Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг «По морям знаний»
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг «По морям знаний»
Цель данного мероприятия: Развивать интерес к предмету русский язык через внеклассное мероприятие с применением игровых форм.
Ребята отправятся в путешествие по Морю Знаний на своих кораблях, выполняя на своем нелегком пути различные задания.Их препятствия: пролив Фонетики, «ОРФОЭПИЯ», "Лексика", "Фразеология", "Орфография", станция "Словообразовательная", Станция "Морфологическая". Капитанов команд ждем конкурс "Поединок", и завершат ребята свое морское странствие на станции "Заключительная".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг «По морям знаний» »
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Брейн-ринг «По морям знаний»
Цель мероприятия: Развивать интерес к предмету русский язык через внеклассное мероприятие с применением игровых форм.
Задачи мероприятия:
Повторить пройденный материал по русскому языку в игровой форме.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Формировать коммуникативную компетенцию обучающихся через работу в команде.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть вас сегодня с нами. Мы собрались здесь, чтобы определить, кто же самый эрудированный, самый начитанный, самый знающий, кто лучше всех владеет русским языком. В нашем брейн-ринге участвуют 2 команды, 2 корабля, которые сейчас представят себя и своих капитанов.
Команды представляются, произносят девиз.
- Ребята, у вас на столах лежат листки бумаги. В них вы будете писать свои ответы. На каждом листке подпишите название своей команды. Спасибо. Мы отправимся в путешествие по морю знаний. (СЛАЙД 1). Но чтобы нам отплыть, нужно поднять якоря. А сделать это можно, лишь ответив на блиц-вопросы. Давайте начнем. Каждой команде я задаю вопросы, которые параллельно высвечиваются на экране. Ваша задача как можно быстрее ответить, выбрав правильный вариант ответа. Если команда не справляется, то другая команда может ответить и получить балл.
БЛИЦ-ВОПРОСЫ. (Команды отвечают по очереди).(СЛАЙДЫ 2- 13)
1. Сколько букв в русском алфавите?
а) 33
б) 30
в) 32
2. Сколько гласных звуков в русском языке?
а) 10
б) 8
в) 6
3. Кто был создателем первого славянского алфавита?
а) Минин и Пожарский
б) Кирилл и Мефодий
в) Ильф и Петров
4. Как звали автора «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) Ожегов
б) Даль
в) Ушаков
5. Как называются слова одинаковые по написания и звучанию, но абсолютно разные по лексическим значениям?
а) синонимы
б) антонимы
в) омонимы
6. Сколько разносклоняемых существительных в русском языке?
а) 10
б) 11
в) 12
7. Что не является словосочетанием:
а) светит ярко
б) светит солнце
в) весеннее солнце
8. Какое числительное написано верно:
а) о тремста
б) о трехстах
в) о трехсот
9). В каком слове нет окончания:
а) водопровод
б) засветло
в) седло
10). Как называется искусство красивого письма:
а) орфография
б) биография
в) каллиграфия
11). Об истории возникновения слова мы можем прочитать в словаре:
а) орфографическом
б) толковом
в) этимологическом
12). Сколько служебных частей речи в русском языке?
а) две
б) три
в) четыре
За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не отвечает правильно, то заработать балл может следующая команда, ответив на тот же вопрос.
- Итак, якоря подняты, и мы отходим от причала. (СЛАЙД 14). В нашем путешествии нам встретятся препятствия и острова, где мы будем пополнять запасы провизии и отдыхать. А вот и первое препятствие: пролив Фонетики. Чтобы проскочить это узкое место, необходимо выполнить следующее задание. (СЛАЙД 15).
«ФОНЕТИКА» 3 минуты.
Подберите к схемам слова. Учтите, что слов предложено больше, а в схемах указаны звуки речи! Вам нужно выбрать только подходящие к звуковым схемам слова.
Схемы:
2 тв.согласных, 2 мягк.согласных, 2 гласных.
2 тв.согласных, 1 мягк. согласный, 2 гласных.
2 тв.согласных, 2 мягк.согласных, 3 гласных.
Слова:
Водяной, волчок, крючок, якорь, сердце, сметана.
За каждое правильное слово 1 балл. Максимум 3 балла.
- Сдайте свои листки с ответами. Давайте проверим, какие же слова зашифрованы в схемах. (СЛАЙД 16).
- Будем надеяться, что Вы справились с заданием и преодолели пролив. Поздравляю вас! Плывем дальше! (СЛАЙД 17). Ветер стих. На море штиль. Придется запустить двигатели. Но они работают на топливе, а топливо, конечно же, правильные ответы. Здесь вам помогут знания по орфоэпии. (СЛАЙД 18).
За каждое правильное слово ставится 0,5 балла. Максимум 9 баллов.
