Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Буквоед»»
Дополнительная
образовательная программа
«Буквоед»
в 5-6 классах
74 часа
2015
Пояснительная записка
Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеурочная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.
Дополнительная образовательная программа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения.
Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.
Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений, животных, космос, атом.
Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач кружковой работы.
Занятия дополнительного образования обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.
Таким образом, основная цель дополнительного образования – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Основным тематическим стержнем работы является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачи
Формировать грамотную и выразительную речь обучающихся;
Повысить речевую компетентность детей;
Развить интерес к читательской деятельности;
Развить интерес к научной деятельности;
подготовить обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
Учитывая возрастные особенности и содержание программы дополнительного образования по предмету, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.
В 5 классе занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.
На занятиях широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.
Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.
На занятиях необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при устройстве лингвистических вечеров.
Данная программа содержит примерное планирование, материал для занятий и имеет целью помочь учителю в организации дополнительного образования по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Курс рассчитан на два года, всего 74 часа.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повысить уровень языкового развития школьников, формировать лингвистическую компетенцию.
Повысить речевую культуру учащихся, сформировать коммуникативную компетенцию.
Совершенствовать навыки лингвистического анализа.
Повысить любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка.
Развить самостоятельность и творческую инициативу учащихся.
Формировать социальную активность и коммуникабельность.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Основные виды деятельности учащихся:
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
выделение фактов, доказательств проблемы;
работа с текстом и его анализ;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие «Понемногу о многом»
Содержание материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».
Форма занятий:Беседа с элементами занимательности.
Тема 2. Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).
Тема 3. Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.
Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».
Тема 5. Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».
Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.
Помощь происхождения написанию («терра» - земля).
Тема 7. Почему мы так называемся?
Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»
Тема 8. Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).
Тема 9. Словари – наши добрые спутники.
Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).
Тема10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.
Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.
Тема11. «Прочь с дороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.
Тема12.Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.
Тема13. Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.
Игра «Замени нас».
Тема14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.
Тема15. Биография слов. Викторина по фразеологии:
Откуда пришли выражения?
Пять фразеологизмов из сказок.
Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
Подобрать синонимы к фразеологизмам.
Привести фразеологизмы наших дней.
Написать короткий рассказ про фразеологизм.
Вопросы занимательной грамматики.
Шарады.
Тема16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.
Тема17. Вечер грамматических игр:
Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
Расшифруйте и запишите слова-ответы в веселых примера:
К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).
РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.
НО + напиток из свежих фруктов = предмет одежды.
Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»
Тема18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.
Тема19.Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.
Тема 20. Культура речи Правильно ли мы произносим слова?Орфоэпические нормы русского литературного языка. Трудные случаи акцентуации. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.
Тема 21.Творческая работа « Хочу всё знать» Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.
Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966, - 205 с.
В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, - 304 с.