kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс «Стилистика» в 10-11 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс разработан для учащихся 10-11 классов естественно-математического направления биолого-географического профиля. Режим курса 1 час в неделю, всего 34 часа,  ориентирован на синтез языкового речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы.

Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые обрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

         Профильное обучение является общеобразовательным, поэтому курс стилистики ориентирован и на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗ, и на разностороннее развитие личности.

         Такое построение программы позволяет осуществить широкое обобщающее повторение по всему курсу русского языка, совершенствовать культуру речевого поведения учащихся, и обеспечить речевые навыки и умения для дальнейшего продолжения образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс «Стилистика» в 10-11 классах »















Факультативный курс

«Стилистика»

в 10-11 классах





























Пояснительная записка


Курс разработан для учащихся 10-11 классов естественно-математического направления биолого-географического профиля. Режим курса 1 час в неделю, всего 34 часа, ориентирован на синтез языкового речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы.

Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые обрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Профильное обучение является общеобразовательным, поэтому курс стилистики ориентирован и на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗ, и на разностороннее развитие личности.

Такое построение программы позволяет осуществить широкое обобщающее повторение по всему курсу русского языка, совершенствовать культуру речевого поведения учащихся, и обеспечить речевые навыки и умения для дальнейшего продолжения образования.














Содержание и структура учебного курса


- способствует сознанию того, как лучше использовать возможности, предоставляемые языком.

- рассматривает языковые явления со стороны их значения и экспрессии.

- обучает языковому мастерству, вырабатывая сознательное отношение к языку.

- анализирует разнообразные тонкие оттенки значения с точки зрения их использования.

- производит анализ значения и экспрессивных качеств явлений языка, представляющих собой языковой материал: слов и их форм, предложений и их типов.


Введение (3 ч.)

Предмет и задачи стилистики. Место стилистики среди других филологических дисциплин. История становления курса, его задачи и роль в процессе обучения.


Языковые средства (5 ч.)

Стилистическая окрашенность языковых средств языка в сфере употребления. Средства речевой выразительности. Понятие речевых стилей. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.


Функциональные стили речи. Разговорный функциональный стиль (5 ч.)

Общие сведения о стилях речи. Понятие об индивидуальном стиле. Особенности разговорного стиля. Использование разговорного стиля в художественной литературе. Условия и формы речевой реализации разговорного стиля. Формирование умения анализировать текст в разговорном стиле.


Научный функциональный стиль (8 ч.)

Общая характеристика научного стиля. Углубление сведений о нем, его стилевых предметах, жанрах и языковых особенностях. Научно-популярный подстиль, научно-учебный подстиль и его жанры. Качество научной речи. Фонетические особенности научного стиля. Умение писать работу в научном жанре.


Публицистический функциональный стиль (4 ч.)

Функции публицистического стиля. Композиционные языковые особенности. Формирование умения анализировать текст в научном, публицистическом, разговорном стиле.


Функциональный художественный стиль речи (5 ч.)

Стилевая дифференцированность языка художественной литературы. Жанры художественного стиля речи. Деловое и художественное описание портрета человека или литературного героя.


Официально-деловой функциональный стиль речи (12 ч.)

Сферы применения и основные жанры. Его общие стилевые черты, композиционные и языковые особенности. Виды делового письма. Умение написать заявление, характеристику, протокол, акт, автобиографию. Стандартизированность и кодифицированность делового стиля. Умение анализировать текст любого функционального стиля речи.


Лексическая стилистика (10 ч.)

Предмет изучения лексической стилистики. Стилистическое использование синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, архаизмов и историзмов, неологизмов. Лексические образные средства языка. Характеристика основных тропов.


Стилистические ресурсы словообразования (3 ч.)

О стилистической роли использования одних грамматических форм в значении других. Стилистические возможности словообразований системы русского литературного языка. Стилистическое использование синонимических грамматических форм.


Морфологическая стилистика (13 ч.)

Общие сведения о стилистических функциях существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений, числительных, предлогов, союзов, частиц и междометий.
















Цель курса: изучение функциональных стилей, способов выбора и использования языковых средств в зависимости от содержания, обстоятельств и целей высказывания.

Задачи:

  • изучать речевые возможности языковых средств, выразительные свойства частей речи и их роли, синтаксические конструкции;

  • исследовать язык для определения наилучших возможностей в использовании его средств соответственно содержанию, целям и обстоятельствам высказывания.

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность старшеклассников, создание базы для функциональной грамотности языковой личности

  • воспитывать языковую культуру посредством использования языковых ресурсов
































10 класс

Содержание курса

часы

1

2

3


4-5

6

7

8

9-10

11-12

13

14-15

16

17-18


19

20

21


22-23

24

25

26-27


28



29

30


31-32


33-34

Предмет и задачи стилистики. Введение.

Место стилистики среди других филологических дисциплин.

Три круга исследований в области стилистики, выделенные Виноградовым.

Стилистическая окрашенность языковых средств.

Понятие речевых стилей.

Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Тестирование по пройденным темам.

Функциональные стили речи и их основные особенности.

Разговорный функциональный стиль. Общая характеристика.

Условия и формы речевой реализации разговорного стиля.

Научный функциональный стиль. Общая характеристика.

Качество научной речи.

Жанры научной прозы. Фонетические особенности научного стиля.

Тестирование по пройденным темам.

Стилистический анализ текста.

Контрольная работа. Стилистический анализ текстов разговорного и научного стилей.

Функции публицистического стиля и его жанры.

Языковые признаки публицистического стиля.

Стилистический анализ текста публицистического стиля.

Функциональный художественный стиль. Общая характеристика.

Стилевая дифференцированность языка художественной литературы в зависимости от рода и жанра художественного произведения.

Стилистический анализ художественного текста.

Контрольная работа. Анализ текстов художественного и публицистического стилей.

Официально-деловой функциональный стиль. Сферы применения и основные черты.

Контрольное тестирование и работа над ошибками.

1

1

1


2

1

1

1

2

2

1

2

1

2


1

1


1

2

1

1

2


1



1

1


2


2





Всего по курсу 34 часа.






11 класс

Содержание курса

часы

1-2


3


4

5

6

7



8

9-10


11-12

13

14

15


16-17


18

19

20


21


22-23

24-25

26-27

28-29

30-31

32


33-34

Понятие деловой речи. Деловые документы служебно-бытового назначения.

Стандартизированность и кадефицированность делового стиля.

Языковые особенности официально-делового стиля.

Языковые нормы.

Стилистический анализ текста официально-делового стиля.

Контрольная работа. Стилистический анализ текстов художественного, разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи.

Тестирование по пройденным темам.

Лексическая стилистика. Стилистическое использование лексики и фразеологии.

Антонимы. Омонимы.

Историзмы и архаизмы.

Стилистическое использование неологизмов.

Стилистически литературная возвышенная и сниженная лексика.

Лексические образные средства языка. Характеристика основных тропов.

Тестирование по пройденным темам.

Стилистические ресурсы словообразования.

Стилистическая роль использования одних грамматических форм в значении других.

Стилистическое использование синонимических грамматических форм.

Морфологическая стилистика. Стилистика существительных.

Стилистика прилагательных.

Стилистические функции глаголов.

Стилистика причастий и деепричастий.

Стилистика местоимений и числительных.

Стилистические функции предлогов, союзов, частиц и междометий.

Контрольное тестирование и работа над ошибками.

2


1


1

1

1


1


1

2


2

1

1

1


2


1

1


1

1


2

2

2

2

2

1


2



Всего по курсу 34 часа.





Литература


1. Н.А. Лушникова «Русский язык» Санкт-Петербург 2005 г.

2. А.В. Дудников «Русский язык» Москва «Высшая школа» 1977

3. В. В. Виноградов «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»

Москва 1963 г.

4. В.В. Виноградов «Проблемы русской стилистики» Москва 1981 г.

5. Г.Б. Голубь «Занимательная стилистика» Москва 1988 г.

6. А.К. Панфилов «Лекции по стилистике русского языка» Москва 1968 г.

7. «Стилистика русского языка» под редакцией Шанского Ленинград 1982 г.

8. Н.Д. Пленкин «Стилистика русского языка в старших классах»

Москва 1985 г.

9. Е.А. Голушкова «Практическая стилистика» Москва 1967







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Факультативный курс «Стилистика» в 10-11 классах

Автор: Максимова Татьяна Владимировна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства