kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ учебно-методического комплекса для 5-9 классов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный комплекс  написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку, включен в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебно-методического комплекса для 5-9 классов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта.»

Выполнила – Саксонова Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Шаховская СОШ №1.

Линия учебников по русскому языку и литературе с 5 по 11 классы, вошедших в федеральный перечень рекомендованных учебников и переработанный в соответствии с ФГОС

1.УМК (учебно-методический комплекс) для 5-9 классов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, издательство «Дрофа», Москва.

Учебный комплекс написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку, включен в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации . Характерные черты учебника для каждого класса вытекают из общей концепции курса русского языка, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Поэтому в учебниках усилена речевая направленность в подаче программного материала: систематически из года в год, из темы в тему учебник ориентирует на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности учащихся — навыков чтения-понимания, говорения, письма. Формируется представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. За создание УМК «Русский язык» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений коллективу авторов присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН.

2.УМК состоит из:

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

К каждому курсу выпускаются:

- учебник,

- рабочие тетради (М. Ю. Никулина «Рабочая тетрадь по русскому языку», Л.Г. ларионова «Рабочая тетрадь. Русский язык. Орфография»),

- рабочая программа,

- электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

- методическое пособие для учителей

- методическая поддержка на www.drofa.ru

И другие методические пособия:

- контрольные и проверочные работы по русскому языку (Е.П. Черногрудова

- диктанты по русскому языку (И.Н. Политова)

- диагностика результатов образования (к УМК под ред. М.М.Разумовской , П.А.Леканта. Русский язык)

- тесты по русскому языку. В 2-х частях (к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс»)

3. Рассчитан УМК на базовый уровень.



Достоинства УМК

   I.  В учебно-методическом комплексе под ред. М. М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.      

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

      1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

       2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, ху­дожественный;

      3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

      Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.

      V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному;

     VI-VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование;

     VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.    

    Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изуча­ются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса. .


Важной отличительной особенностью этого учебного комплекта является рациональное распределение теоретического материала, обеспечивающее равномерность нагрузки с 5 по 9 класс. Систематический курс морфологии, как и в других учебниках, рекомендуется изучать в 5 -7 классах, но последовательность изучения частей речи существенно изменена: в 5 классе учащиеся осваивают глагол, существительное и прилагательное, в 6 – причастие, деепричастие, числительное и местоимение, а в 7 – наречие и служебные части речи. Опыт работы показывает, что такой подход к распределению морфологического материала способствует более успешному его усвоению. К примеру, тема «Глагол», достаточно сложная для пятиклассника, изучается не в четвертой четверти, когда результативность обучения самая низкая, а в третьей. В конце года предлагается изучать прилагательное, которое обычно учащимися 5 класса усваивается легче, чем глагол. Много вопросов может вызвать изучение тем «Причастие» и «Деепричастие» в 6 классе. По мнению большинства учителей, эти темы сложны даже для восприятия семиклассников. Решить проблему помогает нетрадиционный подход к преподаванию теории лингвистики.

    


II. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.    

     Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

     В связи с усиленным внимание к семантическое характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

     Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к вос­питанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гор­дости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

     Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

     Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

     1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

     2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

     В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме, например, в 5 классе отводится 3 часа в две недели для уроков связной речи в планировании. Каждая языковая тема завершается параграфом «Употребление в речи существительного (прилагательного, глагола и т.д.)». Я считаю, что такое внешнее подчеркивание противопоставления «язык – речь» способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий. Огромная проблема в том, что в 5-е классы часто приходят дети с не поставленной техникой чтения. Жаль труд учителей, которые не могут обучить ребенка в отведенные сроки из-за его неподготовленности по чтению, ведь ученик, который плохо читает – не умеет не только четко выразить свои мысли, но и не сможет по достоинству оценить выразительность чужой речи.

В связи с этим авторами учебника уделяется пристальное внимание развитию речи учащихся .

