kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН «Путешествие по маршруту: Земля – планета Веселых - Находчивых - Грамотных» для 5-6 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно использовать на внеклассных мероприятиях в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.

           В игре представлены вопросы по разделам «Синтаксис», «Фразеология», «Занимательная грамматика».

           Подобранный материал поможет учащимся увидеть и почувствовать удивительные возможности русского языка, воспитывает в школьниках познавательный интерес и любовь к русскому языку как  учебному предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН «Путешествие по маршруту: Земля – планета Веселых - Находчивых - Грамотных» для 5-6 классов. »

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

КВН «Путешествие по маршруту: Земля – планета

Веселых - Находчивых - Грамотных» для 5-6 классов.



Цели:

воспитывать интерес к предмету;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать бережное отношение к русскому языку;

развивать мыслительную деятельность учащихся;



Оборудование:

плакаты с высказываниями о русском языке;



Объяснительная записка:

форма проведения интеллектуальной игры будет интересна для учащихся 5-6 классов, так как предполагает острый дух соперничества.

Проведение таких игр способствует повышению

интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению ученических коллективов.
















Ведущий: Русский язык! Сколько прекрасного связано с тобой. Лучшие произведения литературы и науки написаны на этом языке. Он велик и богат. Самый точный и самый выразительный. На нем можно говорить и с другом, и с врагом. Он выражает и любовь, и ненависть. 2007 год –был Годом русского языка в мире. Старт года был дан в Париже в январе 2007 года на международной лингвистической выставке «Эксполанг». Основным девизом выставки выбран лозунг «Русский язык – первый язык общения в космосе». Уже 2015 год, а значимость русского языка и интерес к нему только возрастает.

Уметь правильно пользоваться русским языком – вот цель нашего увлекательного путешествия. А отправляемся мы в путешествие на космическом корабле по маршруту: Земля – планета Веселых-Находчивых-Грамотных.

- А вот и экипажи кораблей. (Входят команды)

- Друзья, прежде чем вы отправитесь в путешествие, вы должны поприветствовать друг друга. А наблюдать за нашим полетом будет «Центр управления полетом» и мудрец, который будет нас знакомить с памятными датами этого года.

- Итак, слово командам а, б, в, г классов. В качестве домашнего задания они получили четверостишия о русском языке, о слове.


Приложение№1


Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

М. Ю. Лермонтов.



Язык народа и богат и точен.

Но есть, увы, и строчные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

Н. Рыленков.


…Зачем,

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем?..

Еврипид.


Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче.

Б Ахмадулина.


Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

В. Я. Вестник. «Ода русскому яыку».


Одно и то же слово и совет

На пользу мудрецу, глупцу во вред.

Аль –Хусри.


Где слово русское, там звучны переходы,

Там мощь и тонкость, там простор и пыл.

Там свет горит немеркнущей свободы,

Которой Пушкин песни посвятил…

Ян Судрабкоян (пер. Б Пастернак)


Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Д. Бальмонт.


Язык – это брод через реку времени,

Он ведет нас к жилищу умерших;

Но туда не сможет прийти тот,

Кто боится глубокой воды.

В. М. Иллич-Свитыч.


Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Сабир Абдулла.





Приложение№2



Конкурс№п/п

1.Название, эмблема, приветствие





2.Буква алфавита.





3.Только сущ-ое на «А»





4.Исправь ошибки.





5.Название планеты.





6.Шарады.





7.Пословицы.





8.Синонимы, антонимы, фразеологизмы.





9.Конкурс болельщиков.





10.Дополнительные очки(по усмотрению жюри).









(Слушаем, ЦУП оценивает первый конкурс). Каждая команда занимает место за столами.


Ведущий: Мы приближаемся к загадочной планете, название которой скоро узнаем, а вот и жительница этой планеты. (Появляется буква «А»)

- Уважаемая буква А, почему у вас такой встревоженный вид?

Буква А: На нашей планете беда! Пропала одна из букв алфавита. Мы до сих пор не можем установить, какая это буква. Может быть, вы нам поможете?

(раздает разрезную азбуку)


Пока команды выясняют, какая буква пропала, приглашаю капитанов. (4 человека) Необходимо пройти по сцене, с каждым шагом называя слово, начинающееся с буквы А. (только существительные)



Кто последний называет слово, тот и победил.


