«Зов джунглей» Внеклассное занятие по русскому языку
«Зов джунглей» Внеклассное занятие по русскому языку
Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету, воспиты¬вать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.
Оборудование; нагрудные различительные знаки животных; картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обрат¬ной стороны лиана); таблички разделов русского языка; кар¬точки с заданиями, бананы и кости.
Ведущий.
Что у нас тут приключилось?
Берёза в пальму превратилась!
Переворачивает картинку.
Сосна в лиану в тот же час,
Переворачивает картинку.
И позвали в джунгли нас!
Есть крокодил тут, как ни странно,
Есть кенгуру, есть обезьяна,
Других зверей немало тут,
В общем, джунгли нас зовут.
Участники игры представляют себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Зов джунглей» Внеклассное занятие по русскому языку »
«Зов джунглей»
Внеклассное занятие по русскому языку
Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.
Оборудование; нагрудные различительные знаки животных; картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обратной стороны лиана); таблички разделов русского языка; карточки с заданиями, бананы и кости.
Ведущий.
Что у нас тут приключилось?
Берёза в пальму превратилась!
Переворачивает картинку.
Сосна в лиану в тот же час,
Переворачивает картинку.
И позвали в джунгли нас!
Есть крокодил тут, как ни странно,
Есть кенгуру, есть обезьяна,
Других зверей немало тут,
В общем, джунгли нас зовут.
Участники игры представляют себя.
Хищники:
В гости что-то зачастил
К нам зелёный ... (крокодил)
Веселится, как ребёнок,
Царь зверей, задорный ... (львёнок)
В джунглях, братцы, знает толк
Злой, голодный серый ... (волк)
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая... (лиса)
Готов для интеллектуальных игр
Суровый, справедливый ...(тигр)
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это... (рысь)
Пришёл в гости, стал реветь
Невоздержанный... (медведь)
Травоядные:
Сюда из джунглей поутру,
Прискакала... (кенгуру)
Такая красивая, без изъяна,
Шаловливая и весёлая ...(обезьяна)
Перенёс огромный шкаф
Замечательный... (жираф)
К нам пришёл сегодня он
Большой и сильный, добрый (слон)
В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый... (верблюд)
Кто всегда в тельняшке ходит?
В гости (зебра) к нам приходит.
К нам пришёл, разинув рот,
Большой, огромный... (бегемот)
Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы, побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы. Итак, джунгли зовут! А что это такое джунгли?
Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
Джунгли — это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава — банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами — северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
Исполняется песня «Чунга-чанга»
ФОНЕТИКА
Ведущий.
Первый раздел русского языка — фонетика (вывешивается табличка). Это наука о звуках — фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.
Какой-то зверь со свистом убегает,
Его другой зверь с криком догоняет.
Кто кого тут победит?
Смекалистый и будет впереди!
Конкурс «Подражатели»
Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.
В русском языке такие слова называют «звукоподражательными».
Например кар-кар, гав-гав и т.д.
Конкурс «Чей голос лучше?»
Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока...
Слышны звуки тут и там.
Кто-то рыщет по кустам.
Тот поёт, а тот кричит,
В джунглях зверь.
Он голосит!
Задание — написать, кто как поёт.
Голубь —... (воркует) Собака — ... (лает)
Филин — ... (ухает) Лягушка —... (квакает)
Глухарь — ... (токует)Коза — ■... (блеет)
Утка— ... (крякает) Свинья —... (хрюкает)
Гусь —... (гогочет) Конь — ... (ржёт)
Лиса — ... (тявкает) Медведь —... (рычит)
ГРАФИКА
Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика — второй раздел нашего языка (вывешивается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.
Ох, какой у нас изъян!
В джунглях зверь попал в капкан.
Как могло это случиться?
Надо бы из буквенного капкана освободиться!
Конкурс «Один прыжок»
Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.
Ах, какая незадача!
В джунглях зверь сидит и плачет,
В слове ищет букву он.
А терзаний — миллион!
Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок». Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж — ... (морж) майка — ... (зайка)
дом — ... (сом) лес—...(лев)
палка — ... (галка) крыша —... (крыса)
лук —... (жук) клон — ... (слон)
булка — ... (белка) баран — ... (варан)
сам — ... (сом) кит — ... (кот)
коса — ... (коза) маки — ... (раки)
ЛЕКСИКА
Ведущий. Третий раздел русского языка — лексика (вывешивается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.
Конкурс «Звери как люди»
Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним, едва ли,
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли.
Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.
Трусливый, как_______________ заяц
Голодный, как_________________ волк
Преданный, как_________________ собака
Грязный, как____________________ поросёнок
Зубастый, как_____________________ крокодил
Трудолюбивый, как__________________ муравей
Ведущий. Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы.)
Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка — морфологии (вывешивается табличка). Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.
Конкурс «Заросли лиан»
Ведущий.
В джунглях, знает и профан,
Всюду заросли лиан.
Так что с духом соберись,
Сквозь лианы проберись!
Много лиан в джунглях, и в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.
Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
На полях, не скошенных косой.
Всё утро дождик шёл косой.
Весной небо голубей.
И развёл я голубей.
Иди домой.
Но сначала коридор домой!
Бабка Дарья холст чернила.
Внучка пролила чернила.
Скользнув с небесного стекла,
Дочь грома на цветок стекла.
Деревенский сторожил
Сад колхозный сторожил.
Стою на нашем берегу.
Покой границы берегу.
Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут.
Дрова сегодня зря лисицы жгут.
ОРФОГРАФИЯ
Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому разделу русского языка — орфографии (вывешивается табличка). Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Конкурс «Узнай слово »
Ведущий.
От знания орфографии каждого из вас зависит победа в этом конкурсе.
Какая команда меньше допустит ошибок, та команда и победит.
Вставь пропущенные буквы.
н . чевать, хо . ьба, кно . ка, к . л . сок, г . л . ва, в . с . литься, в .ч . рок,
м . л .дой, цв . тущий, сн . гурочка, в . л . сок, с .д . во .
скв . речник, в. д . пр. во. , д. ш. веет, ст . рик, з . л . неет, п .лянка, ука . ка,
сере . ки, зага . ка, сн. г. па. , т . ж . ло, л .сок
Конкурс «Чудесное превращение»
Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях: мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.
Что случилось? Что случилось?
Коза вдруг в волка превратилась!
Разве может это быть?
Да, если букву заменить.
И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.
К О 3 А — какое-либо положение — низ пальто — тысяча солдат —
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!