Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы».
Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы».
Обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, формирование нравственных идеалов и эстетических вкусов, развитие творческих способностей, воспитание казахстанского патриотизма на примере жизни и творчества Г. Мусрепова.
ОФОРМЛЕНИЕ: На переднем плане сцены костер, на противоположной стороне выставка произведений юбиляра (место, где будут выступать биографы, политики и т.д.), портрет, Габита Мусрепова, домбра.
Эпиграф: «С?з ?асиеті- к?ркемдігінде, ой ?асиеті- шынды?ында»
Высказывание Абая: «Мастерство и правда - в этом цель певца,
Чтоб раскрыть не только очи, но сердца».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы». »
Әдеби газет «Ғабит Мүсірепов –
қазақ әдебиетінің жарқын жұлдызы»
сыныптан тыс сағат
Внеклассное мероприятие
литературная газета «Габит
Мусрепов - яркая звезда
казахской литературы»
Автор: учитель русского языка и литературы
Червонной средней школы
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Бушина Людмила Николаевна
ЦЕЛЬ: Обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, формирование нравственных идеалов и эстетических вкусов, развитие творческих способностей, воспитание казахстанского патриотизма на примере жизни и творчества Г. Мусрепова.
ОФОРМЛЕНИЕ: На переднем плане сцены костер, на противоположной стороне выставка произведений юбиляра (место, где будут выступать биографы, политики и т.д.), портрет, Габита Мусрепова, домбра.
Эпиграф: «Сөз қасиеті- көркемдігінде, ой қасиеті- шындығында».
Высказывание Абая: «Мастерство и правда - в этом цель певца,
Чтоб раскрыть не только очи, но сердца».
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ.
На сцену выходит ученик, исполняющий роль молодого Габита Мусрепова. Садится к костру и под звуки домбры рассказывает о себе.
Габит
«Год моего рождения установлен с точностью, можно сказать, астрономической... ... Слепой на правый глаз конь был растерзан волками осенью, а позднее в день весеннего равноденствия, разделяющий год коровы и барса, - на свет появился я. Зима ещё не уходила, весна не наступала. Был Наурыз».
Биограф 1
Ғабит Мүсірепов 1902 жылы наурыздың 22-сінде туған. Ол көпбалалы отбасында туғандықтан бұл оқиға ешбір елеусіз өткен.
Габит
«Как я теперь понимаю, моему приходу в этот мир никто особенно не радовался. Просто семья... увеличилась на одного мальчишку. Как его назвать - тоже недолго ломали голову. Есть Хамит - старший, Сабит уже есть. По созвучию третьему сыну дали имя – Габит
Биограф 2 В 6 лет Габита вместе со старшими братьями отдали мулле «для ломки языка».
Габит
«Мулла к нам приехал молодой, чтобы скрыть молодость, он свирепо топорщил усики и несколько раз перекладывал с места на место свежесрезанный гибкий прут. Тальниковый прут в руках муллы придавал нам усердия, но не мог прибавить понимания...
Биограф 1
Қабан жылы жұт.Мүсіреповтер отбасы малынан айрылып, балаларын оқытуғы қаражат болмағандықтан, балалар оқуын тастап жұмыс іздеуге мәжбүр болды.
Габит
Голод поселился у нас и стал самым главным в доме. Мне он до сих пор представляется в образе нашей бабушки и голодных детей, то есть нас самих.
Биограф 2
Сначала Мусреповы отдали двух старших сыновей в батраки, а через год и младший
нанялся в соседнее село пасти скот.
Биограф 1
В 14 лет будущий писатель поступает в двухклассное русское училище, после чего его принимают в Пресногорьковское начальное училище.
Биограф 2
1923 год круто меняет жизнь Габита. Встретив Сабита Муканова, Мусрепов едет с
ним в Оренбург - столицу Казахстана, поступать на рабфак.
Габит
«В Оренбурге Сабит с вокзала повел меня на квартиру Сакена Сейфулина, поэта, который был председателем Совета народных комиссаров. Его окружало столько молодых поэтов, певцов, композиторов, что появление ещё двух не могло его удивить.
Критик
В 1927 году был напечатан первый рассказ Г. Мусрепова «Бушующие волны». Начав с рассказа, писатель вырос в большого мастера этого жанра.
Габит
«За 40 лет я написал не так уж много. Два романа, около десятка повестей и пьес, четыре десятка рассказов. Лучше меньше да лучше - старался придерживаться этого правила, но не собираюсь навязывать его всем».
Литературовед
Но перу нашего замечательного писателя - земляка принадлежат и крупные полотна. Его романы и повести: «Пробужденный край», «Солдат из Казахстана», «Улпан - её имя», «Однажды и на всю жизнь» - известны во всем мире.
Драматург
Габит Махмудович внес лепту в развитие национальной драматургии. Либретто оперы «Кыз-Жибек», спектакли «Козы Корпеш и Баян Сулу» украшают и сейчас афиши театров Казахстана.
Политик
Крупный ученый, тонкий политик, он никогда не был равнодушен к общественно-политическим событиям в стране. Именно Габит является одним из авторов знаменитого «Письма пяти». Разоблачая политику Голощекина, эти пятеро патриотов написали письмо Сталину о действительном положении дел в Республике.
Историк
В 37 году, когда опасность нависла и над его головой, защищая наставника и друга Беимбета Майлина, он сказал: «Если он враг народа, тогда я тоже враг». За такое «дерзкое» поведение он был исключен из партии, освобожден от работы, чудом остался на свободе. До смерти Сталина находился в опасности.
Современник
Габит Мусрепов был гражданином с большой буквы. Избирался депутатом Верховного Совета Республики, был награжден орденами. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. А ещё он почетный гражданин города Петропавловска, ибо всегда поддерживал тесную связь с малой родиной, особенно в последние годы своей жизни.
СТРАНИЦА ВТОРАЯ. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ТВОРЧЕСТВА Г. МУСРЕПОВА
1. О ком написал Мусрепов строки: «У (него) была заветная мечта, которую он вынашивал с юношеских лет: разбогатеть! Но, несмотря на все усилия, его хозяйство напоминало коржун, навьюченный на шального, необъезженного стригунка»?
2. Кого вы узнали в персонажах этой сценки? Кто дает наставление Габиту ? -Мугалим, я хочу вам сказать, я уже первый класс закончил. Сейчас учу книги второго класса.
-Как это закончил?
-Да вы проверьте... Букварь весь знаю.
-Учишься ты и вправду хорошо, тут я ничего не могу возразить. Но если хочешь стать человеком, никогда не будь доволен собой. Всегда говори сам себе: я мог бы сделать больше, чем сделал.
3. Кто просил у Габита образец «достоберена», т. е. удостоверения на продажу лошадей?
4. «Она одна против всех нас. Убедила. Говорит, что ты станешь писателем» О ком идет речь? Кто предрек Мусрепову писательское поприще?
«Я твердил: «Не буду писать, какой из меня писатель» Но это больше так, чтобы обмануть себя. На предпоследнем курсе рабфака я все же решил заглянуть в редакцию.. но только за тем, чтобы попросить очередной перевод...» О редакции какой газеты говорится? (В ней был напечатан его первый рассказ)
Как назывался первый рассказ Г. Мусрепова?
«Через несколько дней я показал ему небольшую зарисовку, она называлась «Когда Эдеге хорош, а когда плох»
- Пиши дальше - услышал такой ответ начинающий писатель. Кто сказал Мусрепову эти слова поддержки?
8. «Незадолго до войны меня привлекла судьба нашего выдающегося поэта и композитора. Он был муллой, занимал в обществе видное положение и бросил все, ушел в искусство, которое считалось занятием не совсем приличным, а для муллы и вовсе грешным»
Кто этот бунтующий мулла? Как называется произведение, ему посвященное?
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ. ГЕРОИ Г. МУСРЕПОВА ГЛАЗАМИ ЮНЫХ
ХУДОЖНИКОВ.
Учащиеся представляют свои иллюстрации к произведениям юбиляра, рассказывают о них по плану:
Ваш замысел.
Подбор цитаты из текста, раскрывающей суть рисунка.
Отношение к изображенным героям. Что вы знаете о них?
Иллюстрация к рассказу «Мать» сопровождалась цитатой: «Я - женщина, я - мать этой девушки! - крикнула она. - Я мать всем вам!»
Иллюстрация к рассказу «Аклима» сопровождалась такими словами: «Мама!- так начиналось письмо солдата.. .Родная моя, как я соскучился.» А смысл иллюстрации к повести «Солдат из Казахстана» был выражен следующими строками текста Г. Мусрепова: «За нами лежит Москва.. .Мы должны здесь стоять насмерть».
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ. ГЕРОИ ГАБИТА МУСРЕПОВА НА СЦЕНЕ.
Инсценирование рассказа Габита Мусрепова «Аклима»
Действующие лица:
Аклима
Нурила
Сапар
Автор.
Полковник Ревизов
Доктор
Автор:
«Мама!» — так начиналось письмо солдата,- «Родная моя, как я соскучился»
У Аклимы, получившей письмо, все закачалось перед глазами. Четыре года назад ее
единственный сын Касым ушел на фронт. Два года назад пришла последняя весть - извещение о
смерти Касыма.
До их пор оно хранилось на дне сундучка, и до сих пор надежда не переставала стучаться в
сердце матери: «Вернется, придет, живой».
И вот почтальон, принес письмо с грифом полевой почты.
Аклима: Нурила! Милая! Иди сюда скорей
Нурила: Только, чур, не плакать! А то и читать не стану... Это же радость, апа!
( читает)
«Мама. Первое свое письмо я послал на станцию Агадырь. Думал, что ты уже вернулась
туда... Но я рад, что ты в Караганде...»
Аклима: Подожди, подожди! Какая станция? Какой Агадырь?
Нурила: Мама, на этой войне я прошел две тысячи сорок девять километров. Столько прошел, а до
Берлина не удалось дойти. Мама, я знаю: ты умеешь по-геройски встречать и радости и горе
Поэтому выслушай без страха, ведь я рожден тобой, я твой сын.
Аклима ( тяжело вздохнув) : Касым, Касым.
Касым: Я все хорошо помню. Это была моя последняя ночь на передовой.. Нужно было во что бы то
ни стало сбить немцев с укрепленных позиций.
Полковник Ревизов: Товарищи, получено ответственное задание : попытаться в танках на предельной
скорости прорваться по дну речушки на тот берег и закрепиться там. Тому, кто выполнит его,
не хочу ничего обещать: ни орденов, ни званий. Их у вас много, а за то, что надо будет
сделать, трудно придумать достойную награду...
Сапар : Пять командиров шагнули вперед. Я был среди них.
Молча шли мы потом к машинам, прикидывая в уме расстояние, которое придется пройти под
водой. Только бы не наткнуться на подводные мины, только бы не застрять в тине, только бы
вода нё успела залить мотор, а нам хватило бы воздуха!
Прощай, мама, если мы не увидимся больше.
Я все время помнил о тебе. Я думал так: возьму с собой письмо, которое утром написал тебе.
Возьму его на тот берег, а завтра припишу два слова «жив и здоров» и отправлю. Ох, мам! Ока
залось: между сегодняшним числом и завтрашним лежит целая вечность...
Аклима: Что с тобой, девочка? Ты плачешь?
Нурила : Нет, что вы, апа... У вас такой сын, разве можно плакать.
Сапар: И вот началось, мама. Наш танк на полном ходу окунулся в воду. Мы неслись, то ныряя в
какие-то ямы, то поднимаясь. А по броне танка царапают уже пули и осколки. Мы — в полосе
огня. Воды в танке уже по колено. Только бы не заглох мотор! Вода вдруг всколыхнулась,
поднялась нам по грудь и стала быстро спадать. Мы поняли, что выскочили на
противоположный берег. Вдруг внутри танка вспыхнуло, заметалось пламя. И первое, что
бросилось мне в голову: «письмо»... Письмо, которое я не успел отправить тебе, сгорит в моем
кармане. Кровь заливала лицо, я хотел было утереться рукавом гимнастерки, но одежда
вспыхнула на мне... Попытался тушить, хотел добраться до люка, открыть его и выбраться
наружу, но что-то тяжелое и острое ударило меня по ногам. Я почувствовал, что стремительно
падаю в черную бездну, из которой могу не подняться... Вот и все. Что было дальше со мной, я
не знаю. Очнулся через шесть месяцев и десять дней...
Звучит грустная мелодия.
« Саратовский госпиталь»
Сапар : Где же я? Что со мной? Почему так темно вокруг, так тихо? Наверное, ночь... Да, та самая
ночь, когда загорелся танк. А может быть, он и не загорелся. Может быть, просто я уснул тогда,
и все, что было,— сон, множество тяжелых снов! Грудь... Цела... Сердце стучит. А ноги? Руки
скользнули вниз и... не нашли ног. Вместо них — обрубки.( теряет сознание)
Послушайте? Сколько времени?
Доктор: Успокойтесь. Вы спасены и будете жить. Вы в Саратове, в госпитале. Месяца через два
начнете ходить. Поняли?
Сапар: Да, я понял: буду жить, буду ходить. Прошло полгода с той минуты, как я пришел в себя.
Постепенно возвращалось зрение, с трудом и понемногу я начал говорить, госпитальные хирурги
восстановили мне нос. Но одного боюсь я все время: не узнают меня друзья-товарищи. Лицо мое
обезображено, ног нет... Я долго не решался написать тебе обо всем этом, мама родная.
Но я хочу жить... Ведь руки-то мои целы, сердце-то бьется. Значит, не все еще потеряно.
И последнее, мама. Сейчас, когда ты читаешь это письмо, я — на курорте. Учусь ходить на
протезах. Обрубки ног болят. Но я все равно буду ходить. Буду!
Жду твоего письма. Как только получу его, вылечу в Караганду. Жду свидания, жду, когда ты
крепко обнимешь меня. Твой сын Сапар».
Аклима : Сапар?! Кто? Какой Сапар? Может быть, Касым, ты хотела сказать?
Нурила: Нет. Здесь написано ясно... Сапар..
.
Аклима: Сапар? Не он!
Автор: Она не могла скрыть радости: эти нечеловеческие страдания не коснулись ее сына; другой,
чужой, совсем не знакомый ей остался калекой. Аклиме стало стыдно за свою минутную
радость.
Аклима: Он, наверное, так любил свою мать
Нурила: Да! Ведь я застала ее. Она жила здесь, в этой комнате, где вы теперь живете...Но мать Сапара
умерла
Аклима, Но что делать? Как помочь Сапару? Как написать ему, что никогда материнские руки не
обнимут его израненную солдатскую голову, что никогда не услышит он голоса своей матери?
Нуркеш, А если я... Если я вызову его... Ну, напишу ему от имени матери... Приезжай, мол, сынок. Что
будет, Нуркеш? Я ведь теперь знаю: мой-то Касым не вернется...
Автор: В тот же день полетела из Караганды телеграмма Сапару: «Приезжай, сынок, жду. Мама».
И Аклима стала ждать. Только не инвалида Сапара, нет! Такие, как он, никогда не становятся
инвалидами, думающими только о своих несчастьях, о своей горькой участи...
Каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце.
Может быть, это он летит — ее сын-солдат, ее Сапар?
СТРАНИЦА ПЯТАЯ. МЫСЛИ МОЛОДЫХ.
Интервью у юных актеров-исполнителей. Вопросы учащихся - корреспондентов:
Представление закончено. Довольны ли вы своей игрой?
Что вам дало общение с мусреповскими героями?
Играя роль матери, какие черты её характера вы старались подчеркнуть?
Что роднит нас, молодое поколение, с Г. Мусреповым?
- Я думаю, объединяет любовь к степному краю. Отношение к малой моей
родине я выразила в своем четверостишье: Следы закутанной дороги
И ветер навевает грусть.
В цветах - осколочки тревоги
Степь, я к тебе ещё вернусь.
В моей душе грусть, я думаю, уезжая на учёбу, Габит Мусрепов чувствовал то же самое.
СТРАНИЦА ШЕСТАЯ. МЫСЛИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ. Габит Мусрепов: (на фоне звуков домбры)
«Я сейчас не пишу повесть моей жизни, а перелистываю её отдельные страницы... Я был сыном своей степи, которая вспоила меня и вскормила. Иногда меня спрашивают:
А почему вы стали писателем? Ответ у меня наготове:
Потому, что так велела Сильвия Михайловна, моя учительница в Пресногорьковке. Я не мог её не послушаться.
А если говорить серьёзно, то это действительно трудно... объяснить, почему тебя начали вдруг занимать разные истории в жизни людей. И в какую минуту тебе захотелось рассказать о сдвигах в судьбе твоего народа, который дал тебе жизнь, дал язык для выражения твоих мыслей, твоих чувств.