kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, формирование нравственных идеалов и эстетических вкусов, развитие творческих способностей, воспитание казахстанского патриотизма на примере жизни и творчества Г. Мусрепова.

ОФОРМЛЕНИЕ: На переднем плане сцены костер, на противоположной стороне выставка произведений юбиляра (место, где будут выступать биографы, политики и т.д.), портрет,  Габита Мусрепова, домбра.

Эпиграф: «С?з ?асиеті- к?ркемдігінде, ой ?асиеті- шынды?ында»            

Высказывание Абая: «Мастерство и правда - в этом цель певца,

                                         Чтоб раскрыть не только очи, но сердца».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы». »

Әдеби газет «Ғабит Мүсірепов –

қазақ әдебиетінің жарқын жұлдызы»

сыныптан тыс сағат



Внеклассное мероприятие

литературная газета «Габит

Мусрепов - яркая звезда

казахской литературы»











Автор: учитель русского языка и литературы

Червонной средней школы

района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Бушина Людмила Николаевна










ЦЕЛЬ: Обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, формирование нравственных идеалов и эстетических вкусов, развитие творческих способностей, воспитание казахстанского патриотизма на примере жизни и творчества Г. Мусрепова.


ОФОРМЛЕНИЕ: На переднем плане сцены костер, на противоположной стороне выставка произведений юбиляра (место, где будут выступать биографы, политики и т.д.), портрет, Габита Мусрепова, домбра.

Эпиграф: «Сөз қасиеті- көркемдігінде, ой қасиеті- шындығында».

Высказывание Абая: «Мастерство и правда - в этом цель певца,

Чтоб раскрыть не только очи, но сердца».


СТРАНИЦА ПЕРВАЯ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ.


На сцену выходит ученик, исполняющий роль молодого Габита Мусрепова. Садится к костру и под звуки домбры рассказывает о себе.

Габит

«Год моего рождения установлен с точностью, можно сказать, астрономической... ... Слепой на правый глаз конь был растерзан волками осенью, а позднее в день весеннего равноденствия, разделяющий год коровы и барса, - на свет появился я. Зима ещё не уходила, весна не наступала. Был Наурыз».

Биограф 1

Ғабит Мүсірепов 1902 жылы наурыздың 22-сінде туған. Ол көпбалалы отбасында туғандықтан бұл оқиға ешбір елеусіз өткен.

Габит

«Как я теперь понимаю, моему приходу в этот мир никто особенно не радовался. Просто семья... увеличилась на одного мальчишку. Как его назвать - тоже недолго ломали голову. Есть Хамит - старший, Сабит уже есть. По созвучию третьему сыну дали имя – Габит

Биограф 2 В 6 лет Габита вместе со старшими братьями отдали мулле «для ломки языка».

Габит

«Мулла к нам приехал молодой, чтобы скрыть молодость, он свирепо топорщил усики и несколько раз перекладывал с места на место свежесрезанный гибкий прут. Тальниковый прут в руках муллы придавал нам усердия, но не мог прибавить понимания...

Биограф 1

Қабан жылы жұт.Мүсіреповтер отбасы малынан айрылып, балаларын оқытуғы қаражат болмағандықтан, балалар оқуын тастап жұмыс іздеуге мәжбүр болды.

Габит

Голод поселился у нас и стал самым главным в доме. Мне он до сих пор представляется в образе нашей бабушки и голодных детей, то есть нас самих.






Биограф 2

Сначала Мусреповы отдали двух старших сыновей в батраки, а через год и младший

нанялся в соседнее село пасти скот.

Биограф 1

В 14 лет будущий писатель поступает в двухклассное русское училище, после чего его принимают в Пресногорьковское начальное училище.

Биограф 2

1923 год круто меняет жизнь Габита. Встретив Сабита Муканова, Мусрепов едет с

ним в Оренбург - столицу Казахстана, поступать на рабфак.

Габит

«В Оренбурге Сабит с вокзала повел меня на квартиру Сакена Сейфулина, поэта, который был председателем Совета народных комиссаров. Его окружало столько молодых поэтов, певцов, композиторов, что появление ещё двух не могло его удивить.

Критик

В 1927 году был напечатан первый рассказ Г. Мусрепова «Бушующие волны». Начав с рассказа, писатель вырос в большого мастера этого жанра.