Учебник представляет широкий материал для развития навыков говорения на лингвистические темы – это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием (задания «Подготовьте высказывание на тему «Что такое публицистический стиль речи?» - 7 класс, «Подготовьте устное сообщение, которое отвечало бы на вопрос, поставленный в названии параграфа» - упражнение 126, 5 класс). Для облегчения выполнения таких заданий предлагаются образцы рассуждения, которые помогают учащимся правильно построить ответ. В новых экзаменационных билетах по русскому языку в 9 классе введѐн третий вопрос, который предполагает рассуждение на лингвистическую тему в определѐнной речевой ситуации. Подобное задание находим в учебнике 5 класса: «Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ на тему «Наш язык». Рассказывайте так, будто вы объясняете что-то незнакомое своим товарищам, родителям» (упражнение 63).

Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом.У пятиклассников еще нет опыта чтения и понимания подобных текстов, поэтому введена специальная рубрика «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Хочу заметить, что текст для более легкого осмысления членится на микротемы 1, 2, 3 и т.д. В 6 классе рубрика получает новое название: «Читайте и пересказывайте лингвистический текст». Это следующий этап в работе с теоретическим материалом, предполагающий более высокий уровень развития учащихся. Тексты становятся сложней и больше по объему, но принцип доступности сохраняется: все объясняется логично и доходчиво и иллюстрируется примерами. Так постепенно проводится подготовка к восприятию более сложного материала – тем «Причастие» и «Деепричастие». Важная роль в освоении новых тем отводится также рубрике «Возьмите на заметку». В 7 классе появляется новая рубрика «Рассуждайте на лингвистические темы». Учащимся предлагается проанализировать примеры, данные в рубрике, и на основе анализа подготовить сообщение по изучаемой теме. Это достаточно сложный и интересный вид самостоятельной работы, он развивает навыки анализа, обобщения и систематизации информации. Думаю, что это очень удобно для обучения детей. Жаль, что эта рубрика исчезает в учебниках, начиная с восьмого класса.

Активизируют их работу с текстом следующие задания: - Прочитайте текст сначала про себя, а потом вслух. Попробуйте пересказать текст (упражнение 55 – 5 класс); - Выполните задания, используя текст упражнения (упражнение 117 – 5 класс); - Прочитайте текст, подготовьтесь к ответу на следующие вопросы (упражнение 31 – 5 класс); - Рассмотрите таблицу и решите: одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными (упражнение 252 – 7 класс) и т.п. Таким образом, повышается самостоятельность школьников на уроках, дети учатся извлекать и применять информацию, причѐм не только из линейного текста, но в учебнике немало упражнений, предполагающих работу с таблицами и схемами (например, задания: рассмотрите схему и, используя данную в ней информацию, ответьте на вопросы – упражнение 187 (5 класс); «прочитайте» схемы – упражнение 10 (7 класс)).

Особо следует сказать о разделах «Фонетика» и «Орфоэпия». Они изучаются в 5 классе и повторяются в 6 и 7 классах. УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта – один из немногих, где есть сведения о редуцированных гласных. В 5 классе информация о них носит ознакомительный характер (п.7), зато в учебнике 6 класса в разделе «Приложения» есть таблица «Трудные случаи фонетического и орфоэпического разбора. Гласные звуки» (стр. 286), которая поможет учащимся усвоить правила употребления редуцированных звуков и производить фонетический разбор без ошибок. Разделы «Лексика», «Морфемика» и «Словообразование» изучаются в 5 и 6 классах в полном объеме с учетом внутрипредметных связей. Необходимо отметить, что внутрипредметная интеграция – характерная особенность УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Все разделы лингвистики даются в тесной взаимосвязи, что способствует формированию системного восприятия у учащихся. К примеру, в 6 классе есть раздел «Словообразование частей речи» (п. 13 – 20), куда, помимо словообразовательных тем, входят и орфографические: «Правописание сложных имен прилагательных», «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных», «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ».

