Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование мною введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.
В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме не менее 10 % учебного времени. Темой курса НРК является «Культура речи и культура общения». Цель – овладение навыками работы с информацией, представленной в текстах различных стилей и типов речи.
Класс: 10 класс Предмет: русский язык. Учитель: Алексеева Марина Юрьевна
№ | Дата | Тема уроков | Кол-во уроков | Лингвистическая компетенция | Языковая компетенция | Коммуникативная компетенция | Культуроведческая компетенция (НРК) | Контроль |
I чет-верть | | Общие сведения о языке | 7ч. | | | | | |
1 | | Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» К.Д.Ушинский. | 1 | Понять значимость языка в жизни человека. Закрепить навыки правописания безударных гласных | Раскрытие связи между происхождением языка и появлением человеческого общества | | | |
2. | | Р/Р.Практическая работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказыва ния. | Совершенствование навыков комплексного анализа текста, выполнения творческих заданий | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | Комплексный анализ текста. |
3. | | История развития русского языка. | 1 | | Создание устных высказываний различных типов и жанров, отработать орфографические и пунктуационные навыки | Устное сообщение на лингвистическую тему | Культура речи. Языковые формы | |
4. | | Периоды в истории развития русского языка. | 1 | Правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; иметь представление о социальной сущности языка, его функциях, структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях | Периоды развития языка, понятия «период» и «возникновение языка» | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | | |
5. | | Р/Р. Обучение написанию сочинения по типу рассуждения | 1 | | Совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения, выполнения творческих заданий | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | . | |
6 | | К/Р № 1. Сочинение-рассуждение. | 1 | | Совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения | Заключительный контроль. Сочинение-рассуждение | | Срчинение-рассуждение |
7 | | Р/Р. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Устное сообщение на лингвистичес кую тему | | |
| | Фонетика. Орфоэпия. Орфография (6ч.) | | |
8 | | Обобщающее повторение графики, фонетики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Фонетическая лексическая, грамматичес кая системы русского языка; нормы современного литературного произношения и ударения. классификация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. | Формирование орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова | Осложненное списывание | | |
9 | | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | | Орфоэпия, орфоэпические навыки, навыки правописания | Работа по карточкам | Фонетика и стилистика. Стилистические особенности произношения | |
10, 11 | | Принципы русской орфографии. | 2 | | Принципы русской орфографии | Нормы литературного произношения | | Проверочная работа |
12 | | К/Р № 2. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы (ЕГЭ). | 1 | | Фонетический, разбор слова | | | Контрольный диктант |
13 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | Выполнить работу над ошибками. | Обобщение | | |
| | Лексика и фразеология | 8ч. | | | | | |
14 | | Повторение по теме «Лексика». | 1 | Исконно-русская и заимствованная лексику | Раздел «Лексика» | Связный ответ по теме «Лексика» | | |
15 | | Сферы употребления русской лексики. | 1 | Общеупотребительная, профессиональная, научная лексика. Диалектизмы. | Сфера употребления русской лексики | Связный рассказ о лексике | Литературный анализ текста. (М.С.Гроссман, К.Шишов и др.) | |
16 | | Исконно русская и заимствованная лексика. | 1 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Полный лексический анализ | Устное сообщение на лингвистическую тему | | |
17 | | Русская фразеология. | 1 | Фразеологизмы | Систематизировать знания по теме «Фразеология», закрепить навыки правописания | Осложненное списывание | Стилистическое богатство русской фразеологии. | |
18. | | Словари русского языка. | 1 | Словари | Словари русского языка | Связный рассказ о словарях | | Самостоятельная работа |
19. II чет-верть | | Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон и др.) | 1 | Антитеза, оксюморон и др. | Стилистические фигуры речи | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | |
20 | | Р/Р. Практическая работа. Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах. | 1 | Средства выразительности | Анализ средств выразительности речи, выполнение творческих заданий | Связный ответ | Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Стилистические особенности текста | Практическая работа |
21. | | К/Р № 3. Изложение с решением тестового задания | 1 | | | Изложение с решением тестового задания | | Изложение |
| | Морфемика и словообразование. | 4ч. | | | | | |
22. | | Повторение. Морфемика и словообразование. Способы словообразования. | 1 | Виды разборов: фонетический, лексический, словообразовательный, морфологичес кий. | Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование» Повторить способы словообразования | Осложненное списывание | | |
23. | | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | Суффиксы субъективной оценки | Выразительными словообразовательные средства | Индивидуальные письменные задания | | |
24. | | К/Р № 4. Комплексный анализ текста с решением тестовых заданий | 1 | | | Связный ответ | | Контрольная работа |
25. | | Анализ контрольной работы. | 1 | Омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Самоанализ | | |
| | Морфология и словообразование | 13ч. | | | | | |
26 | | Обобщение по теме «Части речи». | 1 | Морфология. Правописание наречий, их образование и употребление в речи. | Морфологический разбор, грамматические признаки разных частей речи. | Связный устный ответ, обобщение знаний | | |
27. | | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | 1 | | Закрепление навыков правописания | Работа по карточкам | Принципы русского правописания. | |
28. | | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. | 1 | | Отработка орфографических и пунктуационных навыков | Осложненное списывание | Принципы русского правописания. | |
29. | | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | | Развитие связной монологической речи | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | |
30. | | Различение частиц НЕ и НИ | 1 | Служебные части речи | Правописание частиц, развитие связной монологической речи | | | |
31-32 | | Правописание наречий. | 2 | История языка: наречие | Правописание наречий, | | Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния. | |
33. III чет-верть | | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | | Правописание мягкого знака в различных частях речи | | | |
34. | | Правописание глаголов | 1 | История языка: глаголы | Правописание глаголов | Устное сообщение на лингвистическую тему | | Словарный диктант |
35. | | Правописание причастий | 1 | История языка: причастие | Обобщить полученные знания по теме «Причастие» | Осложненное списывание | | |
36. | | Обобщающее повторение. Слитное, Раздельное и дефисное написание | 1 | | Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Работа по карточкам | | Самостоятельная работа |
37. 38. | | К/Р № 5. Изложение с творческим заданием. | 2 | | Проверка знаний учащихся. | Изложение с творческим заданием | | Изложение |
| | Синтаксис и пунктуация | 12ч. | | | | | |
39. | | Принципы русской пунктуации | 1 | История русской пунктуации. Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Авторские знаки пунктуации. Закрепить навыки правописания | Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», синтаксичес кий, разбор, анализ текста, умение перестраивать предложения с прямой речью в косвенную. | Устный связный ответ | | |
40. | | Типы и виды словосочетаний | 1 | Подчинительная связь в словосочетании | Обобщение знаний по теме «Словосочетания», закрепление навыков правописания | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | Проверочная работа |
41-42. | | Простое предложение | 2 | Члены предложения | Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение» | Работа по карточкам | | Проверочная работа |
43-44. | | Осложненное предложение | 2 | Виды осложнения простого предложения | Обобщение знаний по теме «Осложненное предложение» | Устный связный ответ | | |
45-46 | | Сложное предложение | 2 | История языка. Сложное предложение | Обобщение знаний по темам «Сложное предложение», «Бессоюзные сложные предложения» | Работа по карточкам | | Проверочная работа |
47 | | Прямая и косвенная речь | 1 | Прямая, косвенная речь. Диалог. | Обобщение по теме «Прямая речь» | Связный устный ответ. Диалогическая речь | | |
48 | | Авторская пунктуация | 1 | Авторские знаки препинания | Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | |
49 | | К/Р № 6. Тест (ЕГЭ, 19-25) | 1 | | | | | Тест |
50 | | Анализ контрольной работы. | 1 | | Выполнить работу над ошибками. | Самоанализ | | |
| | Текст. Основные виды переработки текста | 18ч.+2ч. | | | | | |
51 | | Что такое текст? | 1 | Текст | Обобщить знания учащихся по теме «Текст», полученные в 5-9 классах | Связный устный ответ | | |
52 | | Текст. Способы и средства связи между частями текста | 1 | Монолог. Особенности текстов, способы и средства связи между частями текста.Тексты разных типов речи | Способы и средства связи между частями текста | Связный устный ответ | | |
53 IV чет-верть | | Абзац | 1 | Членение текста на абзацы | Сжатие текста | Устный анализ текста | | |
54 | | Типы речи. Повествование. | 1 | Типы речи | Типы речи. Повествование | Устное сообщение на лингвистическую тему | | |
55. | | Описание. | 1 | Типы речи | Типы речи. Описание | Устное сообщение на лингвистическую тему | | |
56. | | Рассуждение. | 1 | Типы речи | Типы речи. Рассуждение | Устное сообщение на лингвистическую тему | | Сочинение-рассуждение «Как я понимаю милосердие?» |
57. | | Р/Р. Содержательно-композиционный анализ текста.(ЕГЭ, з.24) | 1 | Композиция | Композиционный анализа текста, выполнения творческих заданий | Работа по карточкам | | Анализ текста |
58. | | Виды сокращений текста (план, тезис, выписка) | 1 | Текст | Виды сокращений текста | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | |
59. | | Конспект. Тематический конспект. | 1 | Особенности сокращений текста (план, тезис, выписка), конспект | Виды сокращения текста | Тематический конспект | | |
60 | | Реферат | 1 | | Правила составления реферата | | | |
61 | | Аннотация. Рецензия. | 1 | | Умение составлять аннотации, создавать рецензии | Связный устный ответ | | |
62- 63. | | К/Р № 7. Изложение с творческим заданием. | 2 | | Проверка знаний учащихся | Изложение с творческим заданием | | Изложение |
64. | | Функциональные стили речи | 1 | Стили речи. | Обобщение знаний учащихся по теме «Стили речи» | Устное сообщение на лингвистическую тему | | |
65. | | Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль | 1 | Научный стиль и научно-популярный подстиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля | Обобщение знаний учащихся по теме «Научный стиль речи» | Связный устный ответ | Стили речи. Научный и официально-деловой. Особенности стилей. | |
66. | | Научный стиль и его лексические особенности | 1 | Научный стиль | Лексическими особенностями научного стиля | Устное сообщение на лингвистическую тему | | |
67. | | Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности | 1 | Научный стиль | Морфологические и синтаксические особенностями научного стиля | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | | |
68. | | Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи. | 1 | | Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | Осложненное списывание | | |
69. | | К/Р № 8. Итоговая работа в формате ЕГЭ (3 ч.) | 1 | | Итоговая проверка знаний учащихся | | | Итоговая работа в формате ЕГЭ |
70. | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | | | |
• Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс/Сост.Н.В.Егорова.-2-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2015
• Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.-М.:ВАКО, 2015
• Культура речи: Формирование коммуникативной компетенции педагога./Сост.:Соловьева Т.В., Гулеватая О.Н. Челябинск; Изд-во ЧИППКРО, 2016 г.