Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку Трагикомедия о Русском языке "Погибаю- помогите, умоляю-защитите!"»
.
МОУ «СОШ п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»
Трагикомедия о Русском языке
« Погибаю – помогите,
Умоляю – сохраните…»
Разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 5-9 классов
учителя русского языка и литературы
Маляновой Елены Николаевны
2016 г
Цели:воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:высказывания о русском языке.
Ход мероприятия
Исполняет песню учащийся в роли Русского языка
I куплет:
Погибаю – помогите,
умоляю – сохраните!
Русский ваш родной язык
Превратился просто в пшик.
Припев:
Такие – сякие
Коверкают слова.
От сленга такого
Кружится голова.
II куплет:
Что за дети – наказанье.
Им даю образованье.
До меня им дела нет,
Всюду слышу полный бред.
Припев: тот же
III куплет:
Это что за наважденье,
Нет от жизни наслажденья.
Про меня народ забыл,
Умираю, нет уж сил…
Припев: тот же
Ненужные словечки
(Сценка в исполнении 2 учащихся)
-Я хорошо понимаю русский язык. Но многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки. Вот, например, я вчера встретил во дворе соседского мальчишку Ваню Сидорова.
- Здравствуй, Ваня.
- Здравствуйте.
- Ну, расскажи, Ваня, как дела?
- У, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клево, да?
- А что, там лошадь была?
-Какая лошадь?
- Ну, которая ржала. Или я не понял ничего?
- Ну, ничего вы не поняли.
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Значит, один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль? –Ну, парень длинный такой.
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Ну вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну,велик?
- Чем?
- Ну, этим самым, шнобелем?
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку – то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка .
- Учительница, ты хочешь сказать?
- Да. Теперь –то вы поняли?
-_Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
-Как это не знаю?
– Вот помнишь у Гоголя « Чудный Днепр при тихой погоде…»?
-Помню, помню. Проходили.
-Послушай, как это на твоём языке- бзыке звучать будет. «Клёвый Днепр при тихой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, катит он волны свои…». Ну как?
–Клёво! ( Лион Измайлов «Ненужные словечки»)
Ведущий 1: Слова в разговоре следует произносить ясно и отчетливо, чтобы каждый вас мог понять.
Ведущий 2: Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.
Чтец: Живет на свете Саша
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно –
Как люди говорят –
Наш Саша так корежет,
Что сам понять не может.
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
- «До свидания!»
А слышится:
- «До здания!»
Он спросит:
- «Где калоши?»
А слышно:
- «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва – едва;
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить. (С. В. Михалков, «Сашина каша» )
Ведущий1. Или придется обратиться к доктору.
(Сценка в исполнении 2 учащихся)
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит Пете термометр). А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В пятом «бы»
Доктор: В пятом «бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девочки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно (берет у Пети термометр) Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
Ведущий2. Догадайтесь, почему стали возможны НЕСУРАЗНЫЕ слова.
Здравствуй!
Привет!
Что ты это несешь?
Несу разные вещи.
Несуразные? Почему они несуразные-то?
Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи несу я. Разные! Понял? Вот, несу мел…
Что не сумел?
Отстань!
Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
Какая жена? Это у Мишки- то жена? Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
Вот оно что…
А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
Тамарка?
Ага.
И – ничего, симпатичная?
Красивая! Зеленая такая…
То есть, как?!
Зеленого цвета.
Постой, постой… это что же: у нее… волосы, что ли, зеленые?
У кого - волосы?
Да у Тамарки – то.
Что – о?
Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»..
Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова!
Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
А ну, тебя…
Да, стой, стой!
Ну, что еще?
Привет передавай.
Кому?
Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! (А.Шибаев «Несуразные вещи»)
Ведущий1. А порою разговор наш – настоящий ЕРАЛАШ
Чтец.
-В нашем классе есть привычка
Награждать друг друга кличкой
Так ведется с давних пор,
И, храня обычай,
Иногда наш разговор
Прямо фантастичен:
Здравствуй, Бык!
Здорово, Дятел!
Добрый день,
Медведь, приятель! –
Я чихну, мне говорят:
Будь здоров, Карасик!.. –
В общем ,целый зоосад
В нашем пятом классе.
В общем ,жизнь чудес полна –
В этом ералаше
Мы забыли имена
Собственные наши.
Вот зовут к доске Петрова –
Мы ни с места, мы ни слова.
Кто Петров? И тут ли он? –
Думаем. И что же?