Работа со словарными словами также ориентирована на внутрипредметные связи. Трудные случаи написания даются в рубрике ЗСП (аббревиатура, указывающая на основной метод работы: восприятие лексического значения слова (З), осознание его структуры (С) и правописание (П)). Рубрика состоит из 6 – 8 слов и включает не только непроверяемые написания, но и проверяемые, по какой-либо причине вызывающие трудности у учащихся. Дети, как правило, с удовольствием работают с этой рубрикой, так как в основе работы не зубрежка, а «раскрытие секрета» слова. За год вводится примерно 120 слов, что составляет солидный запас. Синтаксис изучается в 5 классе (пропедевтический курс) и в 8 – 9 классах (систематический курс).

Серьезное внимание уделяют авторы учебника и работе со словарями. Толковый, орфографический, орфоэпический, словообразовательный, этимологический словари, словари синонимов, антонимов – это постоянные адреса, по которым приходится обращаться учащимся в процессе решения лингвистических задач и поиска ответов на вопросы, содержащиеся в упражнениях. Использование различного типа словариков учебника формирует навыки работы со справочной литературой.

К бесспорным достоинствам УМК следует отнести рубрику «Ученые – лингвисты». Параллельно языковым темам вводятся сведения о выдающихся ученых, работавших в той области языкознания, которая изучается на данном этапе. Это существенно расширяет кругозор учащихся и актуализирует патриотический аспект в обучении.

Учебники с 5 по 9 класс содержат богатый справочный материал, куда входят планы и образцы разборов, фрагменты различных словарей, трудные случаи орфографии, схемы и таблицы. В учебниках помещены цветные вклейки, которые помогут учителю активизировать работу с учащимися на уроках развития речи, а также разнообразить систему заданий и упражнений по изучаемым темам.

Рабочие тетради содержат разнообразные задания, в том числе тестовые, которые помогут глубже и осмысленнее воспринять материал учебника. Тетради для оценки качества знаний содержат традиционные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, предназначены для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса, могут быть использованы учениками для пошагового контроля усвоения изучаемого материала.

В методических пособиях для учителя приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля. К учебно-методическому комплексу разработаны мультимедийные приложения.

УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта помогает формировать все виды компетенций — коммуникативную, языковую и лингвистическую (языковедческую), культуроведческую.



 Недостатки УМК  


Несмотря на все преимущества учебника под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, у него есть и некоторые недостатки. Так, на мой взгляд, слишком велик объём изучаемого материала в 5 классе: почти на каждом уроке изучается новый материал, а в конце года практически не остаѐтся времени на повторение. В 7-ом классе, напротив, изучение каждой темы растягивается на 2 – 3, а то и более уроков. Встречается несоответствие заданий к упражнениям и изученного материала. Например, в учебнике 5 класса в самом начале учебного года (упражнение 63 - §13) находим задание: «Объясните, в каком стиле речи выполнен ваш рассказ: в художественном или научном». Понятие же о стилях речи будет введено только в §46. В §24 «Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица» используется понятие «сложное предложение», а изучается этот материал в §64. В упражнении 230 (5 класс) предлагается выполнить орфоэпический разбор слова «лѐгкий», но мало у кого дома, да и в школе есть орфоэпический словарь, а в орфоэпическом словарике учебника этого слова нет. В учебнике 7-го класса в §6 («Способы и средства связи предложений в тексте») в схеме, иллюстрирующей параллельный способ соединения предложений, допущена ошибка: при параллельном способе Д2 = не Н1, как указано в учебнике, а Д1, как было в учебнике 2005-го года издания.

К недостаткам данного учебника я отношу то, что авторы не учли нововведений экзаменационной проверки знаний детей по русскому языку (ЕГЭ). Наряду с большим разнообразием заданий в учебнике мало упражнений, состоящих из целого текста. Считаю, что это затрудняет подготовку учителем детей к будущему экзамену.

Полиграфическое оформление учебника (в частности, его красочность) требует некоторых изменений.


На мой взгляд, научный уровень изложения теоретического материала по сложности не соответствует возрастному развитию учащихся, поэтому в разделы необходимо включить элементы занимательной грамматики, что облегчит усвоение теории.


Также существенный недочёт: насыщенный теоретический блок не всегда подкреплен достаточным количеством упражнений на отработку практических навыков (темы «Личные окончания глаголов», «Гласные в корнях с чередованием» и др.).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саксонова Надежда Геннадьевна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства