Журналистика с момента своего появления играет большую роль в общественной жизни. Особенно важное значение она приобретает в информационном обществе. Недаром СМИ называют «четвёртой властью». В наше время информация, получаемая из печатной продукции, с экранов телевизоров, из сети Интернет влияет на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека. При этом возрастает и ответственность журналиста за те материалы, которые он представляет на суд зрителей и читателей. Важным аспектом работы является также необходимость умелого владения словом, выразительными средствами публицистики. К сожалению, сейчас не так часто мы видим и слышим журналиста, сочетающего лучшие качества настоящего репортёра.
Современная школа не ставит перед собой задачу воспитывать журналистов. В то же время актуальным является помощь обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействии тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, сформулировать своё мнение по различным вопросам и подкрепить его аргументами.
Благодаря предлагаемым занятиям обучающиеся учатся работать коллективно, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, становятся более коммуникабельными ; повышается общий уровень культуры обучающихся.
Курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 17 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электив Знакомьтесь журналистика 2015.doc»
МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
Архангельская область
Верхнетоемский район
Элективный курс для 8 класса
«Знакомьтесь: журналистика»
Автор– Вострякова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Срок реализации: сентябрь 2015 — январь 2016
с.Нижняя Тойма
2015г.
Пояснительная записка
Журналистика с момента своего появления играет большую роль в общественной жизни. Особенно важное значение она приобретает в информационном обществе. Недаром СМИ называют «четвёртой властью». В наше время информация, получаемая из печатной продукции, с экранов телевизоров, из сети Интернет влияет на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека. При этом возрастает и ответственность журналиста за те материалы, которые он представляет на суд зрителей и читателей. Важным аспектом работы является также необходимость умелого владения словом, выразительными средствами публицистики. К сожалению, сейчас не так часто мы видим и слышим журналиста, сочетающего лучшие качества настоящего репортёра.
Современная школа не ставит перед собой задачу воспитывать журналистов. В то же время актуальным является помощь обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействии тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, сформулировать своё мнение по различным вопросам и подкрепить его аргументами.
Благодаря предлагаемым занятиям обучающиеся учатся работать коллективно, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, становятся более коммуникабельными ; повышается общий уровень культуры обучающихся.
Курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 17 часов.
Цель курса: знакомство с профессией журналиста.
Задачи:
развитие творческих способностей подростков;
развитие навыков устного и письменного выступления;
знакомство с различными жанрами журналистики и формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
формирование эстетического вкуса обучающихся.
Новизна программы определяется небольшим количеством часов, отведённых на изучение, и заключается в практической направленности занятий. Таким образом, начатая на занятиях по освоению курса работа может найти своё естественное продолжение уже в новых формах, не менее интересных для школьников во внеурочное время (участие в выпусках школьной газеты, работе в школьной телестудии; выпуске стенгазет; оформлении тематических стендов).
Формы занятий
Формы проверки результатов
- беседа;
-практическая и лабораторная работа;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсия;
- обсуждение материалов к статьям;
- подготовка статей;
- «круглый стол».
- творческие работы;
- написание заметок и статей различных жанров, которые в итоге войдут в портфель достижений
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- особенности журналистской профессии;
- отличительные черты публицистического стиля;
- основные жанры журналистики.
Обучающиеся будут уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в разных жанрах публицистического стиля;
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- подбирать заголовки в соответствии с предъявляемыми требованиями и жанром;
- определять жанр газетной и журнальной статьи.
Обучающиеся приобретут навыки:
- коммуникативной культуры;
- создания и редактирования текстов.
Содержание образовательной программы
1.Введение. Журналистика как профессия. Сочинение как вид
творчества. Из истории журналистики. Журналистская этика.
2.Особенности публицистического стиля. Лекические, синтаксические, стилистические особенности. Экспрессивные средства языка.
3.Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ.
4.Информационные, аналитические жанрыжурналистики. Заметка. Факт, лежащий в основе заметки. Работа над основными частями.
5.Интервью. Логика и взаимообусловленность основных частей работы.
11.Лабораторная работа «Узнай жанр». Работа с предложенными текстами.
12.Как создаётся газетный номер. Кто и как создаёт газету? Работа фотокорреспондента, редактора и других специалистов. Компьютерная вёрстка.
13.Разнообразие современных СМИ. Интернет-издания. Особенности работы Интернет-изданий. В чём их популярность? Могут ли Интернет-издания вытеснить печатные?
14.Кто такой корректор? Работа над стилистическими и речевыми ошибками.
15.Заголовок. Заголовки в современных газетных и журнальных текстах.
16.Подбор материалов для статьи. Обсуждение. Корректирование. Написание статьи.
17.Представление статьи. Анализ проблем современной журналистики. Устное выступление по теме в публицистическом стиле.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
Теоретич
Практич
Всего часов
Вид работы
1.
Введение. Журналистика как профессия.
0,5
0,5
1
Беседа.
Составление «Кодекса журналиста»
2
Особенности публицистического стиля.
1
-
1
Беседа. Анализ прессы с точки зрения выразительности
3
Экология речи.
0,5
0,5
1
Практическая работа со статьями
4.
Информационные, аналитические жанры журналистики.
0,5
0,5
1
Беседа.Творч. работа.
Написание заметки на школьную тему.
5
Интервью.
1
-
1
Беседа.
6
Виды интервью.
0,5
0,5
1
Творч. работа.
Взять интервью у интересного для вас человека.
7
Репортаж.
0,5
0,5
1
Творч. работа.
Написать событийный репортаж .
8
Художественно-публицистические жанры.
Зарисовка.
0,5
0,5
1
Беседа.Творч. работа. Написать “портрет” человека.
9
Очерк.
1
-
1
Беседа. Анализ очерков В.Пескова
10
Сатирические жанры журналистики.
1
-
1
Беседа. Анализ прессы
11
Лабораторная работа «Узнай жанр»
-
1
1
Лабораторная работа
12
Как создаётся газетный номер
1
-
1
Презентация.
Экскурсия в редакцию школьной газеты
13
Разнообразие современных СМИ. Интернет-издания
0,5
0,5
1
Работа с Интернет-изданиями. Анализ материалов
14
Кто такой корректор?
0,5
0,5
1
Беседа-практикум
15
Заголовок.
0,5
0,5
1
Практическая работа: анализ заголовков статей
16
Подбор материалов для статьи.
-
1
1
Практическая работа. Написание статьи
17
Представление статьи. Анализ проблем современной журналистики.
-
1
1
Презентация своих работ.
«Круглый стол»
ИТОГО
9,5
7,5
17
Литература
Беглова Е.И. Pro et contra: жаргонная лексика в языке современных газет. \\ РЯШ, № 5, 2007.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, Учитель, 2003.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. - М., 1990.
Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007