Ни фамилий, ни имен
Вспомнить мы не можем;
И у всех преглупый вид.
А учитель говорит:
Не готов Петров к ответу?
Ставлю двойку я за это… -
Премирована модель
Чья? Ильи Петрова.
Значит, снова канитель –
Как найти такого?
Все глядят по сторонам…
Надоело это нам:
Стали вновь друг друга звать
Мы по-человечьи,
Стали ясными опять
И дела, и речи.
Тут припомнил сразу я,
Что зовусь Петровым,
Значит двойка-то моя,
Я и премирован…
Вот какая ерунда
Вышла ненароком.
Это сказка? Шутка?
Да, шутка. Но с намеком.
Ведущий1. Намек твой понимаем,
Ведущий2. Концерт свой начинаем
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Ведущий:Здравствуйте, дорогие ребята!
Первый:Уважаемые девочки…
Второй:…И мальчики.
Первый и второй: (Вместе) Начинаем наш концерт.
Ведущий:В нашем концерте будет много исполнений.
Первый:На фортепьяне будем играть…
Ведущий: На чем, на чем будем играть?
Первый:На фортепьяне.
Ведущий: На фортепьяне играть нельзя. Можно играть… на чем?
Второй:На пианине.
Ведущий: Да… Я вижу, что наш концерт надо сразу начинать с урока. Ну-ка, придумайте рассказ с такими словами: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, пенсне, кафе. Запомнили?
Второй:Тут и запоминать нечего.
Первый:Мы сейчас из этих слов не только рассказ, поэму в стихах напишем.
Второй: Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
Первый:И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуру.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне…
Второй:А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты…
Ведущий: Вы знаете, друзья мои, мне кажется, что так сочинять, и я могу.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу.
Носит в сумке шимпанзу.
Первый:Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
Второй: И сидит за доминой
С шимпанзой и кокадой.
Первый: Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Ведущий.Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Первый.Жаль, что кончилось оно!
Второй: В гардероб пора бежать -будут польта выдавать!
Ведущий:У нас с вами получилось стихотворение как раз про то, как не надо говорить.
Первый и второй: (вместе)Почему?
Ведущий:Да, потому, что все эти слова не изменяются по падежам. Например, пальто – в именительном пальто и в родительном пальто. Без чего? Без пальто. Слово не меняется.
И по числам такие слова тоже не меняются. Мы говорим: этот фильм идет в нескольких кинотеатрах, а не в нескольких кинах.
Первый:Теперь все ясно.
Ведущий: Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе – брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя, потому что по родам такие слова тоже не изменяются.
Второй:Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
Ведущий: Никогда! И это надо знать всем ребятам, об этом надо помнить, а я вам об этом даже спою.
Чтобы грамотным стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять,
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро и не метро.
Ни кашне и не пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде.
Ни кино и ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру. (А. Хайт)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Ведущий: Ну что ж, попели, повеселились. Пора и заниматься.
Первый: Опять заниматься! Да ребята уже устали.
Ведущий: А по-моему, ребята совсем не устали. Просто вы сами ленитесь.
Второй: Мы?.. Ни капельки. Пожалуйста, пусть будет урок.
Первый: Только пусть он будет малюсенький – малюсенький. На полминутки.
Ведущий: Что же мы выучим за такой урок? Такой урок, как говорится, ни два, ни полтора.
Первый: А зачем нам два на уроке? Обойдёмся без двух.
Второй: И без полторы.
Первый: Не без полторы. Без полторых.
Ведущий: Нет, я вижу, нам сегодня без урока не обойтись. И давайте посвятим его склонению числительных полтора – полторы.
Первый: Да мы и так знаем. Чего их склонять?
Ведущий: Знаете?.. Тогда просклоняйте мне числительное полтора.
Первый: Полтора чего?
Ведущий: Все равно. Ну, хотя бы, полтора кило.
Первый: Полтора кило чего?
Ведущий: Ну, если хотите, полтора кило колбасы.
Первый: Лучше мороженого.
Ведущий: А горло не заболит?
Первый: Не заболит.
Ведущий: Тогда склоняйте.
Первый: Пожалуйста. Именительный– кто, что – полтора кило. Верно?
Ведущий: Пока да.
Первый: Родительный – кого, чего – полтора килы. Дательный – кому, чему – полторям килям. Винительный – кого, что – полтора кила. Творительный – кем, чем – полторей килей. Предложный – о ком, о чем – о полторах килях. Ну как?
Ведущий: Здорово. Теперь вы просклоняйте мне числительное полторы.
Второй: Пожалуйста. Именительный– кто, что – полторы трубы.
Родительный – кого, чего – полтори труби. Дательный – кому, чему – полторе трубе. Винительный – кого, что – полторы трубы. Творительный – кем, чем – полторей трубей. Предложный – о ком, о чем – о полторях трубях.
Ведущий: Да… Блестяще! А знаете почему все так над вами смеялись?.. Потому что вы не знаете очень простого правила. Числительные полтора – полторы во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют форму полутора.
Первый: Теперь – то ясно.
Второй: Сразу надо было так сказать.
Ведущий: А для того, чтобы вы запомнили это правило, давайте все вместе расскажем стих.отворение.
Лежат на столе полтора пирожка,
Первый: А мы здесь все трое – друзья.
Второй: Полутора нет пирожков на столе.
Первый: Ну вот, отвернуться нельзя.
Ведущий: К полутора тем пирожкам творожка б…
Первый: Недурственно, я бы сказал.
Второй: Но съели и так полтора пирожка.
Первый: А я только слюнки глотал.
Ведущий: Полутора мы пирожками вдвоем
Второй: Наелись и сыты вполне.
Первый: А я о полутора тех пирожках
Мечтать буду даже во сне.
Все: Пусть запомнит правило твердо детвора,
Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном – винительном пишут полтора,
А в других падежах пишется полутора.
Ведущий: Прекрасно! А теперь расскажем про числительное полторы.
Второй: А где полторы банки меда лежат?
Первый: Я знаю, но вам не скажу.
Ведущий: Полутора банок не видно нигде.
Второй: К полутора банкам еще бы чайку!
Первый: Найдите сначала хоть мед!
Ведущий: Ну, мы полторы банки меда найдем!
Первый: От смеха держусь за живот…
Ведущий: Полутора банками меда вполне
Второй: Могли б наслаждаться три дня.
Первый: Я вам о полутора банках скажу:
Они в животе у меня!
Все: Сочинили песенку мы для детворы,
Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном – винительном пишут полтора,
А в других падежах пишется полутора! (А.Хайт)
Ведущий1. Чтобы правила знать, надо память тренировать!
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Первый: (ведущему) Вот скажите, сколько человек должен уроки учить?
Ведущий: Это трудно сказать. Одному хватает часа, а другой полдня должен сидеть. Тут все зависит от человека.
Первый: А вот я в школе когда учился, совсем не занимался. Все на лету схватывал. И математику, и историю, и географию…
Второй: Ой-ой! Схватывал! Да ты и сейчас географию не знаешь.
Первый: Я не знаю? Я все знаю! Вот спроси меня чего-нибудь.
Второй: И спрошу. Скажи нам, пожалуйста, кто живет в Швейцарии?
Первый: Швейцары.
Второй: Ой, швейцары! А кто тогда живет в Швеции?
Первый: В Швеции?.. Тоже швейцары.
Второй: Как же так получается? В Швеции – швейцары и в Швейцарии – швейцары?
Первый: А они переезжают туда – сюда.
Второй: Туристы, да?
Первый: Да!
Второй: Ладно, допустим. А скажи, пожалуйста, кто живет в Персии?
Первый: Персики!
Второй: Персики! Эх ты… Ладно, последний раз тебе вопрос задаю. Скажи, кто живет за морем? Знаешь?
Первый: Знаю.
Второй: Скажи.
Первый: Заморыши!
Второй: Эх ты, хвастун! Память у него… вот у меня память, так это память.
Ведущий: Какая же у вас память?
Второй: Удивительная, вот какая!
Первый: Ну да?
Второй: Да. Мы еще в первом классе таблицу умножения проходили, а я ее до сих пор помню.
Первый: Молодец!
Второй: Конечно. Пятью пять – двадцать пять, шестью шесть – тридцать шесть, семью семь – сорок семь.
Ведущий: А семью восемь?
Второй: Сорок восемь.
Первый: Память у тебя! Ничего не помнишь. Вот у меня память настоящая, и то не хвастаюсь. Я могу любое стихотворение запомнить с первого раза.
Ведущий: Любое?
Первый: Любое.
Ведущий: Ну, хорошо! Сейчас проверим. Слушайте: «Жили- были старик со старухой у самого синего моря. Жили они тридцать лет и три года».
Первый: Все?
Ведущий: Пока все.
