Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Русский язык в потоке времени" »
Пояснительная записка
Элективный курс "Русский язык в реке времени" направлен на языковое развитие, нравственно - патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, формирование у них ценностей ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества, на формирование любви и уважения к русскому языку.
Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы на овладение общеучебными умениями и навыками, что позволит успешно осваивать программу старшей профильной школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом, выразительное чтение).
Развивающий, деятельностный характер обучения в курсе"Русский язык в реке времени" усиливает в базовом содержании образования по русскому языку практическую направленность и процессуальный компонент.
Курс "Русский язык в реке времени" имеет серьезный научный потенциал и позволяет школьникам приобрести ключевые компетентности и опыт самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения исторически развивающейся системы языка.
Цели элективного курса:
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Формы обучения:
1. Лекции учителя с различными видами заданий.
2. Доклады, рефераты, сообщения обучаемых.
3. Работа с литературой.
4. Исследование некоторых языковых явлений.
5. Наблюдение над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях.
6. Поиск материала в сети Интернет.
7. Работа в группах.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
Литература для учащихся:
1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Универсальные дидактические материалы по русскому языку (8-9 классы).- СПб., 1997.
2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И.Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. - М., 2001.
3. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/Д, 1998
4.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. - М.: "Аванта +",1998.
Литература для учителя:
1. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение , 8 класс. М, Вербум - М, 2005.
2. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М., 1985.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978- 1980.
4. Добродомов И.Г. Статьи в журнале " Русский язык в школе ".
5. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
6. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. - М, 1979.
7. Шанский Н.М., Бодрова Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
8. http://www.ruscenter.ru/33.html
9. Русский язык. 10-11 классы. Элективный курс «Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества). Составитель Н.М.Божко. – Волгоград, издательство «Учитель», 2006.
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;
Оценка результатов обучения.
Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Критерии оценок.
Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Темы индивидуальных заданий для обучаемых (по выбору).
Темы докладов:
1. Общеиндоевропейский язык – основа.
2. Праславянский язык.
3. Возникновение восточнославянского (древнерусского) языка.
4. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ.
5. Азбука Ивана Федорова.
6. «Букварь» Василия Бурцева.
Темы рефератов:
1. Подвиг Кирилла и Мефодия»
2. Краткая история русского алфавита
3. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии
4. Изменения начертания букв и современные их названия
5. «Первородные и усыновленные слова» (Я.Козловский)
Темы исследовательских работ:
1. «О судьбе некоторых букв – ять, ферт, ижица, ер».
2. Буква становится словом ( об истории букв добро, мыслете, аз, он, ук, покой).
3. «Не жалея живота своего…» (история слова живот).
4. «Древние русские имена» (тайны имен и прозвищ)
5. «Старые русские имена иноязычного происхождения (Игорь, олег, ольга и т.д.)»
6. «Революционные имена» .
7. «Исследование прозвищ учеников школы».
8. «История возникновения производных предлогов (между, около, благодаря».
9. «Слова на – иссимо в нашей речи».
10. «О неологизмах английского происхождения в современном русском языке».
11. «О слове пурпурный».
12. «Синий, синий, голубой. Всегда ли слово было изгоем».
Индивидуальные задания
1. Составить небольшой словарь старославянских переводов
2. Поиск иллюстраций на тему «Глаголические памятники»: Киевские листки, Мариинская рукопись, Сборник Клоца, Синайская псалтырь; На тему «Кирилловские памятники»: Савина книга, Остромирово Еванглие, Хиландарские листки.