Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка "Занимательный русский язык" (учебная программа факультативного курса для учащихся 6-х классов)»
Рассмотрено
на заседании МС
протокол №_______
от _______________ г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________________
Утверждаю
директор МКОУ СОШ № … г. Тайшета
_____________________
приказ № ______
от ________________ г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № … г. Тайшета
Авторская педагогическая разработка
(адаптационного типа)
«Занимательный русский язык»
(учебная программа факультативного курса для учащихся 6-х классов)
Автор разработки:
Яйцова Ирина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Тайшет
2014
Программа факультативного курса по русскому языку для 6-го класса "Занимательный русский язык"
Пояснительная записка
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
В основу разработки данной программы были положены следующие пособия:
-Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
-Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография, этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, культура речи.
Список литературы для учителя:
Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
художественно-выразительные средства языка;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст.
Содержание факультативного курса "Занимательный русский язык"
Введение. Предмет и задачи курса "Занимательный русский язык"-1ч.
Славянский алфавит и его особенности-2ч.
Словари. Типы словарей-1ч.
Морфемы – строительный материал для образования новых слов-5ч.
Правописание слов-8ч.
Антропонимика. Ономастика-2ч.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов-1ч.
Имя существительное-1ч.
Имя прилагательное-1ч.
Из истории русской пунктуации-4ч.
Лингвистические шарады. Анаграммы. Метаграммы-8ч.
Тематическое планирование
Тема
Количество часов
Тема 1.Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.
Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.
1
Тема 2. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
Практикум. Путешествие.
1
Тема 3.“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
Практикум. Путешествие.
1
Тема 4.Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
1
Тема 5.Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.
Практикум. Анализ художественных текстов.
1
Тема 6.Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
Практикум. Игра в “словесный мяч”.
1
Тема 7.“Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.
Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.
1
Тема 8.Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Практикум. Игра.
1
Тема 9.Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.
Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.
1
Тема 10. Орфограмма и девичьим именем (-ира-).
Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”
1
Тема 11. Суффикс -а - командует гласными она.
Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.
1
Тема 12. Командует ударение.
Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.
1
Тема 13.Командуют согласные звуки.
Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.
1
Тема 14.Командует смысл. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием”.
Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.
1
Тема 15.Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.
1
Тема 16.Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?
Практикум- исследование. Анализ языковых единиц.
1
Тема 17.Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре-и при-”.
Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.
1
Тема 18.Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
Древние русские имена.
Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”
1
Тема 19.Происхождение отчеств. Прозвища.
Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.
1
Тема 20.Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Практикум. Фразеологический КВН.
1
Тема 21.Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
Практикум. Написание грамматических сказок.
1
Тема 22.Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина.
1
Тема 23.Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
Практикум. Путешествие.
1
Тема 24.Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой.
Практикум. Викторина.
1
Тема 25.Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Практикум. Составление грамматических сказок.
1
Тема 26.Другие наименования знаков препинания.
Практикум. Турнир.
1
Тема 27.Перевертыши.
Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей.
1
Тема 28.Игра “Бред профессора”.
Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок.
1
Тема 29.Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.
Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения.
1
Тема 30.Анаграммы.
Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок.
1
Тема 31.Метаграммы, или превращение мухив слона.
Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм- превращений для заданных слов.