Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки языков"»
Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку: «Знатоки языков».
Из книги « Вавилонская башня и другие библейские предания » под редакцией К.Чуковского. « Горизонт » Москва, 1991 г.
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вместе и выстроим высокую башню! – сказал один. Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору – и закипела работа!
Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти обжигают в печах, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню….
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в вёдра с синей краской. Но Богу не понравилась их затея – не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.
« Это оттого они умудрились свою башню выстроить. – подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!»
И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали золотые листы для кровли. А кузнецы не понимают ни слова.
И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга…
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять! И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов (и множество национальных языков ).
Цель мероприятия: стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Подготовка к игре: Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели русского языков в колледже.
Слово о независимости, закон о языках…..
Казахстан – одна из самых многонациональных республик. Здесь живут представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга.
В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы народов, предупреждение недоразумений в отношении национальных чувств и достоинства нации и создаются условия для свободного, беспрепятственного развития языков. Свидетельством серьезного отношения государства к языковым вопросам является их правовое регулирование. В Конституции РК записано: 1.В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. 2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана. Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые украинские и русские частушки, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерывается зажигательной лезгинкой… А самое главное, что всех нас объединяет - великое чувство гордости за свою страну.
Правила игры:
1. Команды играют по очереди;
2. На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью секундомера);
3. После того как время обсуждения завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;
4. Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;
5. За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается поражение в данном раунде;
6. Если команда не дает правильного ответа, то право ответа предоставляется другой команде без потери своего хода.
7. В каждой категории вопросов имеется 1 специальный вопрос с «черным ящиком».
Ход мероприятия:
Ведущий: Все хотим, все хотим, все хотим на свете знать.
Здравствуйте, ребята! Да, на самом деле всЕ знать хотят почти все люди на земле, тем более студенты, ведь такие знания позволили бы им получать только отличные отметки на уроках и поступать в самые престижные вузы. Но только ли для этого человеку нужны знания? “Конечно, нет”- скажете вы и будете абсолютно правы. И сегодня, здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы.
1 раунд. Представление команд ( название, девиз ), выбор капитанов (на трех яхыках).
2 раунд.
1. Блиц –вопросы.
Какой раздел науки о языке занимается изучением звуков?
Какой раздел науки о языке занимается изучением морфем?
Какой раздел науки отвечает за слова?
За фразеологизмы?
За образование слов?
За части речи ?
Қазақстанның мемлекеттік рәміздері
Тұлпар қай рәмізде бейнеленген
Қыран қай рәмізде бейнеленген
Әнұранның алғашқы жолы қалай басталады
Рәмізде қамтылған негізгі түстерді атаңыз
6. Тәуелсіз елдің белгілері
7. Қазақтың ұлы ақыны кім?
8. Қазақстанда «Тіл туралы заң» қашан қабылданды?
How many letters in the English alphabet? ( 26 letters)
What is the capital of Great Britain? (London)
How many sounds in English language? ( 44 sounds)
Name the countries of Great Britain. ( England, Wales, Scotland, Northern Ireland)
What is the oldest university of England? ( Oxford university)
Name the traditional English dish for Christmas. ( Turkey)
What is the name of highest mountain of Great Britain? ( Ben Nevis)
Name the 6 vowel letters. ( A, E, I, O, U, Y).
2.«Пословицы и поговорки». Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.
Пословица
Правильный ответ
Семь бед - …
люби и саночки возить
один ответ
Что с возу упало, то…
не садись
пропало
В мешке шило …
не ездят
не утаишь
Гусь свинье …
а два - лучше
не товарищ
Не в свои сани…
пропало
не садись
В Тулу со своим самоваром…
не утаишь
не ездят
Любишь кататься…
не товарищ
люби и саночки возить
Один ум хорошо…
один ответ
а два - лучше
1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)
2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).
3.Корень ученья горек, а (плод сладок).
4.Слово серебро, (молчание – золото).
1. An apple a day keeps the doctor away. ( Кушай по яблоку в день, и доктор не понадобится.
2. Tastes differ. ( О вкусах не спорят)
3. Good health is a good wealth. ( Здоровье - вот лучшее богатство)
4. Easy does it. ( Тише едешь, дальше будешь)
5. East or West, home is best. ( В гостях хорошо, а дома лучше)
6. Haste makes waste. ( Поспешишь – людей насмешишь)
7. Practise makes perfect. ( Повторение – мать учения.)
8. A friend in need is a friend indeed. ( Друг познается в беде)
Мақалдың дұрыс жауабын көрсет.
Батыр туса - а) дарымайды
Жаңбыр жауса жоламайды.
2. Батырға оқ ... ә) ел ырысы
Батылға жау ... жер ырысы.
2
1. ... береке бар.
2. ... – алтын бесік.
3. ... - өлең төсегім.
4. ... үшін отқа түс – күймесін.
Керекті сөздер: Ел іші, Өз үйім, Бейбіт елде, Отан.
Внимание! Черный ящик.( +2 балла )
В ящике лежит ветка растения со съедобными листьями. Это растение посвящали богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что это за растение?
Ответ: Это лавр благородный.
3 раунд.
1. Вопросы-шутки
1. В каком слове сорок гласных? Сорока.
2. В каких словах по сто согласных? Стол , стон, стог, стоп.
3. Какой алфавит состоит всего из шести букв? Азбука.
4. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
5. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? Он - но.
6. В каком числительном содержится приказ? Три.
7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? Нос.
8. В каком слове 100 отрицаний. Стонет
Что у цапли впереди, а зайца позади? (буква «Ц»)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
В каком слове сорок гласных? (сорока)
В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ) В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
4 раунд.
«Найди замену»
Русские слова
Иностранные слова
Правильный ответ
валюта
обезболивание
деньги
карцер
зрелище
тюрьма
наркоз
представление
обезболивание
шоу
деньги
зрелище
коммерция
сообщение, изложение
торговля
презентация
тоска
представление
резюме
торговля
сообщение, изложение
ностальгия
тюрьма
тоска
валюта – currency
карцер – isolation ward
наркоз – anesthesia
шоу – show
коммерция – commerce
презентация – presentation
резюме- summary
ностальгия – nostalgia
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ) Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.)
5 раунд.
Блиц –вопросы.
«Знаете ли вы?»
1.«Ночь перед рождеством »написал ( Н.В.Гоголь) 2. Самый веселый человек, который живет на крыше? (Карлсон) 3. Волшебник, колдун, чародей... (маг) 4. Автор стихов «Дядя Стёпа» (С.Михалков) 5. Известный русский баснописец? (И.Крылов) 6. Имя мальчика-луковки (Чиполлино) 7. Автор «Мойдодыра» (К. Чуковский) 8. Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус» (М.Ю.Лермонтов) 9. Автор строчек « Мороз и солнце- день чудесный..» ( А.С. Пушкин ) 10. Автор строчек « Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» ( М.Ю. Лермонтов )
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ). В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари.
Ему приписывали чудодейственное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов меча. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. Ответьте, что лежит в черном ящике?
Ответ: луковица.
6 раунд.
1. Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
11. a small animal with a soft body that crawls very slowly. ( snail)
12. money in actual use in a country. (currency)
13. a piece of ground on which fruit trees are grown. ( orchard)
14. all the land drained by a river and the streems that flow into it. ( China)
15. a group of animal or plants that have certain permanent characteristics in common. ( species)
16. a main division of a book, written about ( chapter)
В черном ящике находится то, что говорит молча (ответ: книга)
Дополнительный вопрос (зрителям )
Внимание! Черный ящик. По народным преданиям, на создание письменности и выбор существующих ныне иероглифов в Японии оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (Это куры с их своеобразным отпечатком лапок.)
Жюри подводит итоги.
Вот и подошла к концу наша программа
И в завершении нашего мероприятия хотелось бы прочитать вам стихотворение Е. Елубаева.
«Самый богатый человек».
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.