Габит

«За 40 лет я написал не так уж много. Два романа, около десятка повестей и пьес, четыре десятка рассказов. Лучше меньше да лучше - старался придерживаться этого правила, но не собираюсь навязывать его всем».

Литературовед

Но перу нашего замечательного писателя - земляка принадлежат и крупные полотна. Его романы и повести: «Пробужденный край», «Солдат из Казахстана», «Улпан - её имя», «Однажды и на всю жизнь» - известны во всем мире.

Драматург

Габит Махмудович внес лепту в развитие национальной драматургии. Либретто оперы «Кыз-Жибек», спектакли «Козы Корпеш и Баян Сулу» украшают и сейчас афиши театров Казахстана.

Политик

Крупный ученый, тонкий политик, он никогда не был равнодушен к общественно-политическим событиям в стране. Именно Габит является одним из авторов знаменитого «Письма пяти». Разоблачая политику Голощекина, эти пятеро патриотов написали письмо Сталину о действительном положении дел в Республике.

Историк

В 37 году, когда опасность нависла и над его головой, защищая наставника и друга Беимбета Майлина, он сказал: «Если он враг народа, тогда я тоже враг». За такое «дерзкое» поведение он был исключен из партии, освобожден от работы, чудом остался на свободе. До смерти Сталина находился в опасности.

Современник

Габит Мусрепов был гражданином с большой буквы. Избирался депутатом Верховного Совета Республики, был награжден орденами. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. А ещё он почетный гражданин города Петропавловска, ибо всегда поддерживал тесную связь с малой родиной, особенно в последние годы своей жизни.



СТРАНИЦА ВТОРАЯ. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ТВОРЧЕСТВА Г. МУСРЕПОВА


1. О ком написал Мусрепов строки: «У (него) была заветная мечта, которую он
вынашивал с юношеских лет: разбогатеть! Но, несмотря на все усилия, его
хозяйство напоминало коржун, навьюченный на шального, необъезженного
стригунка»?

2. Кого вы узнали в персонажах этой сценки? Кто дает наставление Габиту ?
-Мугалим, я хочу вам сказать, я уже первый класс закончил. Сейчас учу книги
второго класса.

-Как это закончил?

-Да вы проверьте... Букварь весь знаю.

-Учишься ты и вправду хорошо, тут я ничего не могу возразить. Но если хочешь стать человеком, никогда не будь доволен собой. Всегда говори сам себе: я мог бы сделать больше, чем сделал.

3. Кто просил у Габита образец «достоберена», т. е. удостоверения на продажу
лошадей?

4. «Она одна против всех нас. Убедила. Говорит, что ты станешь писателем»
О ком идет речь? Кто предрек Мусрепову писательское поприще?

  1. «Я твердил: «Не буду писать, какой из меня писатель» Но это больше так, чтобы обмануть себя. На предпоследнем курсе рабфака я все же решил заглянуть в редакцию.. но только за тем, чтобы попросить очередной перевод...» О редакции какой газеты говорится? (В ней был напечатан его первый рассказ)

  2. Как назывался первый рассказ Г. Мусрепова?

  3. «Через несколько дней я показал ему небольшую зарисовку, она называлась «Когда Эдеге хорош, а когда плох»

- Пиши дальше - услышал такой ответ начинающий писатель. Кто сказал Мусрепову эти слова поддержки?

8. «Незадолго до войны меня привлекла судьба нашего выдающегося поэта и
композитора. Он был муллой, занимал в обществе видное положение и бросил
все, ушел в искусство, которое считалось занятием не совсем приличным, а для
муллы и вовсе грешным»

Кто этот бунтующий мулла? Как называется произведение, ему посвященное?











СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ. ГЕРОИ Г. МУСРЕПОВА ГЛАЗАМИ ЮНЫХ

ХУДОЖНИКОВ.


Учащиеся представляют свои иллюстрации к произведениям юбиляра, рассказывают о них по плану:

  1. Ваш замысел.

  2. Подбор цитаты из текста, раскрывающей суть рисунка.

  3. Отношение к изображенным героям. Что вы знаете о них?

Иллюстрация к рассказу «Мать» сопровождалась цитатой: «Я - женщина, я - мать этой девушки! - крикнула она. - Я мать всем вам!»

Иллюстрация к рассказу «Аклима» сопровождалась такими словами: «Мама!- так начиналось письмо солдата.. .Родная моя, как я соскучился.» А смысл иллюстрации к повести «Солдат из Казахстана» был выражен следующими строками текста Г. Мусрепова: «За нами лежит Москва.. .Мы должны здесь стоять насмерть».



























СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ. ГЕРОИ ГАБИТА МУСРЕПОВА НА СЦЕНЕ.


Инсценирование рассказа Габита Мусрепова «Аклима»

Действующие лица:

Аклима

Нурила

Сапар

Автор.

Полковник Ревизов

Доктор

Автор:

«Мама!» — так начиналось письмо солдата,- «Родная моя, как я соскучился»

У Аклимы, получившей письмо, все закачалось перед глазами. Четыре года назад ее

единственный сын Касым ушел на фронт. Два года назад пришла последняя весть - извещение о

смерти Касыма.

До их пор оно хранилось на дне сундуч­ка, и до сих пор надежда не переставала стучаться в

сердце матери: «Вернется, придет, живой».

И вот почтальон, принес письмо с гри­фом полевой почты.

Аклима: Нурила! Милая! Иди сюда скорей

Нурила: Только, чур, не плакать! А то и читать не стану... Это же радость, апа!

( читает)

«Мама. Первое свое письмо я послал на станцию Агадырь. Думал, что ты уже вернулась

туда... Но я рад, что ты в Караганде...»

Аклима: Подожди, подожди! Какая станция? Какой Агадырь?

Нурила: Мама, на этой войне я прошел две тысячи сорок девять километров. Столько прошел, а до

Берлина не удалось дойти. Мама, я знаю: ты умеешь по-геройски встречать и радости и горе

Поэтому вы­слушай без страха, ведь я рожден тобой, я твой сын.


Аклима ( тяжело вздохнув) : Касым, Касым.



Касым: Я все хорошо помню. Это была моя последняя ночь на передовой.. Нужно было во что бы то

ни стало сбить немцев с укрепленных по­зиций.


Полковник Ревизов: Товарищи, получено ответственное задание : попытаться в танках на предель­ной

скорости прорваться по дну речушки на тот берег и за­крепиться там. Тому, кто выполнит его,

не хочу ничего обещать: ни орденов, ни званий. Их у вас много, а за то, что надо будет

сделать, трудно придумать достойную награду...


Сапар : Пять командиров шагнули вперед. Я был среди них.

Молча шли мы потом к машинам, прикидывая в уме рас­стояние, которое придется пройти под

водой. Только бы не наткнуться на подводные мины, только бы не застрять в тине, только бы

вода нё успе­ла залить мотор, а нам хватило бы воздуха!

Прощай, мама, если мы не увидимся больше.

Я все время помнил о тебе. Я думал так: возьму с собой письмо, которое утром написал тебе.

Возьму его на тот берег, а завтра при­пишу два слова «жив и здоров» и отправлю. Ох, мам! Ока­

залось: между сегодняшним числом и завтрашним лежит целая вечность...



Аклима: Что с тобой, девочка? Ты плачешь?


Нурила : Нет, что вы, апа... У вас такой сын, разве можно пла­кать.


Сапар: И вот началось, мама. Наш танк на полном ходу окунулся в воду. Мы неслись, то ныряя в

какие-то ямы, то поднимаясь. А по броне танка царапают уже пули и осколки. Мы — в полосе

огня. Воды в танке уже по колено. Только бы не заглох мотор! Вода вдруг всколыхну­лась,

поднялась нам по грудь и стала быстро спадать. Мы поняли, что выскочили на

противоположный берег. Вдруг внутри танка вспых­нуло, заметалось пламя. И первое, что

бросилось мне в го­лову: «письмо»... Письмо, которое я не успел отправить те­бе, сгорит в моем

кармане. Кровь заливала лицо, я хотел было утереться рукавом гимнастерки, но одежда

вспыхнула на мне... Попытался тушить, хотел добраться до люка, от­крыть его и выбраться

наружу, но что-то тяжелое и острое ударило меня по ногам. Я почувствовал, что стремительно

падаю в черную бездну, из которой могу не подняться... Вот и все. Что было дальше со мной, я

не знаю. Очнулся через шесть месяцев и десять дней...

Звучит грустная мелодия.

« Саратовский госпиталь»


Сапар : Где же я? Что со мной? Почему так темно вокруг, так тихо? Наверное, ночь... Да, та самая

ночь, когда загорелся танк. А может быть, он и не за­горелся. Может быть, просто я уснул тогда,

и все, что бы­ло,— сон, множество тяжелых снов! Грудь... Цела... Сердце стучит. А ноги? Руки

скользнули вниз и... не нашли ног. Вме­сто них — обрубки.( теряет сознание)

Послушайте? Сколько времени?