- Проверим ответы. (СЛАЙД 19).
-Баки заправлены, и мы продолжаем наше путешествие. ( СЛАЙД 20). Прямо по курсу рифы. Придется лавировать. Если сможете правильно выполнить задания, корабли не разобьются о рифы, а благополучно преодолеют их. (СЛАЙД 21).
«ЛЕКСИКА» 3 минуты.
Объясните значение устаревших слов и подберите к ним современные синонимы: ветрило,брадобрей, зеницы, длань, лепта, позор, выя, лепота, червонный, шелом, десница, отрок.
За каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимум 6 баллов.
- Проверим ответы. (Слайд 22).
-Рифы пройдены. (СЛАЙД 23).Прямо по курсу остров «Фразеология». Здесь мы сможем отдохнуть и пополнить свои запасы пресной воды. Чем больше правильных ответов, тем больше бочек с водой. Дерзайте!
«ФРАЗЕОЛОГИЯ» 2 минуты.
Отгадай фразеологизм по рисунку:
Команды готовят по одному рисунку для другой команды.
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 1 балл.
-Мы опять на борту своих кораблей. (СЛАЙД 24). Но на нас надвигается шторм. Надо дать сигнал бедствия. Телеграмму составили, но она с ошибками. Их срочно надо исправить, иначе помощь не придет! (СЛАЙД 25).
«ОРФОГРАФИЯ» 5 минут.
Сегнал СОС. Наше судно терпет бедствие. Мы папали в шторм. Волны ростут на глазах, ветер дует сильно-присильно. Большая качька. Пытаемся держатся на плаву. Прилогаем все усилия. Вышлете подмогу. Наши кординаты: где то между Чорной скалой и синий бухтой. Капитан Синицин.
За каждое верное исправление 0,5 балла. Максимум 7 баллов.
- Проверим! (СЛАЙД 26).
- Шторм миновал наши корабли. Все целы! Поднять паруса, идем дальше. Впереди порт. (СЛАЙД 27). Здесь к нам на борт сядут путешественники из разных городов. А чтобы узнать, откуда эти люди, вы должны правильно выполнить следующее задание. (СЛАЙД 28).
СТАНЦИЯ «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ» 3 минуты.
С помощью суффиксов образуйте названия жителей следующих городов:
За каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимум 6 баллов.
-Проверим! (СЛАЙД 29).
- Все пассажиры на местах, можем отчаливать. (СЛАЙД 30). Наши корабли спешат на всех парусах, но вдруг мы попали в зону тумана. Ничего не видно! Надеемся только на компас и приборы, но чтобы они сработали как надо, необходимо выполнить следующее задание! (СЛАЙД 31).
СТАНЦИЯ «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ» 5 минут.
Найдите слово-шпион среди слов каждой группы и дайте объяснение, что в этом слове не так:
Мебель, тюль, моль, акварель.
Дрожжи, прятки, щипцы, кегли.
Забияка, отличница, лентяйка, умница.
Глядеть, болеть, гореть, пыхтеть.
Городской, железный, вчерашний, широкий.
За каждое правильное слово и объяснение 1 балл. Максимум 5 баллов. Если указано слово, но нет объяснения 0,5 балла.
-Проверим ответы! (СЛАЙД 32).
КОНКУРС КАПИТАНОВ. (ЗАДАНИЯ НА ЛИСТАХ).
Отгадайте ребусы:
-Пока капитаны работают, команда тоже без дела не сидит. Чтобы причалить к берегу, не задев другие корабли, срочно надо разгадать кроссворд. (ЗАДАНИЕ НА ЛИСТАХ).
СТАНЦИЯ «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ» 7 минут
По горизонтали: 1. Знак препинания. 4. Служебная часть речи, не употребляется самостоятельно, всегда относятся к какому-нибудь существительному 6. Группа слов, которая выражает законченную мысль. 7. Центральная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и отношениях. 8. Фонетическая форма письменности. Состоит в русском языке из 33 знаков – букв. 10. Один из знаков препинания. В русскую письменность было ввёдено писателем и историком Н. М. Карамзиным. Первоначально знак назывался «черта». 11.Основная часть слова.
По вертикали: 2. Способ изменения частей речи, склонение. В русском языке их шесть. 3. Второстепенный член предложения. 4. Главный член предложения. 5. Часть слова, образующая его материальное, лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки. 9. Знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения.
За каждое верное слово 1 балл. Максимум 11 баллов.
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по морям знаний. СЛАЙД 33). Что же мы привезли с собой? Каков итог? Слово уважаемому жюри. Жюри оглашает результаты. Далее следует награждение.
- Я надеюсь, что путешествие было познавательным, и вы все смогли показать, на что вы способны. До свидания, ребята. (СЛАЙД 34).