Первый: Пожалуйста. Я даже с выражением прочту. «Жили -были старик со старухой у самого синего моря. И было ему тридцать лет, а старухе три года».
Второй: Вот так память: старухе -три года.
Ведущий: Погодите смеяться. Мы еще вашу память не проверили.
Второй: Пожалуйста, проверяйте. Я не то что стихи, прямо из учебника запомнить могу.
Ведущий: Хорошо, запоминайте: «Горилла, животное, рост один метр семьдесят сантиметров, живет в лесах Африки, питается бананами». Повторите.
Второй: Пожалуйста. Гаврила. Животное. Рост одни метр семьдесят сантиметров. Живет в лесах Арктики. Питается баранами.
Первый: Никакой у тебя памяти нет, никакой.
Второй: Есть. И получше, чем у тебя.
Первый: Ладно, если у тебя такая хорошая память, тогда вспомни и скажи, где водились мамонты?
Второй: Хо-хо-хо. Где? Не где, а с кем.
Первый: Хорошо, скажи ,с кем водились мамонты.
Второй: С папонтами, вот с кем.
Первый: Да, ничего ты не знаешь и запомнить ничего не можешь.
Второй: Это ты вопросы такие трудные задаешь. А вот ты ответь мне на простой вопрос: Что добывают в Кривом роге?
Первый: В Кривом Роге добывают … рога!
Второй: Какие рога?
Первый: Какие рога, какие рога… Кривые! Вот какие!
Второй: Да, никакой памяти у тебя нет.
Первый: Это у тебя нет!
Ведущий: Не спорьте, друзья мои. Я думаю, что все ребята уже убедились, какая у вас великолепная память. Вы уж хотя бы постарайтесь вспомнить, что вы сейчас должны сказать ребятам.
Ведущий: По шпаргалке каждый может. Вы без нее скажите. (Отбирает шпаргалку).
Первый: Пожалуйста. (Достает еще шпаргалку). Выступает…
Ведущий: Нет, сами скажите. У вас же хорошая память. (Отбирает шпаргалку).
Второй: Можно я скажу? Без всякой шпаргалки.
Ведущий: Прошу.
Второй: (Точно и без запинки объявляет номер) «Весело и в рифму»
Ведущий: Молодец! Надо же. Вспомнил и без шпаргалки. Очень рад за тебя. (Шпаргалка у ведущего на спине). (А.Хайт)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Первый: Взрослые часто говорят ребятам: у вас счастливое детство, счастливое детство! А что же тут счастливого? В магазин сходи, полы подмети и уроки выучи.
Второй: Просто помесь крепостного крестьянина с учеником получается.
Первый: Чего мне стоило одна формула корней квадратного уравнения! Помнишь?
Второй: Помню. Смутно, но чуть – чуть.
Ведущий: А, я по правде говоря, уже совсем забыл, что такое квадратное уравнение и чем оно отличается от круглого, например, или прямоугольного.
Второй: А мне никак русский язык не давался. Особенно я в ударениях путался. Да я и сейчас не знаю, как правильно говорить: творог или творог? каталог или каталог?
Ведущий: Да, явно наша медицина отстает.
Первый: А причем здесь медицина?
Ведущий: А притом, что давно уже нужно выпускать таблетки обучательные. Проглотил одну- запомнил закон Архимеда. Проглотил другую - пожалуйста, Бином Ньютонам у тебя где?
Второй: Где?
Ведущий: В голове. Проглотил третью и, пожалуйста, заучил теорему Пифагора: пифагоровы штаны на все стороны равны.
Первый: А между прочим теорема Пифагора совсем не про штаны.
Ведущий: Да? А про что?
Первый: Про то, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета.
Ведущий: Удивительно! а почему это я про штаны запомнил?
Второй: Наверное, потому, что весело и в рифму.
Ведущий: А может, и нам также поступать с ударениями. Исполним про них песенку. Весело и в рифму – и сразу запомним, как правильно говорить разные слова
Первый и Второй: (потрясены) Прекрасная мысль!
Кто с правилами дружен,
Тот твердо убежден:
Фарфор нам очень нужен,
А фарфор не нужен.
Нельзя сказать алфавит,
А только алфавит,
Кто говорит алфавит,
Неверно говорит.
Не говори каталог
А только каталог.
А творог?
Можно творог,
Но можно и творог.
А если в магазин вдруг
В портфели завезли,
То не ходи в магазин,
Не купишь портфели.( Э Успенский)
Первый: Очень многие люди ,взрослые и ребята, путаются и не знают, как правильно говорить: статуя или статуя? Партер или партер?
Ведущий: И здесь нам поможет песенка.
И пусть не будет тайной
Для взрослых и ребят,
Что в парке не статуи.
А статуи стоят.
А если вы в театр
Явились, например,
То не ходите в партер,
Пожалуйте в партер.
Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шофер,
А нас везет шофер.
Шофер, он любит дело,
Профессию свою,
А с шофером мы смело
Влетим в аварию.
Первый: Надо же, как здорово!
Второй: Чего же тут здорового, если мы в аварию влетим?
Первый: А я не про аварию говорю, а про то, как легко ударение запоминается. Мне кажется ,и ребята тоже запомнят, как эти слова говорятся.
Ведущий:Не зря же я, ребята ,
Учебники листал
Почти что целый квартал,
А правильно квартал. .( Э Успенский)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
На сцене Ведущий (по сценке) и Первый, выбегает Второй.
Второй: (запыхавшись) Ой, извините, пожалуйста, я задержалась. Книгу интересую читала!
Ведущий: Очень хорошо, что вы любите книги. Жаль только, что вы читаете не вовремя.
Второй: Все, больше не буду (кидает книгу на стол).
Ведущий: Что вы делаете? Вы же совершенно не умеете обращаться с книгами.
Второй: А что с ними обращаться? Прочел, да и все!
Ведущий: Вот – вот, так многие и думают… Ну – ка давайте сюда эту книгу. Покажите нам, как вы умеете читать.
Второй: Пожалуйста (поплевывая на палец, переворачивает страницы).
Ведущий: Вот, пожалуйста!.. Разве можно облизывать пальцы?
Второй: А что облизывать? Страницы?
Ведущий: Подумайте сами: приятно будет другому читать после вас эту обслюнявленную книгу?
Второй: Пока другой читать будет, все высохнет.
Ведущий: А уголки страниц будут уже испорчены. Нет, это только кажется, что книжку читать просто. Вот скажите, как запомнить, на какой странице вы прервали чтение? Ну, предположим, вы читали – читали, и вдруг к вам зашел приятель…
Первый: Очень просто. Загнуть уголок и все.
Второй: Эх, ты! Так опять страница испортится! Я по-другому делаю: предположим, я остановился на двадцать четвертой странице. Я спокойно закрываю книгу и пишу на обложке: 24. И все страницы, как новенькие.
Ведущий: А обложка?
Второй: Обложку же никто не читает.
Ведущий: Я думаю, что кроме вас, все ребята знают, что надо пользоваться закладкой. И можно было бы всем об этом не напоминать, если бы вы всегда помнили слова: «Берегите книгу».
Первый: Она дорогая.
Ведущий: Не в том дело, дорогая она или дешевая, толстая или тонкая.
Второй: Правильно! Вот у меня была тонюсенькая книжечка, а я ей двадцать три мухи убила.
Первый: Стыдно так книгу использовать! Я тоненькие книги всегда под стол подкладываю, чтоб не шатался.
Ведущий: Ну, хватит! От ваших разговоров я уже сама начала шататься. Вы мне напоминаете ребят, которые кидаются книгами и даже бьют ими друг друга по голове. Они, наверное, думают, что так в голове будет больше знаний.
Первый: Нет, мы не такие. Я, например, книгу люблю и не расстаюсь с ней ни в автобусе, ни за обедом.
Ведущий: Плохо! За обедом надо обедать, а не читать. Вот так пообедаешь на книжке, а потом не разберешь, где Швабрин, а где бульон, где Гринев, а где компот.
Второй: Компот можно всегда узнать ,по косточкам.
Ведущий: А человека по книге. Вот у меня в руках хрестоматия, которая побывала в руках не то читателя, не то писателя. Он все страницы исписал своими замечаниями и добавлениями.
Первый: Зачем?
Ведущий: Уж я не знаю. Наверное, этот школьник хотел улучшить Некрасова. Вот, смотрите: «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно: покой и простор». И воспаление легких. Это уже он добавил. Новый Некрасов!
Второй: Да, это он зря. Если узнают, нагореть может.
Ведущий: Причем здесь нагореть? Разве в этом дело? Важно, чтобы каждый относился к книге, как к другу. И помнил, сколько людей стараются для того, чтобы ты мог встретиться со своим другом. (А.Хайт)