Доктор: Успокойтесь. Вы спасены и будете жить. Вы в Сара­тове, в госпитале. Месяца через два

начнете ходить. Поня­ли?


Сапар: Да, я понял: буду жить, буду ходить. Прошло полгода с той минуты, как я пришел в себя.

Постепенно возвращалось зрение, с трудом и понемногу я начал говорить, госпитальные хирур­ги

восстановили мне нос. Но одного боюсь я все время: не узнают меня друзья-товарищи. Лицо мое

обезображено, ног нет... Я долго не решался написать тебе обо всем этом, ма­ма родная.

Но я хочу жить... Ведь руки-то мои целы, сердце-то бьет­ся. Значит, не все еще потеряно.

И последнее, мама. Сейчас, когда ты читаешь это пись­мо, я — на курорте. Учусь ходить на

протезах. Обрубки ног болят. Но я все равно буду ходить. Буду!

Жду твоего письма. Как только получу его, вылечу в Ка­раганду. Жду свидания, жду, когда ты

крепко обнимешь меня. Твой сын Сапар».

Аклима : Сапар?! Кто? Какой Са­пар? Может быть, Касым, ты хотела сказать?


Нурила: Нет. Здесь написано ясно... Сапар..

.

Аклима: Сапар? Не он!


Автор: Она не могла скрыть радости: эти нечеловеческие стра­дания не коснулись ее сына; другой,

чужой, совсем не зна­комый ей остался калекой. Аклиме стало стыдно за свою минутную

радость.


Аклима: Он, наверное, так любил свою мать


Нурила: Да! Ведь я застала ее. Она жила здесь, в этой комнате, где вы теперь живете...Но мать Сапара

умерла


Аклима, Но что делать? Как помочь Сапару? Как написать ему, что никогда материнские руки не

обнимут его израненную сол­датскую голову, что никогда не услышит он голоса своей матери?


Нуркеш, А если я... Если я вызову его... Ну, напишу ему от имени матери... Приезжай, мол, сынок. Что

будет, Нуркеш? Я ведь теперь знаю: мой-то Касым не вернется...


Автор: В тот же день полетела из Караганды телеграмма Са­пару: «Приезжай, сынок, жду. Мама».

И Аклима стала ждать. Только не инвалида Сапара, нет! Такие, как он, никогда не становятся

инвалидами, ду­мающими только о своих несчастьях, о своей горькой участи...

Каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце.

Может быть, это он ле­тит — ее сын-солдат, ее Сапар?



СТРАНИЦА ПЯТАЯ. МЫСЛИ МОЛОДЫХ.


Интервью у юных актеров-исполнителей. Вопросы учащихся - корреспондентов:

  1. Представление закончено. Довольны ли вы своей игрой?

  2. Что вам дало общение с мусреповскими героями?

  3. Играя роль матери, какие черты её характера вы старались подчеркнуть?

  4. Что роднит нас, молодое поколение, с Г. Мусреповым?

- Я думаю, объединяет любовь к степному краю. Отношение к малой моей

родине я выразила в своем четверостишье: Следы закутанной дороги

И ветер навевает грусть.

В цветах - осколочки тревоги

Степь, я к тебе ещё вернусь.

В моей душе грусть, я думаю, уезжая на учёбу, Габит Мусрепов чувствовал то же самое.



СТРАНИЦА ШЕСТАЯ. МЫСЛИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ. Габит Мусрепов: (на фоне звуков домбры)

«Я сейчас не пишу повесть моей жизни, а перелистываю её отдельные страницы... Я был сыном своей степи, которая вспоила меня и вскормила. Иногда меня спрашивают:

  • А почему вы стали писателем? Ответ у меня наготове:

  • Потому, что так велела Сильвия Михайловна, моя учительница в Пресногорьковке. Я не мог её не послушаться.

А если говорить серьёзно, то это действительно трудно... объяснить, почему тебя начали вдруг занимать разные истории в жизни людей. И в какую минуту тебе захотелось рассказать о сдвигах в судьбе твоего народа, который дал тебе жизнь, дал язык для выражения твоих мыслей, твоих чувств.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие «Габит Мусрепов - яркая звезда казахской литературы».

Автор: Бушина Людмила Николаевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства