Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 5 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 5 класс
Русский язык
5 класс (VIII вид)
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографический правил, сколько умение применять грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены как в содержание программы 5 класса, так и последующих с постепенным наращивание сведений по каждой из названных тем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 5 класс »
Русский язык
5 класс (VIII вид)
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографический правил, сколько умение применять грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены как в содержание программы 5 класса, так и последующих с постепенным наращивание сведений по каждой из названных тем.
№
ТЕМА
Всего часов
Контрольные работы
Уроки развития речи
1
Звуки и буквы. Текст.
13
2
2
2
Предложение. Текст.
28
2
2
3
Состав слова.
25
1
2
4
Части речи
46
3
1
5
Деловое письмо
15
3
6
Повторение
9
1
итого
136
9
10
ЗВУКИ И БУКВЫ. ТЕКСТ (13 часов)
№
Тема
оборудование
Дата
1
Повторение. Звуки речи
таблица
2
Повторение. Гласные и согласные.
Таблица, карточки
3
Повторение. Алфавит.
словари
4
Повторение. Мягкие и твердые согласные.
Таблица, карточки
5
Повторение. Звонкие и глухие согласные.
Таблица, карточки
6
Повторение. Разделительный мягкий знак.
Таблица, видеоролик
7
Повторение. Мягкий знак для обозначения мягкости звука
8
Повторение. Ударные гласные
9
Повторение. Безударные гласные в корне слова. (Введение термина «орфограмма»)
Таблица с обозначением орфограммы
10
Текст. Различение текста и не текста.
Сюжетные картинки
11
Определение темы текста. Заголовок
Сюжетные картинки
12
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»
13
Анализ контрольной работы.
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
- орфограмму «Безударные гласные в корне слова»
должны уметь:
- давать характеристику гласным, понимать слогообразующую роль гласных, различать ударные и безударные гласные;
- давать характеристику согласным, дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные;
- дифференцировать употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака;
Предложение. Текст. (17 часов)
№ урока
Тема
оборудование
Дата
1
Предложение как единица речи
2
Главные члены предложения
таблица
3
Второстепенные члены предложения
таблица
4
Распространенные предложения
таблица
5
Порядок слов в предложении
карточки
6
Связь слов в предложении
7
Предложения, разные по интонации.
таблица
8
Знаки препинания в конце предложения
таблица
9
Повествовательные предложения
карточки
10
Вопросительные предложения.
карточки
11
Преобразование повествовательных предложений в вопросительные
карточки
12
Восклицательные предложения
карточки
13
Составление разных по интонации предложений
14
Контрольная работа по теме «Предложение»
15
Анализ контрольной работы.
16
Текст. Деление текста на предложения
карточки, сюжетные картинки
17
Текст. Границы предложений
карточки, сюжетные картинки
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
- определение главных и второстепенных членов предложения;
- определение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.
должны уметь:
- строить разные по конструкции предложения из слов, данных в нужной форме;
- выделять вопросительные и восклицательные слова в предложении;
- преобразовывать повествовательные предложения в вопросительные с помощью данных вопросительных слов.
Состав слова. (25 часов)
№
тема
оборудование
Дата
1
Состав слова
2
Родственные или однокоренные слова
таблица
3
Корень – выразитель общего значения однокоренных слов
карточки
4
Включение однокоренных слов в предложения
карточки
5
Окончание как изменяемая часть слова
таблица
6
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний
7
Приставка как часть слова
таблица
8
Изменение значения слова в зависимости от приставки
9
Приставка и предлог.
таблица
10
Различие приставок и предлогов
карточки
11
Суффикс как часть слова.
таблица
12
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
дидактический материал
13
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
карточки, сюжетные картинки
14
Правописание проверяемых безударных гласных в корне путем изменения формы слова.
таблица
15
Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова путем изменения формы слова
карточки
16
Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова путем подбора однокоренных слов
17
Проверяемые слова в группе однокоренных слов.
карточки
18
Проверочные слова в группе однокоренных слов.
19
Непроверяемые написания в корне
таблица
20
Орфограммы в группе однокоренных слов
21
Контрольная работа по теме «Состав слова»
22
Анализ контрольной работы.
23
Использование однокоренных слов в тексте
сюжетные картинки
24
Текст. Установление последовательности предложений в тексте
25
Связь предложений в тексте с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
опорные схемы
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
- названия частей слова;
должны уметь:
- находить проверочные слова к однокоренным;
- использовать однокоренные слова в тексте;
- использовать орфограммы «Безударные гласные в корне слова», «Проверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова».
Части речи. (46 часов)
№
тема
оборудование
Дата
1
Слово как название предмета
2
Части речи
таблица
3
Имя существительное.
4
Имя прилагательное
5
Глагол
6
Значение и вопросы как средство выявления этих частей речи
таблица
7
Имя существительное.