Вы справились и с первым, и со вторым заданием. ЦУП оценит вашу работу. А я хочу вам сказать, что на нашей планете есть цех, который исправляет ошибки тех, кто плохо владеет грамотой. Да, кстати, видите объявление: требуются рабочие для исправления текстов. Пока подберут рабочих, помогите нам! (команды получают предложения (одинаковые) для исправления)


Приложение№3

1.Его отец умер, когда ему было девять лет.

2.Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился и приказал снять с него шкуру.

3.В сочинении по картине Васнецова: «На богатырях кольчуги, брюки, варежки».

5.Щенок любит гоняться за кошками. Увидит кошку, оскалит зубы, взъерошил шерсть и помчится.


Команды работают, а мы с вами (болельщики) проведем небольшую разминку.

Задают вопросы залу. (с. 39, 6-7 вопросов)




- Вы успешно справились и с этой работой (обращается к командам), а на прощание я хочу предложить вам сложить из букв, которые вам дадут, название нашей планете. (Раздает конверты с буквами «Родная речь».)


- Молодцы, ребята! Желаю вам удачного путешествия! До свидания!

Ц.У.П. оценивает эти конкурсы (результаты)

Ведущий: Ну а теперь мы приближаемся к планете «1000 вопросов», а вот и житель этой планеты синьор Загадайкин.

С. Загадайкин: Здравствуйте, ребята! Мне сказали, что сегодня здесь собрались самые веселые и находчивые ребята, поэтому я приготовил для вас шарады, которые предстоит вам отгадать. (Загадывает шарады, а ЦУП оценивает. Каждой команде по 3 шарады.


Приложение№4


1.Первое – нота, второе – то же,

А целое – на боб похоже. (фасоль)


2.Мое начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит:

То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)


3.Мой первый слог – в линейках нотных,

Два остальных –защита у животных,

А целое соединит всегда
Деревни, села, города. (дорога)



4.Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растет
Хотя и не растенье. (борода)


5. Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды,

А весь я иногда

Вам нужен для воды. (насос)


6.Первое – нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра. (долото)


7.Слог первый мой – предлог;

Второе – летний дом;

А целое порой

Решается с трудом. (задача)


8.Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом – я материя
И на костюм гожусь. (сукно)


9.Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй,

А в целом – школьный столик твой. (парта)









- Молодцы! (небольшая пауза)

Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит речь, сделает ее ярче. Предлагаю участникам игры посоревноваться в знании пословиц. Закончите начатые пословицы. (Каждая команда по очереди берет по одной пословице и продолжает ее, всего 3 штуки)



Приложение№5

1.Лучше синица в руке…

2.На чужой каравай…

3.Ум хорошо…

4.Не было бы счастья…

5.Слово не воробей…

6.Грамоте учиться…

7.Кто старое помянет…

8.Под лежачий камень…

9.Что написано пером…

10.Ласковое слово лучше…

11.Хорошую дружбу…

12.Скоро сказка сказывается…

13.Взялся за гуж…









- Пока ЦУП оценивает работу команд, мы с болельщиками поиграем. Из двух составь третье.


Приложение№6

Слова напечатаны на карточках (вол-; -окно), их (по 10-15 слов) можно использовать в игре. Вол – окно (осы), приз - рак,

верх - ушки, вино - град, сено - вал, бой - кот, лов - кость,

банк - рот, стол - яр, сад - овод, пол - оса, вес - точка,

мышь - як, яр - марка (кость), рога - тина, плен - ум,

след - опыт, кипа - рис, лес – опилки, мак - ушки, оса - док,

пост - ель, перс - тень, док - лад, кит - ель, град - ус,

свет - елка (лица), пар - ус.



IV. Ведущий: А сейчас самое время предоставить слово мудрецу, который наблюдает за нашим полетом.

Мудрец: Роль русского языка в мире возрастает с каждым годом В этом году мы вспоминали памятные даты, исторические события, которые связаны с языком, и о них я сейчас напомню...(блокнот см.)

А еще мне хотелось бы вам сообщить, что с февраля 2000 года отмечают Международный день родного языка, а в 1996 году в городе Белгород был открыт памятник русскому слову.


Приложение№7









В Белгороде открыли памятник Русскому слову



В мае 2007 года



"Этот памятник единственный в России. В его композиции отражена святость русского языка, его исторические корни, тесная связь языка с православием", 




Ведущий: Большое спасибо уважаемый мудрец, разрешите нам продолжить путешествие? (Пауза, тишина)

- А вот и планета Веселых. Жительница этой планеты Иринка-Смешинка обещала посетить нас. А вот и она!

