kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (игра по теме: "Лексика")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку  « Счастливый случай»  (игра по теме: «ЛЕКСИКА») удобно проводить с учащимися 7 классов в рамках предметной недели по русскому языку. Учащиеся могут быть разделены на несколько команд, каждая из которых имеет свое название. Игра состоит из 8 туров. Развивает умение и навыки учащихся в пополнении словарного запаса, кругозора, применение фразеологизмов в необходимых ситуациях, сопоставление содержаний пословиц, схожих с английскимим пословицами. В итоге проведения у учащихся появляется интерес и стремление изучения данной темы.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (игра по теме: "Лексика") »

Учитель русского языка и литературы

Хайрамбаева Гульнара Булатовна

СОШ имени Ы. Алтынсарина

Таскалинский район

Западно-Казахстанская область



Внеклассное мероприятие по русскому языку

« С Ч А С Т Л И В Ы Й С Л У Ч А Й »

(игра по теме: «ЛЕКСИКА»)


1.ПОСЛОВИЦЫ


Найдите русский эквивалент английской пословицы.

  • Не вози уголь в Ньюкасл. (В Тулу со своим самоваром не ездят)

  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)

  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)

  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)

  • Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин. (На безрыбье и рак рыба)

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок. (Тише едешь - дальше будешь)

  • Красивыми словами пастернак не помаслишь. (Соловья баснями не кормят)


2. С ГОЛОВЫ НА НОГИ


Каждое слово замените антонимом (контекстуальным) и получите известную фразу.


  • Во дворе мух ловили. (По улицам слона водили).

  • Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок. (Сказал – и в темный лес ягненка поволок).

  • Искусство проигрывать. (Наука побеждать).

  • С грохочущего мелководья ангелы убегают. (В тихом омуте черти водятся)


3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-СИНОНИМЫ


К каждому фразеологизму подберите синонимичный фразеологизм.


  • Кот наплакал. (С гулькин нос; капля в море; всего ничего; раз-два и обчелся; по пальцам перечесть)

  • Во всю прыть. (Со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парах, не успеешь моргнуть)

  • Видимо-невидимо. (Тьма-тьмущая; пруд пруди; как собак нерезаных; девать некуда; конца-краю нет)

  • В тот же миг. (Сию минуту; с места в карьер; по горячим следам; по

щучьему велению)



4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ…


  • Кожа да кости.

  • Дырявая память.

  • На всех парусах.

  • Перемывать косточки.

  • Хоть кровь из носу.

  • Сбить с толку.

  • Как рыба в воде.

  • Попасть пальцем в небо.

  • Из рук валится.


5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ


Найдите лишний фразеологизм, объясните выбор.


  • Хоть пруд пруди.

Кот наплакал.

Тьма-тьмущая.

Яблоку негде упасть


  • Во все лопатки

Сломя голову.

Черепашьим шагом.

В мгновение ока.


  • Слово в слово.

Тютелька в тютельку.

Вилами на воде писано.

Комар носа не подточит.


  • Попасть впросак.

Попасть на седьмое небо.

Попасть в переделку.

Попасть в переплет.




6. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ


Восстановите фразеологизмы:

  • его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

  • Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.


7. ПРАВДА ЛИ, ЧТО…


Каждая команда получает по вопросу, ответ на который должен начинаться

со слов: Как вам сказать… и заканчиваться словами: Так что в этом

утверждении есть доля истины.

  • Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?

  • Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?


8. ЧТО ЭТО?


Вопросы для первой команды:


1. Из них состоят словосочетания и предложения.

2. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

3. Слова с одним лексическим значением.

4. Переносное значение слова лиса.

5. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками

значений.

6. Специальные слова, обозначающие научные понятия.

7. Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии.

8. Пример архаизмов.

9. Значение фразеологизма «Кот наплакал».

10. Фразеологизм со значением «очень точно».

11. Разговор между двумя или несколькими лицами.

12. Какую шляпку не наденешь на голову?

13. Что такое ветрило?

14.Слова, пришедшие в язык из других языков.

15.Друг Пушкина, мичман, врач, автор четырехтомного Словаря живого

великорусского языка.

16.Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.


Вопросы для второй команды:


  1. Слова, имеющие несколько лексических значений.

  2. Наука, изучающая словарный состав языка.

  3. В каком словаре можно узнать о происхождении и значении заимствованных слов?

  4. Переносное значение слова красный.

  5. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

  6. Слова с противоположным лексическим значением.

  7. Пример диалектного слова.

  8. Как называются новые слова, вошедшие в язык с развитием науки и техники?

  9. Устойчивые сочетания слов.

  10. Значение фразеологизма бить баклуши.

  11. Фразеологизм со значением «очень много».

  12. Точная, буквальная выдержка из какого-либо текста.

  13. Какой рукав нельзя пришить ни к какой одежде?

  14. Что такое вирши?

  15. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.

  16. Автор современного толкового словаря.

  17. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премий или наград на конкурсах, выставках.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (игра по теме: "Лексика")

Автор: Хайрамбаева Гульнара Булатовна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства