kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "сила слова, или яд сквернословия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день тема сквернословия является  особенно актуальной.

Школьникам не хватает словарного  запаса, чтобы выразить мысль, они не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании, поэтому употребляют сленг.Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

 Новизна в подаче материала заключается в том,  что в данной разработке переплетается  этимология слов с открытиями  и фактами ученых наших дней, которые доказывают : сквернословие вредит здоровью, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создает иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся подросткового возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "сила слова, или яд сквернословия" »




Внеклассное мероприятие


«Этот дар, переданный нам нашими предшественниками..»




Заместитель директора по УВР

Пастухова Ирина Петровна
















г. Петропавловск

2013 г.


Пояснительная записка:


На сегодняшний день тема сквернословия является особенно актуальной.

Школьникам не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль, они не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании, поэтому употребляют сленг.Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Новизна в подаче материала заключается в том, что в данной разработке переплетается этимология слов с открытиями и фактами ученых наших дней, которые доказывают : сквернословие вредит здоровью, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создает иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся подросткового возраста.

























Содержание.

Тема: Сила слова или яд сквернословия"

Рекламный заголовок: «Этот дар, переданный нам нашими предшественниками..»

Цель: Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову.

Задачи: Заставить задуматься об употреблении в речи слов-паразитов, бранных слов, показать негативное влияние таких слов на человека, познакомить с этимологией и истоках сквернословия .

воспитать культуру языка, развить языковой вкус, личность, стремящуюся к самосовершенствованию, расширить знания в области русского языка, обогатить словарный запас учеников.

Подготовительная работа



  • Подготовить плакат “Дерево доброты”.

  • Оформить кабинет наглядными материалами Приложение 1 (стихи, пословицы, поговорки).

  • Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва “Дерева доброты”).

Содержание

1 стадия .Вызов .Вступительное слово учителя, объявление темы урока, проблемный вопрос, работа над эпиграфом


2 стадия. Осмысление (интермедия «Поговорим», видео- и аудиозаписи, слова ведущих, чтение стихотворений)

3.Информационный материал.

3.Игра “Волшебный микрофон”.

4.Упражнение “Дерево доброты”.

3 стадия .Рефлексия .Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток.


Ожидаемый результат: Заставить задуматься об употреблении в речи слов-паразитов, бранных слов, исключить их из активного употребления и речи,

воспитание культуры языка, развитие языкового вкуса, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Методические рекомендации: мероприятие рекомендовано проводить для учащихся 7-9 классов

Список использованных источников информации:

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.





















Ход мероприятия.


Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Н.Заболоцкий

1.Вступительное слово : Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем СМС. Сегодня мы будем говорить о нас, о языке, на котором мы говорим Здесь, наверно, уместно вспомнить стихотворение Сергея Острового:

2. Чтец 1:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извините меня!-

Это значит:

- Исключи меня из вины!-

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!-

Это значит:

- Берегами меня окружи!-

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!-

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!-

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Чтец 2:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести

Яркой иллюстрацией к этим строчкам является старинная легенда о том, как в Древней Греции спартанцы, оказавшись в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, — силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его пением, воспрянули духом и разбили врагов.

Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека. История развития человеческого общества свидетельствует, что во все времена яркое и страстное слово всегда оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки.

2.Объявление темы урока. Рекламным заголовком нашего мероприятия я взяла строчку из стихотворения : «Этот дар, переданный нам нашими предшественниками..».

1. Игра "Необычные приветствия"

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь ..." - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

2. Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

3. Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.



3. Чтец 2: стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

4.Слово учителя: Об эпиграфе и смысле этих строчек мы поговорим чуть позже, а пока только озвучим их (зачитывается эпиграф).Итак, что же значит «беречь язык»? От кого беречь? Разве у языка есть враги? Оказывается, есть. И враги эти- слова-паразиты, бранные слова, матерная брань. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Ведущий-2: Все мы часто слышим такие выражения и слова, как :таксказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Ведущий-3: Одним из самых распространённых слов-паразитов
является «как бы». Ему далее песню посвятили:

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, далее не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий -1: Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни - она мне нравится.

  2. Ловлю кайф — получаю удовольствие.

  3. Понтово - получаю удовольствие.

  4. Прикол - шутка.

  5. Отпад - замечательно.

  6. Тащиться - быть в восторге.

  7. Выделываться - вести себя вызывающе..

Почему дети и подростки употребляют сленг: 1) школьникам просто не

хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль; 2)
стремление к разнообразию; 3) подростки просто не хотят, чтобы их
понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.
Учитель: Психологи уверены: увлечение сленгом –дурная, но

проходящая мода.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет
нашу речь.

Болезнь сленга - это всё-таки болезнь детская, а значит должна
проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не
только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

  • Как дела?

  • У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к
    шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка... А он
    давай выпендриваться. Варежкуразинул. Да как дерябнется. Сам
    с фингалом. Училка чутьс катушек не скатилась, а великгикнулся.
    Во ржачка!

  • А что, там лошадь была?

  • Какая лошадь?

  • Ну-ка, давай всё сначала.

  • Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль...

  • Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

  • Ну, парень длинный подкатил к шкету...

  • Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед ушкета...

  • У какого шкета?

  • Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

  • С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Носу него такой... Ну вот. Говорит, дай
велик. Сел и почесал.

  • У него что, чесалось что-нибудь?

  • Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и
    стал кочевряжитъся. Варежкуразинул и дерябнулся.

  • Чего, чего?

Учитель: -А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий 2: Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка
является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение,
сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не
сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно,
незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже неможет построить элементарное предложение, не употребив бранных слов.

Ведущий- 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе
(правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей
семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется
чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие
только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан
матерью. Матерщинник - богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения
матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни.
В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием,
формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди
вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их
волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить
нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома
нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Таю/се нельзя было
ругаться в лесу - леший может обидеться, на берегу речки или
озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было
выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно
место - поле. Отсюда и выражение - «поле брани».

Ведущий -2: Если посмотреть на историю происхождения и
значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает
«крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А
подражание было звукам животных в брачный период. В Древней
Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим
матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
Мат - отголосок ритуального колдовского проклятия,
противоположность молитвы.

Ведущий -3:На Руси до середины 19 века сквернословие не только
не было распространено, но очень долго являлось уголовно
наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали
публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности
Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей
может быть признано лишь при полном воздержании от бранной
ругани.

Ведущий -1: Скверное слово - чёрная энергия, несущая
уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому
что учёные неоднократно доказывали губительное влияние
сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник
Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор
многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он
создал аппарат, который переводил человеческие слова в
электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны
влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-
техники учёный решил проверить, как отражаются на живом
организме злые и добрые слова.

Ведущий -2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они
«взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его
наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов
приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и
рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их
длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты
на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель
регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые
фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие
стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый
магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова - аппарат
зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные
спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной
группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей - огромная
разница, но исследования показали: генетические аппараты всех
живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё
не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида
приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, ате-к
совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка,
анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он
не только способствует снижению интеллекта, провоцирует
преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает
нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы,
приводит к раннему старению и преждевременной смерти.






















Учитель: Слова - хорошие возбудители, стимулирующие наше
воображение. Мы, люди, чувствуем, что слова - это нечто большее, чем
просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. Большой знаток
слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с
человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь

человека- этовидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и
духом».

Словарь современного литературного русского языка Академии наук
состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Если мы
обратимся к творчеству нашего великого русского поэта А.С.Пушкина, то
пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290
слов, А по социологическим исследованиям словарь современного взрослого
человека состоит из 5-8тысяч слов. Какие безграничные возможности есть у
современного русского человека для обогащения своего запаса слов.
Учитель:

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С
языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя;
словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между
телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва
обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И
в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят
на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые,
спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку
уверенность в себе, укрепить его Какие это слова? Психологи утверждают,
что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера»,
«надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это
утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня,
каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не
забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень
хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)

Учитель: Мне кажется, у нас в классе стало, как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Учитель: Как избавляться от сквернословия?

Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько
положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Ученик:1. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться
выглядеть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для
этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить,
если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор
не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я
сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Попробуй устоять в такой позиции.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы
властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Ученик:2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным
словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг
(профессиональный, социальный, семейный).

«Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».
Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться,
что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не
вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда,
когда совсем не думает об этом.

Ученик:3. Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление
не означает вседозволенности.

Ученик: 1. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем
исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса,
группы можно.

Ученик:2. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет
настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово.

Ученик:3. Как раньше боролись со сквернословием?

«Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова,
от него отлетает ангел».

Защиты не будет. Крыша не будет над тобой.

Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого
слова наши».

Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг
сорвалось.

Моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль —
это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь,
когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой
природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из
подворотни?

Учитель: Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику,
внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.
Учитель: И правда то, что мы слышим ненормативную лексику,

употребляем ее. Трудно противостоять моде, современному бегу времени, но
послушаем слова Д.С Лихачева.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и
культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!

И, действительно, почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно
пытайтесь быстро скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою
речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух
окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не
будет стыдно за сказанное.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

5. Упражнение “Дерево доброты”. Ведущий предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

Заключение. Стихотворение «Слова»)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава

-Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы,

-Горькие слова, слова - полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

- Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!

Учитель: Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Чтец 3: «Как не стыдно»

Мы в равнодушии своем

Зациклились на мысли,

Что фраза: «Здесь я ни при чем!»

Звучит в привычном смысле.

Слова же : «Как не стыдно вам!»

Почти не произносят,

Стыдить кого-то стыдно нам,

За это не возносят.

А ведь, бывало, пристыдят

За брошенный окурок

И осуждающе глядят

На грязный переулок.

Стыдились водку распивать

На лавочках у дома,

Подружек страстно целовать

При людях незнакомых.

Стыдились выражаться вслух,

Старались держать марку,

Сейчас же маты режут слух,

Речь, превращая в свалку.

Зачем же нужно уступать

Безнравтсвенности тропку?

Зачем все глубже забивать

В культуру нашу пробку?

Ведь можно просто пристыдить

Всех тех, кому не стыдно,

Одну лишь фразу говорить,

Когда грязь очевидна.

Взывая к тем простым словам,

Не будет так обидно.

И я спрошу: «Не стыдно вам

За то, что им не стыдно?»

Учитель: А теперь пришло время обратиться к нашему эпиграфу, слова которого прозвучали в начале урока. Как Вы теперь их понимаете?

( ответы учеников). Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной Московской школьницы:

Как богат и свободен наш Великий язык.

Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет!Это только лишь казаться
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! Раздать ученикам памятки.

Памятка « Как избавиться от сквернословия?»

Психологи утверждают, что достаточно четырех пунктов:

  1. перестать ругаться самому,

  2. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

  3. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
    4. читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения,
    афоризмы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "сила слова, или яд сквернословия"

Автор: Пастухова Ирина Петровна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства