Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов "Лингвистический лабиринт"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов "Лингвистический лабиринт"
Внеклассное мероприятие рекомендуется проводить в рамках предметной недели русского языка. Оно представляет собой соревнование между двумя командами и состоит из одиннадцати этапов. Выполняя задания, учащиеся имеют возможность показать свои теоретические знания и практические навыки и умения по русскому языку. Игра способствует привитию интереса к изучению русского языка, помогает учащимся развивать коммуникативные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов "Лингвистический лабиринт" »
Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
КГУ «Чистопольская средняя школа
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
для учащихся 5 -7 классов
«Лингвистический лабиринт»
Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна
Цель: привитие интереса к изучению русского языка
Задачи: проверить знания учащихся по некоторым разделам русского языка; развивать логическое мышление, устную монологическую речь учащихся; воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Оборудование: нарисованный лабиринт с цифрами, соответствующими количеству заданий, бумага, ручки, красный флажок.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые любители, ценители и знатоки русского языка – великого и могучего, красивого и богатого. Я надеюсь, что в этом зале собрались те, для кого изучение русского языка является увлекательным путешествием в мир Языкознания, даже если в пути вам встречаются трудности и преграды. Сейчас в ходе игры двум командам предстоит выбраться из лабиринта, причём не простого, а лингвистического, а помогут вам в этом нелёгком деле ваши знания. По мере выполнения заданий от цифры к цифре будет передвигаться красный флажок, так что, дойдя до цифры 11, вы найдёте выход из лабиринта. Итак, вперёд! Оценивать ваши ответы и подводить итоги будет компетентное жюри.
Выполнение заданий.
Задание 1 «Верни слово» (разминка). Команды по очереди подбирают паронимы к предложенным им словам.
«Лингвисты»
«Умники»
Искусный (искусственный)
Лесной (лесистый)
Опечатка (отпечаток)
Сытый (сытный)
Контингент (континент)
Жёсткий (жестокий)
Отписка (описка)
Скрытый (скрытный)
Соседский (соседний)
Мелочный (мелкий)
Абонемент (абонент)
Дождевой (дождливый)
Горный (гористый)
Надевать (одевать)
Человечный (человеческий)
Дерзать (дерзить)
Задание 2 «Крепкий орешек» :соединить начало пословицы с её второй частью
Команда «Лингвисты»
1.Слово не воробей
полезай в кузов
2.Волков бояться
тем больше дров
3.Назвался груздем
люби и саночки возить
4.Любишь кататься
вылетит – не поймаешь
5.Чем дальше в лес
в лес не ходить
Команда «Умники»
1.Близок локоть
да всякий его ест
2.На словах так и сяк
а рукам воли не давай
3.Языком что хочешь говори
один раз отрежь
4.Семь раз отмерь
а на деле никак
5.Не всякий хлеб пашет
да не укусишь
Задание 3 «Удивительное колесо»: найти и записать как можно больше слов, двигаясь по линиям. Затем команды по очереди читают слова и вычёркивают одинаковые. Побеждает команда, у которой осталось больше слов.
К
Е
Н
Л
О
С
О
Задание 4 «Дальше, дальше, дальше…»: сначала на вопросы отвечает первая команда, затем вторая. Если команда не знает ответ, она говорит: «Дальше!»
Команда «Лингвисты»
Команда «Умники»
Сколько падежей в русском языке? (шесть)
Морфология изучает… (части речи)
Что такое инфинитив? (начальная или неопределённая форма глагола)
Суффикс, который может стоять после окончания (-СЯ)
Причастие объединяет признаки прилагательного и … (глагола)
Что пишется в середине числительных 50, 700, 80? (Ь)
Когда в корнях с чередованием букв Е и И пишется И? (если после корня есть суффикс –А-)
Чем отличается сложное предложение от простого? (в нём не менее двух грамматических основ)
Что такое антонимы? (слова с противоположным лексическим значением)
Когда в приставках пишется З? (если корень начинается со звонкой согласной)
Назовите служебные части речи (Предлоги, союзы, частицы)
Синтаксис изучает (словосочетание и предложение)
Каково общее значение имён прилагательных? (признак предмета)
Назовите суффикс глаголов прошедшего времени (-Л-)
Деепричастие объединяет признаки глагола и … (наречия)
После приставок МЕЖ-, СВЕРХ-, ДЕЗ- корень слова начинается с буквы Ы или И? (И)
Какие формы времени есть у причастия? (прошедшее и настоящее)
Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ? (без Ь)
Что такое омонимы? (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разны по значению)
Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка и суффикс)
Задание 5 «В карман за словом»: Из предложенных вариантов лексического значения слов выберите правильный вариант.
«Лингвисты»
«Умники»
1.БЛЮЗ
А) блюдо итальянской кухни
Б) тёплое течение
В) жанр джаза
Г) легковой автомобиль
1.АРИЯ
А) садовый цветок
Б) отрывок из оперы для солиста
В) маленькая птичка
Г) детская игра
2.ГЕЙЗЕР
А) аппарат для изготовления газированных напитков
Б) хищное животное
В) фонтан с горячей водой
Г) инструмент слесаря
2.ОРАКУЛ
А) чертёжный инструмент
Б) особая порода овец
В) оратор
Г) предсказатель будущего
3.БРА
А) плетёный шнур
Б) настенный светильник
В) пирожное
Г) африканская змея
3. ГИГИЕНА
А) овощное рагу
Б) накидка из меха
В) пустыня в Африке
Г) наука о здоровье человека
Задание 6 «Словесный конструктор»: Из букв слова СЛОВЕСНОСТЬ составить как можно больше слов – имён существительных в И.п. ед.ч.
Задание 7 «Кластер»: составить кластеры со словами СПОРТ (команда «Лингвисты») и ВЕСНА (команда «Умники»)
Задание 8 «Толковый словарь»: определить, верно ли даны толкования слов, если нет, дать правильное лексическое значение.
«Лингвисты»
«Умники»
Бездарь – человек, которому ничего не подарили.
1.Левша – самка льва.
Весельчак – гребец.
2.Странник – чудак.
Графин – муж графини.
3.Тычинка – указательный палец.
Заголовок – затылок.
4. Ряженка – модница.
Сосняк – тихий час.
5. Стриж – парикмахер.
Попадья – результативная баскетболистка.
6. Крахмал – маленькое поражение, неудача.
Задание 9 «Логопед»: быстро и без запинки прочитать сначала скороговорки, а затем зашифрованные предложения
«Лингвисты»
«Умники»
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
1. Осип охрип, а Архип осип.
Опять пять ребят нашли пять опят.
2. Стоит поп на копне, колпак – на попе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3. Пошёл косой козёл с косой за козой.
Прежде чем Иван 40кин о5 сядет за 100л, он 3жды вытрет клеёнку.
За 3дцать дней 3фон 1цов с3жёт головы 7е 3жды.
Задание 10 «Самый зоркий»: в этих фразах спрятаны названия птиц. Найдите их:
«Лингвисты»
«Умники»
Дон и Волга соединены каналом. (иволга)
1. Топор ёлку рубит. (орёл)
На улице у крыльца плясали и пели. (цапля)
2. Войдя во двор, она окликнула сына. (ворона)
Задание 11 «Оратор»: командам предлагается вытянуть одну из напечатанных на листочках тем высказывания и без предварительной подготовки выступить, приводя аргументы.
Темы выступлений:
Книга – наш друг и учитель.
Почему нужно беречь лес?
Скажем «НЕТ» вредным привычкам.
Почему нужно заниматься спортом?
Самая нужная профессия.
Учёба – наш главный труд.
3.Подведение итогов игры, награждение победителей и участников проигравшей команды.
4. Слово учителя
Ребята, вы справились со всеми предложенными вам заданиями и успешно выбрались из нашего лингвистического лабиринта. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении очень сложного, но такого важного и интересного школьного предмета. И тогда русский язык откроет вам ещё много своих тайн и загадок.