Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Закон Российской Федерации «Об образовании» №273ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года
3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку: Русский язык Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцоцой и др. 5-9 классы.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2011
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.
5. Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2013/2014 учебный год.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.
7. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.
8. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
9. Требования к оснащению учебного процесса по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Основные направления работы по русскому языку в V–IX классах:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку; повышение интереса учащихся к предмету у ребят, используя как традиционные, так и нетрадиционные уроки, через различные формы внеклассной работы
формирование и совершенствование речевых умений и навыков учащихся: овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; связное изложение мыслей в устной и письменной форме;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
развитие умений работать с текстом, со справочной литературой, словарями.
организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
формирование навыков грамотного письма;
тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися и работа над их устранением;
помощь слабоуспевающим ученика
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для восьмого класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 час (3 часа в неделю).
Цели обучения русскому языку
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
применение знаний и умений в жизни.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность программы на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
СТРУКТУРА КУРСА
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце учебного года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повторение пройденного в I - IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируются. Всё зависит от особенностей класса, уровня усвоения программного материала. Темам, в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Такая система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и различные виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его реализации.
В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения ведений о языке и речи.
В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение часов по темам программы. Учитель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ за курс VIII класса
Должны:
знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащихся;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкцию по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказать фрагмент прослушанного текста;
- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ;
- распознать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной аттестации в 8 классе следующие:
* тест;
*диктант с грамматическим заданием;
* проверочная работа с выборочным ответом;
* комплексный анализ текста;
* подробное и выборочное изложение;
* изложение с элементами сочинения-рассуждения;
* сочинение-описание памятника;
Сочинение на морально-этическую тему;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
сочинение-рассказ на свободную тему;
Устное высказывание на лингвистическую тему.
НА изучение программного материала 102 часа, из них на развитие речи 22 часа.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; -письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА VIII класса
Функции русского языка в современном мире.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО в V - VII КЛАССАХ. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.
Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
I. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
.
Обращения, вводные слова и междометия
I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.
Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении.
Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.
Способы передачи чужой речи
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Косвенная речь.
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ
Учебно-тематический план
| МОДУЛЬ | ТЕМА | Всего часов | Из них |
РР | контроль |
КД | КР | ЗР | СР |
| Введение | Русский язык в современном мире | 1 | | | | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Повторение изученного в V-VII классах | Пунктуация и орфография | 6 | | 1 | | | 1 |
Основные единицы синтаксиса. | Словосочетание | 3 | 2 | | | 1 | 1 |
Простое предложение | 2 | 2 | | | | |
Двусоставные предложения | Главные члены предложения | 6 | 2 | | 1 | | 1 |
Второстепенные члены предложения | 7 | 2 | | 1 | 1 | 1 |
Односоставные предложения | Синтаксис и пунктуация односоставного предложения | 9 | 2 | | 1 | | 1 |
Простое осложнённое предложение | Однородные члены предложения | 9 | 4 | 1 | | 1 | 2 |
Обособленные члены предложения | 17 | 3 | 1 | | | 3 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | Обращение | 2 | 1 | | | | |
Вводные и вставные конструкции | 6 | 2 | 1 | | 1 | |
Чужая речь | 3 | | | | | 1 |
| Повторение и систематизация изученного в VIII классе | | 6 | 2 | | 1 | | |
| | ИТОГО | 80ч | 22 | 4 | 4 | 4 | 11 |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: диктант
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: тест
| МОДУЛЬ | ТЕМА | КОНТРОЛЬ |
Форма | Тема |
| Введение | Русский язык в современном мире | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Повторение изученного в V-VII классах | СР КД | Знаки препинания в простом предложении Повторение изученного в Y-YII классах |
Основные единицы синтаксиса. | Словосочетание | СР ЗР | Виды связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний |
Простое предложение | | |
Двусоставные предложения | Главные члены предложения | СР КР | Виды сказуемых. Главные члены предложения |
Второстепенные члены предложения | ЗР СР КР | Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Двусоставные предложения |
Односоставные предложения | Синтаксис и пунктуация односоставного предложения | СР КР | Синтаксический разбор односоставных предложений. Односоставные предложения |
Простое осложнённое предложение | Однородные члены предложения | ЗР СР СР КД | Группы сочинительных союзов по значению. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами Однородные члены предложения, и пунктуация при них |
Обособленные члены предложения | СР СР СР КД | Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства, и знаки при них Предложения с обособленными уточняющими членами Предложения с обособленными членами |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | Обращение | | |
Вводные и вставные конструкции | ЗР | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, с/с и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
Чужая речь | СР КД | Предложения с прямой речью. Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
| Повторение и систематизация изученного в VIII классе | КР | Итоговый контроль |
| ВСЕГО | КД-4 КР-4 ЗР-4 СР-11 | |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: КР – контрольная работа; КД – контрольный диктант;
ЗР – зачётная работа; СР – самостоятельная работа.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФОРМЫ РАБОТЫ и КОНТРОЛЬ
МОДУЛЬ |
ТЕМА | РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
Форма контроля | Тема |
| Введение | Русский язык в современном мире | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Повторение изученного в V-VII классах | | |
Основные единицы синтаксиса. | Словосочетание | | 1.Текст как единица синтаксиса 2.Текст. Комплексный анализ текста |
Простое предложение | С-1 | 3.Стили и типы речи (повторение). Особенности описания памятника культуры 4.Сочинение-описание памятника культуры (Церковь Покрова на Нерли) |
Двусоставные предложения | Главные члены предложения | И-1 | 5.Подготовка к изложению текста о памятных местах России 6. Изложение с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой» |
Второстепенные члены предложения | С-2 | 7.Характеристика человека. Особенности составления характеристики человека 8.Сочинение-характеристика хорошо знакомого человека |
Односоставные предложения | Синтаксис и пунктуация односоставного предложения | С-3 | 9.Употребление о/л и н/л предложений в речи. Инструкция (§34) 10.Рассуждение как тип речи (повторение) Подготовка к сочинению-рассуждению «Словом дело крепи» (упр.207) |
Простое осложнённое предложение | Однородные члены предложения | С-4 С-5 | 11.Сравнительная характеристика людей как вид описания 12.Сравнительная характеристика хорошо знакомых людей (упр.264) 13.Подготовка к сочинению-рассуждению о достопримечательностях родного края 14.Сочинение-рассуждение о достопримечательностях родного края «Люблю тебя, мой край родной!» |
Обособленные члены предложения | И-2 | 15. Рассуждение на дискуссионную тему 16. Подготовка к изложению текста публицистического характера с элементами сочинения 17.Сжатое изложение текста публицистического характера с элементами сочинения на морально – этическую тему |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | Обращение | С-6 | 18.Описание памятника. Подготовка к домашнему сочинению «О чём может рассказать памятник» |
Вводные и вставные конструкции | И-3 | 19.Подготовка к подробному изложению публицистического характера с элементами сочинения 20.Подробное изложение публицистического характера с элементами сочинения |
Чужая речь | | |
| Повторение и систематизация изученного в VIII классе | И-4 | 21.Итоговое изложение текста повествовательного характера 22.Итоговое изложение с элементами сочинения |
ВСЕГО: уроков РР – 22; сочинений - 4; изложений – 4. |
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | РР | ФОРМА КОНТРОЛЯ | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Русский язык в современном мире (1ч.) | | | |
2 | Повторение изученного в V-VII классах (6ч.) 1.Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | | | |
3 | 2.Практикум. Знаки препинания в простом предложении | | СР1 | |
4 | 3. Синтаксис сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении | | | |
5 | 4. Орфография. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий и причастии | | | |
6 | 5. Орфография. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | | | |
7 | 6.Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V-VII кл» | | КД1 | |
8 | СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (67ч+20РР) Основные единицы синтаксиса. Словосочетание (3ч+2РР) 1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса | | | |
9 | РР1.Текст как единица синтаксиса | | | |
10 | РР2.Текст. Комплексный анализ текста | | | |
11 | 2. Виды словосочетаний. Виды связи слов в словосочетаниях | | СР2 | |
12 | 3.Синтаксический разбор словосочетаний (практикум) | | ЗР1 | |
13 | Простое предложение (2ч.+ 2РР) 1.Грамматическая основа предложения | | | |
14 | 2.Порядок слов в предложении. Интонация предложения. Логическое ударение | | | |
15 | РР3. Стили и типы речи (повторение). Особенности описания памятника культуры | | | |
16 | РР4. Сочинение-описание памятника культуры (Церковь Покрова на Нерли) | С1 | | |
17 | ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13ч.+4РР) Главные члены предложения (6ч.+2РР) 1.Подлежащее. Способы выражения подлежащего | | | |
18 | 2.Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | | | |
19 | 3.Составное глагольное сказуемое | | | |
20 | 4.Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым | | | |
21 | 5.Виды сказуемых (практикум) | | СР3 | |
22 | 6.Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | | КР1 | |
23 | РР5. Подготовка к изложению текста о памятных местах России | | | |
24 | РР6. Изложение с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой» | И1 | | |
25 | Второстепенные члены предложения (7ч.+ 2 РР) 1.Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | | | |
26 | 2. Определение. Согласованные и несогласованные определения | | | |
27 | 3. Приложение | | | |
28 | 4. Обстоятельство. Основные группы обстоятельств | | | |
29 | 5.Второстепенные члены предложения (практикум) | | ЗР2 | |
30 | РР7. Характеристика человека. Особенности составления характеристики человека (упр.162) | | | |
31 | РР8. Сочинение-характеристика хорошо знакомого человека | С2 | | |
32 | 6.Синтаксический разбор двусоставного предложения (практикум) | | СР4 | |
33 | 7.Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | | КР2 | |
34 | ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9ч.+2РР) 1.Основные группы односоставных предложений | | | |
35 | Предложения с одним главным членом – сказуемым 2.Определённо-личные предложения | | | |
36 | 3.Неопределённо-личные предложения | | | |
37 | РР9. Употребление о/л и н/л предложений в речи. Инструкция (§34) | | | |
38 | 4.Безличные предложения, их отличие от личных | | | |
39 | РР10.Рассуждение как тип речи (повторение) (§36). Подготовка к сочинению-рассуждению «Словом дело крепи» (упр.207) | С3 | | |
40 | Предложения с одним главным членом – подлежащим 5.Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной речи | | | |
41 | 6.Сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения | | | |
42 | 7.Полные и неполные предложения. Тире в неполных предложениях | | | |
43 | 8.Урок-практикум. Синтаксический разбор односоставных предложений | | СР5 | |
44 | 9. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | | КР3 | |
45 | ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (26ч+ 7РР) Понятие об осложнённом предложении ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9ч+4РР) 1.Понятие об однородных членах предложения | | | |
46 | 2.Запятая между однородными членами предложения при отсутствии союзов | | | |
47 | РР11.Сравнительная характеристика людей как вид описания | | | |
48 | 3.Однордные и неоднородные определения. Запятая между однородными определениями | | | |
49 | 4.Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Группы сочинительных союзов по значению | | ЗР3 | |
50 | 5.Пунктуация при однородных членах, связанных одиночными, повторяющимися и двойными союзами | | | |
51 | 6.Урок-практикум. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | | СР6 | |
52 | РР12.Сравнительная характеристика хорошо знакомых людей (упр.264) | С4 | | |
53 | 7.Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами | | | |
54 | 8.Синтаксический разбор предложения с однородными членами | | СР7 | |
55 | 9.Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения, и пунктуация при них» | | КД2 | |
56 | РР13.Подготовка к сочинению-рассуждению о достопримечательностях родного края | | | |
57 | РР14.Сочинение-рассуждение о достопримечательностях родного края «Люблю тебя, мой край родной!» | С5 | | |
58 | ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (17ч +3РР) 1.Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных членах | | | |
59 | 2.Обособление согласованных определений | | | |
60 | 3.Обособление несогласованных определений | | | |
61 | РР15. Рассуждение на дискуссионную тему (§49) | | | |
62 | 4.Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при обособленном приложении | | | |
63 | 5.Условия обособления оборотов с союзом как | | | |
64 | 6.Урок-практикум. Обособленные определения и приложения | | СР8 | |
65 | 7.Синтаксический разбор предложений с обособленными определениями и приложениями | | | |
66 | РР16. Подготовка к изложению текста публицистического характера с элементами сочинения | | | |
67 | РР17.Сжатое изложение текста публицистического характера с элементами сочинения на морально – этическую тему | И2 | | |
68 | 8.Обособленные обстоятельства, выделительные знаки при них. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями | | | |
69 | 9.Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | | | |
70 | 10.Практикум. Обособленные обстоятельства, и знаки при них | | СР9 | |
71 | 11.Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами | | | |
72 | 12.Обособленные уточняющие члены предложения | | | |
73 | 13.Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | | | |
74 | 14.Практикум. Предложения с обособленными уточняющими членами предложения | | СР10 | |
75 | 15.Синтаксический разбор предложений с обособленными членами | | | |
76 | 16.Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами» | | | |
77 | 17.Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами» | | КД3 | |
78 | СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ с ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14ч+3РР) ОБРАЩЕНИЕ (2ч+1РР) 1.Обращение. Употребление обращений в речи. Формы обращения | | | |
79 | 2.Выделительные знаки препинания при обращении | | | |
80 | РР18.Описание памятника. Подготовка к домашнему сочинению «О чём может рассказать памятник» | С6 | | |
81 | ВВОДНЫЕ и ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (6ч+2РР) 1.Вводные слова. Группы вводных слов по значению | | | |
82 | 2.Выдельные знаки препинания при вводных словах | | | |
83 | 3.Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных конструкциях | | | |
84 | 4. Вставные слова, словосочетания и предложения | | | |
85 | 5. Междометия в предложении | | | |
86 | 6.Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, с/с и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | | ЗР4 | |
87 | РР19.Подготовка к подробному изложению публицистического характера с элементами сочинения | | | |
88 | РР20.Подробное изложение публицистического характера с элементами сочинения | И3 | | |
89 | ЧУЖАЯ РЕЧЬ (6ч) 1.Понятие о чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | | | |
90 | 2.Практикум. Предложения с прямой речью | | СР11 | |
91 | 3.Косвенная речь. Знаки препинания в предложения с косвенной речью | | | |
92 | 4.Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога | | | |
93 | 5.Цитата. Оформление цитаты на письме | | | |
94 | 6.Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | | КД4 | |
95 | Повторение изученного в VIII классе (6ч+2РР) РР21.Итоговое изложение текста повествовательного характера | | | |
96 | РР22.Итоговое изложение с элементами сочинения | И4 | | |
97 | 1.Синтаксис и морфология | | | |
98 | 2.Синтаксис и пунктуация | | | |
99 | 3.Синтаксис и культура речи | | | |
100 | 4.Синтаксис и орфография | | | |
101 | 5.Обобщающий урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | | | |
102 | 6.Итоговый контроль | | КР4 | |
Всего – 102 урока, из них: изучение программного материала- 80 ч., развития речи - 22 ч.; контрольных диктантов – 4 зачётных работ - 4 самостоятельных работ - 11 контрольных работ - 4; сочинений - 6; изложений - 4. |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
КР – контрольная работа;
ЗР – зачётная работа;
КД – контрольный диктант;
СР – самостоятельная работа;
РР – урок по развитию речи;
С – сочинение;
И – изложение.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.
3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.
Для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.
5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.
12. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
13. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2