Индивидуальная троектория образования ученицы 11 класса
Индивидуальная троектория образования ученицы 11 класса
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.
Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой: самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Поэтому при проектировании развития системы образования необходимо решить вопрос об обеспечении такого характера учебного процесса, который способствовал бы формированию таких навыков деятельности, как самоорганизация, индивидуальный ответственный выбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная троектория образования ученицы 11 класса »
МБОУ «Красноярская СОШ»
Индивидуальная траектория образования
в обучении русского языка и литературы
Ученица 9 класса: Соболева Татьяна
Руководитель: Павлова А.А.
учитель второй квалификационной категории
с. Красный Яр
2013-2015 г.
Актуальность педагогического проекта
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.
Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой: самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Поэтому при проектировании развития системы образования необходимо решить вопрос об обеспечении такого характера учебного процесса, который способствовал бы формированию таких навыков деятельности, как самоорганизация, индивидуальный ответственный выбор.
Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории. Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов: • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; • профессионализмом педагога; • возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся; • возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий: - осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации школьника; - осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося; - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах: - индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; - качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. (Образец варианта выбора индивидуального образовательного маршрута – Приложение 2)
После заполнения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в начале изучения темы учитель составляет сводную таблицу, в которой регистрирует основные смыслы учения ученика, наиболее значимые для него вопросы и проблемы, выделяет типичные познавательные затруднения, планирует использование Интернета, тематику индивидуальных заданий, исследовательских работ, проектов, в итоге учитель формирует тактические педагогические задачи на блок занятий:
Ф.И. ученика
Основные смыслы учения
Наиболее интересные вопросы и проблемы
Сформированность
УИК
Сформированность
ЗУН
Типичные учебные затруднения
Ресурсы
Индивидуальные
задания
Педагогические
задачи
Затем учитель определяет содержание материала и методики контроля знаний и умений обучающихся.
Структура деятельности учителя:
разделяется содержание обучения на обязательную и необязательную, вариантную части, которые рассматриваются как составляющие единого целостного процесса образования и становления личности;
смещает организацию процесса познания в сторону ценностно-смыслового мышления;
изучает реакцию аудитории, гибко меняет план с учетом хода восприятия;
делает акцент на развитие умений анализировать собственное восприятие, собственное понимание мира.
В соответствии с индивидуальным познавательным стилем учащегося, учитель предлагает различные методы, технологии обучения, а также формы учебной деятельности.
Для реализации проекта, необходимо грамотное применение современные педагогических технологий: технологии развивающего обучения, индивидуализации обучения, использование НИТ технологий.
Необходимо использование ИКТ в обучении, использование готовых электронных ресурсов, анимационных схем и моделей, Интернет – ресурсов, электронных форм контроля (заданий разного уровня).
Срок действия программы:
2 года
Приложение № 1
Оцените собственный уровень ОУУН по заданным критериям в баллах:
«0» - не владею; «1» - владею; «2» -активно применяю.
Цель проведения:
- определениние уровня сформированности у школьников ОУУН;
- оказание адресной педагогической помощи учащимся по преодолению учебных затруднений;
- формирование индивидуальных образовательных маршрутов
Диагностика
состояния ОУУН
Не владею
Владею
Активно применяю
Учебно-организационные
1. Подготовить свое рабочее место к уроку
2. Контролировать свою деятельность на уроке
3. Самостоятельно распределить своё время: на отдых, уроки, увлечения.
4. Самостоятельно выполнить домашнее задание
5. Определить состояние готовности к уроку
6. Сравнивать уровень своей подготовки к уроку и полученный результат
7. Определять причины своих неудач в учебе
8. Наметить план по преодолению пробелов в своих знаниях
9. Правильно оформлять и вести дневник
Средний показатель
Учебно-информационные
10. Работать с учебником
11. Пользоваться справочной и дополнительной литературой
12. Владеть пересказом
13. Устно или письменно изложить прочитанный или услышанный текст
14. Проанализировать прочитанное
15. Вести наблюдение за объектом
16. Составить на основе прочитанного текста схему, график, выполнить упражнение
Средний показатель
Учебно-логические
17. Выделять главное и второстепенное
18. Составлять простой план
19. Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям
20. Устанавливать причинно-следственные связи
21. Свой ответ подтвердить фактами
22. При ответе использовать известные понятия, правила
23. Находить разные способы решения учебной задачи
24. Делать выводы по сказанному
Средний показатель
Учебно-коммуникативные
25. Выслушать мнение других
26. Задавать уточняющие вопросы
27. Выступать перед классом с сообщением, докладом
28. Проанализировать ответ товарища
29. Участвовать в коллективном творческом деле
30. Соблюдать такт при общении со старшими
31. Соблюдать такт при общении со сверстниками
32. Участвовать в учебном диалоге
Средний показатель
Общие затруднения
Результаты:
менее 16% - неудовлетворительный уровень
16 – 34% - критический уровень
36 – 64% - удовлетворительный уровень
более 64% - оптимальный уровень
(источник научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч», №1 2009 год).
Приложение № 2
Вариант индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Мероприятие
Специалисты
Сроки
1.Изучение документации
(личное дело, журнал класса, медицинская карта)
Сентябрь, 2013
2. Беседа с родителями
. .
Октябрь, 2013
3. Комплексная проверка
здоровья ребёнка
сентябрь, 2013
5. Наблюдение за ребёнком на уроках, внеклассных мероприятиях
Сентябрь – декабрь, 2013
6. Анкетирование ребёнка:
- «Самооценка»
- «Школа и я»
Октябрь-декабрь, 2013
7. Диагностика уровня развития
личности ребёнка
Декабрь, 2013
Ожидаемые результаты: полное представление о личности ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей. Знание особенностей характера и темперамента личности. Составление диаграмм, схем и графиков, отражающих личностное развитие ребёнка.
Подчеркните необходимое из предложенных ниже вариантов, добавьте своё при необходимости.
Предполагаемые результаты изучения новой учебной темы:
прочное усвоение теоретического материала, приобретение навыков выполнения олимпиадных заданий, выполнение проекта «Моя будущая профессия», участие в соревнованиях, конкурсах, связанных с этой темой, подготовка интересного реферата, повышение показателей учебно-исследовательской культуры.
Средства контроля изучения новой темы: итоговый зачет, контрольная работа, устная защита проекта, исследовательской работы, компьютерная диагностика, тестирование.
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА
"Что я должен знать и уметь"
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
"Что я хочу знать и уметь"
ОСМЫСЛЕНИЕ
"Что я могу"
РЕАЛИЗАЦИЯ
"Как я буду идти к поставленной цели"
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
«Чему я должен научиться и что мне нужно доработать"
Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут Соболевой Татьяны на 2013-2015уч.г.
Рефлексия
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
Диагностика, анализ
Знаю – умею - достиг 1.Хороший уровень знаний по русскому языку и литературе. 2.Особый интерес вызывает проблема применение знаний в будущей профессиональной деятельности. 3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет.
Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
Проектирование
Хочу узнать – научиться - достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области лингвистики. 2. Принимать успешное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Для составления ИОМ выбираются конкретные виды деятельности: 1. Научно-исследовательская работа 2. Подготовка к поступлению в ВУЗ 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.
Организация
Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы по предмету, - занятие дистанционного образования, - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях
Виды учебной деятельности
Уроки-лекции
Консультации по содержанию учебного материала
Дополнительные консультации в рамках исследовательской и проектной деятельности
Учебные проекты
Научно-исследовательская деятельность
«Изучение русского языка в жизни человека»
Проектная и творческая деятельность
1) Проект « Мои результаты»
2) Проекты по предметам
Мониторинг и анализ
Узнал – научился – достиг 1.Мои победы.
Работа способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, позволит ему достичь хороших успехов в учебной деятельности.
Учебные результаты
1) результаты участия в олимпиаде по русскому языку и литературе;
2) Результаты всех видов мониторинга;
4) Годовая оценка по предмету;
5) Результаты ГИА и ЕГЭ;
6) Результаты поступления.
Приложение 4
ГРАФИК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ в рамках ИОМ
ученицы 11класса Соболевой Татьяны
2014 -2015 учебный год по русскому языку
(учитель Павлова А.А.)
Вид
контроля
Тема
Цель
Форма контроля
Дата контроля
Уровень знаний и умений
Диагностический
Входной мониторинг
Установление уровня остаточных знаний на начало учебного года
тест
октябрь
«5»
Контроль знаний
Установление уровня знаний по итогам повторения учебного материала, пройденного в 10 классе
тест
ноябрь
Рубежный мониторинг
Установление уровня знаний по итогам 1 полугодия
тест
декабрь
«5»
Тематический
Орфография
Уровень знаний и умений
к.р.
январь
«5»
Синтаксис
Уровень знаний и умений
тест
февраль
«5»
Сочинение по допуску к ЕГЭ
Уровень знаний и умений
сочинение
февраль
«5»
Пунктуация
Уровень знаний и умений
тест
апрель
«5»
Лексика
Уровень знаний и умений
тест
март
«5»
Итоговый
ЕГЭ
Выявить уровень знаний и умений за курс 5-11 классов