Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование обучение грамоте»
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов в неделю, 33 учебных недели). Безотметочная система.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской граждан ской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене об щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результа там труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательныеуниверсальные учебные действия
Базовыелогическиедействия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;
характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию
Базовыеисследовательскиедействия:
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание
Работасинформацией:
выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, за конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения
Созданиеустныхиписьменныхтекстов:
строить речевое высказывание в соответствии с постав ленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
создавать устные и письменные тексты (описание, рас суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания
Совместнаядеятельность:
принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её дости жению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно раз решать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивныеуниверсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;
выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСС
К концу обучения в первом классеобучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами
е, ё, ю, яи буквой ьв конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искаже ний прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих жи, ши(в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками пре пинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
МОДУЛЬ « Школьный урок».
Направления деятельности учителей начальной школы, при которых воспитательный потенциал урока реализуется в
большей степени.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками.
Доверие между педагогом и детьми, честность, отсутствие любимчиков
и изгоев, справедливость оценок, использование самостоятельных и контрольных работ для выявления проблем, а не как угрозу – это составляющие гуманных отношений на уроке
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими ( учителями) , сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Предметы гуманитарного цикла непосредственно связаны с общечеловеческими ценностями, и педагога помогает ученикам увидеть примеры настоящего гуманизма, патриотизма, гражданственности, ответственности на уроках чтения, истории родного края, иностранного языка. В точных науках, педагог может составлять задачи, например, экологического содержания.
Использование текстов как основы речевой культуры.
На педагога начальных классов возложена большая ответственность в обучении грамотности, любви к литературе, любви к Родине. Они
прививают вкус, учат получать наслаждение от литературных произведений, ценить красоту родного языка, приобщают к национальной культуре.
В начальной школе во многом этому способствует работа со сказками, пословицами и поговорками.
Учителя иностранного языка помогают не только в изучении самого языка, но и в изучении культуры, традиций и обычаев этих стран в сравнении с культурой, обычаями и традициями России. При умелом подходе, такой процесс дает возможность воспитать уважение к своему
отечеству, своему народу, ценить культуру родной страны.
Создание проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций на уроке способствует развитию творческого мышления у ребенка. Их решение очень часто приводит ребенка к проведению мини-исследования. Учителю необходимо только грамотно его «спровоцировать». Исследование дает возможность ребенку самому докопаться до истины, а найдя ответ на вопрос, получить от этого массу удовлетворения и гораздо лучше запомнить изучаемый материал. Нестандартные задания заставляют учеников начать мыслить по-новому, искать новые пути выполнения заданий. Работа над проблемой, возможность найти выход из ситуации приучает ребят не пасовать перед возникающими трудностями и в жизни, осознать, что ошибка - это тоже результат работы.
Выбор парных, групповых форм работы.
Желание добиться общего результата способствует объединению усилий, учит налаживать контакт, воспитывает взаимную ответственность.
Использование групповой работы на уроке требует от учителя особого мастерства, так как в классе могут оказаться дети никогда не решающие стоящую задачу в команде.
Использование межпредметного потенциала уроков в начальной школе.
Большую часть уроков ведет один учитель, поэтому значительно проще педагогу начальных классов в организационном плане проводить уроки-исследования, где необходимы знания из разных областей. Она и могут длиться от одного до 3-х или 4-х уроков. .Это позволит ребенку смотреть на мир с разных точек зрения, видеть зависимости между явлениями и событиями, высказывать собственные суждения не в рамках заданного урока, а в полипредметном поле.
Использование интерактивных форм работы ( интеллектуальные игры, дискуссии, диалоги т.д.)
Использование личного опыта детей в обучении.
Позволяет обращаться к непосредственному опыту ребенка, опыту его близких. Тем самым дети лучше узнают и понимают друг друга, есть повод для налаживания внутрисемейных отношений, когда, например, для урока математики ребенок узнает у родителей, а потом у бабушки стоимость пакета молока или пирожка в их школьной столовой в то время, когда они сами учились в школе.
Использование игровых приемов на уроке.
Ребенок, не доигравший в детстве, обречен на психологические и иные проблемы в будущем. Именно игра, или учебная игра, позволит нормальному течению процесса взросления. Простор для этого на уроках в начальной школе огромен:
Содержание тем учебного курса
Обучение грамоте
Развитиеречи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух
Слово и предложение
Различение слова и предложения Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа Наблюдение над значением слова
Фонетика
Звуки речи Единство звукового состава слова и его значения Установление последовательности звуков в слове и количества звуков Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова,
подбор слов, соответствующих заданной модели
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих
Определение места ударения
Слог как минимальная произносительная единица Количество слогов в слове Ударный слог
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука Слоговой принцип русской графики Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков Функции букв е, ё, ю, яМягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова
Последовательность букв в русском алфавите
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми слова ми) Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма
Начертание письменных прописных и строчных букв Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм Письмо разборчивым, аккуратным почерком Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса
Орфографияипунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написа ние слов; обозначение гласных после шипящих жи, ши(в поло жении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в на чале предложения, в именах собственных (имена людей, клич ки животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения
Систематический курс
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения Цели и ситуации общения
Фонетика
Звуки речи Гласные и согласные звуки, их различение Ударение в слове Гласные ударные и безударные Твёрдые и мя кие согласные звуки, их различение Звонкие и глухие согласные звуки, их различение Согласный звук [й’] и гласный звук [и] Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]
Слог Количество слогов в слове Ударный слог Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных)
Графика
Звук и буква Различение звуков и букв Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой эОбозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, иФункции букв е, ё, ю, яМягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса
Русский алфавит: правильное название букв, их последова тельность. Использование алфавита для упорядочения списка слов
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление)
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление)
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление)
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различи ем) Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Восстановление деформированных предложений Составление предложений из набора форм слов
Орфографияипунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих жи, ши(в положении под ударени ем), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Алгоритм списывания текста
Развитиеречи
Речь как основная форма общения между людьми Текст как единица речи (ознакомление)
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
Количество контрольных работ
№ п/п
Раздел программы
Кол-во часов
Кол-во и темы контрольных работ
Обучение грамоте – 100ч
1
Добукварный период
17ч
2
Букварный период
70ч
3
Послебукварный период
13ч
Русский язык – 50 ч
4
Общие сведения о языке
1ч
5
Фонетика
8ч
Развитие речи «Коллективное составление содержания основной части сказки».
Развитие речи. Наблюдение за изобразительными возможностями языка.
6
Графика
6ч
Развитие речи «Составление развёрнутого ответа на вопрос».
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».
7
Лексика и морфология
12ч
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»
Развитиеречи«Наблюдение за изобразительными возможностями языка».
8
Синтаксис
9ч
Р.р Восстановление деформированных предложений.
Р.р. Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом.
9
Орфография и пунктуация
14ч
Диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».
10
Развитие речи
10ч
Развитие речи. Правила вежливого обращения
Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Контрольное списывание
Итого
165
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п
Дата
Наименование разделов, тем
Количество часов
Электронно
образовательные ресурсы
По плану
По факту
Добукварный период 17 часов
1
02.09
Пропись — первая учебная тетрадь
1
2
03.09
Рабочая строка. Верхняя и
нижняя линии рабочей строки.
1
3
06.09
Письмо овалов и полуовалов.
1
4
07.09
Рисование бордюров
1
5
08.09
Письмо длинных прямых наклонных линий
1
6
09.09
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
1
7
10.09
Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу ( вправо).
1
8
13.09
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.
1
9
14.09
Письмо коротких и длинных наклонных линии, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
1
10
15.09
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
1
11
16.09
Строчная буква а
1
презентация
12
17.09
Строчная и заглавная буквы А, а.
1
презентация
13
20.09
Строчная и заглавная буквы О, о.
1
презентация
14
21.09
Строчная буква и заглавная буквы И, и..
1
презентация
15
22.09
Строчная буква ы
1
презентация
16
23.09
Строчная буква у.
1
презентация
17
24.09
Заглавная буква У.
1
презентация
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Обучение письму 70ч
18
27.09
Правописание изученных букв.
1
Электронное приложение к учебнику
19
28.09
Строчная и заглавная буквы Н,н.
1
диск
20
29.09
Строчная и заглавная буквы Н,н.
1
диск
21
30.09
Строчная и заглавная буквы С,с
1
Электронное приложение к учебнику
22
01.10
Заглавная буква С.
