Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Словесная перестрелка"»
Мартукская средняя общеобразовательная школа №1
Внеклассное
мероприятие по русскому языку.
Интеллектуальная игра на тему:
«Словесная перестрелка».
Для учащихся 10 классов
(в рамках проведения недели русского языка и литературы)
Разработала: Черненко Н.В.
«Словесная перестрелка»
Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей
учеников в области русского языка.
Задачи:
- привить интерес к изучению русского языка;
- создание условий для воспитания любви и уважения к языку;
- научить учеников решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.
Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие. Участвуют 2 команды.
Оборудование: раздаточный материал.
Непродуманное слово, что незрелое яблоко.
Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
Слово толковое стоит целкового.
Ветры горы разрушают – слово народы поднимают.
(Народная мудрость)
Ход игры.
Ведущий. Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет понятийную или смысловую основу. У каждого свое звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).
В игре принимают участие две команды (по 4-6 человек в каждой). Играют в слова, играют со словами. За каждую конкурс командам начисляются баллы.
Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды. ( А, Р, П, У, С – ПАРУС, Е, К, А, Ф, Л – ФАКЕЛ)
«Разминка»
За каждый правильный ответ по одному баллу.
Назвать слова во множественном числе: дуга, рука, мука, житель, любитель, учитель, грек, узбек, человек, ведро, метро, цыпленок, козленок, бочонок.
Множественное число преобразовать в единственное: певцы, венцы, концы, щипцы, орехи, успехи, доспехи.
Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар, портной, купец, храбрец.
Глаголы неопределенной формы преобразовать в глаголы 1 лица: мечтать, блистать, свистать, бросать, кромсать, кусать.
2 конкурс. Игры с пословицами. За правильный ответ – 4 балла
Найдите ошибку, исправленный вариант записываете на листочки и сдаете жюри (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )
-Первый блин колом
-Своя ноша не тонет
-Не в деньках счастье
-Комар косу не подточит
-Нет козы без шипов
Игра с залом. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Какое имя числительное приказывает? (ТРИ)
В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
5. А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
1.И. 2.Ничего. 3.А,Б.
6. Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (Швейную)
7. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)
8. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? (Я-МЫ)
9. Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)
10. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (КОСА – КОЗА)
11. Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (ПАР – ТА)
12. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-О-С-НА)
13. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не
две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ)
14. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (ЕСТЬ, КОГДА ИХ ДЕРЖАТ
«ВВЕРХ НОГАМИ»)
3 конкурс. «Устами младенца». За правильный ответ – 2 балла
Вам необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять сигнальную карточку. За каждое правильное слово – 1 балл. Время для обдумывания – 1 минута.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
«Вор получил приговор»
Командам называется слово ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Например: двор, раствор, выговор).
4 конкурс. «С русского на русский».
В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению.
Они огрубляют нашу речь. Что это за слова? ЖАРГОНИЗМЫ. С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты.
Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате.
(Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня).
1 Ведущий: «Перевод записать на листочке и передать жюри».
Игра с капитанами команд. За правильный ответ – 2 балла.
Вопросы задаются капитанам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
1.Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в значении существительного? (Русские.)
2.Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)
3.С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)
4.От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)
5.В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слов мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)
6.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)
7.Маленьких детей просят показать ротик, носик, губки…, а вам придется показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, перст.
8.Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)
9.Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)
10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
«Молодец»
Участники должны расшифровать за 1 минуту данные фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец». Каждой команде задается по одному слову, за правильный ответ 1 балл
Умный человек –
Торговал на Руси –
Делает подковы –
Остался без жены –
Венчает дело –
Школьная сумка –
Горькое растение –
Скрывается от милиции –
Наша игра «Словесная перестрелка» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.
(Жюри подводит итог.)
Назвать слова во множественном числе: дуга, рука, мука, житель, любитель, учитель, грек
Назвать слова во множественном числе: узбек, человек, ведро, метро, цыпленок, козленок, бочонок.
Множественное число преобразовать в единственное: певцы, венцы, концы, щипцы,
Множественное число преобразовать в единственное: орехи, успехи, доспехи.
Глаголы неопределенной формы преобразовать в глаголы 1 лица: мечтать, блистать, свистать,
Глаголы неопределенной формы преобразовать в глаголы 1 лица: бросать, кромсать, кусать.
ВОР ВОР
П А Р У С Ф А К Е Л
Найдите ошибку, исправленный вариант записываете на листочки и сдаете жюри (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )
-Первый блин колом
-Своя ноша не тонет
-Не в деньках счастье
-Комар косу не подточит
-Нет козы без шипов
Найдите ошибку, исправленный вариант записываете на листочки и сдаете жюри (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )
-Первый блин колом
-Своя ноша не тонет
-Не в деньках счастье
-Комар косу не подточит
-Нет козы без шипов
Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате.
Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате.