Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для учащегося 9 класса с легкой умственной отсталостью.
Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для учащегося 9 класса с легкой умственной отсталостью.
Я, Никогосян Айкуш Михайловна, работаю учителем в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 15 лет. Общий стаж - 40 лет. Педагогический стаж - 31 год.
Основные направления в работе: учебная, методическая, аналитическая деятельности, работа с родителями, внеклассная работа, работа с родителями, общественная деятельность.
Педагогическая деятельность посвящена вопросу и проблеме формирования познавательных интересов у учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для учащегося 9 класса с легкой умственной отсталостью. »
Русский язык
9 класс (68 часов; 2 часа в неделю).
Пояснительная записка
Статус документа. Индивидуальная адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по русскому языку составлена для учащегося 9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной государственной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, Москва «Владос», 2010 г. и в соответствии с приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, требования к уровню освоения учащимся предметных результатов, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего и промежуточного контроля, контрольно-измерительные материалы, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Русский язык» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речь» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры и литературы.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащегося развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащегося с целью успешного осуществления его умственного и речевого развития.
В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащийся овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни в обществе. Большое значение уделяется формированию навыков связной письменной речи.
Основные межпредметные связи осуществляются со всеми учебными дисциплинами.
Цель:
развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающегося для дальнейшей его интеграции в общество.
Задачи:
-развитие устной и письменной речи;
-формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-воспитание интереса и любви к родному языку.
.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Достаточный уровень:
Учащийся должен знать:
- главные и второстепенные члены предложения;
- названия частей речи, их значение, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Минимальный уровень:
-названия частей речи;
-названия главных членов предложения;
-простые союзы.
Достаточный уровень:
Учащийся должен уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение творческого характера;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться словарем.
Минимальный уровень:
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов ( с помощью учителя ) ;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами (с помощью учителя ) ;
- оформлять деловые бумаги ( с помощью учителя ) ;
- пользоваться словарем.
№
Раздел
Количество часов
Содержание краткого учебного курса
1.
Повторение.
4 ч.
Простое и сложное предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение без союзов и с союзами.
Сложные предложения со словами где, который, что, чтобы, потому что.
Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Деловое письмо. Автобиография.
Роль личных местоимений в речи.
Лицо и число личных местоимений.
Правописание личных местоимений.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Роль глагола в речи.
Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени.
Правописание безударных окончаний глаголов I-го и II-го спряжения.
Правописание глаголов с - тся и -ться.
Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Правописание частицы не с глаголами.
Понятие о наречии.
Наречие времени, места, способа действия.
Правописание наречий с – а и – о на конце.
Понятие об имени числительном.
Количественные и порядковые числительные.
Правописание мягкого знака (Ь) в количественных числительных.
Правописание числительных.
Деловое письмо. Доверенность.
Части речи.
Употребление в речи
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
4.
Предложение.
6 ч.
Простое предложение.
Предложения с однородными членами.
Обращение.
Сложное предложение.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Прямая речь.
5.
Повторение.
10 ч.
Звуки и буквы.
Состав слова.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Личные местоимения.
Глагол.
Наречие.
Имя числительное.
Предложение.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
№
п/п
Раздел
Цели
Коррекционно-развивающее сопровождение
Темы
Кол-во
час.
Дата
Содержание
УМК
1 четверть(16 часов)
I
Повторение.
Повторить знания о простом, сложном предложении, подлежащем, сказуемом, сложном предложении с союзами и без союзов. Совершенствовать навык письма на слух.
Воспитывать любовь к родному языку.
Коррекция зрительного, слухового восприятия. Обогащение и активизация словаря. Развитие логического мышления, умения работать по инструкции.
Простое и сложное предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение без союзов и с союзами.
Сложные предложения со словами где, который, что, чтобы, потому что.
Закрепить и расширить знания об имени существительном
Воспитывать навыки общения, используя изучаемый материал.
Развитие активного словаря. Коррекция зрительной, слуховой памяти, внимания.
Роль существительного в речи.
Грамматические признаки имени существительного.
Склонение имен существительных.
Существительные с шипящей на конце.
Несклоняемые имена существительные.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
Опорные таблицы.
Карточки с заданиями.
3.Имя прилагательное.
Закрепить и расширить знания об имени прилагательном. Тренировать в согласовании имени прилагательного с именем существительным.
Коррекция зрительного внимания. Развивать и совершенствовать устойчивость внимания, наблюдательность. Коррекция умения работать по инструкции. Активизация словаря.
Роль прилагательного в речи.
Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Деловое письмо. Автобиография.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
Алгоритм склонения прилагательных.
Таблицы.
Образцы деловых бумаг.
4.Личные местоимения.
Закрепить и расширить знания о личных местоимениях. Уточнить значение используемых конструкций. Совершенствовать навык грамматического оформления речи. Развивать связную письменную речь.
Закрепить и уточнить знания о глаголе. Совершенствовать навык грамотного письма, умение использовать изученные правила при письме. Развивать устную и письменную речь.
Воспитывать умение общаться.
Коррекция фонетико-фонематического слуха. Развивать умение работать по инструкции.
Роль глагола в речи.
Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени.
Правописание безударных окончаний глаголов I-го и II-го спряжения.
Правописание глаголов с - тся и -ться.
Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Правописание частицы не с глаголами.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
Алгоритм времен глагола.
Таблицы.
Карточки.
Тесты.
Опорная таблица.
План.
6.Наречие.
Уточнить и расширить знания о наречии. Совершенствовать навыки грамотного письма. Воспитывать аккуратность при работе.
Уточнить и расширить знания о числительном. Совершенствовать умение использовать полученные знания в новой ситуации. Продолжить работу по заполнению деловых бумаг.
Коррекция зрительного внимания. Развитие фонетико-фонематического слуха. Обогащение, активизация словаря.
Понятие об имени числительном.
Количественные и порядковые числительные.
Правописание мягкого знака (Ь) в количественных числительных.
Правописание числительных.
Деловое письмо. Доверенность.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Таблицы.
Карточки.
Образцы деловых бумаг.
8.Части речи.
Обобщить и систематизировать знания о частях речи. Учить различать части речи в тексте. Закрепить полученные знания.
Развитие логического мышления. Коррекция устной, связной речи, зрительной памяти.
Части речи.
Употребление в речи
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Предметные картинки.
Карточки с заданиями.
Тексты диктантов
4 четверть(16 часов)
IV
Предложение.
Учить различать простое, сложное предложение.
Продолжить формирование навыка грамотного письма. Совершенствовать навык самостоятельности и самоконтроля.
Воспитывать бережное отношение к языку.
Коррекция зрительного, слухового восприятия. Обогащение и активизация словаря. Развитие логического мышления, умения работать по инструкции.
Простое предложение.
Предложения с однородными членами.
Обращение.
Сложное предложение.
Сложные предложения с союзами и, а,но и без союзов.
Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Прямая речь.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Схемы предложений.
Кроссворды.
Словарь.
Схемы предложений.
Тесты.
V
Повторение.
Повторить полученные знания, учить применять их на практике.
Воспитывать любовь к родному языку.
Коррекция процессов анализа и синтеза. Воспитание самостоятельности
Звуки и буквы.
Состав слова.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Личные местоимения.
Глагол.
Наречие.
Имя числительное.
Предложение.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Алфавит.
Условные обозначения частей слова.
Карточки с заданиями.
Таблицы.
Кроссворды.
Схемы предложений.
Контрольно-оценочная деятельность
Контрольные работы
Дата
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Формы контроля
Контрольно-измерительные материалы
1 четверть
Контрольное списывание (минимальный)
Списать текст. Вместо точек вставить подходящие по смыслу слова.
Летом.
Стоит ясный летний день. По небу плывут… облака. Голубизной отливает … поверхность реки. По её берегам растут… кустики. Под ними раскинулся… ковёр зелёной травы.
В лесу среди бронзовых сосен выделяются белоствольные…. Их… ветви качаются от …ветерка.
Слова для справок: гладкая, редкие, мягкий, низкие, берёзки, лёгкого, гибкие.
2 четверть
Контрольное списывание (минимальный)
Списать текст, дописать окончания прилагательных.
В лесу после дождя.
Дождливый летн… день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. В городе грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу. Вы идёте по влажн… ковру из прошлогодн… палого листа. Деревья покрыты дождев… каплями. А когда выглянет солнце, лес так ярко зеленеет и горит алмазн… искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанн… гостем.
3 четверть
Контрольное списывание (минимальный)
Списать текст, раскрывая скобки.
Летом вся наша семья отдыхает в (деревня). На рассвете мы с братом идём на (рыбалка). Подходим к нашему любимому месту на (река) и закидываем удочки. Вдруг мой поплавок ныряет в (вода). Вытаскиваю большого окуня. Кладу его в (банка) и с азартом продолжаю лов. Клюёт и у (брат). К полудню мы наполняем банку (разная рыба) и возвращаемся домой. За обедом с гордостью угощаем родителей вкусной ухой. Завтра мы опять отправимся на (рыбалка).
4 четверть
Контрольное списывание (минимальный)
Списать. Поставить запятые между однородными членами.
Весна в разгаре.
В мае наступает пора солнечных дней. Весь снег уже сошёл. Гремят первые весенние грозы. В начале месяца прилетают ласточки кукушки иволги, а в середине мая возвращаются соловьи и стрижи.
Май открывает весну зелени. Набухли почки у тополя липы вербы. Чуть позднее появятся листочки у осины груши вишни. Зацветёт смородина яблоня черёмуха рябина. Красивый наряд у этих деревьев!
Учебно-методический комплекс
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Владос», 2010 г.
2. Н.Г. Галунчикова, Э. Г. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2006 г.
3. Н.Н. Степченко. Сборник диктантов. 1 – 9 классы. Екатеринбург.
4. О.Д. Ушакова. Самые важные правила русского языка. Орфография (рисунки, стихи, загадки) Санкт-Петербург «Литера», 2010 г.
5. В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова .Сочинения по картинам. Тула «Астрель», 2011 г.
6. Н.Н. Чистякова. Основы работы над орфографическими ошибками. Санкт-Петербург «Спецлит», 1996 г.
7. Т.В. Шклярова. Толково-этимологический словарь. Москва «Вако», 2011 г.