Иринка-смешинка: Здравствуйте, ребята! Мне сообщили, что сегодня здесь собрались веселые и находчивые! Это правда? (Да!) А если вы любите смех, то мы с вами обязательно подружимся, потому что именно для таких ребят я приготовила веселые задания. (Син. А.Ф)

-Сейчас я дам задание командам, которое они (после выполнения) отправят в ЦУП, а потом поиграем со зрителями (раздает листы)

-Вы, наверно, знаете, что иногда маленькие дети или не слишком грамотные люди неправильно определяют значение слов. Помните, как один мальчик назвал вулкан "извергом"? Как вы думаете, почему? (Потому что он извергается) А ученые и просто любители родного языка - превратили такие ошибки в увлекательную игру. Давайте и мы попробуем старым, хорошо известным словам подобрать новые значения. Игра «Бестолковый словарь». Участники получают карточки и соотносят слова с новыми значениями.


Приложение№8

Астрология – раздел ботаники, разведение астр.

Баранка – овца.

Бездарь – человек, которому ничего не подарили на день рождения.

Весельчак – гребец.

Волнушка – мелодрама.

Головотяп – палач.

Грабли – воровской инструмент.

Графин – муж графини.

Драп – бегство.

Дурман – глупый человек.

Жаргон – аспирин.

Заголовок – затылок.

Зазубрина – правило.

Заморыш – человек, вернувшийся из кругосветного путешествия.

Курятина – курящая девушка.

Курятник – комната для курения.

Отрасль – борода.

Пломбир – стоматолог.

Стриж – парикмахер.

Четвертовать – выставить оценки за четверть.










-Ребята справились с заданием. Работу команд сейчас оценит ЦУП, а я предлагаю игру для болельщиков. Приглашаю по 7 чел. из А и Б классов (Потом из В и Г по 7 чел.) (стр. 216-217 игра)


Приложение№9

Для игры заготавливают два комплекта карточек из картона(20Х30) по семь карточек в комплекте. На каждой карточке крупным шрифтом пишется одна буква из тех, что входят в слово игрушка.

В игре участвуют две команду по семь человек; каждому участнику выдается карточка с буквой, которую он держит перед собой на уровне груди, чтобы все могли видеть букву. Игроки выстраиваются посредине зала или класса двумя рядами (в затылок друг другу и лицом к сцене или классной доске).

Ведущий называет какое-нибудь слово, которое можно составить из букв, входящих в слово игрушка, - «Игра!» Игроки каждой команды, которые на руках имеют буквы И, Г, Р, А, сразу же выбегают из рядов и становятся в шеренгу по одному лицом к остальным участникам и зрителям так, чтобы составилось и можно было прочесть слово игра.

Команде, участники которой составили заданное слово быстрее и без ошибок (перестановка букв не допускается), засчитывается очко. Выигрывает команда, набравшая первой семь очков.

Игру можно сделать более живой и интересной, если ведущий будет включать задаваемое слово в фразу с паузой перед ним, например:

-Сейчас начинается интересная…игра!

-В саду растет…груша!

Это дает возможность играющим сосредоточиться и приготовиться к восприятию слова, которое им придется составлять.

Игрушка – игра, Рига, рак, рука, груша, Шура, круг, рикша, шар. Уши, Кура (река), Кира, шкура, куш, рагу.











ЦУП может оценить игру болельщиков и поставить дополнительные баллы командам. (Объясняет правила игры)

Ведущий: На этом наш полет, который проходил в форме игры, заканчивается. Надеюсь вы убедились, что заниматься таким предметом, как рус. язык, вовсе не скучно, а даже, наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни и во время любых полетов и путешествий (даже в космос)

А теперь мы на планете В-Н-Г и нам остается подвести итоги нашего путешествия, чем и займется ЦУП (подводят итоги, все смотрят музыкальный номер).

- Слово предоставляется ЦУП.

Награждение, грамоты, призы.

Литература:

Журнал «Читаем, учимся, играем», №4,2001год.

М. Л. Грызлова, Внеклассная работа по русскому языку, Учпедгиз, М. , 1960год.

Н. Ф Александрович, Занимательная грамматика, издательство «Народная асвета», Минск, 1965 год.



Данное мероприятие можно использовать на внеклассных мероприятиях в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.

В игре представлены вопросы по разделам «Синтаксис», «Фразеология», «Занимательная грамматика».

Подобранный материал поможет учащимся увидеть и почувствовать удивительные возможности русского языка, воспитывает в школьниках познавательный интерес и любовь к русскому языку как учебному предмету.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Смолякова Анна Николаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства