Просмотр содержимого документа
«Доклад "Полиязычие-основа формирования поликультурной личности" »
Полиязычие-основа формирования поликультурной личности.
Сарсенова Улдай Орнбасаровна-
методист русского языка и литературы
районного методического кабинета
Народ будет мудр в воспитании потомства,
заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…
Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками… Он будет патриотом
своей страны, известной и уважаемой во всем мире. Н.А.Назарбаев
Современное казахстанское общество сегодня характеризуются общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность. В основных положениях Концепции говорится о необходимости качественным владением иностранным языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Эти положения уже успешно реализовываются в школах, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов.
Трехъязычие – это необходимость, о которой говорил в своем Послании Глава нашего государства. Повсеместный перевод делопроизводства на государственный язык требует глубоких его знаний, интеграция Казахстана в мировое пространство – знания английского, а русский необходим как язык межнационального общения.
А это есть ни что иное, как формирование полиязыковой личности.
На поликультурное развитие ребенка, решение нравственно – духовных задач направлена работа всех педагогов. В своей работе мы руководствуемся следующим: «Кто бы ты ни был по национальности, по профессии, по статусу, ты живешь в Казахстане, и чтобы возвысить мысли и дела своего государства, ты должен научиться говорить языком его предков, понимать, знать и мыслить в разрезе лучших традиций и обычаев коренного народа». Слагаемыми многоязычия должны явиться родной язык, который закрепляет осознание принадлежности к своему этносу, казахский язык как государственный, владение которым способствует успешной гражданской интеграции, русский язык как источник научно-технической информации, иностранный и другие неродные языки, развивающие способности человека к самоидентификации в мировом сообществе. Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Важнейшей из проблем полиязычного образования является качественная подготовка педагогических кадров , поэтому в школах района внедряются интегрированные уроки и внеклассные мероприятия , традиционно на казахском и русском языках проводятся педагогические советы, совещания при директоре, методические советы и заседания методических объединений.На сегодняшний день в школах нашего района осуществляется раннее обучение английскому языку, а также его углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идёт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов по соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают. Раннее обучение английскому языку - одна из ступеней в развитии полиязычной личности. На первой ступени обучения у учащихся закладываются основы грамотности, формируется словарный запас. В 2013-2014 учебном году в школах изучение английского языка начато с 1 класса. Организованы факультативные курсы английского языка для учащихся 2-3 классов для дальнейшего развития навыков владения языками. В практике работы пришкольных лагерей района созданы профильные смены для углубленного изучения языков, изучения родного языка .
В 9-х классах ежегодно проводится подготовка к ВОУД, где основным предметом выступает иностранный язык. В 11-х классах ежегодно английский язык выбирается учащимися в качестве предмета по выбору. В связи с этим в школе ведется усиленная подготовка выпускников данных классов по языковым дисциплинам(казахскому, русскому, английскому языкам). Проводятся тестирования, школьные консультации по предметам, пробные тестирования, подготовка учащихся на каждом уроке по наиболее сложным аспектам грамматики и лексики. Непосредственно самими учителями школы разрабатываются поуровневые тестовые задания для всех параллелей.
Для творческого сотрудничества учителей русского, казахского и английского языков по изучению передового педагогического опыта с использованием активных форм урочной деятельности и совершенствования форм, методов и средств обучения в районе проводятся практические семинары учителей русского, казахского и английского языков и литературы.
Так, на базе Федоровской казахской СОШ прошел семинар учителей общественно-гуманитарного цикла по теме: «ҰБТ-ға тиімді дайындауда АКТІV-STUDІО-ны қолдану мүмкіншіліктері» Своими наработками по использованию возможностей АКТІV-STUDІО при подготовке к ЕНТ делились учителя Федоровской казахской СОШ Жумагазиева Б.Ш (казахский язык), Злиева А.Н.(русский язык), Джумагазиева А.А.(английский язык), Кайыркулова А.С.(история), Галымжанова А.Г.(география), Урбисинова С.К.(казахский язык). Участники семинара отметили преимущество использования АКТІV-STUDІО:
1) экономия времени,
2) при подготовке к уроку с использованием технологии АКТІV-STUDІО сами учащиеся принимают активное участие.
5 марта 2013года на базе Федоровской СОШ№1 прошел семинар на тему: «АКТ мүмкіншіліктерін пайдалану арқылы қазақ тілі мен әдебиеті, орыс тілі мен әдебиеті, ағылшын тілі, тарих, география пәндері бойынша ОЖСБ мен ҰБТ-ға дайындықты жақсарту». В ходе семинара опытом работы делились учителя Узункольской, Аксуатской, Богдановской, ФСОШ№1, Чапаевской, Х.Есенжанова, Анкатинской СОШ.
Как было отмечено во время проведения семинара: одной из ценностей и главных преимуществ нашей страны является многонациональность и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский, наравне с ним в государственной структуре употребляется и русский и для поднятия уровня образования до международного стандарта необходимо знание иностранных языков, поэтому проведение таких семинаров помогают в решении этих задач. Уроки в ходе семинара прошли в форме интегрированных на 3-х языках.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном положении. Разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде. Список использованной литературы:
Нормативные акты РК: 1. Конституция Республики Казахстан. 2. Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 № 389 - Алматы: Юрист, 2007.
6. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана « Стратегия « Казахстан -2050».- Астана, 2013.
7. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Министерство образования и науки Республики Казахстан– Астана, 2013.