Значение существительных в речи
8
Разделение существительных на слова различных смысловых категорий (люди, животные, растения, события и т.д.)
картинки
9
Разделение существительных на слова различных смысловых категорий (люди, животные, растения, события и т.д.)
карточки
10
Существительные одушевленные и неодушевленные
таблица
11
Существительные собственные и нарицательные
таблица
12
Большая буква в именах собственных
13
Адресные данные
дидактический материал
14
Названия праздников
сюжетные картинки
15
Контрольная работа по теме «Значение существительных в речи»
16
Анализ контрольной работы
17
Изменение существительных по числам
таблица
18
Существительные, имеющие форму только множественного числа
картинки
19
Существительные, имеющие форму только единственного числа
картинки
20
Род имен существительных
таблица
21
Родовые окончания
22
Различение существительных по родам
карточки
23
Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце
дидактический материал
24
Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками
карточки
25
Текст. Тема и основная мысль.
26
Текст. Отражение темы в заголовке.
опорные схемы
27
Склонение существительных
таблица
28
Именительный падеж
карточки
29
Родительный падеж
карточки
30
Дательный падеж
карточки
31
Винительный падеж
карточки
32
Творительный падеж
карточки
33
Предложный падеж
34
Контрольная работа по теме «Изменение имен существительных по ролам, числам, падежам»
35
Анализ контрольной работы
36
Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи
таблица
37
Признаки, обозначаемые прилагательными
таблица
38
Род прилагательных
39
Родовые окончания прилагательных
таблица
40
Согласование прилагательных с существительными
41
Глагол.
Значение глаголов в речи
таблица
42
Изменение глаголов по временам
таблица
43
Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
44
Контрольная работа по теме «Части речи»
45
Анализ контрольной работы
46
Текст. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
- определение имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
- определение рода, числа, падежа имен существительных;
должны уметь:
- различать части речи (существительное, прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных;
- отличать собственные имена существительные от нарицательных;
- согласовывать прилагательные с существительными;
- употреблять в речи глаголы различных категорий.
Предложение. Текст. (11 часов)
№
тема
оборудование
Дата
1
Нераспространенные и распространенные предложения
таблица
2
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов по видам)
таблица
3
Распространение предложений с помощью вопросов, рисунков.
опорные схемы
4
Ответы на вопросы распространенными и нераспространенными предложениями
5
Выделение из предложений словосочетаний
опорные схемы
6
Постановка вопросов от главного слова к зависимому
Опорные схемы
7
Составление предложений с данными словосочетаниями
карточки
8
Знакомство с однородными членами предложений
9
Интонация перечисления
Опорные схемы
10
Контрольная работа по теме «Предложение. Текст.»
11
Анализ контрольной работы
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
-определение главных и второстепенных членов предложения;
- определение распространенных и нераспространенных предложений;
- определение однородных членов предложения.
должны уметь:
- выделять из предложений словосочетания;
- строить разные по конструкции предложения из слов, данных в нужной форме;
- строить предложения с однородными членами.
Деловое письмо. (15 часов)
№ урока
тема
оборудование
Дата
1
Адрес. Адресные данные и порядок их записи
Дидактический материал
2
Восстановление нарушенного порядка адресных данных
карточки
3
Индекс, его значение. Отправитель и получатель
Дидактический материал
4
Заполнение конверта
Дидактический материал
5
Поздравление. Текст поздравления, его структурные части.
Опорные схемы
6
Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней
открытки
7
Всенародные праздники, их названия, календарные данные
карточки
8
Р/Р Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки
9
Записка. Текст записки, его структурные части.
Опорные схемы
10
Дополнение текста записки пропущенными структурными частями
Опорные схемы
11
Р/Р Составление записок на заданные темы.
12
Письмо. Текст письма и его структурные части.
Опорные схемы
13
Правильное расположение частей письма на бумаге
14
Преобразование повествовательного текста в текст письма.
15
Р/Р Коллективное сочинение писем на заданную тему
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
-всенародные праздники;
- структурные части поздравления, записки, письма.
должны уметь:
- заполнять на конвертах и открытках адресные данные;
- составлять текст поздравления и записки на заданную тему.
Повторение. (9 часов)
№ урока
тема
оборудование
Дата
1
Звуки и буквы.
2
Ударные и безударные гласные.
карточки
3
Дифференциация употребления мягкого знака
4
Предложения и словосочетания
карточки
5
Главные и второстепенные члены предложения
схемы
6
Знаки препинания в конце предложения
карточки
7
Части слова
схемы, таблица
8
Однокоренные слова
карточки
9
Части речи
10
Контрольная работа за год
11
Анализ контрольной работы
После прохождения темы учащиеся
должны знать:
- пройденные орфограммы
должны уметь:
- писать под диктовку отдельные слова и предложения с предварительным разбором изученных орфограмм.