1
23
04.10
Строчная и заглавная буквы К, к
1
24
05.10
Строчная и заглавная буквы К,к.
1
25
06.10
Строчная и заглавная буквы Т, т.
1
26
07.10
Строчная и заглавная буквы Т,т.
1
27
08.10
Повторение и закрепление изученного
1
презентация
28
11.10
Строчная и заглавная буквы Л, л.
1
29
12.10
Строчная и заглавная буквы Л, л
1
30
13.10
Строчная и заглавная буква Р,р
1
31
14.10
Строчная и заглавная буква Р,р
1
32
15.10
Повторение и закрепление изученного
1
33
18.10
Строчная и заглавная буквы В, в..
1
34
19.10
Строчная и заглавная буквы В, в..
1
35
20.10
Строчная и заглавная буквы Е, е.
1
36
21.10
Строчная и заглавная буквы Е, е.
1
37
22.10
Строчная и заглавная буквы Е, е.
1
38
25.10
Строчная и заглавная буквы П, п.
1
39
26.10
Строчная и заглавная буквы П, п.
1
40
27.10
Строчная и заглавная буквы М, м.
1
41
28.10
Строчная и заглавная буквы М, м.
1
42
29.10
Закрепление изученных букв.
1
43
08.11
Строчная и заглавная буквы З, з.
1
44
09.11
Строчная и заглавная буквы З, з.
1
45
10.11
Строчная и заглавная буквы З, з.
1
46
11.11
Строчная и заглавная буквы Б, б.
1
47
12.11
Строчная и заглавная буквы Б, б.
1
48
15.11
Строчная и заглавная буквы Б, б.
1
49
16.11
Повторение изученных букв.
1
50
17.11
Строчная и заглавная буквы Д, д.
1
51
18.11
Строчная и заглавная буквы Д, д.
1
52
19.11
Заглавная буква Д
1
53
22.11
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
54
23.11
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
55
24.11
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
56
25.11
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
57
26.11
Повторение изученных букв.
1
58
29.11
Строчная и заглавная буквы Г, г.
1
59
30.11
Строчная и заглавная буквы Г, г.
1
60
01.12
Строчная буква ч.
1
61
02.12
Заглавная буква Ч.
1
62
03.12
Строчная и заглавная буквы Ч, ч.
63
06.12
Буква ь.
1
64
07.12
Буква ь.
1
65
08.12
Строчная и заглавная буквы Ш, ш
1
66
09.12
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
1
67
10.12
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1
68
13.12
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
1
69
14.12
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
1
70
15.12
Строчная буква ё.
1
71
16.12
Строчная буква ё.
1
72
17.12
Заглавная буква Ё.
1
73
20.12
Строчная и заглавная буквы Й, й
1
74
21.12
Строчная и заглавная буквы Й, й
75
22.12
Строчная и заглавная буквы Х, х.
1
76
23.12
Строчная и заглавная буквы Х, х.
1
77
24.12
Строчная и заглавная буквы Х, х.
1
78
27.12
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
1
79
28.12
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
1
80
10.01
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
1
81
11.01
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
1
82
12.01
Строчная и заглавная буквы Ц, ц
1
83
13.01
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.
1
84
14.01
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
85
17.01
Строчная и заглавная буквы Э, э.
86
18.01
Строчная и заглавная буквы Э, э.
1
87
19.01
Строчная буква щ.
1
88
20.01
Строчная буква щ.
89
21.01
Заглавная буква Щ.
1
90
24.01
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
1
91
25.01
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
1
92
26.01
Строчная и заглавная буква Ф.ф.
1
93
27.01
Строчные буквы ь, ъ.
1
94
28.01
Строчные буквы ь, ъ.
1
95
31.01
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1
Послебукварный период (5ч)
96
Оформление предложений в тексте
1
презентация
97
Заглавная буква в именах собственных
1
презентация
98
Заглавная буква в именах собственных
1
презентация
99
Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов
1
презентация
100
Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов
1
презентация
Русский язык (50 ч)+15 резерв
101
Общие сведения о языке- 1ч
102
Русский язык — родной язык русского народа.
1
Электронное приложение к учебнику
Фонетика- 4ч ( +4 ч резерв)
1
презентация
103
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различие.