kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык" (подготовка к ОГЭ по русскому языку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа факультатива "Знай и люби родной язык" нацелена на повышение орфографической и пунктуационной грамотности, развитие связной речи учащихся.Способствует подготовке учеников 9 класса прохождению итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ. Программа факультатива содержит пояснительную записку, примерное содержание курса "Знай и люби родной язык", тематическое планирование и список литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык" (подготовка к ОГЭ по русскому языку) »

  1. Пояснительная записка

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Знай и люби родной язык» (подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе) разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация»


Цель занятий:

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ


Задачи курса:

-обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.


В ходе занятий учащиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

  • уметь создавать собственные тексты-рассуждения на лингвистическую тему, по формулировке понятия на морально-этическую тему;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).


Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.


Вторая часть экзаменационной работы включает задания в тестовом формате, которые проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий. Они позволяют выявить комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит 3 альтернативных творческих задания (15.1, 15,2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.


Программа рассчитана на 34 часа.


  1. Примерное содержание курса


Раздел 1. Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ГИА в новой форме.


Раздел 2 Комплексная работа с текстом.

2.1 Сочинение- рассуждение по заданиям 15.1 – 15.3

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод. Языковые шаблоны для оформления сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Формулировка основной проблемы исходного текста. Учимся аргументировать и писать вывод сочинения-рассуждения.

2.2 Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста.

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.


Раздел 3. Работа с тестовыми заданиями 2-14

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Лексический анализ слова. Выразительно-изобразительные средства языка: метафора, сравнение, эпитеты.

Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.


Раздел 4. Заключительное занятие.

Рекомендации учителя по проведению ГИА. Практическое занятие.


  1. Тематическое планирование



Тема занятия

Количество

часов

Дата

План факт


1

Вводное занятие. Что проверяет ОГЭ. Каким требованиям должно соответствовать изложение и сочинение.

1

03.09


Комплексная работа с текстом.


2

Основные приемы компрессии текста. Изложение прочитанного текста с использованием приемов компрессии.

1

10.09


3

Виды плана текста и особенности записей пунктов плана

1

17.09


4

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

1

24.09


5

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.2 и 15.3)

1

01.10


6

Анализ содержания и речевое оформление сочинения. Как редактировать текст.

1

08.10


7

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

15.10


8-9

Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы. Подбор аргументов к сочинению 15.2 и 15.3

2

22.10

29.10


10

Практическая работа № 1 по написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1

12.11


11-12

Практическая работа № 2 по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

2

19.11

26.11


13

Алгоритм написания изложения.

1

03.12


14

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.

1

10.12


15

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.

1

17.12


16

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

1

24.12


17-18

Практическое занятие № 3. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.


2

14.01

21.01


Работа с тестовыми заданиями в формате ОГЭ.


19-20

Лексика. Средства художественной выразительности.

2

28.01

04.02


21

Правописание приставок.

1

11.02


22-23

Правописание Н-НН в слове.

2

18.02

25.02


24

Словосочетания. Виды связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

1

04.03


25-26

Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение

2

11.03

18.03


27

Вводные слова и предложения. Обращения.

1

01.04


28-29

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

2

08.04

15.04


30-31

Сложные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения: последовательное и параллельное.

2

22.04

29.04


32

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).


1

06.05


33

Практическое занятие № 4. Работа с тестовыми заданиями ОГЭ (2-14)

1

13.05


34

Заключительное занятие. Рекомендации учителя.

1

20.05



Всего занятий

34



  1. Контрольно-измерительные материалы

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  1. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся

  1. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / Под редакцией И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 . – 240с.

  2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

  4. Сенина Н.А. Русский язык в 9 классе. Подготовка к ОГЭ 2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии, Издательство «Легион», 2014

  5. Работы учащихся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Спирина Наталья Валерьевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства