kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Восхождение на пик "Фразеология" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восхождение на пик «Фразеология»

 

Цель мероприятия: способствовать закреплению сведений почерпнутых из школьного учебника; расширить представление учащихся о фразеологических оборотах; воспитать внимание и интерес к фразеологии русского языка.

Оборудование: рисунки с фразеологизмами, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями

Эпиграф: «Народный язык …алмазный язык»

А. Толстой

Ход работы

1.Вступление.

1) Правила игры.

       Сегодня, ребята, вы будете подниматься на эту гору, которая сделана из ваших рисунков,  и достигнете наивысшей точки, которая называется «пик Фразеология», только вам придётся  проделать большой путь, а в пути вам встретятся хребты. Поднимаясь по хребтам, будете выполнять задания. Кто поднимется первым, тот   достигнет пика «Фразеология»  и станет победителем.

-А что такое хребет, пик?

Хребет - это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.

Пик – остроконечные вершины гор, ущелья, теснины, плато и т. д.

2)  Мотивационный момент. Рассказ учителя о фразеологии.

«Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи на лезвиях, на которых лежат и сидят какие-то люди.»

В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат сложное и интересное явление русского языка.

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке ещё есть и более сложные языковые единицы- устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведённом примере значит  «скоро», живут на ножах-«враждуют».

Количество таких выражений в русском языке достигает несколько тысяч (показать фразеологический словарь русского языка). Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистики.

2.Разминка

-Сейчас вам прочитают стихотворение, в котором есть фразеологизмы. После чтения вы должны назвать фразеологизмы, которые встретились в тексте. Кто назвал правильно, тот получает жетон и будет участвовать  в конкурсе.

Учащиеся читают юмористическое стихотворение Хмары «Зоологическая элегия»

 Зоологическая элегия

Я был в зачарованном мире,

в далеких волшебных краях.

Он плавает в сказочном море

на трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,

Там гадкий утенок живет,

там ищут заблудшие овцы

баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,

Свистит по-разбойному рак,

там лают на девять псов – рыцарей

не резанных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки

пролезть почитает за труд,

и в шкурах овечьих там волки

козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,

там раки зимуют у них,

веселым создателям прозы

растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,

сверкает жар-птица огнем,

и кляча истории мчится

в упряжке с троянским конем…

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален, и зол:

где НАШИ собаки на сене?

где НАШ буриданов осел?

Неужто совсем не возможно

Нам выдумать НАШИХ зверей?

Поэт! Современник! Художник!

Зажгись!

              Вдохновись!

                        Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пусть нам слонов не хватает,

Мы будем их делать из мух!

                                    Ход мероприятия

                                  1. Хребет.

1 ведущий.

       -Игра «Кто быстрее?». Подобрать по десять (можно и больше )  фразеологизмов с общим словом для них слов  ( существительным).

   Команда  «Альпинисты» подбирает фразеологизмы к слову НОС и запишет их на листочках.

(Задирать ( задрать) нос;

Вешать ( повесить) нос;

Водить за нос;

Зарубить на носу;

Встретиться носом к носу;

Клевать носом;

Не видеть дальше  своего носа;

Бояться нос показать;

Не показать носа;

Остаться с носом.)

2 ведущий

   -Команда  « Туристы» подбирает фразеологизмы к слову ГЛАЗ и запишет  их на листочках.

 

(Мозолить глаза ( кому - нибудь);

Хлопать глазами;

Говорить в глаза (кому – нибудь, что – нибудь);

Пускать пыль в глаза ( кому – нибудь);

Глазом не моргнуть;

С глазу на глаз;

Хоть глаза выколи;

Смотреть чужими глазами;

Открыть ( кому – нибудь) глаза;

Как бельмо на глазу)

                                     2. Хребет

1 ведущий. Чтобы подняться на второй хребет, вы должны   по рисунку определить, какой это фразеологизм и объяснить значение.

Раздаем рисунки. На рисунках фразеологизмы нарисованы в прямом значении.

 

 «Альпинисты» Держи карман шире. (Теперь мы говорим об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы»).

Стоит, как вкопанный.  (Стоять молчать, не зная, что говорить, когда человек узнает от кого-то известие (страшное)).

Клевал носом.( Забыл).

Не в своей тарелке. (Чувствовать себя не в своём обществе, не в своей компании).

2 ведущий.

 «Туристы» Поливать масло в огонь. ( Ещё больше злить)

Вылетело из головы. ( Забыл)

Сесть в калошу ( лужу).  (Итак, в США состоялись президентские выборы. Никсон шлёпнулся в лужу, т. е. проиграл, не стал президентом.)

Длинный язык. ( Много говорит (болтает)).

                                3. Хребет

1 ведущий. Вставьте во фразеологические обороты, пропущенные наименования  животных и птиц.

 «Альпинисты» 

1.На сердце … скребут.(кошки)

2. Вертится как . . . в колесе.(белка)

3. Носится как . . . с яйцом.(курица)

 «Туристы»

1. Устойчив как . . . на льду.(корова)

2. Смотрит как . . . на новые ворота.(баран)

3. Пишет как . . . лапой.(курица)

 

        4. Хребет

2 ведущий. Отгадайте загадки. Подберите к этому слову фразеологизмы.

 «Альпинисты»

Кто над нами

Вверх ногами?

(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)

  «Туристы»

У тебя есть,

У меня есть

У дуба- в поле,

У рыбы – в море.

(Тень. Бросает тень, быть в тени, наводить тень на плетень)

                                        5. Хребет

 1 ведущий. Закончи  фразеологизм

 «Альпинисты»

Держать _________           (пари)

Бить _____________(баклуши)

Втирать___________ (очки)

Лодыря____________ (гонять)

На седьмом_________ (небе)

Рукой_______________ (подать)

При царе____________ (Горохе)

 

 «Туристы»

Смотреть________ (в оба)

Ни рыба __________(ни мясо)

Ни то_____________ (ни сё)

В двух_________ (шагах)

Плечом_________ (к плечу)

Сломя__________ (голову)

Между двух______ (огней)

 

3. Объявляем победителей.

- Вот и мы достигли пика «Фразеология». Поздравляем тех, кто совершил такое трудное с опасностями путешествие по хребтам.

Спасибо за участие. Читайте   побольше художественной литературы и употребляйте в своей речи фразеологизмы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Восхождение на пик "Фразеология" " »

Рушанова Кульжиян Рамазановна

учитель русского языка и литературы

средней школы №15

город Павлодар

Внеклассное мероприятие «Восхождение на пик «Фразеология»



Восхождение на пик «Фразеология»


Цель мероприятия: способствовать закреплению сведений почерпнутых из школьного учебника; расширить представление учащихся о фразеологических оборотах; воспитать внимание и интерес к фразеологии русского языка.


Оборудование: рисунки с фразеологизмами, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями

Эпиграф: «Народный язык …алмазный язык»

А. Толстой

Ход работы


1.Вступление.

1) Правила игры.

Сегодня, ребята, вы будете подниматься на эту гору, которая сделана из ваших рисунков, и достигнете наивысшей точки, которая называется «пик Фразеология», только вам придётся проделать большой путь, а в пути вам встретятся хребты. Поднимаясь по хребтам, будете выполнять задания. Кто поднимется первым, тот достигнет пика «Фразеология» и станет победителем.

-А что такое хребет, пик?

Хребет - это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.

Пик – остроконечные вершины гор, ущелья, теснины, плато и т. д.

2) Мотивационный момент. Рассказ учителя о фразеологии.

«Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи на лезвиях, на которых лежат и сидят какие-то люди.»

В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат сложное и интересное явление русского языка.

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке ещё есть и более сложные языковые единицы- устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведённом примере значит «скоро», живут на ножах-«враждуют».

Количество таких выражений в русском языке достигает несколько тысяч (показать фразеологический словарь русского языка). Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистики.

2.Разминка

-Сейчас вам прочитают стихотворение, в котором есть фразеологизмы. После чтения вы должны назвать фразеологизмы, которые встретились в тексте. Кто назвал правильно, тот получает жетон и будет участвовать в конкурсе.

Учащиеся читают юмористическое стихотворение Хмары «Зоологическая элегия»


Зоологическая элегия

Я был в зачарованном мире,

в далеких волшебных краях.

Он плавает в сказочном море

на трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,

Там гадкий утенок живет,

там ищут заблудшие овцы

баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,

Свистит по-разбойному рак,

там лают на девять псов – рыцарей

не резанных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки

пролезть почитает за труд,

и в шкурах овечьих там волки

козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,

там раки зимуют у них,

веселым создателям прозы

растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,

сверкает жар-птица огнем,

и кляча истории мчится

в упряжке с троянским конем…

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален, и зол:

где НАШИ собаки на сене?

где НАШ буриданов осел?

Неужто совсем не возможно

Нам выдумать НАШИХ зверей?

Поэт! Современник! Художник!

Зажгись!

Вдохновись!

Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пусть нам слонов не хватает,

Мы будем их делать из мух!


Ход мероприятия

1. Хребет.

1 ведущий.

-Игра «Кто быстрее?». Подобрать по десять (можно и больше ) фразеологизмов с общим словом для них слов ( существительным).

Команда «Альпинисты» подбирает фразеологизмы к слову НОС и запишет их на листочках.

(Задирать ( задрать) нос;

Вешать ( повесить) нос;

Водить за нос;

Зарубить на носу;

Встретиться носом к носу;

Клевать носом;

Не видеть дальше своего носа;

Бояться нос показать;

Не показать носа;

Остаться с носом.)

2 ведущий

-Команда « Туристы» подбирает фразеологизмы к слову ГЛАЗ и запишет их на листочках.


(Мозолить глаза ( кому - нибудь);

Хлопать глазами;

Говорить в глаза (кому – нибудь, что – нибудь);

Пускать пыль в глаза ( кому – нибудь);

Глазом не моргнуть;

С глазу на глаз;

Хоть глаза выколи;

Смотреть чужими глазами;

Открыть ( кому – нибудь) глаза;

Как бельмо на глазу)

2. Хребет

1 ведущий. Чтобы подняться на второй хребет, вы должны по рисунку определить, какой это фразеологизм и объяснить значение.

Раздаем рисунки. На рисунках фразеологизмы нарисованы в прямом значении.


«Альпинисты» Держи карман шире. (Теперь мы говорим об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы»).

Стоит, как вкопанный. (Стоять молчать, не зная, что говорить, когда человек узнает от кого-то известие (страшное)).

Клевал носом.( Забыл).

Не в своей тарелке. (Чувствовать себя не в своём обществе, не в своей компании).


2 ведущий.

«Туристы» Поливать масло в огонь. ( Ещё больше злить)

Вылетело из головы. ( Забыл)

Сесть в калошу ( лужу). (Итак, в США состоялись президентские выборы. Никсон шлёпнулся в лужу, т. е. проиграл, не стал президентом.)

Длинный язык. ( Много говорит (болтает)).


3. Хребет

1 ведущий. Вставьте во фразеологические обороты, пропущенные наименования животных и птиц.

«Альпинисты»

1.На сердце … скребут.(кошки)

2. Вертится как . . . в колесе.(белка)

3. Носится как . . . с яйцом.(курица)

«Туристы»

1. Устойчив как . . . на льду.(корова)

2. Смотрит как . . . на новые ворота.(баран)

3. Пишет как . . . лапой.(курица)


4. Хребет

2 ведущий. Отгадайте загадки. Подберите к этому слову фразеологизмы.

«Альпинисты»

Кто над нами

Вверх ногами?

(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)

«Туристы»

У тебя есть,

У меня есть

У дуба- в поле,

У рыбы – в море.

(Тень. Бросает тень, быть в тени, наводить тень на плетень)


5. Хребет

1 ведущий. Закончи фразеологизм

«Альпинисты»

Держать _________ (пари)

Бить _____________(баклуши)

Втирать___________ (очки)

Лодыря____________ (гонять)

На седьмом_________ (небе)

Рукой_______________ (подать)

При царе____________ (Горохе)

«Туристы»

Смотреть________ (в оба)

Ни рыба __________(ни мясо)

Ни то_____________ (ни сё)

В двух_________ (шагах)

Плечом_________ (к плечу)

Сломя__________ (голову)

Между двух______ (огней)


3. Объявляем победителей.

- Вот и мы достигли пика «Фразеология». Поздравляем тех, кто совершил такое трудное с опасностями путешествие по хребтам.

Спасибо за участие. Читайте побольше художественной литературы и употребляйте в своей речи фразеологизмы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Восхождение на пик "Фразеология" "

Автор: Рушанова Кульжиян Рамазановна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства