритма описания картины. Использование языковых средств для речевого высказывания. Формирование навыков творческой деятельности в составе пары, группы. |
118. | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 К.р. | | | Тесты | Проверка умений, сформированных по теме «Имя существи-тельное». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Имя прилагательное. | 8+4р.р | | | | |
119. | Коррекция ошибок контрольной работы. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | | Презентация | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Выявление морфологических признаков имени прилагательного, его синтаксической роли. Формирование навыка анализа словосочетания, предложения и текста с именами прилагательными. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. |
120. | Морфологические признаки имени прилагательного. | 1 | | | Презентация | Определение морфологических признаков имени прилагательного, его синтаксической роли. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
121. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Усвоение правила написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
122. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Тренировочные упражнения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
123. | Р.р. Описание животного. Проект. Создание альбома «Моё любимое животное». | 1 проект | | | Презентация | Выделение описания как функционально- смыслового типа речи. Формирование навыков творческой деятельности в составе пары, группы. |
124. | Р.р. Обучающее изложение по А.И.Куприну «Ю-ю» (упр.585). | 1 | | | Текст изложения | Овладение техникой речи, выделение в тексте главной и второстепенной информации, пересказ прочитанного, сохраняя тему и включая в повествование описание. |
125. | Прилагательные полные и краткие. Диалектные ошибки в образовании кратких форм прилагательных. Анализ изложения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Умение распознавать полные и краткие формы имён прилагательных. Образовывать краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделять сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составлять предложения и словосочетания с краткими прилагательными. |
126. | Краткие прилагательные с основой на шипящую. Р.р. Описание животного (устное) по картине А.Н.Комарова «Наводнение». | 1 | | | Дидактический материал | Развивать умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях Воспринимать описание животного как вариант описания. |
127. | Морфологический разбор имени прилагательного. Контрольный словарный диктант. | 1 Сл.д. | | | Схема | Умение характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имён прилагательных. |
128. | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | Презентация | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новых видов деятельности и формы сотрудничества. |
129. | Р.р. Обучающее сочинение на тему «Как я испугался» (упр.600). | 1 | | | Памятка по написанию сочинения | Умение собирать материал к сочинению. Развитие умения редактировать текст. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
130. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 К.д. | | | Текст диктанта | Проверка умений, сформированных по теме «Имя прилага-тельное». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
IV четверть (8 недель-40 часов). |
Глагол. | 26+6р.р | | | | |
131. | Коррекция ошибок контрольного диктанта. Глагол как часть речи. | 1 | | | Презентация | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Выявление морфологических признаков глагола, умение характеризовать глаголы по времени, лицу, числу. |
132. | Синтаксическая роль глагола в предложении. | 1 | | | Таблица | Определение синтаксической функции глагола. Умение определять глаголы-сказуемые в предложениях и указывать, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. |
133. | НЕ с глаголом. | 1 | | | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия | Усвоение правила написания не с глаголами. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. |
134. | Р.р. Рассказ. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Работа с иллюстрацией. Развитие умения составлять текст. Объяснение языковых явлений, процессов. Формирование навыка самодиагностики результатов творческой работы на юмористическую тему. |
135. | Неопределенная форма глагола. Особенности образования инфинитива в кубанских говорах. | 1 | | | Презентация | Умение распознавать неопределённую и личные формы глагола. Образовывать глаголы в неопределённой форме. Формирование навыка самодиагностики результатов творческой работы на лингвистическую тему. |
136. | Мягкий знак после Ч в неопределенной форме глагола. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
137. | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | | | Презентация | Усвоение правила написания -тся и -ться в глаголах. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
138. | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Тренировочные упражнения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Составление предложений или связного текст на тему «Если хочешь стать футболистом». |
139. | Виды глагола. | 1 | | | Презентация | Умение распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбор в орфографическом словаре глаголов с приставкой раз- (рас-), составление с ними словосочетаний. Формирование навыков образования видовых пар глаголов. |
140. | Виды глагола. Тренировочные упражнения. | 1 | | | Тестовые задания | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
141. | Буквы Е-И в корнях с чередованием. | 1 | | | Презентация | Усвоение правила написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
142. | Буквы Е-И в корнях с чередованием. Проверочная работа. | 1 | | | Тестовые задания | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новых видов деятельности и формы сотрудничества.. |
143. | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | | | Презентация | Знакомство с рассказом от первого лица. Умение анализировать приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывая исправленный вариант текста. Формирование навыка самодиагностики результатов творческой работы на тему «Как я однажды...». |
144. | Время глагола. | 1 | | | Презентация | Определение времени глагола. Описание происходящего в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени, обозначая вид и время глаголов. |
145. | Прошедшее время. Диалектные ошибки в образовании форм прошедшего времени на Кубани. | 1 | | | Презентация | Определение способа образования глаголов прошедшего времени и выделение в них суффиксов. Развитие умения образовывать глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы. Запись примеров глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. |
146. | Настоящее время. Влияние диалектной речи на образование личных форм настоящего времени глагола. | 1 | | | Презентация | Определение формы настоящего времени глагола. Составление связного текста на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Отработка орфоэпических норм произношения глаголов в настоящем времени. |
147. | Будущее время. | 1 | | | Презентация | Определение формы будущего времени глагола и способ её образования. Составление устного рассказа на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Запись сочинения о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбор слов на тему «Спорт». |
148. | Простые и сложные формы будущего времени. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
149. | Р.р. Контрольное сочинение по воображению ( упр.666). | 1 К.соч. | | | Презентация | Умение собирать материал к сочинению. Развитие умения редактировать текст. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
150. | Спряжение глаголов. Анализ сочинения. | 1 | | | Презентация Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Определение типа спряжения глаголов. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
151. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику Презентация | Усвоение правила определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
152. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | | Презентация | Запись диктанта с продолжением. Составление предложений с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описание рисунка, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. |
153. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тренировочные упражнения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Наблюдение за движением на улице и написание по нему сочинения-описания. Подбор глаголов с определением спряжения для описания характера людей. Составление устного диалога по картинке на тему «Нарушитель». |
154. | Р.р. Обучающее сочинение – описание (упр.683). | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Выделение описания как функционально- смыслового типа речи. Умение собирать материал к сочинению. Развитие умения редактировать текст. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
155. | Морфологический разбор глагола. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Характеристика глаголов по их морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнение устного и письменного разбора глаголов. Написание сжатого изложения по тексту упражнения, содержащего не более ста слов. Составление и инсцинировка диалога. |
156. | Р.р. Обучающее сжатое изложение. Шоколадный торт». | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Умение воспроизведения прочитанного художественного текс-та в сжатом виде в письменной форме; сохранение логичности, связности, соответствия теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; соблюдение в процессе воспроизведения текста основных норм русского литературного языка и правил правописания. |
157. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Анализ изложения. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику Презентация | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Усвоение правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Формирование навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
158. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 1 | | | Презентация | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Работа с самодиктантом. |
159. | Употребление времен. | 1 | | | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | Развитие умения использовать в рассказе разновременные глаголы. |
160. | Р.р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | | | Электронное приложение к учебнику | Собор материала к сочинению, пополнение словарного запаса, использование глаголов разного вида в тексте повествователь-ного характера, реализуя замысел в соответствии с темой. |
161. | Повторение по теме «Глагол». | 1 | | | Презентация | Самодиагностика и диагностика результатов изучения темы. Формирование интереса к исследовательской и аналитической деятельности. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение новых видов деятельности и формы сотрудничества. |
162. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 К.д. | | | Текст диктанта | Проверка умений, сформированных по теме «Глагол». Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
Повторение и систематизация изученного. | 6+2р.р. | | | | |
163. | Разделы науки о языке. Защита проектов «Самая важная часть речи». | 1 проект | | | Электронное приложение к учебнику | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Систематизация знаний, полученных при изучении разных разделов науки о языке. Формирование навыка рассуждения на лингвистическую тему. |
164. | Р.р. Обучающее сочинение на одну из данных тем (упр.717). | 1 | | | | Развитие умения составлять текст. Объяснение языковых явлений, процессов. Формирование навыка самодиагностики результатов творческой работы. |
165. | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | | | Презентация | Расширение представлений об орфографии. Умение делать осмысленный выбор. Совершенствование навыка определять соответствующее правило написания гласных и согласных в приставках и корнях слов. |
166. | Орфограммы в окончаниях слов. Контрольный словарный диктант. | 1 Сл.д. | | | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | Расширение представлений об орфографии. Умение делать осмысленный выбор. Совершенствование навыка определять соответствующее правило написания гласных в окончаниях слов. |
167. | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | | | Презентация | Повторение и систематизация знаний об употреблении букв ъ и ь. Закрепление навыков применения усвоенного правила при выполнении упражнений. |
168. | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | | | Презентация | Систематизация и обобщение представления о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений., о системе правил употребления знаков препинания в них. Закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений. |
169. | Контрольная итоговая работа. | 1 К.р. | | | Тесты | Проверка умений, сформированных за курс обучения. Осознание себя как движущей силы своего обучения. Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой. |
170. | Р.р. Анализ итоговой контрольной работы. Публичное выступление о значении русского языка. | 1 | | | Презентации учащихся | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. |
Итого: 170 часов, р.р. 36, к.д. 5, к. сл. д . 4, к. работ 5, к/соч. 2, к. изл. 2. проектных 3 |