Адаптированная рабочая программа по русскому языку по программе В.В.Воронковой
Адаптированная рабочая программа по русскому языку по программе В.В.Воронковой
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой НОДА (вариант 6.3), программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку по программе В.В.Воронковой»
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой НОДА (вариант 6.3) , программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых обучающихся с НОДА учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью реализации АООП НОО для умственно отсталых обучающихся с НОДА является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса)
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обеспечивает достижение умственно отсталыми обучающимися с НОДА двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки и должны отражать:
1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS- сообщение и другими);
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающихся в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
II.Содержание учебного предмета, курса
«Русский язык»
I-IV классы
Обучение русскому языку в дополнительном первом классе, I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Подготовка к усвоению грамоты.Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
1 класс
«Обучение грамоте» ( 132 ч)
Добукварный период (20ч)
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Букварный период (112ч)
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуко-вых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, и, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, пил).
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, иш, пле).
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Ученик получит возможность научиться:
рукописному начертанию изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом.
2 класс (132ч)
Повторение (10ч)
Элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Ученик научится:
соотносить звуки и буквы.
различать гласные ударные и безударные.
различать гласные и согласные в сложных словах.
различать гласные и согласные в сложных словах.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать элементарный языковой материал,
обобщать элементарный языковой материал,
Звуки и буквы (50 ч)
Начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Ученик научится:
различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;
правильно ставить знак ударения.
различать согласные твердые и мягкие.
обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.
применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Ученик получит возможность научиться:
практически писать слова с разделительными ь и ъ.
Слово (50 ч)
Слова, обозначающие предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
Различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье, ножки);
Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан— кружка,кушетка
Ученик научится:
различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.);
употреблять большую букву в именах, фамилиях людей, в кличках животных;
различать предметы по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
употреблять предлог как отдельное слово;
Ученик получит возможность научиться:
согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы;
раздельно писать предлог со словом, к которому он относится (под руководством учителя);
Предложение (40 ч)
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Ученик научится:
составлять предложения из слов;
выделять предложения из текста;
писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
Связная письменная речь (22 ч)
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Ученик научится:
располагать два-три коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем);
составлять подписи к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Ученик получит возможность научиться:
правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного.
3 класс
Повторение (10ч)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Ученик научится:
составлять предложения из слов;
выделять предложения из текста;
писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
Звуки и буквы (45 ч)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов и словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, с, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;
правильно ставить знак ударения.
различать согласные твердые и мягкие.
обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.
применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Ученик получит возможность научиться:
писать разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и;
правильно писать жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Слово (50 ч)
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Ученик научится
различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.);
находить слова, обозначающие признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбр и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и
Ученик получит возможность научиться:
подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета ;
определять предмет по ряду признаков (качеств);
сравнивать два предмета по их качествам (снег бе-: лый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
Предложение (17 ч)
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Ученик научится:
заканчивать предложение или дополнять его по одному-двум вопросам.
Ученик получит возможность научиться:
составлять предложения из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска);
отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь (10 ч)
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем
Ученик научится:
располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно);
отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Ученик получит возможность научиться:
восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
4 класс
Повторение (10ч)
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Ученик научится:
составлять простые предложения;
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
Ученик получит возможность научиться:
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Звуки и буквы (80 ч)
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода — водный).
Ученик научится:
писать разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и;
писать правильно звонкие и глухие согласные в конце и середине слов;
различать ударные и безударные гласные;
Ученик получит возможность научиться:
правильно писать безударные гласные путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода — водный);
правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Слово (25ч)
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ь.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Ученик научится:
правильно писать имена собственные;
раздельно писать предлоги с другими словами.
Ученик получит возможность научиться:
различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом;
пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение (10ч)
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Ученик научится:
составлять и распространять предложения;
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться алфавитом;
находить слова в словаре в алфавитном порядке.
Связная письменная речь(8ч)
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Ученик научится:
составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно;
составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Ученик получит возможность научиться:
писать изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам;
составлять и писать под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам, адрес на конверте.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.