kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс «Подготовка к ГИА-9 в форме ГВЭ по русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Подготовка к ГИА-9  в форме ГВЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 9-х классов при подготовке к ГИА по программе основной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями ГИА-9 в форме ГВЭ и намечает приоритеты подготовки к ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс «Подготовка к ГИА-9 в форме ГВЭ по русскому языку»»

Пояснительная записка

Факультативный курс «Подготовка к ГИА-9 в форме ГВЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 10-х классов при подготовке к ГИА по программе основной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9(10) классов, корректирует ее в соответствие с требованиями ГИА-9 в форме ГВЭ и намечает приоритеты подготовки к ГИА.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

С 2019 года в факультативный курс внесены коррективы в связи с проведением итогового собеседования. Подготовка к итоговому собеседованию осуществляется в рамках факультатива в 1-ом полугодии, а подготовка к ГВЭ во 2-ом полугодии.

Цель: подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Основные задачи:

- подготовиться к прохождению итогового собеседования;

- совершенствовать навык написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения;

- развивать навык относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

- продолжить работу по развитию связной речи.

Актуальность курса «Подготовка к ГИА-9 в форме ГВЭ по русскому языку» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя устную часть (собеседование) и письменную часть (сжатое изложение и творческую работу).

Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:

-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).



Планируемый результат обучения



В результате изучения факультативного курса обучаемый должен знать:

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- основные признаки текста;

- основные признаки сжатия текста;

- основные приемы написания сочинений разных типов.



В результате изучения факультативного курса обучаемый должен уметь:

- осознанно воспринимать текст;

- определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

- правильно и лаконично излагать содержание текста;

- определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые

связи;

- членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

- выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

- владеть различными приемами сжатия текста;

- письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой

выразительности;

- самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

- проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

- выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.





Форма подведения итогов - зачетная работа по модели итогового собеседования и ГИА-9 в форме ГВЭ



Модуль 1. Подготовка к итоговому собеседованию



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Задания и критерии итогового собеседования

Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования в 2021 году. Анализ критериев оценивания устного собеседования.

Раздел 2. Выразительное чтение

Признаки выразительного чтения. Интонационно правильное соответствие произнесения текста его пунктуационному оформлению. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Отработка навыка выразительного чтения. Практикум по выразительному чтению.

Раздел 3. Речевые нормы

Грамматические нормы. Склонение числительных. Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

Раздел 4. Пересказ

Способы запоминания текста: выделение ключевых слов и микротем текста. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности предлагаемого материала. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования: прямая и косвенная речь, вводные слова. Практикум по выразительному чтению и пересказу.

Раздел 5. Монолог

Функционально-смысловые типы речи. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста. Составление  монологического высказывания (описание  фотографии). Составление монологического высказывания (повествование). Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста. Составление монологического высказывания (рассуждение). Схема построения текста-рассуждения. Синтаксические конструкции рассуждения. Практикум по выразительному чтению, пересказу и монологическому высказыванию.

Раздел 6. Диалог

Знакомство с речевым этикетом. Составление диалога и отработка умения вести диалог.

Раздел 7. Тренировочное итоговое собеседование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Задания и критерии итогового собеседования

1

Выразительное чтение

2

Речевые нормы

1

Пересказ

4

Монолог

6

Диалог

2

Тренировочное итоговое собеседование

1

Итого:

17



Требования к предметным результатам:

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Требования к метапредметным результатам:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Требования к личностным результатам:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.



Программа рассчитана на 17 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю (2 полугодие)



Модуль 2. Подготовка к ГВЭ

Содержание программы



Основные требования к изложению.

Определяем тему и главную мысль текста. Опорные слова. Микротемы.

Определяем композицию текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная.

Определяем стиль текста. Средства выразительности речи.

Определяем тип речи. Создание текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания.

Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.

Создание сжатого изложения. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных

явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.

Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Проверочная работа.



Требования к знаниям и умениям обучающихся



В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

- адекватно воспринимать авторский замысел прослушанного текста;

- правильно и лаконично излагать содержание текста;

- определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые

связи;

- членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

- выявлять, какая информация текста является главной, а какая - второстепенной, и распознавать ее на слух;

- овладеть основными приемами сжатия текста.



Программа рассчитана на 17 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю (2 полугодие)





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





1

Тема занятия

Ддата

2

Требования к ГИА-9 по русскому языку. Критерии оценивания. Понятие о тексте. Роль текста в жизни человека


3

Основные признаки текста. Тема. Проблема. Идея (основная мысль) текста. Эпиграф. План текста.


4

Абзац. Микротема текста. Связь предложений в тексте. Функциональные стили речи. Особенности текстов разных стилей речи.


5

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.


6

Способы сжатия текста: упрощение, сокращение, обобщение.


7

Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи.


8

Формулировка тезиса, аргументов, вывода.


9

Сжатое изложение. М. Ильин «Первая вилка в Англии».



Сочинения на тему «Почему нужно заниматься спортом?»



Сочинение с элементами описания «Почему я люблю зиму?». Приемы цитирования



Орфограммы в корнях слов.

Правописание приставок. Правописание суффиксов.




Правописание Н, НН в разных частях речи.



Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.



Пунктуация при обособленных определениях и обстоятельствах.



Изложение с творческим заданием «О Каштанке» из кн. «Братья Дуровы» (Таланов).



Анализ изложения: классификация ошибок, корректировка текста
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Факультативный курс «Подготовка к ГИА-9 в форме ГВЭ по русскому языку»

Автор: Копыльцова Майя Михайловна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства