kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская педагогическая разработка "Занимательный русский язык" (учебная программа факультативного курса для учащихся 6-х классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа может быть использована во внеурочной деятельности. Программа направлена на расширение и углубление знаний по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка "Занимательный русский язык" (учебная программа факультативного курса для учащихся 6-х классов)»


Рассмотрено


на заседании МС

протокол №_______

от _______________ г.


Согласовано


заместитель директора по УВР

___________________

Утверждаю


директор МКОУ СОШ № … г. Тайшета

_____________________

приказ № ______

от ________________ г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № … г. Тайшета






Авторская педагогическая разработка

(адаптационного типа)





«Занимательный русский язык»

(учебная программа факультативного курса для учащихся 6-х классов)





Автор разработки:

Яйцова Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы









Тайшет

2014




Программа факультативного курса по русскому языку для 6-го класса "Занимательный русский язык"

Пояснительная записка

Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.

Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.

Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

В основу разработки данной программы были положены следующие пособия:

-Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

-Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год.

Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Формы занятий:

  • групповые (работа в больших и малых группах);

  • индивидуальные.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,

Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;

  • лексика, орфография, этимология;

  • морфология, орфография, этимология;

  • морфология, культура речи.

Список литературы для учителя:

  1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

  2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.

  4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.

  5. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

  • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

  • художественно-выразительные средства языка;

  • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и

  • коммуникативных задач;

  • анализировать и составлять собственный текст.

Содержание факультативного курса "Занимательный русский язык"

Введение. Предмет и задачи курса "Занимательный русский язык"-1ч.

Славянский алфавит и его особенности-2ч.

Словари. Типы словарей-1ч.

Морфемы – строительный материал для образования новых слов-5ч.

Правописание слов-8ч.

Антропонимика. Ономастика-2ч.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов-1ч.

Имя существительное-1ч.

Имя прилагательное-1ч.

Из истории русской пунктуации-4ч.

Лингвистические шарады. Анаграммы. Метаграммы-8ч.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Тема 1. Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.

Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

1

Тема 2. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

Практикум. Путешествие.

1

Тема 3. “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.

Практикум. Путешествие.

1

Тема 4. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

1

Тема 5. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Практикум. Анализ художественных текстов.

1

Тема 6. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.

Практикум. Игра в “словесный мяч”.

1

Тема 7. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.

Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.

1

Тема 8. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.

Практикум. Игра.

1

Тема 9. Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.

1

Тема 10. Орфограмма и девичьим именем (-ира-).

Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”

1

Тема 11. Суффикс -а - командует гласными она.

Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.

1

Тема 12. Командует ударение.

Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.

1

Тема 13. Командуют согласные звуки.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.

1

Тема 14. Командует смысл. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием”.

Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.

1

Тема 15. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

1

Тема 16. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?

Практикум исследование. Анализ языковых единиц.

1

Тема 17. Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.

Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.

1

Тема 18. Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.

Древние русские имена.

Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”

1

Тема 19. Происхождение отчеств. Прозвища.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

1

Тема 20. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Практикум. Фразеологический КВН.

1

Тема 21. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.

1

Тема 22. Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.

Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина.

1

Тема 23. Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.

Практикум. Путешествие.

1

Тема 24. Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. 

Практикум. Викторина.

1

Тема 25. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Практикум. Составление грамматических сказок.

1

Тема 26. Другие наименования знаков препинания. 

Практикум. Турнир.

1

Тема 27. Перевертыши.

Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей.

1

Тема 28. Игра “Бред профессора”.

Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок.

1

Тема 29. Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.

Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения.

1

Тема 30. Анаграммы.

Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок.

1

Тема 31. Метаграммы, или превращение мухи в слона.

Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм превращений для заданных слов.

1

Тема 32. Игры с синонимами.

Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда.

1

Тема 33. Необычные предложения.

Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики.

1

Тема 34. Переговорки. 

Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок.

1


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Леонидовна Яйцова

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства